«Диалогическое обучение и критериальное оценивание как способы активизации учебной деятельности учащихся»

План мастер-класса
Эпиграф:
«Скажи мне и я забуду Покажи мне и я запомню Вовлеки меня и я научусь». Мудрая китайская пословица.

Провели: Асанова Айгерим Шакаримовна – 1-й уровень
Место проведения: средняя школа № 17
Дата проведения: 16.03.2015 г.
Тема мастер-класса: «Диалогическое обучение и критериальное оценивание как способы активизации учебной деятельности учащихся»
Цель:
Расширить знания по диалогическому обучению, ознакомить с технологией проблемно-диалогического обучения.
Выявить уровень знаний педагогов о процессе оценивания; расширить теоретические знания педагогов об оценивании; обосновать
актуальность применения критерий оценивания в обучении.
Ожидаемые результаты:
Знать о проблемно-диалогической технологии, уметь применять диалогическое обучение на уроках.
Знать виды оценивания и уметь разрабатывать критерии оценивания различных этапов урока.

Ключевая идея: Благодаря использованию диалога и критериального оценивания в классе, учителя могут иметь огромное положительное влияние на качество образования детей.




Этапы урока
Применяемые стратегии
Деятельность коуч
Деятельность обучающихся педагогов






Организационный
момент - 4 мин





Просмотр позитивного видеоклипа «Наурыз мейрамы».

Приветствие. Поздравление с наступающим праздником Наурыз. (позитивный настрой на занятие)




Психологический настрой на занятие «Солнечный зайчик» 2-мин. 



- Дорогие мои коллеги, представьте, что у вас в руках солнечный зайчик. Подарите его друг другу с пожеланиями удачи на уроке (развитие доброжелательности, позитивного отношения друг к другу).
Педагоги настраиваются на занятие с добрыми пожеланиями удачи друг другу.





Распределение по группам с помощью стикера (песни военных лет) «Катюша», «Смуглянка» - 2 мин.
Раздает стикеры в случайном порядке.
Просит участников вытянуть стикеры с названием популярных песен ВОВ (раздает стикеры в случайном порядке).

Каждый из участников вытягивает по стикеру с названием песни и ищет свою команду, таким образом формируются группы (исполняется песня под караоке).


Мотивация учителей – 1 мин.

«Скажи мне и я забуду Покажи мне и я запомню Вовлеки меня и я научусь». Так гласит мудрая китайская пословица. Пусть эти слова станут девизом нашего занятия.



Актуализация темы-5 мин
Проблемная ситуация
1.Коуч:
- Через минуту назовите, пожалуйста, сколько областей в Казахстане, перечислите их. Нельзя переговариваться. Задание индивидуальное.
2.Коуч:
- Обсудите в группе в течении 2-х минут этот же вопрос.
3.Коуч:
- Скажите, пожалуйста, в какой ситуации вам было комфортней работать. Почему?
4.Коуч:
-Вот так и детям на уроках работать в группе, коллективно обсуждая, принимая какое-то решение, комфортней.

1.Ответ:
2-3 участника отвечают на вопрос.



2.Ответ:
Группы отвечают.

3.Ответ:
Ответы участников коучинг-занятия.





Видеоролик «Разговор двух малышей»


Работа над видеосюжетом «Разговор двух малышей» (для анализа и инсценировки).



1.Коуч предлагает посмотреть участникам коучинг-занятия видеоклип о двух младенцах- близнецах.
2.После просмотра просит участников коучинг - занятия, сказать о чем данный видеоклип, что между ними происходит и предположить о чем беседуют младенцы.
1.Просмотривают видеосюжет «Разговор двух малышей».


2.Высказывают свои предположения.


Инсценировка «О чем спорят малыши?»»
1.Инсценировать «О чем спорят малыши?»
Взаимооценивание «Две звезды-одно пожелание»
1.Участники разыгрывают «О чем спорят малыши?».
Взаимооценивают по принципу «Две звезды-одно пожелание»

Актуализация опорных знаний (выявление уровня знаний учителей о диалоговом обучении и оценивании).
Стратегический прием «Корзина идей!» 3 мин.
Задается прямой вопрос о том, что известно по темам «Диалоговое обучение», «Оценивание».

Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает об этом.
Строго индивидуальная работа, (продолжительность 1-2 минуты).
Затем происходит обмен информацией в группах.
Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа 3 минуты).


Расширение и углубление знаний учителей по проблеме диалогового обучения.

Показ слайд-шоу на тему: «Диалогическое обучение – совместное приобретение знаний или вовлеченность в процесс «обмена мыслями» (Тугомбаева Б.К.)


Попутное комментирование содержания слайдов с вовлечением в диалог учителей.

Просмотр с вовлечением в диалог.




Инсценировка беседы



Инсценировка беседы
Индивидуальное задание:
1.Напишите в тетради рецепт одного салата, затем каждый прочитает его остальным.


