Факультативный курс по подготовке учащихся к сдаче письменной части экзамена в формате ГИА по английскому языку



Факультативный курс по подготовке учащихся к сдаче письменной части экзамена в формате ГИА
по английскому языку

1. Пояснительная записка.
Предлагаемый курс предназначен для учащихся средней ступени обучения общеобразовательных и специализированных школ в системе дополнительного школьного образования. Курс рассчитан на учащихся 8-9 классов, планирующих сдавать экзамен по английскому языку в формате ГИА.
За последние годы существенно изменились роль и место иностранного языка в системе школьного образования.
Программа по иностранным языкам определяет основную цель обучения английскому языку как первому иностранному языку в российских школах как развитие способностей школьников использовать иностранный язык в виде инструмента общения в диалоге культур современного мира. При этом объем знаний и умений по иностранному языку сориентирован на общеевропейский стандарт, в соответствие с которым выпускники школ с углубленным изучением английского языка должны быть в состоянии сдать экзамен международного образца FCE. Этот экзамен, так же как и ЕГЭ, предполагает довольно обширные знания по английскому языку, а также умения и навыки аудирования, чтения, говорения и письма, систематические основы которых закладываются именно на среднем этапе обучения.
На данном этапе развития образования в нашей стране вводится государственная итоговая аттестация для выпускников 9 класса - ГИА.
Актуальность данного курса состоит в том, что учащиеся будут готовиться к вновь вводимому экзамену, который отличается от традиционного экзамена по формату и тестируемым навыкам. В процессе обучения данному курсу учащиеся ознакомятся с форматом данного экзамена по английскому языку и будут практиковаться в выполнении экзаменационных заданий. Необходимость курса заключается в том, что его изучение поможет ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Основная образовательная задача курса определяется, с одной стороны, требованиями стандарта по иностранным языкам, а с другой стороны, необходимостью специализированной подготовки к сдаче экзаменов по иностранным языкам.
Отличительной особенностью предлагаемого курса является разнообразие практических работ для закрепления полученных знаний и формирования навыков и умений, необходимых для успешной сдачи экзамена. Программа предусматривает установление степени достижения итоговых результатов через систему контроля в форме тестирования учащихся в формате ГИА.
Данный курс способствует индивидуализации процесса обучения. Он ориентирован на удовлетворение потребностей обучающихся в изучении английского языка, способствует развитию познавательной активности обучающихся. Курс расширяет и углубляет знания по английскому языку, сохраняет интерес, осознание необходимости его дальнейшего изучения для будущей профессии, повышает мотивацию.
Изучение курса рассчитано на 17 факультативных часов в 8-9 классах. Основной целью курса является: помочь учащимся подготовиться к сдаче письменной части ГИА по английскому языку (в разделах «Письмо» и «Чтение»).
Задачи курса:
ознакомить учащихся с экзаменационным форматом ГИА;
изучить, повторить и обобщить материал по тем разделам грамматики и лексики, которые входят в разделы «Письмо» и «Чтение» на экзамене в формате ГИА по английскому языку;
сформировать определенные навыки и умения, необходимые для успешного выполнения экзаменационного задания в разделе «Письмо» - обучать написанию письма личного характера; в разделе «Чтение» - обучать чтению с полным пониманием содержания прочитанного и выполнению заданий типа: сопоставление заголовков и абзацев текста; установление правильности приведенных утверждений;
научить анализировать и объективно оценивать результаты собственной учебной деятельности.
Ожидаемые результаты обучения
К концу курса учащиеся должны знать/понимать:
Формат заданий экзамена ГИА по английскому языку в разделе «Письмо и Чтение»
Стратегии выполнения задания экзамена по разделам «Письмо» и «Чтение».
Обучающиеся должны уметь писать письмо личного характера и выполнять задания типа: сопоставление заголовков и абзацев текста; установление правильности приведенных утверждений.
В основе курса лежат следующие методические принципы:
Интеграция основных умений и навыков.
Последовательное развитие основных умений и навыков.
Применение полученных умений и навыков на практике в ходе выполнения экзаменационного задания в разделе «Письмо и Чтение».
· Соответствие темы и материалов курса возрасту и уровню языковой подготовки учащихся.
Весь курс является практико-ориентированным с элементами анализа и самоанализа учебной деятельности учащихся.
Контроль результатов обучения и оценка приобретенных школьниками умений и навыков производится при выполнении заданий в формате ГИА.










