Тема дружбы в творчестве А.С. Пушкина

Королева О.О. Лирика дружбы (дополнительный материал к уроку)
Лицейский период (1811 – 1817 г.г.)
В стихотворениях лицейского периода (1811 – 1817 г.г.) особая группа произведений – послания друзьям, обращения к конкретным лицам: «Моё завещание друзьям», «К Дельвигу», «Друзьям», «Воспоминание (К Пущину)», «В альбом Илличевскому», «Товарищам» и другие.
Обращает на себя внимание то, какую значительную часть этих произведений Пушкин посвящает теме дружбы. Слова «друзья» и «товарищи» часто повторяются в названиях: «Моё завещание друзьям», «Друзьям» («Богами вам ещё даны»), «Опять я ваш, о верные друзья», «Товарищам». Чувство дружбы, вынесенное из лицея, одушевляло поэта всю жизнь. Но с годами представление о дружбе менялось.
«Пирующие студенты» (1814)
В этом стихотворении дружба воспевается как счастливый, но минутный союз вольности, радости, освобождения от всех уз, в том числе и от тягот учения, от «холодных мудрецов». Энному поэту важно, чтобы все его друзья объединились в общем настроении беззаботной радости. Ему весело и от собственного дара сочинительства – даже больше, даже чем от пунша. Энергия брызжет из него, он шутит и над собой, и над друзьями: «Дай руку, Дельвиг, что ты спишь? Проснись, ленивец сонный! Ты не под кафедрой лежишь, Латынью усыпленный.» .
«Друзьям» («Богами вам ещё даны»)

В стихотворении «Друзьям» («Богами вам ещё даны») всего 8 строчек, но за ними – личность поэта, по сути, ещё мальчика, для которого высшей ценностью является радость и благополучие друзей.
Играйте, пойте, о друзья!
Утратьте вечер скоротечный;
И вашей радости беспечной
Сквозь слёзы улыбнуся я.                                                   
        Вот эта удивительная способность сопереживать, радоваться радости друзей останется у Пушкина на всю жизнь. А друзья будут платить ему той же данью – любви, уважения, благоговения перед его восхитительным поэтическим даром.

«К другу стихотворцу»
В 1814 году Пушкин написал стихотворение «К другу стихотворцу», обращенное к Кюхельбекеру. В нем он предостерегал лицейского друга от тяжелой доли пиита:
Теперь, любезный друг, я дал тебе совет,
  Оставишь ли свирель, умолкнешь или нет
  Подумай обо всем и выбери любое:
  Быть славным хорошо, спокойным – лучше вдвое.
Стихотворение было подписано: «Александр Н. к. ш. п.», т.е. Пушкин в обратном порядке. Это стихотворение настолько было необычно, настолько зрело (хотя поэту было всего 15 лет), что его друг Дельвиг тайком решил отправить рукопись в журнал «Вестник Европы». Стихотворение было напечатано  в № 13 за 1814 год. Хотя имя автора было зашифровано, Пушкин сначала очень разозлился, что его не спросили, а потом, услышав восторженные отзывы, успокоился. Это было первое стихотворение Пушкина, появившееся в печати. Так Дельвиг открыл для широкого читателя имя нового поэта.
«Товарищам»
Судьба разведет лицеистов в разные стороны. Прощанию с безмятежными годами, с ясными лицейскими днями посвятит Пушкин стихотворение «Товарищам» (1817):
Промчались годы заточенья;
Недолго, мирные друзья,
Нам видеть кров уединенья
И царскосельские поля.
Разлука ждет нас у порогу,
Зовет нас дальний света шум,
И каждый смотрит на дорогу
С волненьем гордых, юных дум
«Разлука»
В общем и главном облик Пушкина сложился уже в Лицее. Недаром он сохранит на всю жизнь верность преданиям Лицея и своим лицейским товарищам. До конца жизни не может он пройти мимо студента в лицейской форме, не остановив его и не поговорив в дружеской беседе. В стихотворении «Разлука» (1817), посвященном окончанию Лицея, Пушкин напишет:
В последний раз, в сени уединенья,
Моим стихам внимает наш пенат.
Лицейской жизни милый брат,
Делю с тобой последние мгновенья.
 <>Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
При мирных ли брегах родимого ручья,
Святому братству верен я

