Значение конструирвания и изготовления самодельных приборов при изучении физики

Значение конструирования и изготовления самодельных приборов учащимися
Преподавание физики складывается из классных занятий (уроков) и внеурочных домашних обязательных занятий, а также из внеклассной работы учащихся в форме так называемых кружков. На уроках учащимся нет ни возможности, ни надобности заниматься изготовлением даже самых простых приборов, т.к. они и без того достаточно загружены усвоением учебной программы. Однако такие возможности отчасти открываются на внеурочных занятиях в виде домашних физических опытов учащихся и особенно широко на внеклассных кружковых занятиях.
Процесс изготовления учащимися самодельных приборов и их применение имеют огромное методическое и педагогическое значение:
Современный школьник уже не хочет и не может готовиться к жизни в изоляции     от   окружающего     мира.     Он     желает   реализовать     свои индивидуальные способности в настоящее время и проверяет свои силы -интеллектуальные, физические, духовные. Преподаватель способен помочь человеку обрести уверенность в своих силах, сформировать у него потребность в творческом стиле   жизнедеятельности.   Во   внеурочной   работе   школьники   надеются отыскать   успех,   компенсировать   неудачи   в   учении,   в   общении   со сверстниками  и   взрослыми.   Практические   внеурочные занятия создают условия для индивидуализации юной личности, дают ученикам способы и средства самореализации и самопознания. Успешное выполнение задач в контексте внеурочной деятельности, помимо свойственного трудовым процессам воспитательного воздействия, внушает учащимся веру в свои силы и создает у них чувство законной гордости своей работой, особенно когда они видят применение своих приборов, например, на открытых собраниях кружка или при демонстрации опытов учителем на уроках.
Вопрос о подготовке учащихся к практической стороне жизни может, и должен быть решаем не только на уроках, но и в процессе домашних занятий, заключающихся в постановке и проведении учениками некоторых опытов и наблюдений. Очевидно, что при домашних экспериментальных занятиях   изготовление   самодельных   приборов   является   совершенно необходимым и составляет одну из важнейших частей работы такого рода.
Изготовление самодельных приборов сопровождается действенным и глубоким ознакомлением с начальными сведениями по физике и технике, т.к. ученики часто пополняют свои знания из научно - популярной и технической литературы, а также регулярно задают преподавателю соответствующие предметные вопросы. Воспроизведение опыта на построенном самими учащимися приборе или приведение в действие самостоятельно изготовленной технической модели отлично способствует повышению интереса к физике и ее техническим приложениям.
Часто можно обнаружить в составе любого класса учеников с ярко выраженной склонностью к «мастерству». Под этим определением в данном случае понимаются занятия ремеслом с целью изготовления технических моделей, или каких- либо приборов. Нередко оказывается так, что без влияния с чьей-либо стороны учащийся у себя дома интенсивно занимается подобной работой. Иногда ряд учащихся объединяется для таких занятий и они трудятся у кого-либо дома, создав своеобразный кружок. Характерно то, что таким учащимся приходится регулярно решать чисто конструктивные задачи, что делает их занятия проявлением детского технического творчества.
Задача учителя (руководителя кружка) - непременно поддерживать и направлять по правильному пути подобные устремления учащихся, и, организуя соответствующие внеклассные занятия, развивать техническое творчество и инициативу учеников.
Каждая из деятельностей характеризуется следующими параметрами:
потребность, вызывающая данную деятельность;
мотив - предмет, на который направлена деятельность
цель - то, что достигается в результате деятельности;
условия протекания деятельности;
действия, из которых как из единиц состоит деятельность;
операции, с помощью которых совершаются действия.[41],[42], [39]
Исходя из этих общих целей, происходит порождение целей конкретной деятельности учащихся.      Действительно, управление процессом работы направлено не на принуждение учащихся к выполнению управляющих воздействий учителя, а на то, чтобы вызвать у учеников потребность и желание их выполнять.