Мастер-класс «Игровые технологии на уроках английского языка – как средство повышения мотивации младших школьников»


Мастер-класс «Игровые технологии на уроках английского языка – как средство повышения мотивации младших школьников»
Номинация «Предметы группы «иностранный язык»» (английский язык)
Романова Нелли Викторовна,
Учитель английского языка
Средняя школа №82 г. Ульяновска
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Сегодня я предлагаю Вам ненадолго вернуться в детство. Вспомните это волшебное время, где не было проблем и забот, день казался бесконечно долгим, а все вокруг очень интересным. Чем Вы любили заниматься в детстве? Любили ли Вы сказки? Не хотите ли Вы попасть в мир злых волшебников и добрых фей, гномов и драконов, где смелые рыцари спасают прекрасных принцесс, где добро побеждает зло?
Как сделать урок интересным? Как научить маленького ребенка иностранному языку, когда он даже не всегда понимает, зачем ему иностранный язык. Такой вопрос задают себе все учителя. Увлечь. Увлечь игрой. Игрой в сказку, где маленький ученик может проявить смекалку и прийти на помощь, или быть смелым героем и победить злого волшебника.
Я предлагаю Вашему вниманию урок-сказку.
Целью данного урока является повышение мотивации к изучению иностранного языка.
Урок строится с учетом возрастных особенностей младшего школьного возраста.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту современные методы обучения английскому языку должны отвечать следующим требованиям:
создавать атмосферу, в которой ребенок чувствует себя комфортно;
стимулировать интересы детей, развивать их желание учиться и тем самым делать реальным достижение ими успехов в обучении;
затрагивать личность ребенка в целом и вовлекать в учебный процесс все его чувства, эмоции и ощущения;
делать ребенка активным действующим лицом в учебном процессе;
создавать такие ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой, а лишь наблюдателем, консультантом;
Всем этим требованиям отвечает игровой метод обучения. Исследования детских психологов показали, что дети младшего школьного возраста 50% знаний, умений, навыков получают через игру. Психологи также утверждают, что «игра остается важным условием сохранения его психологического здоровья и полноценной созидательной деятельности, а также, что организация ролевого обучения, игровых ситуаций непосредственно направлены на приведение в действие механизмов мотивации и тем самым на повышение эффективности обучения».
Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Учебно-познавательная мотивация младших школьников - это их деятельностный подход к учёбе, реализация желания хорошо учиться.
Особенностью младших школьников является то, что их произвольное внимание продолжается не более 3-5 минут, в то время как непроизвольное внимание они способны удерживать гораздо дольше: дети могут заниматься часами тем, что их увлекает. У детей младшего школьного возраста недостаточно развита оперативная память: им требуется многократное предъявление материала. Хотя долгосрочная память у них очень крепкая, особенно, если материал преподносится эмоционально. У младших школьников еще слабо развито абстрактное мышление, поэтому важную роль играет красочность наглядного материала.
Второклассники с удовольствием начинают изучать иностранный язык, ожидая от предмета чего-то необычного, но постепенно интерес снижается, так как материал становится все сложнее и объемнее. Поэтому задачей учителя является создание условий для поддержания и развития интереса к изучению иностранного языка с учетом их возрастных особенностей, что позволит добиться реальных успехов в обучении. На помощь учителю могут прийти игровые технологии. Игры вызывают у детей положительные эмоции, создают благоприятный психологический климат, который позволит проявить детям активность и творчество. Игры способствуют интенсивной языковой практике. Ведь во время игры дети забывают, что они учатся. Один и тот же материал можно повторить несколько раз, но в разных игровых ситуациях. Учитель может провести скрытый контроль, и дети этого не заметят, ведь они играют, а не учатся. Специфика игры заключается в том, что «учебные задачи выступают перед ребенком не в явном виде, а маскируется. Играя, ребенок не ставит учебной задачи, но в результате игры он чему-то учится». (М.Н. Скаткин) Игра помогает создать ситуацию успеха, что положительно сказывается на формировании устойчивого интереса к дальнейшему изучению иностранного языка, и вселяет в детей уверенность в то, что они могут достичь хороших результатов. Игры также способствуют развитию памяти, мышления, воображения и активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся. Игровая деятельность делает возможным осуществлять связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать общеучебные умения и навыки, которые межпредметны по своему характеру.
