ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ


Битарова М.Г., учитель географии МБОУ СОШ №40,
Россия, г. Владикавказ
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ
Аннотация: в статье автор рассматривает вопросы, связанные с проектной деятельности учащихся 5 классов в процессе изучения географии. По мнения автора, использование на уроках метода проектов, позволит привить интерес учащихся к урокам географии, а также будет способствовать развитию научно-исследовательской деятельности обучаемых
Ключевые слова: метод проектов, проектная деятельность, технология проектной деятельности, проблемно-поисковая деятельность учащихся
Сравнительно не так давно современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. Это принципиально новый для отечественной школы документ, в котором авторы лаконично определили задачи современной школы. Согласно стандарту, основной  задачей современной школы является обучение и воспитание профессиональной личности. Личности, которая наделена следующими характеристиками: творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовой самосовершенствоваться в ходе обучения на протяжении всей своей жизни. [5]
Перечисленные выше умения должны формироваться в школе. Отсюда следует логический вывод: обучение в школе целесообразно выстроить так, чтобы выпускники имели возможность самостоятельно ставить и достигать поставленных перед ними целей, своевременно и верно реагировать на разнообразные жизненные ситуации. В этом смысле главная задача школы – попытаться выполнить социальный заказ государства. Каким образом достичь данной цели?
Сегодня инновационная система образования ориентируется не на «усвоение всей суммы знаний, которое выработало человечество», а отдает приоритет обучению, в процессе которого формируется человек, способный к самоопределению и самореализации.
Иными словами, на современном этапе образования школа должна формировать людей с новым типом мышления, инициативных, творческих личностей, смелых в принятии решений, компетентных. Все эти процессы требуют от учителя пересмотра устоявшихся с годами методических подходов к обучению и их корректировки или изменения.
В последние годы в школьном образовании появились новые технологии обучения, методы и приемы, позволяющие обеспечить высокую мотивацию к обучению. В основном, учебная деятельность строится на основе деятельностного подхода.
Его основная цель заключается в «развитии личности учащегося на основе овладения универсальными способами деятельности». [3, с. 14]
Не секрет, что обучаемый не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Опор в учебной деятельности на собственное действие школьника может стать основой формирования в будущем его самостоятельности.
В своей педагогической деятельности большинство педагогов активно внедряют в учебный процесс методы критического мышления, проблемного обучения, модульного обучения, игровых технологий, информационно-коммуникационных технологий, методы проектов.
В данной статье остановимся более подробно на одном из них – методе проектов, так как именно он получил в настоящее время широкое распространение в обучении.  
По своей сути метод проектов - это «совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов».  [4, с. 33] Таким образом, его возможно применять при изучении абсолютно любой школьной дисциплины.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, на развитие личности школьника, его творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования. Метод проектов  ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Это деятельность, которая позволяет проявить ученику себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат.
Данный метод предполагает решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися.
Таким образом, метод проектов как педагогическая технология – это «технология, которая предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути». [2, с. 38] Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.
Существует множество подходов к классификации проектов, которые мы представили в таблице.
Таблица 1
№ Проекты Виды
1 По характеру доминирующей в проекте деятельности
информационный
исследовательский
практико-ориентированный
ролевой
творческий
2 По форме
видеофильм
рекламный ролик
журнальный репортаж
инсценировка
интервью с известным человеком
телепрограмма
мультимедийный продукт
стенгазета
3 По профилю знаний
монопроекты – в рамках одного  учебного проекта
межпредметные – в рамках двух или более предметам
4 По числу участников
личностные
парные
групповые
5 По характеру контактов
внутрикласснымивнутришкольнымирегиональными
международными
6 По продолжительности
минипроекты – в течение 1 урока
краткосрочные – в течение 1-5 уроков
среднесрочные – 1-2месяцев
долгосрочные – до 1года
Как правило, методика организации проекта включает несколько ступеней (этапов):
планирование работы над проектом (определение темы проекта, его цели и задач)
поисковый этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний);
этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков);
презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников).
защита проектов (проходит  в форме презентации с использованием компьютера и мультимедийного проектора).
Приведем примеры такой работы на уроках географии в 5 классе.
