Применение компьютерных технологий на уроках английского языка и во внеурочное время (из опыта работы)


Применение компьютерных технологий на уроках английского языка и во внеурочное время (из опыта работы)

В настоящее время внедрение персонального компьютера, технологии мультимедиа и глобальной информационной компьютерной сети Интернет влияет на систему образования, вызывая значительные изменения в содержании и методах обучения иностранным языкам. Перед современным учителем встает проблема поиска нового педагогического инструмента.
Ведь как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. 
B своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьезную заинтересованность учащихся информационными технологиями, я могу использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках английского языка. Так как использование новых информационных технологий позволяет разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся. Также несомненным преимуществом использования компьютерных технологий является перенос центра тяжести с вербальных методов обучении на методы поисковой творческой деятельности учителя и учащихся.
Использование ИКТ в педагогической деятельности дает возможность учителю:
излагать материал более доходчиво, за меньшее время, с большим пониманием со стороны учеников;
привлекать пассивных слушателей;
делать занятия более наглядными;
обеспечивать моментальную обратную связь;
экономить время для речевой практики;
организовывать индивидуальную, групповую и фронтальную работу с классом;
упростить контролирование учебной деятельности учеников;
объективно оценивать действия учащихся;
обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, которые помогают учащимся проявлять их творческие способности;
дисциплинировать самого учителя, формировать его интерес к работе;
А учащимся задания с использованием ИКТ помогают:
развивать системное мышление, учиться анализировать, сопоставлять и обобщать факты;
снимать такой отрицательный психологический фактор, как "ответобоязнь";
осваивать навыки работы с большими массивами информации, поиска информации и её грамотного использования;
самостоятельно изучать, закреплять и повторять пройденный материал;
приобрести навыки работы с компьютером;
Прийти к такому выводу мне помогла работа над моей методической темой по самообразованию “ Использования ИКТ на уроках английского языка” в течение последних трех лет.

1. Этап “ИКТ как объект изучения”
Знакомство с опытом применения ИКТ в учебном процессе (статьи в периодической печати и на сайтах Интернета).
Изучение возможностей применения на уроках обучающих CD дисков и интернет ресурсов.
2. Этап “Использование элементов ИКТ на уроках английского языка”
Создание материалов с использованием ИКТ и применение их на уроках: 
презентации (Power Point) для введения или отработки лексического или грамматического материала;
дидактические материалы, созданные с использованием текстового редактора Microsoft Word;
3. Этап “ИКТ как инструмент обучения”
В рамках данного этапа проходит работа над созданием и апробацией комплекса методических и дидактических материалов к УМК Биболетовой М.З. “Enjoy English -5” (8 класс).
На уроках английского языка я придерживаюсь применения "проникающей технологии", иными словами для меня применение компьютера не самоцель, а эффективный инструмент развития умений и навыков. Я применяю компьютерные технологии не на каждом уроке, а при введении новой темы или ее завершении (разрабатываю компьютерные уроки), контроле, участии в проектах, тестировании и самотестировании, учебных играх, подготовке дидактических материалов, использовании мультимедийных обучающих программ, внеклассной деятельности.
На сегодняшний день мною активно применяются на уроках английского языка следующие материалы с использованием ИКТ: 
I. Презентации в Power Point и Notebook для введения и отработки лексического и грамматического материала.
Введение новой лексики и грамматики
Как правило, такие презентации содержат множество картинок для того, чтобы сделать более наглядным изучаемый лексический материал, а также позволяют излагать материал более доходчиво, за меньшее время, с большим пониманием со стороны учеников и привлекать пассивных слушателей;
Отработка и закрепление изученного лексического материала
В данных презентациях представлены разнообразные виды речевых упражнений для отработки изученной лексики:
Составь слово из букв;
Назови слова на определенную букву;
Вставь слово в предложение;
Найди синонимы (антонимы);
Опиши картинку;
Заполни таблицу;
Составь рассказ по плану и другие.
Эти задания, представленные с помощью компьютерных технологий, обеспечивают моментальную обратную связь, позволяют экономить время для речевой практики, а также более продуктивно организовывать индивидуальную, групповую и фронтальную работу с классом.