Учитывая, что произвольное внимание младших школьников длится всего несколько минут, задача учителя – сделать уроки занимательными, что позволит свести до минимума утомляемость и напряжение ученика, и в течение всего урока будет поддерживать его внимание. Благоприятный психологический климат, уроки, не похожие друг на друга, содержащие яркий, красивый наглядный материал, музыкальное сопровождение, сюжетно-ролевые и подвижные игры будут способствовать формированию положительной мотивации и принесут свои плоды. Дети полюбят уроки иностранного языка, будут приходить на них, как на праздник, и, конечно, добьются хороших результатов.
Детям нравится, когда к ним на урок приходят сказочные герои.
Жила-была Фея. Она была красивой и доброй. Она любила помогать детям. Поэтому и к нам на уроки Фея часто приходит. По дороге она поет песенку:
I am a little fairy,
I have a pair of wings,
I am naughty and merry,
Let’s play together, little things.
У Феи есть волшебный сад, в котором растут волшебные цветы разного цвета. Их нужно поливать из лейки такого же цвета. Дети по очереди выходят в сад, а учитель говорит им, какого цвета лейку им взять. Например, Nastya, pink. Настя поливает розовый цветок из лейки розового цвета. А еще их нужно защищать от Снежной королевы, когда она пролетает над садом. Например, Nastya, a pink flower. Дети забирают цветы, а когда Снежная королева улетит, возвращают их в сад и называют их цвет.
Фея может превратить всех в гномов, эльфов и русалок. Гномики получают разноцветные шапочки, эльфы – ленточки, а русалки – короны. Чтобы произошло превращение, надо по-английски сказать, кто ты, и назвать цвет своей шапочки. Фея может давать детям разные задания. Например, попросить построить для нее дворец. Гномики едут на склад, стучат в дверь. Когда Фея спросит: «Who are you?»,гномик отвечает «I’m a gnome. My name is … Red. » и просит кирпичик того цвета, который захочет. Он передает кирпичик русалке, называя цвет. Русаки перевозят через реку и отдают эльфам, называя цвет, а те строят дворец. Чтобы превратиться опять в детей, нужно сказать «I’m not a gnome. I’m Katya».
Гномики могут отправиться на помощь заколдованным животным или Алисе, которую украл дракон. Дракон живет на острове. Учитель: На чем же мы полетим на остров? Посмотрите на этот цветок. (Показывает вырезанный из бумаги цветок с большими разноцветными лепестками) Он волшебный. Если мы снимем лепестки, то с их помощью попадем на остров. Но это не просто, ведь вы маленькие гномики. Ветер пытается сорвать лепестки, но у него не получается. Давайте подуем вместе с ветром. А чтобы наша сила удвоилась, каждый должен сказать по-английски, что он умеет делать. ( Дети называют действия и получают лепестки) А теперь подумайте, как можно путешествовать на лепестке. Дети предлагают варианты. (I can fly. I can sledge. I can swim.) Молодцы! Учитель предлагает отправиться в путь и говорит: «Fly!» -дети машут руками, как крыльями; «Swim!» - делают волнообразные движения руками; «Sledge!» -изображают, что катятся с горки. Вот мы и добрались. Алиса зовет на помощь, она в пещере дракона. Как же нам победить дракона? А давайте превратим его в доброго дракона, я знаю заклинание. Давайте встанем в круг и сосчитаем до десяти, а теперь скажем, какой он хороший. (You are kind. You are nice. You are merry.) Дракон побежден, Алиса свободна.
Такие игры могут занимать несколько минут на уроке, а в третьем и четвертом классе с целью обобщения и закрепления изученного материала можно провести урок-сказку. Сюжет сказки может быть следующим: злой волшебник украл наших друзей гномиков (Алису или других сказочных героев), и они просят нас о помощи. Чтобы помочь им мы должны преодолеть множество преград-заданий, которые создал злой волшебник, чтобы помешать нам. Или злой волшебник превратил наш класс в лабиринт, мы сможем выбраться из него, если выполним все задания.
424434013970000 В третьем классе, когда дети по сюжету учебника (“Enjoy English” М.З. Биболетовой) знакомятся с гномиком Тайни, учитель сообщает детям, что Тайни хотел бы приехать к нам в школу и познакомиться с нами. Учитель:
Good morning children! I’d like to tell you about Tiny. He is a gnome. He lives in the English forest. Look at his photo and answer my question.
Is he merry?
Is he kind?
Is he a pupil?
What does he like?
What can he do well?
Has he got many friends?
What do they do together?
Is he smart?
Tiny wants to visit our school and meet us.
-3810381000Сегодня мы играем, и у меня есть волшебный экран, на котором мы сможем увидеть, как Тайни едет к нам. Но что я вижу, злой волшебник хочет помешать нам встретиться с Тайни. Но не огорчайтесь, я знаю, как помочь Тайни. Если мы выполним все задания, то злое волшебство разрушится.
Волшебник сделал так, чтобы машина Тайни сломалась. Но мы сможем ему помочь, если правильно вставим пропущенные слова is, are, has got, do, can, doesn’t.
Bess … seven.
She … a nice pet.
She … dance, sing and play tennis.
She … like meat.
Her friends … merry.
… they like to play together?
Посмотрите, на дороге выросли огромные волшебные цветы, они не пропускают машину. В каждом цветке есть правило чтения. Назовите слова с этим правилом чтения, и цветы пропустят Тайни.

