Методическая разработка открытого урока в форме игры Квиз по дисциплине Основы философии Тема Развитие античной философии

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Братский медицинский колледж»
(ОГБПОУ БМК)











Методическая разработка
QUIZ/викторины
для специальности 060101 Лечебное дело





Дисциплина: ОГСЭ.01. «Основы философии»

Тема: «Развитие античной философии»















Братск, 2016 г.

РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДЕНО
на заседании ЦМК на заседании МС
протокол № ___ от___ зам. директора по УР
председатель ЦМК _________________
_________________ О.И. Кондратович
«_____» ______20___ г.








Составитель: А. Н. Новикова, преподаватель дисциплины «Основы философии» первой категории ОГБПОУ БМК






Рецензент: Е. Н. Локтева, председатель ЦМК ОГСЭ дисциплин № 1, преподаватель высшей категории ОГБПОУ БМК


Пояснительная записка
Данное семинарское занятие разработано с учетом образовательной программы  учебной дисциплины «Основы философии» и является частью основной профессиональной образовательной программы  в соответствии с ФГОС третьего поколения, по специальности 060101.52 «Лечебное дело», квалификация «Фельдшер» (углубленная подготовка).
Данное занятие разработано с целью углубления знаний студентов по теме: «Развитие античной философии», использованы активные методы обучения: игра викторина QUIZ. В методической разработке семинарского занятия предложен раздаточный материал, видеофильмы по данной теме. Это обеспечивает лучшее усвоение студентами материала и применение в дальнейшем знаний по этой теме профессиональной деятельности.
В результате освоения данной темы обучающийся должен овладеть следующие общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.
ОК 7. Самостоятельно определять задачи личностного развития, заниматься самообразованием.
ОК 8. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 9. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
В результате освоения данной темы обучающийся должен уметь:
У 1. ориентироваться в философских идеях Древней Греции наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
В результате освоения данной темы обучающийся должен знать:
З 1. Мнения философов о происхождении мира, природе человека, его способностях, о гармонии между человеком и космосом.
Таким образом, данная методическая разработка способствует наиболее лучшему восприятию и усвоению студентами материала по теме «Развитие античной философии», а также приобретению общих компетенций, новых знаний и умений, которые в дальнейшем будут применяться при изучении таких клинических дисциплин.


План занятия
Тема: «Развитие античной философии»
Вид занятия: семинар в форме интеллектуальной игры «QUIZ»
Время: 90 минут.
Вводная часть – 10 минут
1.1.Организационный момент - 1 минута.
1.2.Мотивация -7 минут.
1.3.Актуализация базовых знаний -2 минуты.
Основная часть – 60 минут
Проведение игры «QUIZ»
3. Заключительная часть - 20 минут
3.1.Контроль усвоения знаний. Видеофильм «Гиппократ». Обсуждение проблемных вопросов – 15 минут.
3.2.Подведение итогов - 3 минуты.
3.3.Домашнее задание – 2 минуты.
Цели занятия:
Учебные цели:
дать представление студентам:
о философских идеях Древней Греции; мнения философов о происхождении мира, природе человека, его способностях, о гармонии между человеком и космосом;
сформировать знания:
о философских школах Античности.
Развивающая цель:
развивать у студентов память, внимание, логическое мышление, культуру речи.
Воспитательная цель:
- прививать интерес к предмету и к выбранной профессии;
- воспитание этики врачебного поведения.
Место проведения: лекционная аудитория.
Оснащение занятия: методическая разработка лекции, вопросы квиз, карточки для заполнения, ноутбук, мультимедиа проектор.
Межпредметные связи:
обеспечивающие: «История», «Биология», «Латинский язык».
обеспечиваемые: «Терапия», «Акушерство и гинекология», «Хирургические болезни».
Внутрипредметные связи: Раздел 2: «История философии», «Человек как объект философского осмысления».

