Элементы методики руководства при изготовлениии самодельных приборов

Элементы методики руководства при изготовлении самодельных приборов
Свою задачу как наставника я видел в развитии технического творчества и инициативы ученика. Сначала работа осуществлялась главным образом потребностью, а именно путем задания ученику определенной последовательности действий, которые от должен выполнить. Однако, основным показателем, по которому должно идти изменение характера управления, в зависимости от возраста и развития учащихся, является степень личностного управления работой - мотив. Общие цели работы на всех этапах задаются «сверху». Исходя из общих целей, происходит порождение целей конкретной деятельности учащихся. Если в генерации общих целей не может принимать участие, то в постановке частных целей конкретной деятельности, осуществляющей в совокупности с остальными общей цели работы, ученик может и должен принимать самое непосредственное участие. Управление процессом работы быть направлено не на принуждение учащихся к выполнению управляющих воздействий учителя, а на то, чтобы вызвать у учеников потребность и желание их выполнять. Для этого управление должно опираться на внутренние силы ученика. Следовательно, система управления работой учащегося должна быть построена так, чтобы создать атмосферу личной ответственности ученика за свою работу. Основу системы управления целесообразно строить, учитывая модель деятельности ученика. Моя деятельность определялась, исходя из построенной деятельности учащихся.
Конструирование как вид деятельности характеризуется целенаправленным поиском формы деталей, материалов для их изготовления, технологии изготовления, а также способов соединения деталей и их положения в пространстве с целью создания изделия с заданными свойствами. Конструирование представляет сложный комплекс умственных и практических действий. Этот процесс можно условно разделить на 2 этапа:
этап замысла, где отображается собственная преобразующая деятельность мышления и воображения ребёнка;
этап практической реализации замысла.
Эти этапы находятся в тесной связи, потому что замыслы ученика уточняются и совершенствуются в ходе практической реализации. Ни один предмет школьной программы не даёт такой возможности теснейшего слияния теории с практикой, когда учащиеся видят свои ошибки, допущенные в рассуждении, в чертеже, в расчёте, не в виде исправления учителя, а в виде бракованного изделия, которое необходимо переделывать.
Конструкторская деятельность признана решать большое количество задач.
Конструкторские задачи:
На улучшение прочности, надёжности, устойчивости изделия.
На выбор способов устранения вредного действия или явления (трения, коррозии, намокания и т.д.).
На определение оптимальной формы, числа деталей, способов их крепления, выбор или замену материалов, необходимых для изготовления изделия.
На внесение изменений, облегчающих модель и делающих более удобной её эксплуатацию.
На внесение изменений в размеры с сохранением соразмерности частей и деталей изделия.
На расширение или сужение параметров действия модели.
На увеличение долговечности изделия.
Технологические задачи:
На выбор рациональных способов разметки и контроля.
На использование приспособлений, экономящих усилия, время и материал, а также позволяющих выполнить очень трудные операции.
На выбор технологии, позволяющей экономно использовать материал, свои усилия, уменьшающей количество операций при изготовлении и сборке изделия.
На выбор технологии, позволяющей улучшить качество изготовляемого изделия.
Организационно-технические задачи:
На рациональную организацию труда.
На рационализацию рабочего места.
На расширение параметров использования инструмента или приспособления.
На совершенствование трудовых приёмов.
В зависимости от сложности объекта труда, уровня подготовленности учащихся, других факторов процесс решения проблемных задач на дополнительных занятиях может выглядеть по-разному. Можно выделить 5 этапов практического решения творческой конструкторской задачи (в частности, не всегда обязательно наличие всех этапов):
анализ условий задачи (назначение изделия, определение требований к нему);
конструирование (подготовка эскиза или чертежа);
разработка технологии изготовления изделия (определение перечня и последовательности операций, выбор материалов, инструментов, приспособлений, оборудования и др.);
изготовление изделия (поиск, в процессе работы, наиболее оптимальных приёмов, способов обработки, а также внесение при необходимости изменений в конструкцию изделия и технологию его изготовления и т.д.);
контроль качества готового изделия, выявление его недостатков, способов их устранения.
Эффективности подобной работы – систематичность и последовательность.
Этапы конструирования и изготовления самодельного прибора:
накопление теоретических и практических знаний и умений;
составление эскизных рисунков, чертежей, схем прибора;
выбор наиболее удачного варианта и краткое описание принципа его действия;
предварительный расчет и приближенное определение параметров элементов, составляющих выбранный вариант прибора;
принципиальное теоретическое решение и разработка самого проекта;
подбор деталей, материалов, инструментов и измерительных приборов для материализации проекта;
мысленное предвосхищение всех основных этапов деятельности по сборке материального макета проекта;
систематический контроль своей деятельности при изготовлении прибора (установки);
снятие характеристик с изготовленного прибора (установки) и сравнение их с предполагаемыми (анализ проекта);
перевод макета в завершенную конструкцию прибора (установки) (практическая реализация проекта);
защита проекта на специальной конференции и демонстрация прибора (установки) (общественная презентация).
Создание и использование собственных «изобретений» учит детей рассуждать, фантазировать, аргументировать свои выводы: находить обоснованные решения различных задач: вырабатывает умения мыслить системно, продуктивно, нестандартно: пробуждает стремление к поиску новых идей, а это уже шаг к творчеству: готовит школьников к жизни, труду.