ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ГРУППЕ ПРОДЛЁННОГО ДНЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РЕЖИМЕ МС(К)ОУ С(К)ОШИ №4 VII ВИДА ГОРОДА МАГНИТОГОРСКА


ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ГРУППЕ ПРОДЛЁННОГО ДНЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РЕЖИМЕ МС(К)ОУ С(К)ОШИ №4 VII ВИДА ГОРОДА МАГНИТОГОРСКА
Автор статьи: воспитатель группы продлённого дня МС(К)ОУ С(К)ОШИ №4 Чубаева Наталья Николаевна
Актуальность внедрения и реализации проектной технологии в условиях специального коррекционного образовательного учреждения
Современные условия образования воспитания подрастающего поколения с ограниченными возможностями здоровья позволяют педагогическим сообществам искать новые образовательные технологии и резервы. Одним из таких резервов является внедрение в образовательный процесс проектной деятельности.
Основная задача специальных коррекционных образовательных учреждений сегодня - создание оптимальных условий, в которых каждый школьник, имеющий отклонения в развитии может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал. А проектная деятельность как раз и является одним из направлений личностно-ориентированного обучения.
Метод проекта в специальной (коррекционной) школе VII вида имеет свои специфические особенности и подходы к организации, и прежде всего, ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатками интеллекта и на коллективную деятельность.
Коллективная деятельность в условиях коррекционных школ VIII вида имеет немаловажное значение. Не нужно объяснять, насколько важно ребенку с нарушением интеллекта научиться общению и общаться. Способность выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей поможет ему войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он сможет адаптироваться в окружающем его мире, научиться жить в нем.
Кроме того, метод проектов открывает значительные возможности для повышения познавательной активности, качества обучения, позволяет обучать детей самостоятельной поисковой деятельности, повышает мотивацию к обучению.
Организация и требования к проектной деятельности не зависимо от уровня развития детей (дети из общеобразовательной школы и дети, с ограниченными возможностями здоровья) имеют общую структуру и представлены ниже.
Основные требования к проекту:
1. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической.
2. Планирование действий по разрешению проблемы - иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца.
3. Исследовательская работа учащихся. Отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы.
4.  Результатом работы над проектом, иначе говоря, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.
5.   Представление готового продукта с обоснованием, что это наиболее эффективное средство решения поставленной проблемы. Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта.
Таким образом, проект- это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся:
Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.
Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в сети Internet.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.
Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Классификация проектов по комплексности, характеру контактов и продолжительности:
По комплексности (предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов:
Монопроекты реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности. Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом - учитель другой дисциплины. Монопроекты могут быть, например, литературно-творческими, естественнонаучными, экологическими, языковыми (лингвистическими), культуроведческими, спортивными, историческими, географическими, музыкальными.
Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
По характеру контактов проекты могут быть:
        внутриклассными.
        внутришкольными.
        региональными (в пределах одной страны).
        международными.
Последние два типа проектов являются телекоммуникационными, поскольку требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Internet и, следовательно, задействования средств современных компьютерных технологий.
По продолжительности выделяют следующие проекты:
        Мини-проекты могут укладываться в один урок или часть урока. Работа над проектом ведется в группах, продолжительность - 20 минут (подготовка -10 минут, презентация каждой группы - 2 минуты).
        Краткосрочные проекты требуют выделения 4 - 6 уроков, которые используются для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной деятельности и дома. 1-й урок: определение состава проектных групп, выдача задания (сбор информации по своим элементам). 2-й урок: отчеты групп по собранной информации, выработка содержания проектного продукта и формы его презентации. 3-й и 4-й спаренные уроки: презентация готовых проектов, их обсуждение и оценка.
        Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их реализация занимает примерно 30 - 40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. При осуществлении недельного проекта возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Все это, благодаря глубокому "погружению" в проект, делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы.
        Долгосрочные (годичные) проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. В ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ. Весь цикл реализации годичного проекта - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.
Персональные и групповые проекты:
Преимущества персонального проекта
        план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью.
        у учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него.
        учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта - от рождения замысла до итоговой рефлексии.
        формирование у учащегося важнейших обще-учебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.
Преимущества группового проекта
       в проектной группе формируются навыки сотрудничества.
       проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне.
       на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе.
       в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
Подведение итогов в проектных группах:
Подведение итогов в проектных группах проводится после окончания работы над проектом. Организуя процесс обсуждения, руководитель должен затронуть различные аспекты работы над проектом: процесс и результат, позитив и негатив, объективную оценку продукта и субъективную удовлетворенность участников.
Вопросы для обсуждения могут быть сформулированы следующим образом:
Достигнута ли цель проекта?
Ставились и были ли решены в ходе выполнения проекта ваши собственные задачи?