19 октября - день лицейской годовщины

Поэты – лицеисты писали стихи к этому дню. На 19 октября – день лицейской годовщины, когда собираются за чашей уцелевшие друзья, Пушкин тоже обычно пишет стихотворные приветствия. Пушкин написал всего пять стихотворений: «Роняет лес багряный свой убор»(1825), «Бог помочь вам, друзья мои»(1827), «Усердно помолившись богу»(1828), «Чем чаще празднует лицей»(1831) и «Была пора, наш праздник молодой»(1836).

19 октября 1825 («Роняет лес багряный свой убор..»)
19 октября 1827 («Бог помочь вам, друзья мои..»)
19 октября 1836 («Была пора: наш праздник молодой..»)

Сопоставив их, можно проследить перемены в его собственной судьбе и смену его настроения.

19 октября 1825 («Роняет лес багряный свой убор..»)
В первом из них (1825 г.) возвышенные, торжественные строки:
               Друзья мои, прекрасен наш союз!
               Он, как душа неразделим и вечен
Манифестом дружбы можно назвать седьмую строфу этого стихотворения:
   <>Куда бы нас ни бросила судьбина
                        И счастие куда б ни повело,
                       Все те же мы: нам целый мир – чужбина;
                        Отечество нам – Царское Село.        
        Поэт подчёркивает гармонию, красоту, свободу, «беспечность», лежащие в основе дружеского союза, сравнивает его с душой, утверждая прочность связи между друзьями. Дружба лицеистов не зависит ни  от прихотей судьбы, ни от переменчивого счастья. «Родина» лицейского братства – Царское Село, место, где «под сенью дружных муз» лицеистов свела сама судьба.
В стихотворении «19 октября» (1825) Пушкиным создан романтический портрет умершего в Италии Н. А. Корсакова, бывшего лицеиста. Безвременной кончине друга в стихотворении посвящена одна из строф:
           Он не пришёл, кудрявый наш певец,
            С огнём в очах, с гитарой сладкогласной:
            Под миртами Италии прекрасной
             Он тихо спит                              
В     этом   стихотворении   говорится  и   о других  лицейских товарищах: И.И. Пущине, А.М. Горчакове, А.А. Дельвиге, В.К. Кюхельбекере.

Обращаясь к Пущину, который в январе 1825 г. посетил опального поэта в Михайловском и который вспоминал позднее, что Пушкин, как дитя, был рад их свиданию, Пушкин пишет:
           Поэта дом опальный,
           О Пущин мой, ты первый посетил;
           Ты усладил изгнанья день печальный,
           Ты в день его Лицея превратил!
           К  А.М. Горчакову Пушкин обращается так:
           Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
           Хвала тебе – фортуны блеск холодный
           Не изменил души твоей свободной:
            Всё тот же ты для чести и друзей.
  Обратился Пушкин в своём стихотворении и к своему другу А. А. Дельвигу:
            Когда постиг меня судьбины гнев,
           Для всех чужой, как сирота бездомный,
            Под бурею главой поник я томной
            И ждал тебя, вещун пермесских дев,
            И ты пришёл, сын лени вдохновенный,
            О Дельвиг мой: твой голос пробудил
            Сердечный жар, так долго усыпленный,
       И бодро я судьбу благословил.

19 октября 1827 («Бог помочь вам, друзья мои..»)
В стихотворении «19 октября 1827» поэт вновь обращается к друзьям:
                                                Бог помочь вам, друзья мои,
                                                И в бурях, и в житейском горе,
                                                В краю чужом, в пустынном море,
                                                И в мрачных пропастях земли!
        «В мрачных пропастях земли» - так Пушкин обозначал место ссылки декабристов, где было много его друзей, среди которых – Иван Пущин и Вильгельм Кюхельбекер.
Здесь имеется в виду дипломат [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. 2 Речь идет о близком товарище Пушкина моряке [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. 3 Пушкин имеет в виду своих друзей [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].



