Конспект урока Построение треугольника по трем сторонам

Методическая разработка урока математики в 6 классе
по теме «Построение треугольника по трем сторонам»

УМК: Бунимович Е. А., Кузнецова Л. В., Минаева С. С. и др.
Математика. Арифметика. Геометрия. 6 класс

Цели урока:
Образовательные (формирование познавательных УУД): Строить треугольник по трем сторонам, описывать построение.
Воспитательные: (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.
Развивающие: (формирование регулятивных УУД): способствовать развитию творческой активности учащихся; повысить познавательный интерес к предмету; развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез - правил решения задач, умений анализировать способы решения задач); развитие не только логического, но и образного мышления, фантазии детей и их способности рассуждать.

Планируемые результаты:
предметные: уметь в процессе реальной ситуации строить треугольник по заданным элементам, Составлять алгоритм действий, рассуждать и делать выводы.
личностные: умение работать в парах, группе, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения.
метапредметные: умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения; умение работать с учебным математическим текстом, умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы построений; применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач.

Тип урока: изучение нового материала.



1.Организационный момент.
Добрый день, ребята. Проверьте, все ли у вас готово к уроку: тетради и ручки, учебники, линейки и карандаши, циркули. Давайте узнаем, с каким настроением вы сегодня пришли на урок математики?  У вас на столах лежат смайлики. Поднимите улыбающийся смайлик, если у вас хорошее настроение. Поднимите обиженный смайлик, если у вас настроение плохое. (Дети поднимают карточку). Я вижу, что все(многие) настроены с радостью, попробуем улучшить настроение всех ребят. Желаю вам получить удовольствие от работы на уроке!
А девизом нашего урока будет изречение одного мудреца, который однажды сказал: « Не для школы, а для жизни мы учимся!» (слайд 1)
А для чего Вы изучаете такую сложную науку как математика?
2. Актуализация знаний.
.
У вас на столе лежат треугольники. Какие виды треугольников вы знаете? (тупоугольный , прямоугольный, остроугольный, равнобедренный, равносторонний)
Поднимите треугольники которые являются:
а) тупоугольными б) равнобедренными ; в) остроугольными ;
г) прямоугольными ; д) равносторонними .

Ребята вы когда-нибудь слышали про необычную головоломку "танграм", которая пришла к нам из Древнего Китая? Смысл этой логической игры заключается в том, что из семи простых геометрических фигур нужно собрать новую, более сложную фигуру. Посмотрите, из каких геометрических фигур состоит танграм. По правилам нужно использовать все детали танграма, и они не должны накладываться друг на друга. А теперь, когда вы узнали правила игры, у вас есть возможность собрать фигуру. У вас на столе лежат листочки с изображением фигур животных. Соберите одну фигуру. Если есть затруднения, используйте подсказку. 
3.Целеполагание и мотивация
В Атлантическом океане есть место. Загадочное, интересное. О нем много написано, сняты фильмы. Это место, расположено между Бермудскими островами, государством Пуэрто-Рико, полуостровом Флорида и называется “бермудским треугольником”. (слайд 2)
А ещё его называют “дьявольский треугольник”, “треугольник проклятых”. Загадочность его заключается в том, что в нём бесследно исчезают корабли и самолёты. Природа “бермудского треугольника” остаётся тайной, и по сей день.
Во время моего небольшого рассказа прозвучало название фигуры, вам уже известное. И во время разминки мы тоже пользовались этими фигурами. Как вы думаете, какой геометрической фигуре мы сегодня посвятим наш урок? – Треугольнику
Практическое задание:
1. На парте возьмите модель четырёхугольника. Не меняя длины сторон, можем ли мы изменить форму?/Да. Попробуйте/.
2. А если взять треугольник? (Работа в группах. Ребята выясняют, можно ли изменить форму треугольника. Работа с моделями)
- Вывод (после обсуждения): Если заданы три стороны треугольника, то его форму уже изменить нельзя, не разрушив его.
Говорят что треугольник жесткая фигура. Это свойство широко используется на практике. Приведите примеры. (Слайд 3-6)
( Примеры: стропила зданий имеют вид треугольников, это придаёт крепость и устойчивость; при строительстве любых мостов в их конструкциях также присутствуют треугольники; ножки стула крепятся планками, чтобы стул был устойчивым).
Чем больше треугольников в любой конструкции, тем она прочнее.
Практическое задание:
На парте лежат три палочки( можно сказать три отрезка). Постройте треугольник.
На листочках даны три отрезка постройте из них треугольник.(Как?)
Значит, какая цель сегодняшнего урока? (Научиться строить треугольник по трем сторонам). (слайд 7)
4. Усвоение новых знаний и способов их усвоения
Вернемся к построению треугольника на модели.
С чего начинали строить треугольник? (отрезок). Далее ваши действия. (брали два других отрезка и искали общую точку для этих отрезков) Вспомните как на прошлом уроке мы искали точку пересечения от концов отрезка.
(Работа у доски)
Обратить внимание, что окружности пересекаются в двух точках и для построения мы могли выбрать любую, так как получившиеся треугольники равны.
Составим алгоритм построения треугольника по трем сторонам( слайд 8)
Работа с учебником стр. 94 прочитать алгоритм( слайд 9)

Физминутка (слайд 10)
5.Первичное закрепление
Выполняем задание по тренажеру № 131(с места повторяют алгоритм построения треугольника) (слайд 11,12),
6. Организация первичного контроля
№141(самостоятельно) слайд 13
7. Домашнее задание (2 мин). ( слайд 14)
Предлагаю вам дома выполнить следующую творческую работу.
1. Составьте рисунки из геометрических фигур (преимущественно из треугольников), узоры из треугольников.
2. Найдите или сочините стих, рассказ по теме « Треугольники».

8. Рефлексия (5 мин).
В конце урока проводится беседа, в которой обсуждаем:
- Что нового узнали на уроке?
- Что вызвало трудности и над чем нужно поработать?
- Что понравилось на уроке?


 Ребята, попробуйте оценить свою работу на уроке.
1. На уроке я работал
(Отлично, хорошо или удовлетворительно)
2. Урок для меня показался
(интересным или утомительным)
3. Материал урока мне был
(сложен, но интересен или прост и скучен)

Вы хорошо работали сегодня на уроке.
Всем спасибо за работу.