В чем заключались личные мотивы каждого участника группы? Что вы узнали, чему научились, что поняли, к чему стали по-другому относиться, в чем изменились?
Какой из этапов работы над проектом запомнился вам больше всего и почему?
Что в проектной неделе вам понравилось больше, а что меньше, в сравнении с обычными учебными неделями?
Возникало ли у вас в ходе выполнения проекта желание что-либо изменить, улучшить в содержании и организации работы?
Формы продуктов проектной деятельности:
В ряде случаев на вид продукта сразу указывает тема проекта. Но чаще всего выбор продукта - непростая творческая задача, от решения которой во многом зависит мотивация участников проектной группы к дальнейшей работе. Так, проект "Исследование влияния климата природных зон на растительный и животный мир" может завершиться защитой ничем не примечательного реферата, а может вылиться в увлекательную подготовку атласа несуществующего материка.
Приведем перечень (далеко не полный) возможных выходов проектной деятельности:
WEB-сайт.
Анализ данных социологического опроса.
Атлас, карта.
Видеофильм.
Выставка.
Газета, журнал.
Действующая фирма.
Законопроект.
Игра.
Коллекция.
Костюм.
Модель.
Музыкальное произведение.
Мультимедийный продукт.
Оформление кабинета.
Постановка.
Праздник.
Прогноз.
Система школьного самоуправления.
Справочник.
Сравнительно-сопоставительный анализ.
Учебное пособие.
Экскурсия. Оформление проектной папки:
В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:
·                    паспорт проекта.
·                    планы выполнения проекта и отдельных его этапов (для долгосрочных проектов это могут быть недельные или помесячные планы; для проекта, выполняемого в ходе проектной недели, - ежедневные планы). В планах указываются: индивидуальное задание каждого участника проектной группы на предстоящий промежуток времени, задачи группы в целом, форма выхода очередного этапа.
·                   промежуточные отчеты группы.
·                   вся собранная информация по теме, в том числе ксерокопии и распечатки из Internet.
·                   результаты исследований и анализа.
·                   записи всех идей, гипотез и решений.
·                   отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, "мозговых штурмах" и т. д.
·                    краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их решения.
·                    эскизы, чертежи, наброски продукта.
·                    материалы к презентациям (сценарий).
·                    другие рабочие материалы и черновики группы. В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы. Записи учащихся должны быть по возможности краткими - в форме небольших набросков и аннотаций. В день презентации проекта оформленная папка сдается в жюри.
Грамотно составленная проектная папка позволяет:
·                   организовать работу каждого участника проектной группы.
·                   создать удобный коллектор информации и справочник для работы над проектом.
·                   объективно оценить ход работы над завершенным проектом.
·                   судить о личных достижениях и развитии каждого участника проекта.
·                   сократить время поиска информации при проведении в дальнейшем других, близких по теме, проектов.
Виды презентаций проектов:
Презентации учебных проектов могут быть проведены в виде:
·        деловой игры.
·       демонстрации видеофильма/продукта, (выполненного на основе информационных технологий.
·        диалога исторических или литературных персонажей
·        защиты на Ученом Совете.
·        игры с залом.
·        иллюстрированного сопоставления фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций.
·        инсценировки реального или вымышленного исторического события
·        научной конференции.
·        научного доклада.
·        отчета исследовательской экспедиции.
·        пресс-конференции.
·        путешествия.
·        рекламы.
·        ролевой игры.
·        соревнования.
·        спектакля.
·        спортивной игры.
·        театрализации (воплощения в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).
·        телепередачи.
·        экскурсии.
Приложение
РАЗРАБОТКА ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА НА БАЗЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА №4 VII ВИДА Г.МАГНИТОГОРСКА.
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«РАЙСКИЙ ОСТРОВ – ТВОЙ ЭКОВЫБОР»

ОРГАНИЗАТОР ПРОЕКТА: ВОСПИТАТЕЛЬ МС(К)ОУ С(К)ОШИ №4 ЧУБАЕВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА
УЧАСТНИКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: УЧАЩИЕСЯ 3 «В» КЛАССА МС(К)ОУ С(К)ОШИ №4

ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ
Название проекта «Райский остров - твой эковыбор»
Организатор проекта Воспитатель: Чубаева Наталья Николаевна
Тип проекта Творческий, ролевой проект
География проекта МС(К)ОУ С(К)ОШИ№4 города Магнитогорска Челябинской области
Целевая аудитория по реализации проекта Учащиеся МС(К)ОУ С(К)ОШИ№4 3 «в» класса
Актуальность проекта Современный ребенок в условиях большого города лишён возможности активно осваивать природную среду. С помощью экологического воспитания осуществляется воспитательный процесс коллектива младших школьников. Мой выбор воспитательной технологии – «технологии воспитания экологической культуры» – это и осознанный педагогический выбор, и требование времени. У младших школьников избирательная чувствительность направлена на познание окружающего мира, именно природа – зеленая лаборатория под голубым небом  во все времена и у всех народов была источником обучения, воспитания и развития. Объективная причина обращения к данной технологии -   ухудшение  экологической ситуации в стране, нарушение норм поведения в природе, низкий уровень нравственных ценностей и предпочтений.
