Универсальные учебные действия формируемые в процесе изучения курса История средних веков


История Средних веков. 6 класс
Примерные темы Основное содержание по темам Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
Введение Урок 1
Введение. Живое Средневековье. 1 ч
Что изучает история Средних веков. Дискуссии учёнв1х о временных границах эпохи Средневековья. Условность термина «Средневековье». Место истории Средних веков в истории человечества. Этапы развития эпохи Средневековья. По каким источникам учёные изучают историю Средних веков Исследовать место эпохи Средневековья в истории с помощью «ленты времени».
Изучать историческую карту мира Средневековья
Тема 1. Становление средневековой Европы (VI—XI вв.) (5 ч)
Образование варварских королевств. Урок 2
Образование варварских королевств.
Образование варварских государств на территории бывшей Западной Римской империи. Складв1вание королевства у франков во главе с Хлодвигом, основателем рода Меровингов. Раздел Хлодвигом Франкского королевства между наследниками.
Рассказывать о складывании государств у варваров.
Объяснять своеобразие складывания государства у франков.
Обобщать события истории франков и выделять её этапы.
Христианская церковь в раннее Средневековье Урок 3
Государство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 1 ч
Новые образцы и правила жизни по Библии для франков. Распространение христианства среди варваров. Меровинги — «ленивые короли». Карл Мартелл. Феод и феодал. Папа римский и Пипин Короткий Пояснять значение христианской религии для укрепления власти Хлодвига
Объяснять особенности монастырской жизни и её роль в складывании европейской культуры
Возникновение и распад империи Карла Великого Урок 4
Возникновение и распад империи Карла Великого. 1 ч
Новый короли и династия Каролингов. Личность Карла Великого. Карл и титул европейских правителей. Папа римский и великий короли франков. Образование империи Карла Великого. Раздел империи Карлом между наследниками. Верденский договор: рождение Лотарингии, Франции и Германии. Папская области. Новый император. Развитие феодалвнв1х отношений во Франкском государстве. От свободы крестьян к крепостной зависимости Объяснять причины появления в Европе новой империи в эпоху Средневековья.
С помощью исторической карты рассказывать о внешней политике Карла Великого.
Сравнивать политику Карла и Хлодвига.
Комментировать последствия Верденского раздела
Феодальная раздробленность Урок 5
Феодальная раздробленность Западной Европы в IX—XI веках. 1 ч
Феодализм. Феодальная лестница. Франция в IX—XI вв. Потеря королевской властью значения центрального государственного органа. Слабости Каролингов. Гуго Капет — новый избранный король. Владения короля — его домен. Германия в IX—XI вв. Объяснять причины ослабления королевской власти во Франции.
Сравнивать королевскую власть во Франции и Германии.
Проводить аналогию между Римской империей и Священной Римской империей
Англия в раннее Средневековье Урок 6
Англия в раннее Средневековье. 1 ч
Англия в IX—XI вв. Легендв1 об английском короле Артуре и историческая реальность. Бретань и Британия. Нор- маннв1 и их образ жизни. Варяги и народы Восточной Европы. Русь и варяги. Норманнские Рюриковичи — первая династия князей Древней Руси. Объединение Англии в единое государство. Королевства норманнов в Скандинавии. Прекращение норманнских завоевательных походов Сравнивать королевскую власть в Англии, во Франции и Германии.
Выявлять последствия норманнского вторжения во владения государств Европы
Тема 2. Византийская империя и славянев У1-Х1 вв. (3 ч)
Византия
в VI—XI вв. Урок 7
Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.
Образование Восточной Римской империи — Византии — Ромейской империи. Устойчивость Византии в борьбе с варварским миром. Константинополь —столица на перекрёстке цивилизаций и их торговых путей. Император — правитель новой империи. Византия при Юстиниане. Военные походы. Расселение славян и арабов на территории Византии. Борь- ба империи с внешними врагами.
