Статья на тему «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ ДОМАШНЕГО ЧТЕНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАВННОГО ЯЗЫКА.»


«ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ ДОМАШНЕГО ЧТЕНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАВННОГО ЯЗЫКА.»


Копаева Т.И. учитель немецкого и английского языка МБОУ СОШ № 12 Г. Нижний Тагил






Нижний Тагил
2013
Как известно, в цивилизованном мире образование является гарантией стабильности развития общества. Без сомнения можно утверждать, что какова школа – таково и общество. И вопрос о том, каким должно быть образование, всегда вызывал и сейчас вызывает много споров и дискуссий.
В течение последнего десятилетия наша отечественная система образования существенно поменяла свои приоритеты. В поисках путей обновления современной системы образования все больше исследователей, педагогов и психологов призывают гуманизировать школу, сделать ее личностно-ориентированной и тем самым добиться, чтобы каждый ребенок мог стать полноправным субъектом деятельности, познания, свободной и самодеятельной личностью.
Исходя из этого, мера гуманизации образовательного процесса определяется тем, насколько этот процесс создает предпосылки для самореализации личности, раскрытия всех заложенных в ней природных задатков, его способности к свободе, ответственности и творчеству.
Поэтому для реализации и следования главным ориентирам гуманистической и личностно-ориентированной педагогики в процессе обучения, учителю необходимо сочетать различные компоненты учебно-воспитательного процесса и строить его таким образом, чтобы он способствовал максимальному развитию индивидуальных особенностей и учету учебных возможностей школьников, тем самым, оптимизируя его.
Оптимизация реализуется через систему способов, рассматриваемых как взаимосвязанная деятельность учителя и учеников, которая заранее ориентирована на получение максимально возможной в данной ситуации эффективности обучения. Одним из таких способов является дифференцированный подход.
Это, в свою очередь, определяет его, как один из методов достижения оптимального (наилучшего) результата.
Кроме этого, следует отметить, что дифференцированный подход также относится к одному из средств, выработанных практикой гуманистической школы, что делает его одним из приоритетных на современном этапе обучения, а значит и одним из гарантов наиболее высокой продуктивности процесса обучения.
С другой стороны, данный подход учитывает одну из главных закономерностей учебного процесса. Речь идет о неравномерности усвоения знаний, умений и навыков учащимися одного класса, в связи с разным уровнем их учебных возможностей и индивидуально-личностными особенностями, влияющими на овладение определенными школьными предметами, в том числе и иностранным языком. Дифференцированный подход как раз и предполагает учет интересов, склонностей, потребностей и всех индивидуальных особенностей каждого отдельного ребенка.
В настоящее время теорией и практикой дифференциации в обучении занимается ряд, как зарубежных (Де Калуа, Маркс и Петри, Петри и Буркхардт), так и отечественных ученых, находящих в дифференцированном подходе условие успеха образования (Н.А. Чуприкова, Т.А. Ратамова, В.А. Монахова, К.Н. Мешалкина).
Следует отметить, что одной из главных целей дифференцированного подхода является формирование новой мотивационной базы учащихся, их положительного отношения к изучению отдельного школьного предмета, что, безусловно, является одним из главных гарантов успеха в овладении этим предметом. Особенно проблема мотивации учащихся касается изучения иностранного языка, интерес к которому падает от класса к классу.
