Использование интерактивных методов обучения как средства активизации познавательной деятельности учащихся


Использование интерактивных методов обучения как средства активизации познавательной деятельности студентов
Современный период социально-экономического развития Донецкой Народной Республики определяет необходимость значительного повышения качества подготовки специалистов. С одной стороны, это связано с научно-техническим прогрессом, последствия которого проявляются практически во всех сферах профессиональной и социальной деятельности людей, в том числе и в сфере образования, с другой стороны, с комплексными исследованиями, обеспечивающими создание, применение и распределение знаний в социально-экономическом пространстве, где инновации становятся системным явлением. Большое значение имеет и то, что научно-технический прогресс предъявляет не только новые требования к самому человеку, но и к системе высшего профессионального образования. Возникшее противоречие между растущим объемом информации и кризисом дидактических методов подготовки специалистов требует перехода к принципиально новым технологиям профессионального обучения. Все более очевидной становится необходимость изменения приоритетов профессиональной подготовки специалистов в направлении развития эвристического и творческого мышления, становления индивида как субъекта саморазвития, овладения им инструментами управления собственной образовательной деятельностью.
Вот почему в современном обществе, где одним из важных этапов социализации являются не только знания, а еще и умение их применять в практической деятельности, образовательное учреждение должно учитывать все возможности и достоинства интерактивных методов обучения, а значит идти в ногу со временем.
Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном образовательном учреждении. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.
Интерактивные методы:
— побуждают интерес у студентов;
— одновременно вовлекаются в процесс обсуждения все студенты;
— поощряют активное участие каждого учебного материала;
— способствуют эффективному усвоению учебного материала;
— осуществляют обратную связь;
— формируют у студентов мнения и отношения;
— усовершенствуют практические навыки;
— улучшают навыки межличностного общения;
— способствуют изменению поведения.
Основные правила организации интерактивного обучения:
— в обучение должны быть вовлечены все студенты, с этой целью желательно использовать модернизированные технологии, позволяющие включить всех участников в образовательный процесс;
— предоставление условий для самореализации, поощрение студентов за активное участие и правильные действия;
— учебная аудитория должна быть подготовлена так, что бы студентам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах;
— четкое закрепление процедур и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например: все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.
Обязательные условия организации интерактивного обучения:
—доверительные, позитивные отношения между преподавателем и студентом;
—сотрудничество в процессе обсуждения преподавателя и студентами между собой;
—включение в учебный процесс ярких примеров, фактов;
—многогранность методов представления информации, форм деятельности, их мобильность;
—включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также заинтересованности студентов.
Преимущества интерактивных методов обучения:
Повышение мотивации и познавательной деятельности студентов.
Рост самостоятельности и ответственности студентов за результаты учебной деятельности.
Качественное освоение студентами новых знаний и умений.
Приобретение студентами практических навыков и готовности к их применению.
Увлеченность, творческий настрой, партнерские взаимоотношения студентов.
Мотивирующее действие атмосферы урока на педагога, сохраняющее работоспособность и хорошее настроение.
Применение интерактивных методов обучения делает образовательный процесс более контролируемым, устойчивым, позволяет педагогу профессионально управлять процессами, происходящими на уроке и уверенно получать запланированные результаты.