Литература для подготовки:
Основная:
1. Горелов А.А.. Основы философии. А.А. Горелов – М.: Академия, 2012г, 320 с.
2. Кохановский В.П.. Основы философии. В.П.Кохановский, Т. П. Матяш, В.П. Яковлев – М.: КНОРУС, 2012 г., 240 с.
Дополнительные источники:
Нижников С.А.. Философия. Курс лекций. С.А.Нижников. – М.: Экзамен, 2007г., 396 с.
Стрельник О.Н. Философия. Конспект лекций. О.Н.Стрельник. – М.: Высшее образование, 2009г., 335 с.
3. Философия медицины. Под ред. Ю.Л.Шевченко. – М.: ГЭОТАР – МЕД, 2004г., 408 с.


Интернет – ресурсы:
http://labrip.com/
http://www.filosofia-totl.narod.ru/

Ход занятия

Основные этапы занятия
Время
Методические указания

1.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

1.1.
Организационный этап
Преподаватель отмечает отсутствующих, проверяет внешний вид студентов (наличие халатов, тетрадей), проверяет подготовленность аудитории к занятию.

1 мин.


1.2
Мотивация
Преподаватель сообщает тему, цели, план семинара и
формулирует мотив для познавательной деятельности студентов по данной теме.
6 мин.
Студенты записывают в тетради тему, цель и план занятия.

1.3
Актуализация базовых знаний
Преподаватель знакомит студентов с правилами проведения игры «QUIZ» (см. Приложение № 1).
·
3 мин.
Студенты знакомятся с «Правилами проведения игры «QUIZ»

2.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1.
Формирование новых представлений и знаний
1 тур – визуальных вопросов (см. Приложение № 3) – за 10 минут команды отвечают на вопросы на специальном бланке письменно. Затем сдают преподавателю (см. Приложение № 2).
Демонстрация фильма «Сократ» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Оглашение правильных ответов. Подсчет очков.
2 тур – 25 вопросов (1 минута на размышление). в опросник включены вопросы по фильму «Сократ» (см. Приложение № 4). Бланк с ответами сдается преподавателю.

60 мин.
Используемые методы:
Интеллектуальная игра «QUIZ»



3.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

3.1.
Контроль усвоения знаний
Демонстрируется фильм «Гиппократ»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Преподавателем для закрепления знаний по теме проводится устный опрос по проблемным вопросам в ходе диспута.
Проблемные вопросы:
1.Какие вопросы были самыми трудными и почему?
2.Что больше всего запомнилось из игры?
3. Какая информация в фильмах вас удивила?
Оглашаются правильные ответы (см. Приложение № 5).

15
мин.
Студенты отвечают на проблемные вопросы по материалам игры.



3.2.
Подведение итогов
Делается краткое резюме. Подводятся итоги игры.
3 мин.
Выставляются оценки участникам игры


3.3.
Домашнее задание
1.А. А. Горелов «Основы философии», стр. 37-68


2 мин.
Студенты записывают домашнее задание


Приложение 1

Правила игры «QUIZ»

1. В игре несколько раундов. Каждый раунд проходит по своим правилам, состоит из нескольких вопросов. Присутствуют медиа-вопросы: с картинками, аудио- или видеорядом, а также вопрос-аукцион. Между раундами есть перерывы по 15-20 минут.
2. Ведущий зачитывает вопрос. Задача команды – за определённое время (чаще всего это одна минута) написать правильный ответ на специальном бланке. В зависимости от данных командой ответов за каждый тур ей присуждаются игровые очки.
3. В конце раунда зачитываются правильные ответы. Команда, набравшая большее количество очков, становится победителем игры.
Приложение 2

Бланк ответов для команды
Бланк ответа 1 тур
Название команды:

































Бланк ответа 2 тур
Название команды
















































































Приложение 3
Визуальные вопросы 1 раунда
 
Познай самого себя.
(Автор)

Философ


Название символа

Философия - .. (продолжите фразу – Название фрески)


Прозвище философа
Автор принципа primum nоn nocere (не навреди)


Философ

Философ


Философ
Философ



Приложение 4
Вопросы 2 раунда
Утверждал, что тело состоит из четырех жидкостей: крови, слизи, желчи черной и желтой.
Как называли первых греческих философов?
Утверждал, что число – сущность всего существующего.
Древнегреческий философ, утверждал, что все произошло из первоматерии – воды
Кто из философов первым разработал атомистическую теорию (учение об атомах).
Кто или что дороже друга Платона философу Аристотелю?
Самое благородное из всех искусств, по мнению Гиппократа.
Что является причиной слабости и болезненности детей? (по Гиппократу)
Кого называют Александром Македонским философии?
Тезис, принадлежащий мыслителю Гераклиту:
 