Поэтому одной из практических задач учителя иностранного языка является формирование положительной мотивации к изучению своего предмета, включающей устойчивый познавательный интерес, который является одним из самых сильнодействующих мотивов.
Дифференцированный подход способствует реализации этой цели, учитывая интересы, потребности и склонности учащихся.
Одним из важнейших аспектов обучения иностранному языку в средней
школе является чтение. В этом плане значительная роль, отводимая здесь художественному тексту, объясняется его высокими потенциальными возможностями для повышения уровня владения учащимися иностранным языком в целом.
Несмотря на этот факт, проблема обучения пониманию иноязычного текста довольно актуальна в настоящее время, так как, во-первых, современные учебники содержат мало материала для чтения, а во-вторых, школьники, в своем большинстве, не любят и не читают на изучаемом языке.
В связи с этим, одним из выходов и решением этой проблемы является организация уроков домашнего чтения, которые предполагают чтение художественных текстов и выполнение определенной системы упражнений и заданий к прочитанному.
При этом комплекс разработанных упражнений должен способствовать не только совершенствованию знаний, умений, навыков, усвоению содержания текста и лексики произведения, но и быть направленным на развитие индивидуально-психологических особенностей учащихся, уровень их сложности и содержание должны быть согласованы с учебными возможностями каждого отдельного школьника, его интересами, потребностями и склонностями.
Именно такой подход в разработке системы упражнений и заданий и будет считаться дифференциацией заданий к урокам домашнего чтения.
Поэтому актуальность, анализ противоречий и проблемы определили тему нашей работы следующим образом: «Дифференциация заданий по урокам домашнего чтения как фактора повышения интереса к изучению иностранного языка».
В соответствии с темой были определены цель, объект, предмет и задачи исследования.
Цель – выявить, определить и обосновать возможности дифференциации заданий на уроках домашнего чтения как фактора повышения интереса к изучению иностранного языка.
Объект работы: познавательный интерес к изучению иностранного языка (на примере школьников среднего звена).
Предмет исследования: дифференциация заданий на примере уроков домашнего чтения.
Гипотеза: мы предполагаем, что дифференциация заданий на уроках домашнего чтения будет способствовать повышению интереса к изучению иностранного языка у школьников среднего звена.
В соответствии с гипотезой, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
проанализировать теоретическую литературу и практическую деятельность методистов и педагогов по данной теме;
выявить, определить и обосновать сущность связи между дифференциацией заданий по урокам домашнего чтения и интересом учащихся среднего звена к изучению чтения и иностранного языка в целом;
определить уровень сформированности навыка чтения как вида речевой деятельности, а также интереса к изучению иностранного языка у учащихся среднего звена;
разработать комплекс упражнений и заданий для уроков домашнего чтения на основе художественного текста по принципу дифференциации;
апробировать составленную систему упражнений на уроках домашнего чтения во время прохождения педагогической практики;
подвести итоги об эффективности дифференциации заданий к урокам домашнего чтения как фактору повышения интереса к изучению иностранного языка согласно полученным результатам.

