«Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках экономики»


«Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках экономики»
В условиях становления и развития рыночной экономической системы требуется не только усвоение учащимися определённых знаний, но и развитие личности, познавательных и созидательных способностей, формирование целостной системы знаний, приобретение опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности за результаты. Сложнее всего при этом организовывать и разумно направлять учебную деятельность, формируя при этом необходимые качества: развитое мышление и поведение, готовность к активной и плодотворной деятельности, способность к риску, ответственность за принятые решения, мотивацию на успешную учебную, а в будущем и профессиональную деятельность, способность легко адаптироваться к постоянно изменяющимся рыночным условиям хозяйствования.
В процессе экономического образования школьников развитие таких качеств приобретает особую значимость. Это определяется спецификой данной науки. Экономика учит жизни, и многое даёт для жизни, она не может развиваться вне отношений между основными субъектами общественного производства. Поэтому на уроках экономики учителя должны обращать большое внимание на развитие познавательной деятельности учащихся. Проблема познавательной активности – одна из вечных проблем педагогики.
Психологи и педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребенок хотел учиться?
Каждая эпоха в силу своих социокультурных особенностей предлагала свои пути решения. Наше время – это время перемен. Сейчас обществу нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Как же добиться этого успеха? Как вызвать интерес у нынешних детей к учебе, заставить мыслить, рассуждать, доказывать, соглашаться и не соглашаться, уметь отстаивать свою точку зрения.
Эта проблема очень актуальна. Стремительно изменяется жизнь, так же быстро меняются взгляды и представления детей, появляются новые объективные причины потери у них интереса к школе. Необходимо обогащать учебный процесс интересным содержанием, новыми формами и приёмами работы. Содержание знаний само по себе служит источником стимуляции познавательных интересов. Эту его функцию обосновывает в своих исследованиях Г.И.Щукина: «Стимуляция познавательных интересов школьников поступает из содержания учебного материала, которое несёт учащимся новую неизвестную ещё ранее информацию, вызывающую чувство удивления перед тем, как богат мир и как мало он ещё открыт ему, ученику. Содержание знаний заключает в себе возможности по-новому проникнуть в уже известное, открывать в имеющихся знаниях новые грани, рассматривать их под новым углом зрения и испытывать при этом глубочайшее чувство удовлетворения, что теперь ты знаешь предмет лучше, глубже и основательнее. Содержание знаний несёт в себе и такой важный стимул познавательного интереса, как осознание и понимание практической роли познания».
Одним из действенных средств формирования познавательного интереса к изучению экономики в школе является использование игровой методики на уроках. Её реализация позволяет :- сочетать теорию и практику, объективно отражая воспроизводимую в игре действительность;
-развивать у учащихся интерес к познанию экономической картины мира, потребность узнавать новое;
-формировать экономическую компетентность, создавать предпосылки для творческого экономического мышления и поведения;
-обеспечивать рефлексию и самореализацию личности;
-учитывать интересы и ценностные ориентиры играющих, их жизненные планы, выражать личностную позицию;
-вырабатывать качества, необходимые современному специалисту (трудолюбие, бережливость, ответственность и др.);
-воспитывать этические черты (честность, щедрость и др.)
Универсальность и эффективность игровой методики обусловлена тем, что именно в игре рождается активная и самостоятельная деятельность ученика, для которого учение становится интересным и значимым.
Применение игровых методик на уроках – это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких уроков гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности. Ф.И. Фрадкина, исследуя мотивы участия школьников в играх, замечает, что некоторые подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности, другие – чтобы получить высокую оценку, третьи – чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативные проблемы и т. п.
Применение игровых методик на уроках экономики позволяет решать следующие задачи:
-образовательные - формировать экономическую компетентность, прививать основы экономического мышления и поведения, приобретать умение творчески мыслить и самостоятельно действовать в любых ситуациях;
-развивающие - стимулировать интерес учащихся к познанию и целостному видению мира, потребность узнавать новое, стремление самостоятельно пополнять знания и приобретать опыт экономических отношений, понимать роль человека вообще и свою лично в постоянном развитии и совершенствовании окружающей действительности;
-воспитательные – учиться строить между учащимися и педагогом отношения, основанные на уважении, партнёрстве, помощи и поддержке, доброте и справедливости; приобретать умение адекватно воспринимать происходящие в мире, стране перемены, а также навыки обоснованного и ответственного принятия решений.
Игры классифицируют по различным признакам: по целям, по числу участников, по характеру отражения действительности.
Исследования психологов показали, что главные устремления учащихся5-7 классов направлены к «взрослости», самооценке, подчинению групповым нормам. Максимальный эффект здесь приносит использование информационных игр, основанных на приобретённых знаниях, собственном житейском опыте или опыте окружающих людей (учителей, друзей и т.д.). Эти игры способствуют развитию у учащихся практического мышления и поведения, формированию умений самоорганизации, планирования, самоанализа, самоконтроля и взаимодействия в конкретно сложившейся экономической ситуации.
У учащихся 8-9 классов наиболее ярко выражено стремление к личностному самоопределению. Поэтому для этих учащихся лучше использовать игры-импровизации, ситуационные и ролевые, связанные с моделированием простейшего предпринимательского поведения, разрешением возникающих проблемных вопросов и практических ситуаций. В результате у учащихся вырабатывается умение оптимального выбора экономических альтернатив.
Для учащихся 9-11 классов главным является формирование основ научного мировоззрения и определение своих профессиональных предпочтений и возможностей. Этому способствует использование деловых игр, направленных на личностное и профессиональное самоопределение.
Использование игровой методики в педагогической практике прививает учащимся навыки и умения экономического анализа, создаёт условия для принятия взвешенных решений, способствует творческому и заинтересованному усвоению учебного материала, делая изучаемый предмет более жизненным, а потому и более доступным для восприятия, понимания и усвоения.
Литература.
1.Кунаш М.А. Формирование и развитие познавательной компетенции учащихся. 7-11 классы. Диагностический инструментарий. Волгоград Издательство «Учитель» 2015
2.Лукьянова Р.С. Система дидактических игр и творческих учебных заданий. Н. Новгород Нижегородский гуманитарный центр 2007
3. О новых подходах к планированию уроков в условиях реализации ФГОС ОО .http://www.openclass.ru/node/456735
4.Утякаева Ф.А. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС [электронный ресурс] // /shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/trebovaniya-k-sovremennomu-uroku-v-usloviyah
5.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Москва Просвещение 2013