Технология экологического воспитания в МС(К)ОУ С(К)ОШИ №4 в 3 «в» классе представлена в творческом проекте «Райский остров - твой эковыбор», который реализуется в форме сюжетно-ролевой игры.

Цель и задачи проекта Цель проекта: формирование нравственного отношения к природе, воспитание экологически грамотного подрастающего поколения.
Задачи проекта:
- активизация учащихся к проектной деятельности в области экологии;
- расширение экологических знаний, полученных при изучении школьных предметов;
- развитие познавательных интересов во внеурочной деятельности.
- формирование представлений и элементарных знаний об экологии острова.
- формирование позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой.
- развитие творческих способностей учащиеся, использование полученных ими умений и навыков при подготовке индивидуальных проектов.
Сроки реализации проекта 1.09.2013 – 31.05.2014
Идейное содержание и последовательность реализации проектной работы
Технология экологического воспитания в МС(К)ОУ С(К)ОШИ №4 в 3 «в» классе представлена в творческом проекте «Райский остров - твой эковыбор», который реализуется в форме сюжетно-ролевой игры.
Идейное содержание сюжетно-ролевой игры в поэтапном освоении участниками проекта роли будущих жителей Райского острова, строящих остров своей мечты на Южном Урале — красивый, зеленый, экологически чистый, остров высокой культуры горожан — людей активных, творческих, добрых, мудрых. Проектная работа состоит из трёх этапов.
Подготовительный этап по реализации проекта
Сроки реализации: 3.09.13 - 31.10.13 (сентябрь – октябрь)
№ Основные задачи Ожидаемые результаты
1. Познакомить учащихся с терминами «экология», «окружающая среда», «остров» Объективное представление о понятиях «экология», «окружающая среда»
2. Определить маршрут путешествия в мир экологии Создание «карты острова»
3. Сделать прогнозы развития экологической ситуации на Южном Урале в случае воздействия на нее с целью оптимизации. Прогнозы развития экологической ситуации.
4. Составить отчет о проведенном исследовании. Систематизированные материалы отчета.
Деятельность по реализации
На данном этапе все будущие жители острова распределяются по подгруппам, и на будущем острове появляются зеленые, чистые улицы с красивыми названиями (название, девиз эмблемы каждой подгруппы).
Для жизнедеятельности острова создаются различные временные объединения:
- экологический пресс-центр;
- служба экологического контроля;
- экологический театр
Мэр острова –воспитатель, который на вводном занятии сообщает, что здесь был обнаружен неизвестный предмет цилиндрической формы. Представителям спец. служб удалось узнать, что это – «Капсула времени», но она имеет многоуровневую защиту от взлома, а вскрыть ее могут только..... (конечно же, дети:) Вскрывая первый ярус капсулы времени, дети узнают - это послание из прошлого, которое представлено в виде легенды.
Легенда
Наступил XXI век. Весь мир уже застроен заводами, громоздкими зданиями. Ужасающие трубы дымили повсюду, и, казалось, что вокруг не осталось ни единого уголка живой природы. Детям теперь негде было проводить время, мечтать, веселиться. И каждый ребенок хотел найти место на Земле, которое радовало бы глаз, привлекало бы своей красотой и неповторимостью. Много лет подряд дети всего мира искали такой островок радости, но вскоре поняли, что им придется самим создать это неповторимое красивое место.
И, наконец, все встретились в одном пустынном уголке. Детей было настолько много, что они смогли замкнуть круг по периметру этого места. Они взялись за руки и, подняв их вверх, загадали про себя желание. Как ни странно, все их желания совпали. Все хотели, чтобы на месте пустыря появился прекрасный остров, окруженный лесом, замечательным садом. Затем они посадили по одному маленькому расточку в землю и разошлись на много-много лет. Спустя годы они снова собрались на этом же месте и увидели, что благодаря их желанию и совместным усилиям на пустыре вырос замечательный лес. А в центре соснового леса над всеми деревьями и цветами возвышалось самое величественное и красивое дерево. Дети назвали его Дерево грез. С тех пор у каждого, кто дотрагивался до этого дерева, исполнялось самое заветное желание.
Но для того чтобы ее всю открыть, надо выполнить множество заданий, найти ключи от каждого яруса капсулы
Результаты: в результате проведения вводных занятий с учащимися на тему экологической ситуации на Южном Урале были сделаны следующие выводы: для Южного Урала, как части большой горной страны, характерны те же экологические проблемы, что и для других регионов страны: загрязнение атмосферы, деградации земельных и кормовых угодий, загрязнений поверхностных и подземных вод. Прогнозы развития ситуации позволили сформировать « желаемый образ острова будущего»: создание гибкой динамической системы совместного времяпровождения детей с ЗПР, включение их в многогранное взаимодействие с факторами окружающей среды, природой, флорой и фауной.