Показывать на карте местоположение Византии, называть её соседей.
Сравнивать управление государством в Византии и империи Карла Великого.
Объяснять неудачи Юстиниана в попытке возродить Римскую империю
Оценивать поступки и действия Юстиниана как правителя.
Анализировать отношения Византии с соседними народами.
Культура Византии Урок 8
Культура Византии. 1 ч
Византия — наследница мира Античности и стран Востока. Рост потребности государства в грамотных людях. Основные типы школ Византии, их доступности и светский характер. Развитие античных знаний. Крестово-купольный тип храма — храм Святой Софии. Искусство внутреннего оформления храма: мозаика, фрески. Канон росписи помещения храма. Появление и развитие иконописи. Церковь — «Библия для неграмотных». Византия — центр культуры Средневековья. Византия и Руси: культурное влияние Доказывать, что Византия — наследница мира Античности и стран Востока.
Рассказывать об изменениях в архитектуре христианского храма на примере храма Святой Софии.
Устанавливать аналогию между византийской и римской школами.
Объяснять причины развития наук и их влияние на развитие культуры; почему в Византии развивалась преимущественно настенная живопись
Образование славянских государств Урок 9
Образование славянских государств. 1 ч
Направления движения славян и территории их расселения. Племенные ветви славян. Занятия и образ жизни славян. Вожди и дружина. Образование государства южных славян — Болгарии. Период существования Болгарского государства и его достижения. Великоморавская держава — государство западных славян. Славянские просветители Кирилл и Мефодий. Слабости Великоморавского государства и его подчинение Германии. Образование Киевской Руси — государства восточных славян. Чехия и Польша Составлять логически стройный рассказ о славянских племенах и образовании у них государственности.
Высчитывать, сколько лет разделяет образование Византии и Болгарского царства, Великоморавской державы, Киевской Руси, Чехии и Польши.
Сравнивать управление государством у южных, западных и восточных славян. Выделять общее в судьбах славянских государств.
Объяснять причины различия судеб славянских государств.
Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника
Тема 3. Арабы в VI—XI вв. (1 ч)
Возникновение ислама.
Арабский мир в
VI-XI вв. Урок 10
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата. 1 ч
Аравия — родина исламской религии. География, природные условия Аравийского полуострова, занятия и образ жизни его жителей. Мекка — центр торговли. Мухаммед — проповедник новой религии. Хиджра. Возникновение ислама. Аллах — Бог правоверных мусульман. Распространение ислама среди арабских племён. Образование Арабского государства во главе с Мухаммедом. Коран — священная книга ислама. Семья и Коран. Арабский халифат. Покорение жителей большей части Пиренейского полуострова. Восточный поход. Подчинение Северного Кавказа. Арабский халифат — государство между двух океанов. Багдадский халифат и Харун ар-Рашид. Междоусобицы. Кордовский эмират. Распад халифата. Наследие эллинизма и ислам.
Арабский язык — «латынь Востока». Образование — инструмент карьеры. Медресе — высшая мусульманская школа. Престиж образованности и знания. Научные знания арабов. Аль-Бируни. Ибн Сина (Авиценна). Арабская поэзия и сказки. Фирдоуси. Архитектура — вершина арабского искусства. Дворец Альгамбра в Гранаде. Мечеть — место общественных встреч и хранилище ценностей. Устройство мечети. Минарет. Арабески. Значение культуры халифата. Испания — мост между арабской и европейской культурами Рассказывать об образе жизни и занятиях жителей Аравийского полуострова.
Сравнивать образ жизни арабов и европейцев.
Называть различия между исламом и христианством.
Выделять особенности образования и его роль в мусульманском обществе.
Объяснять связь между античным наследием и исламской культурой.
Рассказывать о развитии научных областей, об учёных.
Составлять сообщение с презентацией в Power Point об арабских учёных и их достижениях; развёрнутый план параграфа.
Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника
Тема 4. Феодалы и крестьяне(2 ч)
Средневековая деревня Урок 11
Средневековая деревня и её обитатели. 1 ч
Земля — феодальная собственность. Феодальная вотчина. Феодал и зависимые крестьяне. Виды феодальной зависимости земледельцев. Повинности крестьянина. Крестьянская община как организация жизни средневекового крестьянства. Средневековая деревня. Хозяйство земледельца. Условия труда. Натуральное хозяйство — отличие феодальной эпохи Систематизировать информацию о феодале, крестьянине и их отношениях.
Объяснять, что отношения между земледельцем и феодалом регулировались законом.
Анализировать положение земледельца, его быт и образ жизни.
Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа
В рыцарском замке Урок 12
В рыцарском замке. 1 ч
Период расцвета, зрелости Средневековья. Установление феодальных отношений. Окончательное оформление вас-сальных отношений. Распространение архитектуры замков. Внешнее и внутреннее устройство рыцарского замка. Замок — жилище и крепость феодала. Рыцарь — конный воин в доспехах. Снаряжение рыцаря. Отличительные знаки рыцаря. Кодекс рыцарской чести — рыцарская культура Доказывать, что с XI по XIII в. в
Европе наблюдался расцвет культуры.
Объяснять смысл феодальных отношений.
Анализировать роль замка в культуре Средневековья.
Рассказывать о воспитании рыцаря, его снаряжении, развлечениях.
Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника
Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2 ч)
Формирование средневековых городов Урок 13
Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни. 1 ч
Совершенствование орудий обработки земли. Разнообразие продуктов земледелия. Изобретение хомута для лошади. Развитие ремесла в сельском хозяйстве. Отделение ремесла от сельского хозяйства. Обмен продуктами земледелия и ремесла. Причины возникновения городов. Город — поселение ремесленников и торговцев. Возрождение древних городов в Италии, на юге Франции. География новых городов. Сеньоры и город. Борьба за городское самоуправление. Шедевр. Цеховые объединения городских ремесленников.
Своеобразие города. Управление городом и городская знать. Борьба ремесленников за участие в управлении городом. Городская беднота и восстания. Образ жизни горожан. Обустройство средневекового города. Его защита и укрепления. Город — центр формирования новой европейской кулвтурв1 и взаимодействия народов. Университетв1 как явление городской средв1 и средневекового пространства. Развлечения горожан. Городское сословие в Европе — носители идей свободв1 и права. Союз королей и городов Составлять рассказ по иллюстрациям к параграфу; загадки о городской жизни для одноклассников.
Устанавливать связи между развитием орудий труда, различных приспособлений в сельском хозяйстве и экономическим ростом.
Выделять условия возникновения и развития городов.
Подготовить проект о возникновении городов в Италии, Франции, Германии (по выбору).
Анализировать, какие факторы определяли жизнь в средневековом городе.
Объяснять, почему города стремились к самоуправлению.
Сравнивать жизнь горожанина и сельского жителя в эпоху Средневековья.
Доказывать, что города — центры формирования новой европейской культуры и взаимодействия народов.
Обобщать сведения об образовании в эпоху Средневековья.
Определять роль университетов в развитии городов
Торговля в Средние века Урок 14
Торговля в Средние века. 1 ч
Оживление торговли отношений. Торговлю пути. Ярмарки — общеизвестные места торговли в Европе. От ростовщичества к банкам С помощью карты определять центры ремесла и торговли.
Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника
Тема6. Католическая церковь в XI—XIII вв. Крестовые походы (2 ч)
Могущество папской власти Урок 15
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. 1 ч
Складывание трёх сословий, характерных для общества феодального этапа. Рост самостоятельности и потребностей феодалов. Усиление власти короля. Рост влияния церкви и её экономического и духовного могущества. Разделение церквей. Папа римский Григорий VH. Двухсотлетняя борьба королей и папства
Путь в Каноссу. Могущество папы Иннокентия III. Церковные соборы и догматы христианской веры. Движение еретиков. Альбигойские войны. Инквизиция. Монашеские нищенствующие ордены. Франциск Ассизский. Доминик Гусман Характеризовать положение и образ жизни трёх основных сословий средневекового общества.