2.Коуч:
-Что вы наблюдали, когда выполняли это задание?

3.Коуч:
-Какому типу соответствуют ваша беседа?
 4.Коуч:
-Теперь пусть каждый из вас предложит по одному ингредиенту, и в группе создайте один общий салат.

5.Коуч:
-Почему выбрали именно эти ингредиенты? Обоснуйте свой ответ.
 
 6.Коуч:
-Докажите, что  новый салат  полезный и вкусный.
7.Коуч:
-Какой тип беседы вы использовали?
Коуч акцентирует внимание на то, что кумулятивная беседа переходит на исследовательскую
 
1.Каждый член группы предлагает свой рецепт салата и зачитывает его внутри команды.

2.Ответ:
-Каждый зачитывал свой рецепт, а остальные внимательно слушали.
3.Ответ:
-Кумулятивная беседа
 
4.Создают один общий салат, используя компоненты, предложенные членами команды.

5.Рассказывают о полезных свойствах отдельных ингредиентов: чем полезен, состав витаминов.
6.Рассказывают о полезных свойствах каждого ингредиента.
 
7.Ответ:
-Исследовательская беседа.
 
 Оценивают по принципу «Две звезды-одно пожелание»

Физминутка «Бабочка»




Расширение и углубление знаний учителей по проблеме оценивания.

«Критериальное оценивание – важный фактор процесса обучения» (Асанова А.Ш.)
Попутное комментирование содержания слайдов с вовлечением в диалог учителей.
Просмотр с вовлечением в диалог.


Творческое задание












Формативное оценивание на основе критериев

Работа в группе






Проблемный вопрос





Оценивание творческих работ участников занятия коучем.
(обсуждение поведения и настроения учеников). 



















Разработка критериев оценивания



Критерии оценивания бабочки
(11 баллов – «5»)


Тело состоит из 3 частей:
голова, грудь, брюшко.

Голова
1 балл


Грудь
1 балл


Брюшко
1 балл


Симметричные 4 крыла
2 балла


Усики
1 балл


Глаза
1 балл


Язык (хоботок)
1 балл


Три пары конечностей
1 балл


Оригинальность рисунка
1 балл


Эстетичность оформления
1 балл



Коуч даёт задание участникам: «нарисовать бабочку».



Коуч просит обменяться рисунками и оценить работу напарника.

- Расскажите, почему Вы поставили такую оценку?
- Какие трудности Вы испытывали
а) при выполнении данного задания?
б) при оценивании работы?

Коуч собирает работы и оценивает их гораздо ниже, чем их оценили участники. 
1.Коуч:
-Довольны ли Вы своими оценками? Почему?





2.Коуч:
Как вы думаете, вот такая оценка работы со стороны учителя вызовет ли возмущение со стороны учащихся?

3.Коуч:
-Перечислите вероятные последствия такого оценивания.



4.Коуч:
-Что необходимо сделать для преодоления возникших барьеров?




Каждая группа разработает критерии оценивания данной творческой работы. Критерии зачитают.


1.Коуч:
-Что дает нам критерии оценивания?








2.Коуч:
-Оцените данный рисунок по критериям.


3.Коуч:
- Теперь трудно было оценить работу?
- Почему?

Выполняют творческое задание, разноцветными фломастерами рисуют на листе бумаги бабочку.

Обмениваются и оценивают работу друг друга.

Комментарии учителей по той оценке, которую они поставили.

Делятся трудностями.




1.Ответ: «НЕТ?»
(ответили, что нет, аргументируя тем, что им необъективно поставили оценку, и нет комментариев, за что им поставили такую оценку).

2.Ответ: «ДА!»




3.Ответ:
– Жалобы со стороны родителей, снижение мотивации к обучению учеников.

4.Ответ:
- Нам необходимо вернуться на отправную точку и разработать критерии оценивания данной работы.


Принимают участие в разработке критериев оценивания. Зачитывают.


1.Ответ:
- В этом случае ученик чётко будет знать, что и как ему надо делать, чтобы получить соответствующую оценку. Он будет стремиться к успеху, будет заинтересован в своём обучении, что соответственно повысит мотивацию к обучению.
2.Оценивают бабочку, предложенную коучем по образцу критериального оценивания.

3.Делятся впечатлениями.


Рефлексия

Составление синквейна
-Дорогие коллеги, составим синквейн четверостишье на темы «ДИАЛОГ» и «ОЦЕНИВАНИЕ»:
1 существительное;
2 прилагательных;
3 глагола;
1 фраза (высказывание), состоящая из 4-х слов.

Составление синквейна каждой группой по теме мастер-класса «Диалогическое обучение и критериальное оценивание как способы активизации учебной деятельности учащихся». Зачитывают синквейн.

Обратная связь (рефлексия по итогам занятия)
Отзывы о результативности и эффективности занятия
Просит написать свои отзывы о результативности и эффективности занятия.
Пишут свои отзывы о результативности и эффективности занятия.





15