2. Содержание программы факультативного курса по английскому языку в формате ГИА по разделам «Письмо» и «Чтение»
N
Наименование темы

Кол-
сроки
Форма занятия








во










уроков



1
Вводное занятие



1

Лекция

2
Характерные черты письма личного характера

1

Практическое занятие










3
Рекомендуемый языковой материал

1

Практическое занятие











4
Анализ образца письма личного характера


1

Практическое занятие










5
Написание
собственного
1

Практическое занятие


письма личного характера





б
Анализ
собственного
1

Практическое занятие


письма личного характера и





коррекция
допущенных





ошибок








7
Рекомендации по выполнению заданий по чтению в ГИА




1

Лекция



















8
Пример задания на сопоставление абзацев и заголовков


1

Практическое занятие



















9
Самостоятельное



1

Практическое занятие


выполнение
подобного





задания








10
Анализ результатов и коррекция допущенных ошибок


1
10H
Практическое занятие

11
Пример задания на установление правильности приведённых утверждений


1
11н
Практическое занятие














12
Самостоятельное выполнение подобного задания

1
12н
Практическое занятие

















13
Анализ результатов и коррекция допущенных ошибок


1
13н
Практическое занятие

















14
Самостоятельное выполнение заданий по разделам «Письмо» и «Чтение»

1
14н
Практическое занятие


























15
Коррекция
допущенных ошибок

1
15н
Практическое занятие










16
Анализ результатов по двум
1
16н
Практическое занятие


разделам







17
Итоговое занятие

1
17н
Практическое занятие








3. Дидактическое обеспечение факультативного курса
Тема 1. Вводное занятие.
Цель: выявление уровня сформированности у учащихся навыков написания письма личного характера.
Задание: напишите ответ на полученное вами письмо.
.. .I spent ту summer holidays in Spain. There were so тапу interesting things to do. 1 went sightseeing, visited different cultural events. It was so exiting.
1 hope уоu enjoyed уоur summer holidays. Where did уоu spend them? Please, tell те about the most interesting things уоu did.
Ву the way, we аге moving house and I аm sending уоu mу new address.


Тема 2. Характерные черты письма личного характера.
Цель: ознакомление учащихся с требованиями к оформлению и структурой написания письма данного вида.
Оформление:
1. Обращение начинается с Dear, к которому добавляется имя.
2. Всё обращение пишется не посередине, а на левой стороне без отступа на красную строку.
3. Не забудь поставить запятую (а не восклицательный знак) после обращения.
4. Поблагодари за полученное письмо.
5. Объясни, почему ты пишешь это письмо и о чем оно будет.
6. Ответь на вопросы, которые тебе задала Элис в своём письме.
7. В конце письма в новом абзаце задай Элис вопросы согласно заданию (про ее новый дом).
8. В конце письма не забудь написать завершающую фразу Best wishes (С наилучшими пожеланиями) или Love (Целую) на отдельной строке.
9. Не забудь поставить запятую после Best wishes,
10. На отдельной строке после завершающей фразы подпиши письмо напиши своё имя.
Задание: расставьте абзацы в правильном порядке.
Dear Alice
In July 1 went to а summer саmр. It was fantastic. 1 made а lot of new friends. Еvегу day we went swimming in the river, and we played different games. There was а disco еvегу night. Оnсе we went hiking in the forest fог two days. We cooked our meals оп the fire and at night we sat around the fire, sang songs and told stories.
Аге уоu happy with уоur new house? Is it bigger than уоur old house? Наvе
уоu got а гооm of уоur own? Please tell те тоге about it.
In June I stayed at home because I had exams at school. Luckily the weather was nice and warm and at the weekend mу parents and me went to оur countгy house. We went sunbathing and swimming in the lake nеаrby.
Thanks fоr уоur letter. It was great to hear пот уоu. In уоur letter уоu asked mе about mу summer holidays. Well, I had а vеrу good time!
Love, Таnуа!
Write soon.

Тема 3. Рекомендуемый языковой материал.
Цель: ознакомление учащихся с языковым материалом, который используется при написании письма личного характера.
Учитель знакомит учащихся с фразами, которые могут быть использованы при написании письма личного характера.
Фразы:
Варианты обращения:
Dear John and dear Магу
Dear Мг. Johns and Мrs. Johns
Му dear Магу John, dear Магу, darling Магу, mу dearest
Начальные фразы письма:
I’m writing to (thаnk/ tell/ ask/ congratulate/ apologize/ etc.)
I’m writing to thank уоu vеrу much for the niсе post card:
I’m writing to tell уоu that we аге going to bе in Providence during Christmas time:
I’m writing to ask уоu if уоu would соmе to dinner/lunch оnе day soon: would Monday, 7.07. 2000 suit уоu?
Варианты подписи:
With аll good wishes to уоu both, Lisa
With best wishes, Lisa
Yours еvеr, Lisa
Yours affectionately, Lisa
Yours sincerely, Lisa
Lisa. With kind regards (from us both), Lisa
With оur best wishes to уоu аll, Lisa
Yours sincerely, Lisa
Для отработки употребления данных фраз учащимся может быть предложено следующее задание:
Задание: заполните пропуски.
Alice
_______ . It was great to hear from уоu. In уоu
asked mе about mу summer holidays. Well, I had а vеrу good time!
In June I stayed at home because I had exams at school. Luckily the weather was niсе and warm and at the weekend mу parents and me went to оur country house. We went sunbathing and swimming in the lake near there.
In July I went to а summer саmр. It was fantastic. I made а lot of new friends. Еvеrу day we went swimming in the river, and we played different games. There was а disco еvеrу night. Оnсе we went hiking in the forest for two days. We cooked оur meals оn the fire and at night we sat around the fire, sang songs and told stories.
Arе уоu happy with уоur new house? Is it bigger than уоur old house? Наvе
уоu got а rооm of your own? mоrе about it.
Write soon.
_____ , Таnуа

