Схема конспекта учебного занятия.Тема учебного занятия — Отечественная война 1812 года

Схема конспекта учебного занятия.

Предмет - история
Класс – 10
Используемый УМК - Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России. ХVII -XIX века: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений, часть 2 – М.: Русское слово , 2010 г.
Тема учебного занятия - Отечественная война 1812 года
Тип урока: Урок изучения нового материала:
Цели:
Образовательные.
Ознакомить учеников с основными историческими фактами, особенностями, понятиями военной истории, военного искусства, стратегией, тактикой, состоянием вооружения армий в Отечественной войне 1812 года.
Развивающие.
Способствовать развитию логического мышления, умению анализировать, сопоставлять на основе работы с историческими источниками,
Способствовать развитию речи,
Развивать у учащихся историческое мышление.
Воспитательные.
Способствовать воспитанию у учащихся чувства гордости за свое Отечество, чувства патриотизма, сопричастности и сопереживания к судьбам русского народа.
Задачи урока:
Образовательные задачи урока:
Показать состояние Российского государства к началу XIX века; определить цель Отечественной войны 1812 года.
Познакомить с Бородинским сражением; показать роль М. И. Кутузова организации победы русских войск; сформировать понимание неизбежности оставления Москвы; раскрыть результаты Отечественной войны.
Сформировать понимание героизма народа в Отечественной войне 1812 года, связи дворянского сословия и народных масс в справедливой борьбе против захватчиков.
Развивающие задачи урока:
Развивать познавательный интерес, устную речь учащихся; развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы.
Воспитательные задачи урока:
1.Воспитывать патриотизм, чувство гордости, уважения, восхищения подвигом русских воинов под командованием М. И. Кутузова.
Содействовать развитию познавательного интереса учащихся к истории.
Оборудование:
Мультимедийный проектор.
Презентация к занятию «Отечественная война 1812 года»
Выставка книг по Отечественной войне 1812 года.
Комплект открыток “Герои Отечественного войны 1812 года”, художник Иванов Ю.; репродукции картин, посвященных данной теме;
. Карты - Карта “Отечественная война 1812 года”, карта «Бородинское сражение».
Портреты - М.И Платов Атаман Донского казачьего войска Донское казачество в Отечественной войне 1812 г. , М.И Кутузов Великий русский полководец Донское казачество в Отечественной войне 1812 г. , Денис Давыдов Поэт и военный писатель, инициатор партизанского движения в 1812г Донское казачество в Отечественной войне 1812 г, М.И Кутузов Великий русский полководец Донское казачество в Отечественной войне 1812 г., Князь П.И. Багратион, Князь М.Б. Барклай де Толли.
Музыка. Романс « Вы, чьи широкие шинели»
Карта-схема основных мест сражений.
Цветы : белые, жёлтые, голубые.
Основные даты:
12 июня 1812 года – начало войны,
26 августа 1812 года – Бородинское сражение,
25 декабря 1812 года – Манифест Александра 1 об окончании войны.
Персоналии:
М. И. Кутузов, М. Б. Барклай де Толли, П. И. Багратион, А. П. Тормасов, Д. В. Давыдов, А. С. Фигнер
План изучения темы:
1. Повторение : “Внешняя политика, задачи России на международной арене накануне начала войны 1812 года”.
2. Изучение новой темы:
а) причины войны, уровень подготовки стран к военным действиям;
б) начало военных действий;
в) назначение М.И.Кутузова главнокомандующим русской армии;
г) Бородинское сражение;
д) герои Отечественной войны 1812 года;
е) совет в Филях;
ж) малая война (партизанское движение, народное ополчение, положение французов в Москве);
з) изгнание французских войск из России, окончание войны;
и) итоги и значение Отечественной войны 1812 года.
3. Рефлексия .
4. Домашнее задание .
Опережающее задание:
Подготовка сообщений
Определение тем сообщений,
Работа учителя с докладчиками (подбор литературы, вносит поправки, проверяет готовность докладчиков к устному выступлению),
Назначение рецензентов и ознакомление их с правилами рецензирования (раскрыта ли тема, обоснованность выводов, форма подачи материала – читал или рассказывал),
Иллюстративное сопровождение сообщений (оформление класса – развешиваются портреты, репродукции по теме докладчиков).
Заполнение опорной таблицы Прочитать материал по теме Отечественная война 1812 года в учебнике (§22- 23 ) и дополнительной литературе и заполнить опорную таблицу:
Дата
Событие
Результат