Стихи написаны к лицейской годовщине, когда А. С. Пушкин после семилетнего вынужденного перерыва вновь принял участие в дружеском собрании.



Ў°«И в эту годовщину, в кругу товарищей-друзей Пушкин вспомнил меня и Вильгельма, заживо погребенных, которых они не досчитывали на лицейской сходке»
И. И. Пущин





        Через год Пушкин напишет всего 4 строчки, посвященные лицейской годовщине:
                                                Усердно помолившись Богу,
                                                Лицею прокричав ура,
                                                Прощайте, братцы: мне в дорогу,
                                                А вам в постель уже пора.
                                                                                          («19 октября 1828»)
В этом четверостишии – момент грусти, некоего «распадения» союза друзей, «прощания» с ними. Прямо с собрания Пушкин уехал в Михайловское.



«Чем чаще празднует Лицей» (1831)
В стихотворении позднего периода «Чем чаще празднует Лицей» (1831) настроение поэта сменяется на минорное:
                    Чем чаще празднует Лицей
                    Свою святую годовщину,
                    Тем робче старый круг друзей
                    В семью стесняются едину
        Многих лицейских товарищей Пушкина уже не было в живых. Умер за границей Н.А. Корсаков; от потрясения умер А.А. Дельвиг.
                    И мнится, очередь за мной, зовет меня
                   Мой Дельвиг милый, товарищ юности живой

        Говорят, что гениальные люди гениальны и в своих предсказаниях. Действительно, Пушкин погибнет следующим после Дельвига.  

В пушкинских стихотворениях о дружбе и друзьях неизменно возникает философский мотив судьбы. В стихотворении «19 октября» (1825) размышления о дружбе и друзьях сопровождаются галереей образов, в основе которых -  представления поэта о судьбе. Жизнь друзей определяется судьбой: «судьба глядит», «мы вянем», «дни бегут». По мысли Пушкина, судьба всегда держит человека в своей власти, препятствует осуществлению его заветных желаний. Именно в дружбе поэт находит опору в противостоянии «рока самовластью».

«Была пора: наш праздник молодой» (1836)
В стихотворении «Была пора: наш праздник молодой» (1836) поэт написал:
    Недаром – нет! – промчалась четверть века!
    Не сетуйте: таков судьбы закон:
    Вращается весь мир вкруг человека, -
    Ужель один недвижим будет он?

Каждый из лицеистов воспринимался Пушкиным как человек, связанный с ним незримыми нитями. Размышления о друзьях не ограничивались только воспоминаниями о лицейской молодости, о наставниках, о юношеских мечтах и проказах. Они подталкивали поэта к анализу собственной судьбы. Он помнил всех лицеистов, радовался их успехам, жил их тревогами. Разбросанные по свету друзья как бы соединились в лирическом мире Пушкина. Силой поэтического воображения он охватывал и тех, кто наслаждался жизнью, и тех, кто одинок и несчастлив «и в бурях, и в житейском море» («19 октября 1827»). Всем он желал блага, радуясь за одних и огорчаясь невзгодам других.