Примерные ответы:
ar – car, park, farm, dark, smart, farmer, are
oo – book, zoo, too, good, school, look
sh – she, shop, short, fish, shirt, wash
th – teeth, three, think, thank, with, they, this
ea – tea, eat, clean, teacher, read, speak, please
ck – clock, black, stick, neck, cockerel, duck
А на эти цветах написаны цифры. Расколдуй их, назвав числительные по-английски.

Смотрите, какое болото на пути Тайни. Чтобы он не утонул, мы должны правильно вставить пропущенные буквы и показать брод.
Ch - - se
C – rn Me – t Bu - - er C – ke Ju – ce Br - - d Sw - - ts C - bbage Br - - kfast Посмотрите, у Белоснежки рассыпались все продукты. Давайте поможем ей. Разложите продукты по корзинам (часть продуктов положите в корзину, на которой написано слово many, другую часть положите в корзину со словом much) и освободите дорогу для Тайни. А сейчас назовите продукты в каждой корзине по-английски.
819150235585

much Many
-s



Примерные ответы:
much many
Bread, honey ,jam, cheese, ham, milk, corn, butter Eggs, tomatoes, carrots, cucumbers, cakes, sweets, lemons, apples, bananas, oranges
А какой густой непроходимый лес сделал злой волшебник. Но это не деревья, а заколдованные животные, они просят нас о помощи. Мы им поможем, если отгадаем загадки.

It is long and green. It can be very aggressive. It likes to eat meat and fish. It lives in the water. What is it? ( a crocodile)
It is big and brown. It likes to sleep in winter. It has a sweet tooth. It likes to eat honey, berries, fish and meat. It can swim well. It lives in the forest. (a bear)
It is nice, cunning and clever. It is red. It likes to eat cockerels, hens and rabbits. What is it? (a fox)
It is funny and clever. It can climb and jump very well. It can be big or small. It likes bananas. What is it? (a monkey)
It is the second biggest animal in the world. It can eat 300 kilos of food and drink 200 liters of water. It lives in Africa and India. It is kind and clever. What is it? ( an elephant)
It is very unusual. It cannot walk, it cannot run, it cannot fly. It can only jump. It has a front pocket and in the pocket it carries a baby. It lives in Australia. What is it? (a kangaroo)
И еще одна преграда: река. Мы можем построить мостик через реку. Бревнышки – это названия дней недели, назовите их по-английски. Последнее бревнышко Sunday не хочет встать на свое место. Давайте расскажем, что мы любим делать в воскресенье. What do you like to do on Sunday?

А какая высокая трава преградила дорогу Тайни. Она закрыла некоторые буквы в предложении. Если мы правильно прочитаем, то путь будет свободен.
We are gd friends. We lke to go to schl. We can rd, wrte and cnt well.We like to play together. We can playess, footbll, teis well.
Ребята, мы помогли Тайни приехать к нам.
Можно попросить ученика постарше сыграть роль Тайни. Тайни входит в класс и знакомится с учениками.
Meet Tiny.
Tiny: Good morning, children! I am Tiny. I am glad to see you. What is your name?
Дети рассказывают Тайни о себе, своих домашних питомцах и задают Тайни вопросы. Например:
Pupils: Where do you live? How old are you? Are you a pupil? Have you got many friends? What do you like to do together? Have you got a pet? Can you sing well? What do you like to eat? What do you like to do? Do you like to ride a bike? Do you clean your teeth every day?
Задания могут быть разнообразными и зависеть от материала, который Вы хотите повторить и закрепить. Например, по теме «Внешность» вы можете на пути встретить Василису Прекрасную. Чтобы она помогла вам и показала дорогу, она попросит вас сделать ей комплименты: You are beautiful. Your eyes are blue. Your hair is long. Your nose is short. Your face is round. По теме «Предлоги» - вам нужно переплыть на лодке озеро. Ключи от замка на лодке находятся в домике, вам нужно угадать, где они спрятаны.
Мы подошли к концу мастер-класса. По моему мнению, задача современного учителя организовать урок так, чтобы дети захотели учиться и учились с удовольствием. Игровые технологии обладают огромным потенциалом при обучении младших школьников на уроках английского языка, способствуют разностороннему развитию личности и предоставляют детям возможность проявить свои творческие способности.
Прочитайте сказки детям!Научите их любить.Может быть, на этом светеСтанет легче людям жить.
Спасибо за внимание!