Аналитический отчет учителя химии Малковой Ботагоз Булатбековны в рамках областного эксперимента по внедрению технологии развивающего обучения по методике СМА под руководством к.п.н. Вулиной Н.М.


Аналитический отчет учителя химии Малковой Ботагоз Булатбековны
в рамках областного эксперимента по внедрению технологии развивающего обучения по методике СМА под руководством к.п.н. Вулиной Н.М.
В эксперименте я принимала участие с 2013 по 2016 учебный год. Методика СМА – это положения, которые требуют усиления мыслительной деятельности учащихся, её активизации. Задачи методики СМА в преподавания химии заключались в создании: 1.формирование мотива «интересно»; 2. развитие эмоциональной сферы учащихся; 3. закрепление пройденной темы, изучение новой самими учащимися в более доступной форме.
Методику СМА на своих уроках химии применяла регулярно: чаще ситуации «выбор», «прогноз», «причинно-следственные связи». Очень интересна ситуация «противоречие», но создать ее удавалось не на всех уроках. Методика СМА мною освоена на достаточно хорошем уровне (85%).
Внедрение методики ситуаций мыслительной активности на уроках химии проходило в течение трех лет, в классах с одним и тем же составом учащихся. В 2013 году в эксперименте по химии приняли участие учащиеся 8 «А» класса – экспериментальный класс, и учащиеся 8 «Б» класса – контрольный.
Эксперимент заключался в изучении химии в-восьмых, девятых и десятых классах в соответствии с программой обучения ГОСО РК, но на уроках в экспериментальном классе систематически применялась методика СМА.
За период эксперимента, с применением методики СМА, мною были проведены открытые уроки по темам: «Классификация химических элементов», 8 класс; «Классификация солей. Получение», 8 класс; «Электролиты, неэлектролиты. Электролитическая диссоциация», 9 класс; «Факторы, влияющие на скорость химических реакций», 10 класс. Выступление на педсовете «Современные образовательные технологии. Моделирование – как современный метод познания»; Мастер-класс на городском МО учителей химии «СМА на уроках химии».
Проверка результатов эксперимента производилась по следующим параметрам: 1.Сформированность мотивационной сферы учащихся, отслеживалось путем анкетирования учащихся; 2. Эффективность учебного процесса, определялось по контрольным срезам, результаты которых подвергались математической обработке.
Анкетирование проводилось в конце учебного года в каждом классе, где обучение велось по экспериментальной методике СМА. Учащиеся должны были отметить один из предложенных вариантов: 1) очень интересно 2) интересно 3) не интересно
На уроках химии: 1) очень интересно 2) интересно 3) не интересно
8кл. «Э»
2013-2014 уч. год 8 чел. 31% 17 чел. 65% 1чел. 4%
9кл. «Э»
2014-2015 уч. год 14 чел. 54% 12 чел. 46% - -
В 10-х классах анкетирование проводилось как в экспериментальном классе, так и в контрольном. Учащимся предлагалась анкета с другими вариантами ответов, где надо было выбрать один из ответов: я изучаю материал по химии, потому что... а) он мне интересен и полезен; б) мне нужна хорошая отметка; в) мне необходимо для будущей профессии.
Я изучаю материал по химии, потому что... а) он мне интересен и полезен
б) мне нужна хорошая отметка в) мне необходимо для будущей профессии.
Эксперимент. 16 чел. 76 % 2 чел. 10 % 3 чел. 14 %
Контрольный 9 чел. 39 % 11 чел. 48% 3 чел. 13 %
Как видно из данных таблицы мотив «интересно и полезно» развился в экспериментальном классе, где на уроках химии применялась методика СМА.
Чтобы установить повысилось ли качество обучения, если на уроках систематически использовать методику СМА были проведены контрольные работы. Класс учащихся, обучение которых осуществлялось по методике СМА - экспериментальный, далее это «Э», а класс учащихся, обучение которых проводилось традиционным способом - контрольный, далее «К». Во всех классах обучение велось по программе и учебникам автора Н.Н. Нурахметова. Результаты контрольных срезов представлены в таблицах.
Таблицы содержат количественные и качественные данные о доли правильных ответов контрольной работы, эффективность учебного процесса.
8 класс «5» «4» «3» «2» Средний балл Эффективность Динамика развития мышления
«К» 35% 39% 22% 4% 4,0 0,26 балла/мин 0,26
«Э» 41% 36% 18% 5% 4,1 0,27 балла/мин 0,23
Химия на первом году обучения запоминается легче. Вероятнее всего, поэтому результаты контрольной работы в 8-х классах не имеет существенной разницы между контрольным и экспериментальным классами. Но все же, в экспериментальном классе результаты несколько выше. Значение эффективности учебного процесса в экспериментальном классе выше, что говорит о высоком качестве, значение динамики развития мышления ниже, что говорит о лучшем понимании темы учащимися.
9 класс «5» «4» «3» «2» Средний балл Эффективность Динамика развития мышления
«К» 32% 42% 18% 8% 3,9 0,35 балла/мин 0,3
«Э» 44% 40% 16% - 4,3 0,32 балла/мин 0,16
Результаты контрольного среза в 9-х классах показывают положительную динамику в экспериментальном классе в сравнении с предыдущим годом. Также заметна разница между классом, где применялась методика СМА на уроках и где на уроках применялась традиционная форма преподавания. Но, разница как видно из таблицы незначительная. Существенная разница в значениях динамики развития мышления, чем больше это значение, тем хуже понимание темы учащимися.
10 класс «5» «4» «3» «2» Средний балл Эффективность Динамика развития мышления
«К» 5% 32% 50% 13% 3,2 0,12 балла/мин 0,6
«Э» 19% 38% 38% 5% 3,7 0,16 балла/мин 0,4
Контрольный срез в 10-х классах был сложным, материал объемным, для решения заданий учащимся необходимо было уметь синтезировать, анализировать и применять полученные знания. Анализ ответов учащихся показал, что учащиеся тех классов, где использовалась новая методика, умеют осознанно применять знания для объяснения химических явлений.
Таким образом, завершив работу в эксперименте, могу сказать, что использую данную методику СМА на своих уроках химии, создаю различные ситуации мыслительной активности не только в экспериментальном классе, но и применяю методику СМА в других классах. Считаю, что целесообразно, перспективно и оправданно дальнейшее применение методики СМА для реализации развивающего обучения на уроках химии.