Внеклассное мероприятие Птицы — наши друзья
















«Птицы - наши друзья»
(внеклассное мероприятие)





















2010 год
Пояснительная записка

Данная методическая разработка может быть использована для проведения классных часов, внеклассных мероприятий, занятий кружков экологической направленности с обучающимися начальных классов.
Цели данного мероприятия:
- экологическое воспитание обучающихся;
- расширение кругозора;
- проверка знаний эрудиции;
- видеть взаимосвязь человека с природой.
Задачи:
- содействовать воспитанию чувства доброты, сопереживания к верным друзьям человека – птицам;
- развивать интерес к различным видам птиц, их среде обитания;
- развивать наблюдательность детей.
Оборудование:
карточки с изображением птиц; выставка рисунков, аппликаций; кормушки, изготовленные из вторсырья; корм для птиц.
В процессе проведенного мероприятия я старалась развивать восприимчивость ребенка к миру природы, поддерживать чувство удивления, восторженности, положительного отношения к объектам природы – птицам. Был сформирован определенный уровень информированности детей о птицах, о среде обитания, что способствовало развитию эрудиции и познавательных интересов, подводило школьника к осознанию себя как носителя экологической культуры.
И главная методическая особенность данного мероприятия состоит в организации природоохранной деятельности, а именно развешивание кормушек и подкормка птиц. Ведь труд в природе обладает рядом особенностей, которые ставят его в исключительное положение как средство воспитания экологической культуры : 1) бескорыстие и приближение к общественно-значимой деятельности; 2) взаимосвязь с окружающим миром; 3)удовлетворение результатами своего труда.














Ход занятия

I.Вступительная часть ( в классной комнате.)
Учитель: Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши:
Она – твой давний добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги ее напрополую,
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она – одна.

Дети читают стихотворения.

1.Нам природа – дом 2. Нор звериных, птичьего гнезда
И мы с тобою в нем: Разорять не будем никогда!
И ты, и я, Пусть птенцам и маленьким зверятам
А значит в нем душа Хорошо живется с нами рядом!
«твоя – моя»
3.Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

Учитель. Сегодня, дети, мы поговорим о наших добрых и верных друзьях – птицах. Уже почти век орнитологи всего мира традиционно отмечают 1 апреля Международный день птиц. Начало этому празднику положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция об охране птиц. В России День птиц появился в 1926 году по инициативе юных натуралистов.
Многие птицы приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых и личинок. А другие просто украшают нашу чудесную и обширную Родину.

1-й ученик. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустоте, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. Они радуют нас стремительным легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Возможно, поэтому множество поверий и поговорок так или иначе связано с пернатыми.
2-й ученик. Вспомните русские пословицы и поговорки, а также загадки:
-Метил в тетерю, угодил в сук.
-Счастье-вольная птица: где захотела, там и села.
-Где ворона ни летала, а к ястребу в когти попала.
-Два раза родился, ни разу не крестился, один раз умирает. Кто это? (птица)

Учитель. А сейчас мы проведем с вами экологическую игру.

2. Игра «Экологическое лото»
Участники получают набор картинок с изображением птиц. Ведущий дает описание птицы или загадывает загадки. Дети должны поднять соответствующую картинку и назвать птицу.

1.Серенькая птичка
Ростом невеличка,
Бегает от кошки,
Собирает крошки. (Воробей.)
2.В пруду купался, а сух остался. (Гусь.)
3.Кто в беретке ярко-красной, в черной курточке атласной? На меня он не глядит, все стучит, стучит. (Дятел.)
4.Какая птица весной резко меняет цвет своего оперения? (Куропатка.)
5.Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот,
И в полях поет, поет. (Жаворонок)
6.Вещая птица древних славян. (Ворон.)
7.Плавающая, но нелетающая птица Антарктиды. (Пингвин)
8.Самая маленькая птица в мире. (Колибри)
9.Болотная птица из отряда голенастых. (Цапля)
10.Дитенок еще не родился, а уже отдан на воспитание, - у кого это? (У кукушки.)
11. Какие птицы прилетают позже всех и улетают раньше всех? (Ласточки)
12. С прилета каких птиц считают начало весны? (Грачи)
13.Какая птица своей песней раньше других извещает о приходе весны? (Ворона)
14.Каких пернатых птиц называют «пернатыми кошками»? (Сов)
15.Птица, «приносящая новости на хвосте». (Сорока)
16.Птица с перекрещенным клювом. (Клест)
17.Пернатая кошка. (Сова)
18.Птица, «приносящая» детей в семью. (Аист)
19.Яркоокрашенная птичка, которая «мерзнет». (Зяблик)
символ мира и чистоты. (Голубь)
3-й ученик. Птиц на земле много – около 9 тысяч видов. Раздел биологии, изучающий пернатых, называется орнитологией. Птицы различаются по внешнему виду и размеру: например, страус и колибри.
Сегодня мы не будем говорить об экзотических птицах из далеких стран. А поговорим о тех, которые живут рядом с нами: в наших лесах, парках, садах и огородах.
(Работа по выставке картинок с изображением птиц.)
Учитель: Сейчас зима. Снег покрывает землю. Очень тяжело выжить птицам в это трудное время года. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. Тогда для наших пернатых друзей наступают голодные дни. В это время им просто необходима наша помощь. Ребята, что нужно сделать, чтобы помочь птицам не погибнуть от голода и холода? (Кормушки).
Вы постарались и изготовили кормушки. Сейчас мы с вами пойдем в наш школьный сад, чтобы развесить их и угостить вкусными зернышками наших пернатых друзей.

