Активные методы обучения как повышение мотивации и результативности обучающихся на уроках английского языка.


Активные методы образования в помощь учителю английского языка
Профессия учителя - это призвание и переступая порог класса хочется не только поделиться знаниями с обучающимися, но и превратить урок в волшебное действо, где каждый ребёнок станет героем и сможет осуществить все замыслы.
Хочу поделиться арсеналом методов, которые помогут разнообразить урок и увлечь обучающихся.
Что может превратить скучное, обыденное занятие в увлекательное приключение? Вспоминается всеми любимое произведение «Приключения Тома Сойера» Как же он искусно превратил скучное занятие по окраске забора в увлекательную игру. А ведь вспомните, как его друзья отдавали свои самые ценные вещи, чтобы принять в этом участие. У детей появился мотив, который нам и следует взять на вооружение.
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. А.м.о. характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.
Метод «Фруктовый сад»Цель – Учителю (классному руководителю) результаты применения метода позволят лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы учитель (классный руководитель) сможет использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучающимся.Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.Численность – весь класс.Время – 20 минутПодготовка: Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок и лимонов, фломастеры, плакат, скотч.Проведение:Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.Учитель (классный руководитель) предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д.Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.Примечание: Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Приветствуется, когда учитель (классный руководитель) также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения.
Метод «Инфо-угадайка»Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.Группы: все участники.Время: Зависит от объема нового материала и структуры урока.Материал: подготовленный лист ватмана, цветные маркеры.Проведение:Учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист ватмана или блокнот флипчата, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.
АМ подведения итогов урока
Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные методы как: "Мухомор", «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Все у меня в руках!», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?», «Ресторан», «Комплименты». Эти методы помогут вам эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу.Пример Активных методов подведения итогов урокаМетод «Ресторан»Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.Время: 5 мин. на подготовку; 1-3 мин. каждому участнику (на ответ).Численность: Все ученикиМатериал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточкиПроведение:Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:- Я съел бы еще этого…- Больше всего мне понравилось…- Я почти переварил…- Я переел…- Пожалуйста, добавьте…Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя.Примечание: Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.В завершении учитель резюмирует итоги урока, при необходимости дает задание на дом и напоследок говорит хорошие слова ребятам.Так незаметно, весело, но эффективно пройдет урок с использованием АМО, принеся удовлетворение и учителю и обучающимся.Приведенные здесь активные методы – лишь малая толика известных на сегодняшний день методов игрообучения. Цель этого небольшого обзора – показать логику и смысл использования АМО на уроке или во внеклассном мероприятии. Несмотря на краткость, данный обзор показывает, что перечисленные методы действительно составляют систему, поскольку обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности учащихся на всех этапах образовательного мероприятия, приводя к полноценному освоению учебного материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениями.
Описание самостоятельно разработанного активного метода обучения.
1. Предмет, на котором использован метод Урок английского языка
2. Класс, в котором использован метод 3
3. Этап образовательного мероприятия (урока) Актуализация знаний
(Тип урока: комплексного применения знаний.)
4. Название метода
Метод «Часы»
5. Цели использования метода Закрепление изученного материала, оживление внимания обучающихся. Развитие критического мышления и долговременной памяти. Воспитание дружелюбия и отзывчивости. Преодоление языкового барьера.
6. Количество участников Группа ( 10-15 человек)
7. Технология проведения На доску прикрепляется плакат с циферблатом часов (со стрелкой) Кукла, являющаяся героем урока задумчиво передвигает стрелки. Учитель обращается к детям с вопросом: «Как вы думаете почему (называя имя героя) он грустит? Чем мы можем ему помочь?» Дети высказывают свои предположения, учитель делает вывод из общих предположений, что «кукла» запуталась в времени суток и как стоит здороваться утром, днём, вечером и ночью. Учитель предлагает помочь и сыграть в игру. Детям раздают карточки-часы, а на парты ставится 2 корзины с мини карточками и клей-карандаш. Условия мероприятия: каждый обучающийся должен найти и правильно соотнести (наклеить) мини карточки на сой циферблат часов соответственно времени суток. После чего он должен показать их «кукле». В это время учитель просматривает правильность выполнения задания и корректирует обучающегося. После выполнения задания всеми обучающимися, «кукла» опять крутит стрелку на часах а детки хором с ним здороваются.
8. Продолжительность проведения 8- 15 минут
9. Предварительная подготовка (если требуется) Изготовить раздаточный материал в форме часов к количестве 10-15 штук в зависимости от количества обучающихся в классе. Циферблат учитель заранее разделяет на 4 части, они соответствуют 4 этапам суток: утро, день, вечер, ночь. В середине каждой части нарисован знак вопроса. Дополнительно учитель готовит небольшие карточки с этапами суток, чтобы каждый обучающийся смог заполнить свою карточку ( количество может варьироваться от 40-150) ( Лексика: Good morning, good afernoon, good evening, good night)
10. Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода Две корзины или коробки, чтобы поместить небольшие карточки.
