Квест-игра «зоо вёрст по Уральской дороге»(по следам «Капитанской дочки«А.С.Пушкина)

13 EMBED Word.Document.8 \s 1415




Совсем недавно фраза «квест-игра» вызывала не то, чтобы страх, но какое-то лёгкое недоумение. И только после того, как приехавшие с Байкала ребята рассказали о принципе игры, о том, насколько она интересна, занимательна и поучительна, мы решили: «А почему бы не попробовать и нам?» Подготовительная работа не заняла много времени, так как участниками игры стали учащиеся 8 и 11 классов, люди уже довольно взрослые и понимающие что к чему. В течение двух недель ребята занимались сбором материала для участия в игре. Тема была определена заранее, уже только её название заинтриговало многих «300 вёрст по большой Уральской дороге». Учащимся было предложено повторить тот самый маршрут, по которому когда-то проследовал А.С.Пушкин, собирая материал о восстании Емельяна Пугачёва для написания известного «разбойничьего романа». Детям было просто необходимо полистать страницы исторических учебников и статей, познакомиться с приговором, вынесенном в своё время разбойнику, и глубже проникнуться в содержание самой повести «Капитанская дочка».
Учительское и ученическое жюри начало работать также заранее: были составлены маршрутные и оценочные листы, подготовлены легенды, на основании которых затем составлялись вопросы и поднимались определённые проблемы. Жаль только, что по техническим причинам пользоваться ноутбуками ребятам не пришлось, зато , спасибо современным нанотехнологиям, по вкусу им пришлось вполне легально пользоваться выходом в Интернет с помощью телефонов и планшетов. Хорошим подспорьем был и текст самого произведения.
Наконец всё было готово, очень быстро прошла суета с подготовкой: по территории школьного двора были распределены станции, куда ребят должны были привести маршрутные листы.

Станций было организовано всего 5: «Историческая», «В имении Гринёвых», «За крепостной стеной», «Пугачёв и пугачёвщина», «Суд». Каждая из них была по- своему интересна и трудна для ребят. Каждая команда отправилась на свою станцию, так что ребята не мешали друг другу и не стеснялись пробовать себя в самых разных амплуа.
«Историческая » станция в большей степени ждала общения с 11-классниками, но, чем интересна эта игра, в разговор о политике тут же с лёгкостью вступили и ребята из 8 класса. Ведь им было дано время не только обдумать свой ответ, но и полистать страницы Интернета. Справились все неплохо, хотя были свои плюсы и минусы: оценивалась не только работа в команде, но и правильность, и аргументированность ответов. Ребята справились, и это польстило и им, и учителям истории, которые играли роль своеобразных «станционных смотрителей» и «вожатых», указывающих дальнейший путь.

В «Усадьбе Гринёвых» никто из ребят не ожидал увидеть кроме учителя по литературе преподавателя математики. Всем было понятно для чего и почему совершали они виртуальное путешествие по дорожкам сада усадьбы, представляли себе клумбы и цветники, искали в поэтических пушкинских сборниках стихи о цветах и декламировали их. Но когда им пришлось ещё и разбивать эти самые клумбы, да ещё и использовать определённые знания по геометрии и подручные средства, вот тут уж было чему удивиться. Несомненно, работа на этой станции заставила «попотеть» действительно всю команду. Ведь время было ограничено, а сделать нужно было так много. Однако никто не сетовал на трудности, дети с достоинством выходили из трудных ситуаций и, кстати, все совершенно по-разному и клумбу разбили, и стихотворение продекламировали. Так что многие из нас, взрослых, раскрыли неизвестные для нас таланты и способности ребят.


С неменьшим интересом ребята поработали и «За крепостной стеной». Сначала им были предложены схемы крепостей, по внешнему виду которых они должны были определить, которая из них соответствует виду Белогорской крепости. Разгадав эту загадку, дети невольно задались вопросом: «Почему же , имея неплохие план строительства и защищённость, так быстро пала крепость и гарнизон капитана Миронова? » Тут на помощь пришли ребята из 8 класса, ведь с текстом произведения они были знакомы намного лучше своих собратьев по команде. А вот в книге пришлось искать доказательства своей правоты.

На станции «Пугачёв и пугачёвщина» всем пришлось столкнуться с элементом телевизионной игры «К барьеру!» К этому самому барьеру и пришлось выходить самому Емельяну Пугачёву. Пришлось ребятам проявить здесь не только познавательные, но и артистические способности. Страшновато было, сидя на троне, отвечать на вопросы апонентов, связанные с объяснениями по поводу попытки политического переворота и гибели огромного количества люде. Совершенно по-разному был представлен Пугачёв учащимися: кто-то с напыщенностью доказывал правоту, а кто-то в пух и прах разбил теорию разбойничьего бунта. И снова ребятам просто необходимо было заглянуть в материалы, связанные с биографией героя пушкинского произведения.
Самой сложной для ребят оказалась «Судебная » станция. Здесь путём жеребьёвки кому-то выпало подготовить и сыграть роль служителей закона: судьи, адвоката и прокурора, а кто-то должен был предстать перед этим судом в роли самого Емельки Пугачёва. Трудно было всем: старшие ребята срочно вспоминали уроки обществознания и ход ведения судебного процесса, удалось качественно выполнить работу не всем. Однако интерес и задор в глазах ребят было наблюдать всё равно очень приятно. Им пришлось несладко, не каждый день приходится разбирать подобные ситуации. Труднее всего пришлось тем, кому пришлось сидеть , а вернее стоять в роли подсудимого. Каждый из ребят просмотрел лежащий на столе у члена жюри Уголовный Кодекс, дебаты были довольно серьёзные. Неплохо показали себя все дети. Самое главное, что все смогли аргументировано либо обвинять, либо защищать, либо биться за свою жизнь в последнем слове подсудимого. Не сговариваясь, все команды сохранили жизнь Пугачёву, однако сроки заключения дали разные. Нам же было приятно, что дети наши просто добрые люди, они, по их же словам, не стали лишать душегуба жизни, а решили оставить его жить и мучиться, замаливая грехи

Время игры пролетело незаметно, вот и подошли все команды завершающему этапу: подводились итоги, определялись лучшая команда и самые активные и знающие игроки, дарились подарки. Но не это было самое главное Никто не спешил домой, эмоции переполняли всех: во-первых, подобное мероприятие проводилось впервые, во-вторых, ребятам разных возрастов было о чём поговорить и чем поделиться друг с другом, и в- третьих, просто хотелось посидеть рядом детям и взрослым, которые на целых полтора часа забыли, что они учителя и ученики. Мы были одним целым, пока не знаем, семьей или командой, но приятно осознавать, что мы стали ближе друг к другу.


15