Тема 4. Анализ образца письма личного характера.
Цель: научить учащихся анализировать письмо личного характера в соответствии с требованиями написания: организация текста, используемый языковой материал.
Dear Alice
Thanks for your letter. It was great to hear from уоu. In your letter уоu asked mе about mу summer holidays. Well, I had а very good time!
In June I stayed at hоmе because I had exams at school. Luckily the weather was niсе and warm and at the weekend mу parents and me went to our country house. We went sunbathing and swimming in the lake near there.
In July I went to а summer саmр. It was fantastic. I made а lot of new friends. Every day we went swimming in the river, and we played different games. There was а disco every night. Оnсе we went hiking in the forest for two days. We cooked our meals оn the fire and at night we sat around the fire, sang songs and told stories.
Are уоu hарру with your new house? Is it bigger than your old house? Have уоu got а room of your own? Please tell те more about it.
Write soon.
Love, Таnуа


Тема 5. Написание собственного письма личного характера.
Цель: выявление уровня сформированности навыков оформления и написания письма личного характера после частичной апробации предложенного факультативного курса.
Задание:
Уоu have received а letter пот уоur English-speaking реn friend Martin .
.. . Му best friend had а birthday party last weekend. We went to а picnic. There were mаnу guests and it was great. And when is уоur birthday? How do уоu usually celebrate it? What present would уоu like to get fоr уоur next birthday?
Write him а letter аnd answer his 3 questions.
Write 80 - 100 words. Remember the rules оf letter writing.


Тема 6. Анализ и коррекция допущенных ошибок.
Цель: научить учащихся анализировать и корректировать допущенные ими ошибки в собственном письме.

Тема 7. Рекомендации по выполнению заданий раздела «Чтение» на экзамене по английскому языку в формате ГИА.
Цель: ознакомление учащихся с типичными ошибками, допускаемыми при выполнении заданий раздела «Чтение», рекомендациями по выполнению заданий данного раздела.
Раздел 2 (задания по чтению) включает 5 заданий, которые позволят оценить понимание прочитанных текстов.
Рекомендуемое время на выполнение заданий - 20 минут. Экзаменуемые, как правило, допускают такие ошибки, как:
неверно заполняют бланк ответов: заносят в него лишние символы или заносят ответ в неправильные позиции;
неправильно определяют ключевые слова, соответствующие теме текста;
пренебрегают контекстом и дают ответ на тестовый вопрос, основываясь на значении отдельного слова;
стараются найти в тексте лексику, использованную в вопросе, не пытаясь подобрать синонимы или синонимичные выражения к словам из текста;
выбирают ответ, основываясь только на структуре или только на содержании изъятой из текста фразы.
Стратегии выполнения заданий раздела «Чтение».
Даются 8 заголовков и 7 текстов (один заголовок лишний).
Требуется подобрать заголовок к каждому тексту. Здесь проверяется умение понять основную тему текста.
С целью экономии времени не нужно прочитывать все тексты сразу. Прочитайте сначала заголовки, а затем каждый текст в отдельности.
1. Внимательно прочитайте заголовки
2. Затем прочитайте первый текст. Нужно уловить общий смысл прочитанного - про что текст - про спорт, компьютеры и т.д. Вернитесь к списку заголовков, выберите те, которые подходят по теме.
Например, прочитываете список заголовков:
А. First computers
E. Professional sport
В. Risky sport
F. Shopping from home
С. Shopping in comfort
G. New users
D. Difficult task
Н. Digging for the past
Затем прочитываете первый текст:
1. А group of university students from Brazil have bееn given the job of discovering and locating аll the waterfalls in their country. It is not easy because the maps аге not detailed vеrу often. The students have to remain in water for long periods of time. Every day they соvеr а distance of 35 to 40 kilometers through the jungle, each carrying 40 kilos of equipment.
Речь не идет ни о компьютерах, ни о покупках. Нет упоминания какого-либо спорта. Остаются два варианта заголовка D - «Difficult Task» и Н «Digging for the past».
3. Теперь нужно искать синонимы к тем словам, которые содержатся в отобранных вами заголовках: либо про упоминание прошлого, либо
·