Объяснять причинв1 усиления королевской власти.
Рассказывать о событиях, свидетельствующих о противостоянии королей и пап.
Называть причинв1 появления движения еретиков
Крестовые походы Урок 16
Крестовые походы. 1 ч
Клермонский призыв папы римского Урбана II. Широкий отклик на призыв в обществе. Крестовые походы и крестоносцы. Цели различных участников Крестовых походов. Различия походов бедноты и феодалов. Последствия Первого крестового похода для Византии. Образование крестоносцами государств на Средиземноморском побережье. Объединение мусульман перед угрозой дальнейших завоеваний крестоносцев. Садах ад-Дин и Третий крестовый поход. Судьбы похода королей. Четвёртый крестовый поход: благочестие и коварство. Разграбление Константинополя. Распад Византии и её восстановление. Детские крестовые походы. Укрепление королевской власти. Значение и итоги Крестовых походов для Запада и Востока Определять по карте пути Крестовых походов, комментировать их основные события.
Устанавливать связь между Крестовыми походами и стремлением церкви повысить авторитет в обществе.
Объяснять цели различных участников Крестовых походов.
Сравнивать итоги Первого, Второго и Третьего крестовых походов.
Находить в Интернете информацию о Фридрихе I Барбароссе, Филиппе II Августе, Ричарде Львиное Сердце.
Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника
Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI—XV вв.) (6 ч)
Как происходило объединение Франции. 1 ч
Урок 17
Экономические успехи Французского государства. Объединение городов и крестьян-земледельцев, части рыцарства вокруг короля. Поддержка королей церковью. Начало объединения Франции. Филипп II Август. Борьба французского и английского королей за французские территории. Укрепление власти короля. Людовик IX Святой. Конфликт между королём Филиппом IV Красивым и папой римским Бонифацием VIII. Авиньонское пленение пап. Франция — централизованное государство. Оформление сословной монархии во Франции Обсуждать в группах состояние экономики страны, его социальные эффекты.
Объяснять причины ослабления крепостничества, освобождения городов от сеньоров, укрепления центральной власти короля.
Отбирать материал для сообщений о Филиппе II Августе, Филиппе IV Красивом и папе римском Бонифации VIII (по выбору).
Составлять вопросы и задания к и. 4 «Генеральные штаты» для дальнейшей совместной работы в группах
Что англичане считают началом своих свобод. 1 ч
Урок 18
Король Англии — Вильгельм Завоеватель, основатель нормандской династии. От завоевания к централизованному государству. «Книга Страшного суда». Генрих II Плантагенет и его реформы. Иоанн Безземельный и Великая хартия вольностей — конституция сословно-феодальной монархии. Бароны против короля. «Бешеный совет». Симон де Монфор. Парламент — сословное собрание Рассказывать о причинах утверждения нормандской династии на английском троне.
Группировать материал параграфа с целью анализа методов управления страной Вильгельмом Завоевателем.
Выявлять новизну реформ Генриха II Плантагенета.
Объяснять причины появления Великой хартии вольностей и её значение для развития страны.
Характеризовать парламент с позиции сословного представительства
Столетняя война. 1 ч
Урок 19
Столетняя война: причины и повод. Готовность к войне, вооружённости армий противников. Основнв1е этапы Столетней войнв1. От перемирия к победам французов. Карл VII — новый короли Франции. Город Орлеан — трагедия и надежда. Партизанская война. Жанна д’Арк. Коронация короля Карла. Гибели Жанны д’Арк. Признание подвига национальной героини. Завершение Столетней войны Находить и показывать на карте основные места военных сражений.