«И.И. Пущину» («Мой первый друг, мой друг бесценный»)
Дружеское участие, дружеская поддержка для  Пушкина – высшее проявление человечности, требующие мужества, воли, готовности исполнить свой долг. В послании «И.И. Пущину» («Мой первый друг, мой друг бесценный»), отправленном в 1827 году в Сибирь, поэт словно возвращает другу-декабристу святой долг дружбы, напоминая ему о том «утешенье», которое он когда-то даровал ему, посетив Михайловское. Теперь сам поэт молит «святое провиденье», чтобы слова его дружеского привета дали Пущину то же «утешенье», а вместе с ним в заточенье дошёл и луч «лицейских ясных дней».
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
 Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
В коротком стихотворении Пушкин обнаружил глубину связей, соединивших двух людей: это и дружба, возникшая ещё в Лицее, и судьба, которая может быть зла или благосклонна к каждому из них, и время,  которое не властно над ними. Ход времени только подчёркивает неизменность дружбы. Сила дружбы прочнее тюремных цепей, луч лицейского братства способен рассеять мрак заточения – такова главная мысль поэта.
«К Языкову» (1824)
Дружбу Пушкин понимал и как «сладостный союз», связывающий между собой поэтов. В послании «К Языкову» (1824) указана основа этого союза – творчество, вдохновение:
  Они жрецы единых муз;
  Единый пламень их волнует;
  Друг другу чужды по судьбе,
  Они родня по вдохновенью.        
        Дружба – одна из величайших ценностей в жизни человека. Настоящие друзья всегда придут на помощь в трудной жизненной ситуации и помогут встать на верный путь. А.С. Пушкин, его судьба и его стихи показывают нам истинную ценность дружбы и ее огромное значение для каждого человека.
Пущин, Кюхельбекер, Дельвиг... Трое самых близких друзей поэта. Каждый из них частица жизни Пушкина, частица его сердца и души. Высокая гражданственность жизненной позиции Пущина, цельность и благородство его натуры, непосредственность, порывистость, импульсивность, «сумасбродство» Кюхельбекера; душевная ясность, изящество, гармоничность и доброта Дельвига все это по-своему преломилось, выразилось и в характере Пушкина и в сложном внутреннем мире его личности.

Кроме верных, преданных «друзей по душе» окружали Пушкина и друзья «сиюминутные»: Никита Всеволожский, Алексей Вульф, Иван Великопольский, Николай Алексеев и наиболее яркий представитель этого типа приятелей граф Федор Иванович Толстой (Американец) двоюродный дядя Льва Толстого. Но это было уже совсем другое общение и отношение. Здесь были и обман, и предательство, и горечь. Да Пушкин уже и не рассчитывал встретить лучших друзей, чем те, кто ему были дороги и близки, те, о которых он отзывался с такой любовью и преданностью, кому он посвятил свою лучшую лирику дружбы.

Случайно ли, что Пушкин ни разу не изобразил в своих произведениях верной, преданной, самоотверженной дружбы (если не считать лирических обращений к лицейским товарищам)? Он так часто и настойчиво возвращался к теме соперничества, коварства и предательства в отношениях друзей. Достаточно вспомнить Ленского и Онегина, Моцарта и Сальери, Гринева и Швабрина. Пушкин, чье сердце было создано для дружбы, жило ею, пишет такие горькие выстраданные строчки:
Что дружба? Легкий пыл похмелья,
Обиды вольный разговор,
Обмен тщеславия, безделья
Иль покровительства позор.

Шли годы. Круг друзей, добрых приятелей, единомышленников поэта становился все уже и уже. «Иных уж нет, а те далече...» К моменту трагической развязки своей жизни поэт оказался почти в полном одиночестве. Пущин и Кюхельбекер в ссылке, Дельвиг умер, Пестель и Рылеев повешены, Нащокин и Чаадаев в Москве, Соболевский за границей, с Вяземским и Жуковским отношения в последние месяцы жизни поэта как- то охладились.

Осталось одно утешение: встречи и беседы на исторические и литературные темы с А. И. Тургеневым и В. Ф. Волковым.

Душу излить было некому. Вяземский нашел в себе мужество написать после смерти поэта знаменательные строки: «Пушкин не был понят при жизни не только равнодушными к нему людьми, но и его друзьями. Признаюсь и прошу в том прощения у его памяти».

И как горько это сознавать, ведь он так любил и ценил в жизни именно дружбу!

В начале творчества тема дружбы была связана с весельем и свободой, позже она все больше связывается с грустью потерь... Пораженный смертью Дельвига, Пушкин пишет: "И мнится, очередь за мной". Стихотворение "Чем чаще празднует лицей..." тоже наполнено грустью. Итак, в конце жизни, пережив "бурь порыв мятежный", поэт возвращается к лицейской теме, но насколько иначе она звучит! Лицей становится в сознании Пушкина идеальным царством дружбы, а лицейские друзья идеальной аудиторией его поэзии, хранителями культа дружбы, как отмечают биографы поэта.