12 июня



2 августа



4-5 августа



8 августа



17 августа



24 августа



26 августа



1 сентября



2 сентября



2 сентября



11 октября



12 октября



3-6 ноября



14-16 ноября



Декабрь




Этапы работы
Содержание этапа

1
Организационный момент, включающий:



постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной);
Слайд 1
Цель этапа :
обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке, психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию.
ЗАДАЧИ:
Доброжелательный настрой учителя и учащихся
Готовность класса и оборудования к уроку.
Быстрое включение класса в деловой ритм.
Кратковременность организационного момента.
МЕТОД: словесно - наглядный.
Учащиеся слушают учителя, настраиваются на продуктивную работу во время урока.
Сегодня на уроке мы узнаем, какая опасность нависла над нашей страной в 1812 году, о мужестве нашего народа, давшего врагу достойный отпор.
Слайд 2
Тема нашего урока «Отечественная война 1812 года».
Учащиеся записывают тему урока в тетрадь


определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
Цель этапа урока:
настроить учащихся на плодотворное сотрудничество на уроке;
подготовить учащихся к пониманию и усвоению нового учебного материала.
Задачи этапа урока:
обеспечить нормальную учебную обстановку;
обеспечить нормальную работу оборудования;


описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог);
Словесно-наглядный .
Частично-поисковый
Используются диалоговые формы общения.

2
Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:
определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);
Цель этапа урока:
обобщить сведения о внешней политике Российской империи в начале XIX века.
Задачи этапа урока :
Готовность учащихся к активной учебно – познавательной деятельности на основе опорных знаний.

Слайд 3.
Вопросы, касающиеся внешнеполитических задач Российской империи в начале XIX века:
1. Каковы задачи внешней политики правительства Александра I?
2. Какие направления внешней политики в 1801-1812 годах были наиболее актуальны?
3. На каком из направлений России удалось добиться наибольших успехов?
4. Какое из направлений внешней политики для России было самым проблемным? Почему?


определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
Цель этапа урока:
актуализация знаний и способов деятельности учащихся;
обобщить сведения о внешней политике Российской империи в начале XIX века.
Задача этапа урока:
установить правильность выполнения домашнего задания учениками;
выявить и откорректировать пробелы, допущенные учащимися при выполнении домашнего задания;
формировать навыки самоконтроля.


описание методов, способствующих решению целей и задач;
Словесно-наглядный .
Частично-поисковый
Беседа
Иллюстративно-репродуктивный
метод
Используются диалоговые формы общения.


описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;
Активное участие всех учащихся в обсуждении вопросов. Правильные ответы всех учеников.



определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;
Дополнительное объяснение материала учителем или «сильным» учеником.



описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;
Используется метод коллективной работы.


описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;
Создание ситуации успеха для каждого ученика. Похвала учителем.


описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.
Создание ситуации успеха для каждого ученика. Похвала учителем.

3
Изучение нового материала.
Данный этап предполагает:
постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть досягнут учащимися на данном этапе урока);
Цель этапа урока:
Ознакомить учеников с основными историческими фактами, особенностями, понятиями военной истории, военного искусства, стратегией, тактикой, состоянием вооружения армий в Отечественной войне 1812 года.
понять то, что война была сложным общественным явлением, которое охватило все стороны жизни российского общества;
продолжить работу по совершенствованию умений и навыков работы с картой, диаграммами ,текстом, дополнительной литературой, анализа и обобщения изучаемого материала.
способствовать развитию логического мышления, умению анализировать, сопоставлять на основе работы с историческими источниками;
способствовать развитию речи;
развивать у учащихся историческое мышление;
способствовать воспитанию у учащихся чувства гордости за свое Отечество, чувства патриотизма, сопричастности и сопереживания к судьбам русского народа.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Непосредственное наблюдение

· за своей работой в коллективе;

· за ходом дискуссии, обсуждением, ответом товарища;


определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
Цель этапа урока:
сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из самых славных вех отечественной истории;
показать отражение массового героизма, готовность русских солдат, офицеров, генералов к самопожертвованию во славу Отечества;
акцентировать внимание учащихся на связи времен и значении сохранения и преумножения традиций прошлого.
Задачи этапа урока:
Познакомить с Бородинским сражением; показать роль М. И. Кутузова организации победы русских войск; сформировать понимание неизбежности оставления Москвы; раскрыть результаты Отечественной войны;
сформировать понимание героизма народа в Отечественной войне 1812 года, связи дворянского сословия и народных масс в справедливой борьбе против захватчиков;
познакомить учащихся с отражение массового героизма, готовность русских солдат, офицеров, генералов к самопожертвованию во славу Отечества;
развивать познавательный интерес, устную речь учащихся; развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы;
воспитывать патриотизм, чувство гордости, уважения, восхищения подвигом русских воинов под командованием М. И. Кутузова:
содействовать развитию познавательного интереса учащихся к истории;
научить свободно ориентироваться в исторической карте; заполнять карту – схему;
активизировать внимание учащихся с помощью применения мультимедийных средств;
развить творческие способности;
воспитать интерес к предмету.


изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе этого пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);
Слайд 4. На основе диаграммы сравните военно-экономический потенциал России и Франции? (ответ на вопрос) Как вы считаете, какими были причины войны ?
Слайд 5. ПРИЧИНЫ ВОЙНЫ:
- неразрешённые противоречия между Россией и Францией
- агрессивная внешняя политика Французской империи
- откровенное стремление Наполеона к мировому господству.
Учащиеся записывают причины в тетради.
Учитель : Смотрим опорную таблицу в тетради
Задание для учеников: (по просьбе учителя) читать события отдельных дней и заполнять карту – схему .
Опорная таблица:
Дата
Событие
Результат
Работа
с картой-схемой

12 июня
Переход французской армии через Неман.
Начало войны. Отступление русской армии.
Неман.

2 августа
Соединение русских армии в Смоленске.
Срыв плана Наполеона разг
омить русские армии поодиночке.
Смоленск.

4-5 августа
Смоленское сражение.
Русские войска оставили Смоленск.


8 августа
Назначение М.И.Кутузова главнокомандующим.
Русская армия встала под командование М.И.Кутузова.


24 августа
Бой за Шевардинский редут

Выиграно время для укрепления позиций русской армии на Бородинском поле.
Шевардинский редут.

26 августа
Бородинское сражение.
Узнав о потерях, Наполеон приказал отступать.
Бородино.

1 сентября
Совет в Филях.
Принято решение оставить Москву.
Фили.

2 сентября
Вступление французов в Москву.
В Москве начинаются пожары.
Москва.

2 сентября
Тарутинский маневр.
Тактический ход М.И.Кутузова. Наполеон потерял русскую армию из виду.
Тарутино.

11 октября
Оставление Москвы французами.
Наполеон приказал взорвать К
емль, но взрыв удалось предотвратить.


12 октября
Сражение при Малоярославце.
Город остался за французами. Наполеон решил отступать по смоленской дороге.
Малоярославец.

3-6 ноября
Сражение под Красным.
Поражение французской армии
Красный.

14-16 ноября
Переправа через Березину.
Гибель и пленение французских солдат при переправе р.Березины.
Река Березина.

Декабрь
Изгнание «Великой армии» из России.
Манифест Александра 1 об окончании войны.


Составление карты-схемы основных мест сражений:

Слайд 6. 12 июня 1812 г. французская армия форсирует Неман.
Слайд 7. Задание по карте: по карте «Отечественная война 1812 года» определите расположение русских армий, командующих и направление, которое они защищают.
1 армия – М.Б. Барклай де Толи, направление Санкт-Петербург;
2 армия – П.Н. Багратион, направление Москва ;
3 армия – А.П. Тормасов, направление Киев.
Задание. Исходя из слов Наполеона определите, куда он хотел нанести основной удар. Наполеон говорил: “Если я займу Киев, я возьму Россию за ноги; если я овладею Петербургом, я возьму за голову; заняв Москву – я поражу её в сердце”.
Давайте познакомимся с командующим русской армией.
Сообщение ученика. Барклай де Толи.
Вопрос: определите стратегию русской армии в начале Отечественной войны 1812 года?
Слайд 8,9 Рассказ учителя по анимированной карте.
Слайд 10 . 22 июля в Смоленске соединились армии Барклая де Толли и Багратиона. Сражение под Смоленском продолжалось с 4 по 6 августа. Русские не отступали ни на шаг, дрались как львы. Французы ломились в ворота, бросались на валы, но не могли овладеть городом. Тогда Наполеон приказал жечь город, который не смог взять грудью. 7августа русские войска оставили разрушенный и горящий город .
Ф.Н.Глинка писал в это время:
Теперь ли нам дремать в покое
России верные сыны?!
Пойдем, сомкнемся в ратном строе,
Пойдем и в ужасах войны
Друзьям, отечеству. Народу
Отыщем славу и свободу
Иль все падем в родных полях!
В России всегда существует вопрос: Кто виноват?
Кто виноват, что армия отступает, и какие проклятья слышатся в его адрес?
Барклай- де- Толи – «изменник» , «немец».
А страна ищет нового героя, спасителя земли русской.
Почему Ф.Г. Глинка называл Барклая – де – Толли изменником ?
Ответы учеников.
Кто же стал новым героем, спасителем земли русской ?
Слайд 11. Сообщение ученика. Михаил Илларионович Кутузов .
Вопрос: определите стратегическую тактику М.И. Кутузова?
Слайд 12. Ученики анализируют диаграмму : «Соотношение сил накануне Бородинского сражения»
Читает ученик : Приказ Наполеона: «Воины! Вот сражение, которого желали. Победа в ваших руках: она нужна нам. Она доставит вам изобилие, хорошие зимние квартиры и скорое возращение в отечество, Действуйте так, как действовали под Аустерлицем, при Фридланде, Витебске и под Смоленском, и позднее потомство вспомнит с гордостью о подвигах ваших в этот день. Да скажут о каждом: и он был в великой битве под стенами Москвы».
Читает ученик : Обращение М.И. Кутузова:«Вам придется защищать землю родную, послужить верой и правдой до последней капли крови. Каждый полк будет употреблен в дело, Вас будут сменять, как часовых, через каждые два часа. Надеюсь на вас!
Учитель: Накануне сражения по обычаю надели чистое белье, заботливо чистили ружья, точили штыки.
Ночью священники пронесли по лагерю чудотворный образ Смоленской Божьей Матери – заступницы Русской земли. За образом со слезами на глазах шел Кутузов, с ним весь штаб. На пути иконы Смоленской Божьей Матери на коленях стояли тысячи солдат и офицеров.
Лишь солнце опалило пушки
И леса синие верхушки,
Французы тут как тут
Слайд 13-17. Объяснение учителя хода бородинской битвы по картам и иллюстрациям на слайдах.
Слайд 18. ПОТЕРИ ПРИ БОРОДИНО: Франция: 58 тысяч человек, 50 генералов. Россия: 45 тысяч человек, 29 генералов. Осмотрев армию, М.И.Кутузов приказал отступать
Слайд 19\ Вопрос: Бородино – это победа или поражение? Прежде чем ответить на поставленный вопрос, давайте узнаем мнение современников:
«Из всех моих сражений самое страшное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми». Наполеон
«Французская армия расшиблась о русскую армию». А.П. Ермолов.
Ответы учеников.
Слайд 20. 27 августа русские войска отступили к Москве. На военном совете в Филях было принято решение сдать Москву без боя, но сохранить армию (альтернатива - намерение проявить патриотизм и красиво принять смерть у стен Кремля). В результате поименного голосования мнения генералов разделились практически поровну. Окончательное и нелегкое решение принял Михайло Илларионович: "С потерянием Москвы не потеряна еще Россия. Первою обязанностью ставлю себе сохранить армию, сблизиться с теми войсками, которые идут к ней на подкрепление, и самым уступлением Москвы приготовить неизбежную гибель неприятелю. Поэтому я намерен, пройдя Москву, отступить по Рязанской дороге. Знаю, ответственность падет на меня, но жертвую собою для спасения Отечества. Приказываю отступать!».