Теоретико-методологической основой для нашего исследования явились классические и новейшие положения психологии и педагогики о теории мотивации и проблемы дифференциации (В.Г. Асеев, О.И. Борисова, Д.А. Белухин, Л.И. Божович, М.М. Васильева, Л.С. Выготский, И.К. Гончаров, Ю.И. Дик, И.А. Зимняя, Е.П. Ильин, В.И. Ковалев, И.С. Кон, В.А. Крутецкий, А.А. Леонтьев, К.К. Мартынович, А.Г. Маслоу, К.Е. Мешалкина, Н.О. Миронов, Р.С. Немов, Л.И. Новикова, И.П. Подласый, В.А. Сластенин, И.Э. Унт, У. Финдлей, Г.Н. Шадриков), а также труды методистов и опыт учителей иностранного языка, связанные с обучением чтению, организацией уроков домашнего чтения на иностранном языке (В.Д. Безденежный, Н.И. Гез, Е.А. Ленская, В.А. Медведева, Р.П. Мильруд, А.А. Нейман, Н.А. Наумани, А.И. Новиков, А.Г. Нефедова, Т.М. Николаева, М.С. Паевич, Т.К. Сигал, И.М. Синагатуллин, У. Сабина, С.В. Ушакова).
В первой главе нашей работы мы даем теоретическое обоснование проблемы дифференциации в современной системе образования, анализируем исторический опыт развития данного подхода в обучении, рассматриваем основные способы и критерии дифференцированного подхода, а также их влияние на успешность обучения и развития детей; далее мы касаемся вопроса мотивации, как с точки зрения психологии, так и педагогики и определяем условия формирования устойчивого познавательного интереса у учащихся к изучению школьных предметов, в том числе и иностранному языку.
Во второй главе мы говорим: об организации уроков домашнего чтения, как одного из способов обучения чтению учащихся на иностранном языке, а также об основных подходах к упражнениям и заданиям, которые служат необходимым условием при организации и контроле домашнего чтения. Далее мы непосредственно касаемся дифференциации заданий к урокам домашнего чтения. Последний параграф данной главы содержит разработанный нами комплекс упражнений по принципу дифференциации, а также методические рекомендации по проведению уроков домашнего чтения на основе данного подхода в обучении.
В процессе написания нашей работы мы приходим к следующим выводам:
- процесс обучения в школе подчиняется определённым закономерностям. К числу таких закономерностей относится неравномерность усвоения знаний, умений и навыков учащимися одного класса (в том числе и на уроках иностранного языка). Дифференциация обучения как раз и предполагает учет, как уровня подготовки учащихся, так и их индивидуально- психологических особенностей.
- индивидуализация обучения иноязычной речевой деятельности при групповых формах работы должна учитывать не только знание и учёт уровня владения учащимися иностранным языком, но и максимальное использование уровня развития индивидуально-психологических особенностей учащихся, определяющих их способность к тому или иному виду речевой деятельности:
- суть дифференцированного подхода в рамках обучения иностранному языку заключается в разделении класса на несколько подвижных групп в зависимости от учебных возможностей школьников, также специфики развития их индивидуально психологических и психических особенностей, интересов и потребностей, каждой из групп соответствует свой набор заданий и упражнений, а также метод работы с ними;
- одной из главных целей данного вида организации учебной деятельности является формирование новой мотивационной базы учащихся (положительной мотивации к изучению школьных предметов);
- одним из постоянных мотивов является интерес, положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности (учебной деятельности). Таким образом, формирование устойчивого положительного интереса - одна из главных целей практической деятельности учителя иностранного языка, спад интереса к которому происходит на среднем этапе обучения;
- чтение является одним из важнейших аспектов обучения иностранному языку в средней школе. Однако, школьники, как правило, мало читают на иностранном языке. Кроме этого, современные учебники содержат мало текстов для чтения, особенно художественных-страноведческих текстов. В этой связи предполагается, что уроки домашнего чтения должны способствовать тому, чтобы; во-первых, чтение из учебной деятельности превратилось в увлекательное занятие, стало естественно- мотивированным, чтобы у учащихся сформировалась привычка и потребность читать самостоятельно на иностранном языке; во-вторых, у учащихся повысился интерес к изучению иностранного языка в целом; в-третьих, происходило дальнейшее совершенствование чтения как процесса извлечения информации из печатного текста;
- проблема обучения пониманию иноязычного текста является одной из наиболее важной в изучении иностранного языка, для того чтобы текст стал реальной и продуктивной основой обучения всем видам речевой деятельности, служил поводом к высказыванию, способствовал усвоению словаря произведения и мобилизации пассивного словаря, учащихся необходим специально разработанный комплекс упражнений и заданий к данному тексту;
- система заданий и упражнений, а также их способы выполнения должны быть направлены на развитие индивидуально-психологических особенностей учащихся, уровень сложности и характер данной серии упражнений должен быть согласован с учебными возможностями и спецификой развития психических процессов школьников, а кроме этого при составление данного комплекса упражнений следует учитывать интересы, склонности и потребности отдельных учащихся. Такой подход к составлению комплекса упражнений и заданий и будет считаться дифференциацией заданий к урокам домашнего чтения.
В результате проведения уроков домашнего чтения мы подтвердили выдвинутую нами гипотезу о том, что дифференциация заданий на этих уроках будет способствовать повышению интереса к изучению иностранного языка учащихся среднего школьного возраста.



Заголовок 115