Организационная работа по подготовке творческой работы «Землетрясения и вулканы» мы построили следующим образом:
1 этап - подготовительный. На данном этапе мы предложили учащимся подготовить доклады или сообщения по предложенным темам. Учащиеся могли выполнить работу как индивидуально, так и самостоятельно. Темы сообщений:
Откуда пошло название «вулкан».
Очаг землетрясения и эпицентр землетрясения.
Последствия землетрясений.
Вулканы, дайте определение понятиям: магма, кратер, жерло, лава. 
Верно ли утверждение, что при извержении, вулкана в воздух выбрасываются - вулканические бомбы? Свой ответ аргументируйте.
Гибель города Помпеи.
Следующее задание – групповое. Его целесообразно выполнить с учащимися непосредственно в классе. Здесь понадобятся контурные карты, на которых надо отметить зоны активной вулканической деятельности. Однако, прежде чем выполнить данное задание, один из учеников подготовил по данном разделу сообщение и презентацию, где осветил следующие проблемы:
- основные районы распространения вулканов,
- материки, где нет вулканов,
- действующие вулканы, расположенные на территории России?
этап - подготовительный. Каждый ученик получает индивидуальные консультации учителя по отобранному материалу и правилам его оформления. Здесь работает еще один дидактический принцип – это оптимальное содержание и формы изложения. На основе собранного материала в компьютерных программах Microsoft Pover Point, Microsoft Word создаются слайды и компонуются в компьютерную презентацию. В презентации включается так же видеоролики, музыкальное сопровождение. C помощью использования информационных технологий происходит формирование межпредметных связей.
З этап – творческий отчет. Это проведение совместно с учениками урока (или серии уроков) «Землетрясения и вулканы» с использованием компьютерных презентаций.
Следует также отметить, что на таких уроках происходит работа по развитию устной монологической речи. Учебный монолог переходит в учебный диалог обсуждения темы, оценивание выступающего одноклассниками. Таким образом, каждый ученик, выполняя практическую работу, учится самостоятельной и систематичной работе с разными источниками информации. Также активизируется и познавательная деятельность учащихся 5 классов.
Для того, что определить эффективность методики, мы предложили учащимся выполнить практическую работу, состоящую из 6 заданий.
1.Землетрясения возникают на Земле потому, что происходит _________________
__________________________ горных пород.
2.Место, где происходит разрыв и смещение горных пород, называют______________________________________________
3.Вулкан состоит из _________________________________________
4.Место на земной поверхности, расположенное над очагом землетрясения называется_________________________________________________________
5.Вулканы, которые извергались хотя бы один раз на памяти человечества, называют______________________________________
6.В нашей стране много действующих вулканов на Камчатке и Курильских островах. Самый большой из них____________________________________
Слова для отбора: Кратер и жерло, действующие, разрыв и смещение, эпицентр, Ключевская Сопка, очаг землетрясения,
После того, как учащиеся выполнили задание, на экране появляется текст с заполненными пробелами, учащиеся проверяют свои работы и оценивают себя (ставят себе плюс за каждый правильный ответ).
Следует также отметить, что занятия проектной деятельностью в ходе изучения географии способствуют активизации познавательного интерес учащихся, расширяют их кругозор, развивают навыки самостоятельной работы: умение выявлять и формулировать проблему, находить и отбирать необходимую информацию, применять её для решения поставленных задач. Проект развивает у ребят «командный дух», коммуникабельность, умение сотрудничать, способствует повышению личной уверенности каждого участника. [1, с. 151] Благодаря этому учебная деятельность  приобретает поисковый и творческий характер.
Таким образом, сказанное выше позволяет утверждать, что проектная деятельность способствует повышению качества образования, результативности учебного процесса.  Обучение с применением метода проектов помогает учителю раскрыть творческий потенциал своих учеников. Метод проектов  отвечает требованиям современного образования, поскольку он является и практико-ориентированным, и личностно-ориентированным. Он позволяет индивидуализировать учебный процесс.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Душина И.В.,Таможняя Е.А., Пятунин В.Б. // Методика и технология обучения географии - М: Астрель. 2002. – С.151.
Николина В.В. Метод проектов в географическом образовании // География в школе. 2002.- №6. - С.37-43.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.- С. 12-16.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. –  М.: Аркти. 2007. – С. 31-35.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. http://www.xn--80achddrlnpe7bi.xn--p1ai/index.php/fgosoob.html