Составлять логичный рассказ о причинах войны, готовности сторон, основных этапах; готовить доклад о подвиге Жанны д’Арк.
Объяснять роль города Орлеана в военном противостоянии сторон
Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии. 1 ч
Урок 20
Восстановление Франции после трагедии и военнв1х утрат. Борьба между Людовиком XI и Карлом Смелый. Усиление власти французского короля в конце XV в. Завершение объединения Франции. Установление единой централизованной власти во Французском государстве. Междоусобная Война Алой и Белой розъ1 в Англии: итоги и последствия. Генрих VII — короли новой правящей династии в Англии. Усиление власти английского короля в конце XV в. Рассказывать о последствиях Столетней войны для Франции и Англии.
Выделять особенности завершения процесса объединения Франции.
Объяснять сущность единой централизованной власти во Французском государстве.
Анализировать процессы объединения в Англии и во Франции
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. 1 ч
Урок 21
Мусульманская Испания — процветающая часть Европы. Многовековая Реконкиста в Испании. Распад Кордовского халифата. Наступление христианства. Сословно-монархическое устройство централизованных государств на Пиренейском полуострове. Кортесы. Образование единого Испанского королевства. Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский. Инквизиция. Томас Торквемада. Аутодафе Находить на карте Пиренейский полуостров и расположенные на нём государства.
Объяснять причины и особенности Реконкисты.
Характеризовать сословно-монархические централизованные государства Пиренейского полуострова.
Сравнивать кортесы с Генеральными штатами во Франции, парламентом в Англии
Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII— XV вв. 1 ч
Урок 22
Подъём хозяйства в Германии. Причины сохранения раздробленности Германии. Слабость королевской власти. Образование самостоятельных централизованных государств в Германии. Усиление власти князей в Германии. Священная Римская империя и княжества в XIV в. Король Карл I — император Карл IV. Золотая булла. Усиление самостоятельности германских государств. Территориальные потери и приобретения Священной Римской империи.
Расцвет торговли и итальянских городов. Завоёванная свобода. Коммуна — средневековая городская республика. Борьба городов с феодалами. Борьба римских пап с императорами в Италии: гвельфы и гибеллины. Борьба светской и духовной властей как условие складывания западноевропейской демократии. Оформление тирании в некоторых городах-государствах Италии. Тирания Медичи во Флоренции Находить на карте и комментировать местоположение Германии и Италии, их отдельных частей; городские феодальные республики Италии.
Рассказывать о коммунах Милана, Пизы, Болоньи, Флоренции и др.
Объяснять особенности процесса образования самостоятельных централизованных государств в Германии.
Определять причины ослабления императорской власти.
Используя иллюстрации к параграфу, Интернет, составлять рассказ об одной из городских республик.
Характеризовать политику династии Медичи
Тема 8. Славянские государства и Византия в XIV—XV вв. (2 ч)
Урок 23
Гуситское движение в Чехии. 1 ч
Возвышение роли Чехии в Священной Римской империи. Экономический подъём Чешского государства. Прага — столица империи. Население, церковь и власть. Антифеодальные настроения в обществе. Ян Гус — критик духовенства. Церковный собор в Констанце. Мучительная казнь Яна Гуса. Гуситское движение в Чехии: этапы и действия противников. Ян Жижка. Итоги и последствия гуситского движения Характеризовать Чехию в XIV в.
Рассказывать об отношении общества к католической церкви.
Выделять главное в информации о Яне Гусе.
Оценивать поступки Яна Гуса и его последователей, Яна Жижки.