Введение и отработка грамматического материала
Созданные мною презентации используются как шаблоны для создания новых. Так как представленные в них задания часто используются на уроках. Мне лишь стоит изменить содержание задания, а все анимационные эффекты уже в наличии, что значительно экономит время.
IV. Интернет ресурсы и СD диски для организации проектной деятельности и разработки собственных презентаций.
Проект - это практический и действенный метод поощрения детей к творчеству, всестороннему развитию, воспитанию самостоятельности и успешного обучения.
На уроках иностранного языка темы проекта, как правило, сориентированы на интересы детей, проблемы и задачи, которых актуальны сегодня. Поскольку на уроках иностранных языков происходит тематическое освещение материала, то и каждая тема может быть темой для проекта.
Работа над проектами с использованием ИКТ в нашем учебном учреждении организована следующим образом:
После прохождения очередной темы (по любому УМК) два урока мы посвящаем разработке и защите проекта. Проектная деятельность позволяет не только развить коммуникационные и языковые умения учащихся, но и мыслительные процессы, а также творческие способности.
. Учащиеся , занимающиеся по УМК Биболетовой М.З. “Enjoy English” – 8 класса, работали над проектом “Прогулка по Лондону”. замечательного города. . Мы увидели Биг Бэн, прошлись по Тауэрскому мосту, посетили Букингемский дворец, прогулялись по Тауэру и насладились произведениями искусства в Национальной галерее. Учащиеся 1 1 познакомили с творчеством английских писателей- Б.Шоу, Р Киплинг.
Во время работы мною накоплено большое количество детских работ. И они не лежат мертвым грузом. Некоторые из них я использую для демонстрации новой темы (например, “Политическая система США” УМК Кузовлев В.П. “English” – 10 класс) или для обсуждения проблемного вопроса (“Наша Земля через 10 лет” - УМК Биболетова М.З. “Enjoy English” - 8 класс).
Внеклассная работа
Кроме организации уроков с использованием мультимедийных средств, ИКТ используются и для организации внеклассной работы.
Так в рамках проведения “Недели иностранных языков” организуются олимпиады среди учащихся 5-8 классов. В этом году года проводился праздник Хэллоуин, в рамках которых также проводятся игры с использованием ИКТ, интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» на английском языке.Учебники М.З. Биболетовой “Enjoy English”, как и многие другие современные учебники, направлены на развитие основных компетенций учащихся, в том числе и коммуникативной. Компьютерные технологии прекрасно вплетаются в методическую структуру учебника. При этом эффективность уроков возрастает за счет использования различных видов заданий (дебаты, обсуждения, ролевые игры), компактного сочетания всех видов речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо), актуальной информации содержания материалов, ориентации обучения на ученика. Ведь при использовании интерактивных форм обучения ученик сам становится главной действующей фигурой и сам открывает путь к усвоению знаний. Учитель выступает в этой ситуации активным помощником, и его главная функция – организация и стимулирование учебного процесса.
В настоящее время ведется апробация уроков по следующей теме данного учебника “Средства массовой информации” и разрабатываются уроки с использованием ИКТ по теме “Как стать успешным человеком” (УМК под ред. Биболетовой М.З. “Enjoy English-5” для 8 класса).
Список используемой литературы
Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2002.–352 с.
Корчажкина О.М. Мультимедийное сопровождение уроков английского языка: опыт создания школьного мультимедийного ресурсного центра. / Мультимедийный сборник “Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” – 2005-06 уч. год., разд. “Преподавание иностранных языков” – М.: Издательский дом “Первое сентября”, 2006.
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 208 с. (Серия “Энциклопедия образовательных технологий”.)
Смирнова Е.Ю. Тематическое и поурочное планирование по английскому языку. -М.: Издательство “Экземпляр”, 2003. – 126 с.
Соловова Е.Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка: интерактивно-рефлексивный подход. Монография. – М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2004. – 336 с.
Ткачев В.О. Применение компьютерных технологий на уроках английского языка // Английский язык в школе. 2005. № 3. С.64-65.
МБОУ Шарагайская СОШ
Отчет по теме самообразования
«ИКТ на уроках английского языка»
Выполнила:
Учитель английского языка
Рютина Марина Владимировна
Май,2013 год