 
 

«Познай себя»

 
 
 

«Первооснова мира – огонь»

 
 
 

«Все течет»

 

 

«В одну реку нельзя войти дважды»




« Я знаю, что ничего не знаю...». Автор афоризма:
В античности заслуга открытия сверхчувственного мира идей принадлежит.
Философ, ученик Платона, автор книг «Метафизика», «Поэтика», «Политика»





Философ, который жил в бочке, считал себя «гражданином мира» и призывал к бедности, невежеству
Космоцентризм – основная идея эпохи:
Философ, создатель правила «золотой середины».
Основатель философской школы в Афинах - Академии.
Автор метода познания человека майевтики.  Майевтика (от греч. – повивальное искусство).
Что такое логос? 
Кто такие софисты?
Кто из философов предсказал солнечное затмение и этим себя прославил, став одним из «семи мудрецов» : Фалес, Аристотель, Пифагор?
Что мудрее всего по Фалесу?
Старше всех вещей - Бог, ибо он не рожден.
Прекраснее всего - Космос, ибо он творение Бога.
Больше всего - пространство, ибо оно вмещает все.
Мудрее всего - ________, ибо оно обнаруживает все.
Великим диалектиком античного мира является Гераклит из Эфеса (ок. 530-470 до н.э.). Он принадлежал к царскому роду. Гордый, сумрачный, нелюдимый, он отказался от предложенного ему высшего сана в государстве в пользу своего брата, но ходил в пурпуре со знаками царской власти. Что лучше делать, по мнению Гераклита, чем управлять государством?
Создатель типологии государств, основоположник политологии.
Жизнь и смерть одинаково не страшны для мудреца: "Пока мы существуем, нет смерти; когда смерть есть, нас более нет". Жизнь и есть наибольшее наслаждение. Такая, как она есть, с началом и с концом. Назовите философа или философское направление.





Приложение 5
Бланк правильных ответов
Бланк ответа 1 тур
Название команды:


СОКРАТ


ПЛАТОН


ЧАША ГИППОКРАТА


ФИЛОСОФИЯ ВЕЧНА РАФАЭЛЬ


ЛЕТУЧАЯ СОБАКА


ГИППОКРАТ


ФАЛЕС


ПИФАГОР


АРИСТОТЕЛЬ


ГЕРАКЛИТ



Бланк ответа 2 тур
Название команды


ГИППОКРАТ


ФИЗИКИ, СОФИСТЫ


ПИФАГОР


ФАЛЕС


ДЕМОКРИТ


ИСТИНА


МЕДИЦИНА


ПЬЯНСТВО РОДИТЕЛЕЙ


АРИСТОТЕЛЬ


В одну реку нельзя войти дважды


СОКРАТ


ПЛАТОН


АРИСТОТЕЛЬ


ДИОГЕН


АНТИЧНОСТИ


АРИСТОТЕЛЬ


ПЛАТОН


СОКРАТ


ЗНАНИЕ, РАЗУМ


МУДРЕЦЫ, УЧИТЕЛЯ - ОРАТОРЫ


ФАЛЕС


ВРЕМЯ


ИГРАТЬ С ДЕТЬМИ


АРИСТОТЕЛЬ


ЭПИКУР






Рисунок 3Описание: http://www.newacropol.ru/pub/Perls/Philosofy/Plato/Akademiya-platona3.jpgРисунок 4Описание: C:\Users\Site\Desktop\загруженное.jpgРисунок 5Описание: http://aqua-life.ru/userfiles/images/statii/8.jpgAstersoft LTDРисунок 6Описание: Astersoft LTD. Best Fire Wallpapers " MegaLife - бесплатно скачать игры, софт, музыку, обои и все для кибер простораРисунок 9Описание: Обои: Best Fire Wallpapers " MegaLife - бесплатно скачать игры, софт, музыку, обои и все для кибер простора.Root Entry