Основной этап реализации проекта
Сроки реализации 3.11.13 - 31.04.14
№п/п Основные задачи Ожидаемые результаты
1. Создание условий для активизации познавательной активности и развитие творческих способностей учащихся Вовлечённость учащихся в сюжетно – ролевую игру
2. Учить детей умению самостоятельно работать с источниками информации: энциклопедиями, интернет - ресурсами Сформированность навыков самостоятельно добывать информацию и выделять главное в содержании
3. Воспитывать потребность работать в группе, уважение к своим товарищам, умение отстаивать своё мнение Осознание собственной значимости в коллективе, развитие нравственных качеств личности: доброта, отзывчивость, честность, порядочность
Деятельность по реализации. На основном этапе ребята станут участниками трёх минипроектов:
“Зона охраны историко-культурных объектов», - путешествие в историю зоны. Заочная экскурсия об истории создания островов, организации жизни на островах. Создание экологических знаков различных видов, которые отражают своего рода законы поведения в природе.
«Зона риска» - поиск и сбор информации об исчезнувших видах растений и животных. «Хозяйственная зона» - Сбор информации о зерновых культурах острова, о домашних животных, об орудиях труда, необходимых для жизни и существовании на острове. Организация выставки творческих работ учащихся по результатам анализа дополнительной литературы.
Результаты реализации: дети научаться самостоятельно работать с источниками информации, выделять в ней главное в содержании, осознают собственную значимость в коллективе, научаться делать научные доклады, составлять минипроекты.
Заключительный этап реализации проекта
Сроки реализации: 5.05.14. – 23.05.14
Деятельность реализации
Заключительный этап по реализации проекта представляет собой анализ плана мероприятий, эффективности выбранных методов, подводятся итоги выполнения поставленных задач, оценивается степень достижений проектной группы. Отмечается вклад каждого участника проекта в его реализацию.
План - карта действий по реализации проекта для детей 6-7 лет.
Сроки реализации 1-я неделя 2-я неделя 3 – я неделя 4 – я неделя
Подготовительный этап
сентябрь
Определение темы и цели проекта
Деление класса на подгруппы.
Постановка задач между членами каждой подгруппы
Выбор названия девиза и эмблемы каждой подгруппы
Презентация каждой подгруппы:
«Мы - жители «Райского Острова»
октябрь Знакомство с терминами «экология», «окружающая среда» Создание карты «Райского острова» Деление острова на зоны: «Зона риска» (особо охраняемая зона), “Зона охраны историко-культурных объектов», , «Хозяйственная зона» Основной этап
ноябрь Знакомство с зоной охраны историко-культурных объектов» (заочная экскурсии Сбор информации о происхождении растительности части острова «Зона охраны историко-культурных объектов.
«Экологические знаки» (минипроекты)
«Зелёная аптека на острове» (сбор информации о происхождении лекарственных растений)
декабрь «Что на острове растёт» (конкурс рисунков)
«Деревья и кустарники острова» (фотовыставка)
Сбор информации о цветах райского острова
«Бал цветов» (театрализация)
январь Знакомство с «зоной риска»
(заочная экскурсия)
Сбор информации о растениях, занесённых в красную книгу
«Почему и куда исчезают растения» (конкурс научных мини-рефератов)
«Растения Красной книги» (конкурс рисунков)
февраль Сбор информации о животных, занесённых в красную книгу «Почему и куда исчезают животные»
(конкурс научных мини-рефератов)
«Животный мир красной книги» (конкурс рисунков) «Красная книга острова» (защита минипроектов)
март Знакомство с «хозяйственной зоной»
(заочная экскурсия)
Сбор информации о зерновых культурах острова «Зерновые культуры Хозяйственной зоны»» (конкурс рисунков) Сбор информации о домашних животных зоны (кошка, собака, олень)
апрель «Эти забавные животные» (оформление выставки рисунков) Сбор информации об орудиях труда, используемые человеком для жизни на острове Подготовка к защите проекта «Минута славы на райском острове» «Минута славы на «Райском острове»
(защита детских проектов)
Заключительный этап
май Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов, представление проекта с устным отчётом и демонстрацией материала. Получение титула «Хранитель острова»

Предполагаемый результат:
- Усвоение учащимися теоретических и практических экологических знаний и навыков
- Сформированность убеждений о необходимости беречь и охранять природу.
- Развитие и расширение кругозора учащихся.
- Активное участие в проекте коллег, их готовность помочь в усвоении экологических знания у учащихся.