Вопрос учащимся:
Как Вы понимаете высказывание М.И.Кутузова на Совете в Филях «Доколе будет существовать армия, с потерянием Москвы не потеряна еще Россия. Но когда уничтожится армия, погибнут и Москва, и Россия»?
Слайд 21 Рассказ учителя.На следующий день, 2 сентября, русские войска оставили Москву. “Глубокая печаль была на лицах воинов, и казалось, что каждый из них питал в сердце мщение за обиду, как бы лично ему причиненную”. (М.И. Кутузов). Вместе с армией население покидало город. Русская армия отступала по Рязанской дороге, а затем перешла на Калужскую дорогу и 21 сентября остановилась на берегу Нары, в селе Тарутине. А в это время Наполеон подошел к Москве и остановился на Поклонной горе в ожидании депутатов от москвичей. Но как здесь не вспомнить известные строки А.С. Пушкина:
Напрасно ждал Наполеон, Последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной С ключами старого Кремля: Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою. Не праздник, не приемный дар, Она готовила пожар Нетерпеливому герою.
Московская депутация с ключами от города не пришла. Город был практически пуст
Слайд 22. В различных частях города вспыхнули пожары. Вопрос о причине пожаров не получил однозначного ответа у современников и потомков, историков. Еще до окончания войны правительственная пропаганда обвинила в сожжении Москвы Наполеона. Наполеон объявил пожары делом рук столичного губернатора Ф.В. Растопчина. Историк Е.В. Тарле видел источник пожаров как в действиях московских патриотов, так и в действиях французов. Н.А. Троицкий считал, что распоряжение Кутузова и Растопчина сжечь склады и магазины, вывезти из города “весь окончательный снаряд” уже обрекло Москву с большим количеством деревянных строений на пожар. Современные историки единодушны в том, что не одно из существующих мнений с исторической точки зрения не может считаться доказательным. На рассвете 8 октября 1812 года наполеоновская армия начинает отступление из Москвы. Исчезла последняя надежда продиктовать свою волю Александру I и добиться мира. Маршалу Мортье было приказано взорвать Кремль, уцелевшие здания, погреба, склады. Был разрушен Арсенал, часть Кремлевской стены, Водовзводная башня, часть Никольской башни, повреждена Грановитая палата. Специально изготовленные снаряды были заложены под храм Василия Блаженного, кремлевские соборы, Чудов монастырь. Эти памятники старины удалось спасти казачьим частям Ивана и Василия Дмитриевичей Иловайских. Стараниями казаков был спасен от взрывов Новодевичий монастырь.
Приняв рапорт об уходе французов из Москвы, Кутузов произнес: “С сей минуты Россия спасена!”. Оставив Москву, русская армия расположилась у Тарутина и заняла оборону.
Слайд 23. Гибельной для захватчиков стала “малая война”.
Сообщение учащегося. Денис Васильевич Давыдов .
Слайд 24.Сообщение ученика. Н.А.Дурова.
Слайд 25. Узнав об отступлении французов из Москвы, Кутузов вывел русскую армию к Малоярославцу и преградил дорогу неприятелю. В ходе разыгравшегося сражения город 7 раз переходил из рук в руки. В результате французы повернули на Старую Смоленскую дорогу. Кутузов двигался вдоль Старой Смоленской до- роги, вступая в бой только тогда когда французы пытались повернуть на юг. Великая армия таяла на глазах.
Слайд 26. Кульминацией Отечественной войны 1812 г. было сражение при Березине, которое завершилось разгромом наполеоновской армии. Именно на Березине и была поставлена окончательная точка в «русском походе» Наполеона. Армия практически перестала существовать. Спасаясь бегством, непобедимый Наполеон ускакал в карете в Париж. А французских солдат ещё долго ловили в лесах партизаны, так бесславно для захватчиков закончилась война.
Нашествие на Россию было отражено. Для Россия война была освободительной. Война пробудила чувство национального самосознания русского народа, вызвала небывалый патриотический подъем. Народный характер войны проявился в действиях партизан, формировании ополчения, героизме армии. Изгнание захватчиков из России стало первым шагом в освобождении стран Европы от наполеоновского владычества. Лучшие представители общества (будущие декабристы) начали осознавать, что народ, сыгравший огромную роль в освобождении своей Родины, не должен оставаться под крепостным гнетом. Отечественная война 1812 года вдохновила многих деятелей культуры на создание выдающихся произведений.


описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;
Учитель создает проблемные ситуации. Учащиеся должны дать правильные ответы.
Индивидуальная, групповая работа учащихся.
Метод – проблемно – поисковый, наглядный, эвристический, исследовательский.


описание новых форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;
Подготовка и выступление с сообщениями.
Анализ диаграмм, карт.
Работа с картой- схемой.
Д\з : Сочинение письма – историческая реконструкция, синквейны.


описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;
Активное участие всех учащихся при выполнении заданий. Правильные ответы всех учеников.


описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала
Создание ситуации успеха для каждого ученика. Похвала учителем.

4
Закрепление учебного материала, предполагающее:
постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
Цель этапа урока:
привести в систему знания, полученные на уроке, по новой теме; определить степень освоения учащимися нового учебного материала.
Слайд 28. 1.Фронтальная беседа по изученному материалу:
-В чем Вы видите значение Отечественной войны?
Почему война названа Отечественной?
Подводя итог нашего урока, давайте ответим на вопрос::
Каковы же были причины победы России над Францией?
Слайд 29. 2.Продолжите фразу:
- Главный удар Наполеон направил
- Главнокомандующий армией в 1812г.
- Бородинское сражение закончилось
- Самыми известными руководителями партизанской борьбы были
Слайд 30.
3. Определите, какие эпизоды войны изображены на слайдах, и, назовите события войны в хронологической последовательности.
Слайд 31.
4. Название московского проспекта узнаешь, пройдя через лабиринт.


определение задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
Задачи этапа урока:
Организовать применение учащимися знаний и опыта деятельности с целью формирования у них новых учебных и познавательных умений и навыков, нового опыта познавательной деятельности.


описание форм и методов достижения поставленных целей входе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог);
Дифференцированное обучение. Задания разного уровня. Учащиеся выбирают сложность задания сами.
Метод – проблемно – поисковый, наглядный, эвристический.


описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;
Правильное выполнение работы.


описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.
Создание ситуации успеха для каждого ученика. Похвала учителем.
«Слабым» учащимся предлагать ответить на простые вопросы.






5.Рефлексия:
предполагает:
постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
Цель этапа урока:
обеспечить личностную значимость новых знаний.
Звучание романса при возложении цветов, создаёт эмоциональное настроение и значимость решения.
Задачи этапа урока:
обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения задания;
обозначить критерии, позволяющие учащимся самостоятельно определить степень усвоения учебного материала;
чувство гордости за русских национальных героев.
Слайд 32
О героях, участниках войны 1812 года слагаются стихи, песни, пишутся новые сценарии к фильмам, т, е. память о них живет, и мы на нашем уроке постараемся сделать то же: на столе у нас лежит большая ромашка, мы добавим веточки пихты, а еще добавим «живой огонь», у вас в конверте лежат цветки разных цветов. Если вы считаете, что на уроке вам было:
все понятно, интересно я работал, реализовал свои возможности, то положите к храму Христа Спасителя и памятнику на Бородинском поле - белый цветок.
было понятно, но я не совсем реализовал свои возможности, то желтый цветок.
мне было неинтересно, я не хотел работать, то голубой цветок.
Звучит музыка. Романс « Вы, чьи широкие шинели»


описание форм и методов достижения поставленных целей входе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог);

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке.
Задание: Продолжите фразу
Задание: лабиринт.



описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;
Правильное выполнение работы.





описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал
Слайд 33. Память о своих героях наша страна будет хранить во все времена. Сахалин расположен далеко от мест тех исторических событий, мы немного приоткрыли тайны Отечественной войны 1812 года. 1812 год был отмечен высочайшим подъемом духа русского народа, ростом национального самосознания. Итоги кампании 1812 года во многом определили на целое столетие развитие российской истории. Участники событий 1812 года – это наши предки, которые поднялись на защиту Родины и все свои силы, талант, мужество беззаветно отдавали служению Отечеству. А мы, их потомки, являемся носителями исторических и патриотических традиций, и память о 1812 годе не должна и не может быть предана забвению.


6
Задание на дом, включающее:
постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);
Цель этапа урока:
разъяснить учащимся суть задания;
создать условия для заинтересованности учащихся в продолжение самостоятельного изучения темы;
мотивировать необходимость выполнения задания.
Задачи этапа урока:
обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения задания.
Слайд 36 Записываем домашнее задание.
Дифференцированное задание. . Задания разного уровня. Учащиеся выбирают сложность задания сами.
задание 9 на стр.281;
задание 13 на стр.281;
Задание: составить синквейны.
1-– ключевое слово Наполеон (в Москве)
2-– ключевое слово французы (в Москве)
3-– ключевое слово Москва (когда в ней были французы).
Творческое задание – написать письмо «очевидца» от имени простого солдата, офицера, участвующего в Бородинском сражении, партизана, жителя Москвы.


определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;
Цель этапа урока:
настроить учащихся на выполнение домашней работы


определение и разъяснение учащимися критериев успешного выполнения домашнего задания.
На этом уроке оценки будут поставлены учащимся за :
выступления докладчиков;
опорные конспекты и заполненную карту - схему;
работу с картой;
за устные ответы.



Рисунок 1Описание: G:\1.tif Заголовок 115