Клей- карандаш в количестве 4 штук.
Кукла или любой другой герой урока.
Большой циферблат часов со стрелкой.
11. Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода) Данный метод будет очень полезным при изучении с обучающимися 3 класса этапов суток и видами приветствия.
Необходимо помнить, что длительность данного метода зависит от количества обучающихся на уроке. Данный метод включает в себя активность и движение обучающихся по классу, рекомендую сдвинуть столы и стулья таким образом, чтобы они не мешали обучающимся добиться планируемых результатов и не стали причиной травмы.
12. Автор метода и источник, где описан метод (если Вы сами разработали метод, указывается Ваши ФИО) Яковлева Елена Сергеевна
Добрый день. Я учитель английского языка. Данный игровой метод активно использую в работе с детками 3 класса и хочу порекомендовать его коллегам. Желаю успехов.
Анкетирование деток поводила используя похожие по смыслу вопросы.
(Данный метод был использован мною в конце сентября 2014 года)
Вопросы я озвучивала, а ответы просила записать в тетрадь.
Результаты:
В анкетировании приняли участие все обучающиеся группы 3-А класса в количестве 12 человек. Анкетирование проводилось анонимно.
1 Понравился ли вам игровой метод обучения?
Как вы думаете, понравилось ли «Crow» играть с нами в игру «Часики»?
( «Crow»- перевод с англ. – ворона. Crow является куклой- героем урока английского языка в 3-А классе)
На 1 вопрос положительно (ДА) ответили: 12 человек;
Что именно понравилось?
Узнайте у соседа по парте, что ему понравилось и было наиболее интересным?
При ответе на 2 вопрос мнения обучающиеся разделились: 9 обучающихся ответили, что им понравилось находить и сопоставлять соответствующие карточки;
3 обучающимся понравилось помогать Crow называть приветствия в разное время суток. (При этом работы были выполнены в полной мере).
Что вам не понравилось?
Девочки спрашивают у мальчиков, а мальчики спрашивают у девочек: Что им не понравилось в игре?
6 человек ответы не дали;
5 человек ответили, что им всё понравилось;
1 ребёнок ответил, что расстроился из-за того ,что не понял в какую сторону клеить мини-карточку.
Хотели бы Вы учиться с использованием игровых методов обучения?
Необходимо выбрать 1 вариант ответа на вопрос:
Как часто Вы бы хотели выполнять похожие задания на уроке?
никогда
1 раз в месяц
1 раз на уроке
2-3 раза на уроке
100 раз на уроке
1 вариант – 0 обучающихся;
2 вариант – 0 обучающихся;
3 вариант – 0 обучающихся;
4 вариант – 5 обучающихся;
5 вариант – 7 обучающихся.
Анализ и оценка педагог апробации АМО на уроке (образовательном мероприятии).
1 Использовали ли Вы ранее АМО в образовательном процессе? Да. Данная методика применялась в сентябре 2014 года в 3х классах.
2 Какие сложности возникли при подготовке и проведении АМО для данного Практического задания? Большой объём печатного материала и времени при подготовки.
3 Какие положительные эффекты использования данных АМО Вы отметили? 1.Актуализация материала и его закрепление проходит в игровой форме. Всем известно, что именно игра способствует проявлению активности даже у интровертов, так как появляется мотив. Задания выбраны таким образом, что даже обучающийся о слабыми знаниями преуспевает, тем самым чувствуя свою значимость и что ему это посильно на ровне с остальными обучающимися. Так как игра не подразумевает соперничество, а наоборот направлена на воспитание таких качеств как дружелюбие, эмпатия, отзывчивость эмоциональная атмосфера в классе приятная.
Данный метод развивает критическое мышление, что немало важно. Учитель – наставник, обучающийся – деятель.
Способствует развитию долговременной памяти:
Ребёнок непосредственно сам выполняет действие, а так же видит картинку-ассоциацию ,написанное слово и при выполнении задания непосредственно прикасается к предмету.
Способствует развитию фонематического слуха и преодолению языкового барьера.
4 Как отреагировали обучающиеся на применение данных АМО? Реакция обучающихся была положительной. Они с интересом вовлекались в занятие.
5 Какие ощущения Вы испытали от использования данных методов? Исключительно положительные. Поставленные цели были достигнуты, детки счастливы.
6 Будете ли Вы использовать АМО в дальнейшем в своей работе? Да, ОБЯЗАТЕЛЬНО.