3.Практическая часть.
Подведение итогов «Лучшая кормушка»
Дети вместе с классным руководителем выходят в школьный сад, чтобы развесить кормушки. Юные помощники природы развесили кормушки, насыпали корм в кормушки.
Ученики читают стихи, рассказы собственного сочинения о птицах, отрывки из «Жалобной книги природы».
Не разоряйте птичьего гнезда-
Так счастлива в своем жилище птица!
Когда над рощей буря злится.
Храните дерево от топора:
Оно, высокое и вековое,
Дает нам тень, когда стоит жара,
Она чарует все живое.
Не разоряйте птичьего гнезда!
Мне больше, чем другому, боль знакома
Того, чья песня глохнет в холода,
Кто на земле живет без дома.
(К.Кулиев)

Рассказ «Кормушка»
Жили брат и сестра Валя и Петя. Как-то раз пошли они гулять на улицу. Была зима. Дети увидели птичек. Они что-то искали в снегу, наверное, корм. Валя решила им помочь и бросила кусочек хлеба. Но хлеб провалился в снег. Тогда Петя предложил сделать кормушку. Так они и сделали. Дети повесили кормушку с кормом на дерево. Птички были очень рады такой «столовой».
Ларёхина Алина, 3-й класс
«Птицы рядом»
Многие были в лесу. И, конечно же, знают, сколько там много птиц! Например, длиннохвостая синица отличается особо длинным хвостом. Она действительно, напоминает половник с длинной ручкой (раньше говорили «ополовник»). Синичка строит гнездо на деревьях или в кустах. Можно встретить сойку, а можно и овсянку обыкновенную.
Многие птицы нашей местности занесены в Красную книгу. Такие как белые лебеди. Берегите птиц!
Кузьмина Алёна, 3-й класс

Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло,
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Учитель: Берегите эту землю, эту воду,
Даже малую былиночку любя!
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!

(Организованное построение и переход в классную комнату)

4. Подведение итогов занятия (в классе).
Награждение по номинациям:
1) «Лучшая кормушка» (кормушка из пенопласта Афанасьевой Карины))
2) «Лучший эрудит» (Назаренко Александр)
3) «Лучший чтец или рассказчик» (рассказ «Возвращение домой» Муратовой Анастасии)










Литература
1.Анашкина Е.А.. 300 вопросов и ответов о животных.- Ярославль: Академия развития, 1998.
2.Бианки В. Лесная газета. – Ленинград: Детская литература, 1990.
3.Виноградова Н.Ф. и др. «Окружающий мир». Метод. Беседы.- М.: Просвещение, 1999.





Листовка

1.Покормите птиц зимою- 3. «Тинь-тинь-тинь!»-звенит синичка,
В метель, вьюгу, холода, в створку клювиком стучит.
Хлеба, семечек, чуть сала- помоги ей не замёрзнуть-
Угостите их друзья! Горстку зёрнышек насыпь!

2.Зимой снежной и холодной! 4.Просим вас, спасите нас-
Прошу вас, покормите птиц! Кормушки сделайте для нас!
Таких озябших и голодных, Про крошки хлеба не забудьте,
Совсем продрогших и холодных, Чтоб сыты были хоть на час!
Прошу вас, покормите птиц!

5.Бьются птицы о стекло – на морозе нелегко
Ей найти семян, пшена. Как сурова ты, зима!
Так давайте же кормушки мы развесим во дворах,
Чтобы птицы щебетали, чтобы радовали нас!

6.Позаботьтесь вы о тех, кто беззащитен,
И, конечно, нашу Землю берегите!
Пусть рассвет встречает небо голубое –
Будет легче на Земле нам жить с тобою!

7.Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от нас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку! Рассыпьте крошки на снегу!
А то и манной кашки
И оживут бедняжки!

8.На дворе белым-бело, землю снегом замело
Трудно птицам зимовать, трудно пищу добывать.
Подлетай, воробей, подлетай, не робей!
Видишь девочку? Она принесла тебе зерна
Подошла к крылечку, сыплет на дощечку.
Подлетай, воробей,
Угощайся, не робей. (Беляков И.)

Мы природу сохраним
И в обиду не дадим!
15