Называть итоги и последствия гуситского движения
Урок 24
Завоевание турками-османами Балканского полуострова. 1 ч
Балканские народы накануне завоевания. Долгожданная свобода болгар от власти Византии в конце XII в. Ослабление Болгарского царства. Усиление и распад Сербии. Образование государства османов. Начало захватнической политики Османа на Балканском полуострове. Адрианополь — первая европейская столица османов. Милош Обилия. Потеря независимости Болгарии. Султан Баязид Молния: коварный замысел. Мех- мед II Завоеватель: трудное воплощение коварного плана. Падение Византийской империи. Переименование Константинополя в Стамбул — столицу Османской империи. Завоевание турками-османами Балканского полуострова
Находить и показывать на карте Балканский полуостров, Болгарское царство, Сербию, государство османов и другие страны
Объяснять, почему болгары не смогли сохранить свободу и независимость.
Указывать причины усиления османов. Называть последствия падения Византии.
Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника
Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века (3 ч)
Урок 25
Образование и философия. Средневековая литература. 1 ч
Расширение границ мира средневекового человека. Путешествие Марко Поло. Развитие светской культуры. Корпоративность средневекового общества. Возникновение университетов. Обращение к античному наследию. Схоластика и Аристотель, святой Августин. Дискуссия о соотношении веры и разума в христианском учении. Ансельм Кентерберийский. Спор между церковью и философами. Фома Аквинский — философ, соединивший веру и знание. Развитие знаний о природе. Роль философии в средневековую эпоху
Влияние развития образования на куль- туру рыцарства. Трубадуры Этический образ рыцаря. Куртуазная поэзия и культ Прекрасной Дамы. Труверы и миннезингеры. Рыцарская литература. Обращение к легендарному герою — королю Артуру. Сказочно-приключенческий куртуазный роман. Роман «Тристан и Изольда». Данте Алигьери
Объяснять причины изменения представлений средневекового европейца о мире; значение понятия корпоративное общество.
Находить аргументы за и против существования корпоративной культуры.
Излагать смысл дискуссии о соотношении веры и разума в христианском учении.
Оценивать образование и его роль в средневековых городах.
Характеризовать и сравнивать творчество трубадуров и вагантов.
Комментировать поэзию, роман эпохи Средневековья.
Урок 26
Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии. 1 ч
Влияние церкви на развитие искусства Западной Европы. Архитектура. Романский и готический стили. Скульптура как «Библия для неграмотных». Доступность искусства. Средневековая живописи. Книжная миниатюра. Фрески.
Зарождение кулвтурв1 раннего Возрождения в Италии. От «любителей мудрости» к возрождению античного наследия. Гуманиств1 и их идеал универсального человека. Роль самовоспитания в формировании человека. Первые гуманисты Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Идеалы гуманизма и искусство раннего Возрождения. Начало открытия индивидуальности человека. Портрет. Живопись. Сандро Боттичелли
Составлять рассказ-экскурсию о памятниках средневекового искусства (на выбор).
Рассказывать о скульптуре как «Библии для неграмотных».
Составлять рассказ-описание по картине художника (любого на выбор).
Объяснять значение понятий: гуманизм, гуманисты, Возрождение.
Высказывать мнение об образе нового человека с позиции жителя Средневековья.
Составлять описание образа нового человека с позиции Петрарки
Урок 27
Научные открытия и изобретения. 1 ч
От астрологии и алхимии к астрономии и химии, медицине. Усовершенствование водяного двигателя. Изобретение доменной печи. Начало производства огнестрельного оружия. Переворот в военном деле. Дальнейшее развитие мореплавания и кораблестроения. Появление компаса и астролябии. Открытие Христофора Колумба. Начало Великих географических открытий. Изобретение книгопечатания Иоганном Гутенбергом. Распространение библиотек. Доступность печатной книги Доказывать, что в XIV в. стали преобладать практические знания.
Объяснять связь между использованием водяного колеса и развитием металлургии.
Рассказывать о значении изобретения книгопечатания.
Сопоставлять представление о мире человека раннего и позднего Средневековья.
Анализировать последствия развития мореплавания.
Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника
Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки вСредние века (2 ч)
Китай, Индия, Япония в Средние века Урок 28
Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. 1 ч
Китай: империя Тан — единое государство. Развитие феодальных отношений. Крестьянская война под руководством Хуан Чао. Империя Сун в период зрелого феодализма. Монголы и Чингисхан. Завоевание Китая монголами. Анти- монгольское восстание Красных повязок. Обретение независимости. Изобретения. Первая газета. Открытие пороха, создание ружей. Достижения китайских учёных в науках. Литература и искусство. Пагода. Статуи. Рельефы. Живопись
Пейзажи. Влияние китайской культуры на страны тихоокеанского региона. Индия: установление феодальных отношений. Индуистская религия. Кастовое устройство общества. Междоусобные войны раджей. Вторжение войск Арабского и Багдадского халифатов. Делийский султанат и разгром его Тимуром, правителем Самарканда. Хозяйство и богатства Индии. Наука. Обсерватории. Индийская медицина. Искусство. Буддистские храмы в Аджанте. Влияние мусульманской культуры. Мавзолеи. Искусство классического танца и пения. Книжная миниатюра. Япония: особенности развития в Средние века. Нарекая монархия. Самураи и их кодекс чести «Бусидо». Культура Японии Составлять «паспорт» страны: географическое положение, столица, состав населения, религия, управление (Китай, Индия, Япония).
Сравнивать достижения Китая в разные эпохи правления.
Характеризовать восстание Красных повязок.
Обсуждать достижения культуры и искусства средневекового Китая в паре, малой группе.
Составлять сообщение, доклад с помощью электронных средств и Интернет-ресурсов
Характеризовать религию индийцев — индуизм.
Анализировать развитие страны в домонгольский период.
Называть особенности буддизма.
Составлять сообщение о своеобразии культуры и искусства Индии с помощью Интернет-ресурсов
Африка и в СредниеАмерика
века Урок 29
Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. 1 ч
Неравномерность развития народов Африки. Территория расселения, занятия, образ жизни народов Центральной Африки. Кочевники пустыни Сахары. Государства Африки, их устройство и культура. Влияние и связи африканской культуры с исламской. Культурное наследие народов Западного Судана. Африканская скульптура. Освоение Африки европейцами.
Население Северной и Южной Америки и его занятия. Сохранение родоплеменных отношений. Территория расселения, образ жизни и культура народов майя. Ацтеки и их мир. Устройство общества. Города и культура. Государство инков. Управление и организация жизни. Население и занятия. Культурные достижения инков. Уникальность культуры Показывать на карте территорию расселения народов Центральной Африки.
Выделять своеобразие африканской культуры.
Перечислять последствия освоения Африки европейцами.
Объяснять особенности образа жизни африканских народов и их религии.
Рассказывать об устройстве обществ доколумбовой Америки.
Сравнивать культуру майя, ацтеков и инков.
Показывать уникальность культуры народов доколумбовой Америки
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ
Повторительно-обобщающий урок по курсу «История Средних веков» Урок 30
Наследие Средних веков в истории человечества. 1 ч
Оформление образа жизни, традиций и обычаев, культуры в целом, характерного для Средневековья. Феодальное государство в странах Европы и Востока. Развитие политической системы феодального общества. Общая характеристика возникновения и становления феодальных отношений. Связь политической системы с собственностью на землю. Самоуправление и автономия городов в Западной Европе. Место церкви в феодальном государстве. Оформление основных черт и признаков демократии. Развитие и утверждение гуманизма в западноевропейской культуре. Великие географические открытия. Развитие образования, науки. Складывание нового образа человека и отношений Объяснять смысл понятия Средневековье.
Раскрывать сущность феодальных отношений.
Выделять и характеризовать основные общественно-экономические, культурные и политические процессы.
Сравнивать отношения короля, церкви и общества в разные периоды Средневековья.
Объяснять, какие процессы способствовали формированию человека новой эпохи.
Защищать проекты, представлять
презентации.
Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученного курса по истории Средневековья