Статья Проектный модуль по литературе как активная форма познавательной деятельности учащихся


Кустарева С.А.,
МБОУ СОШ с. Чернуха
Кстовского района Нижегородской области
Проектный модуль по литературе как активная форма познавательной деятельности учащихся
В современном мире, насыщенном информационными технологиями, резко снизился интерес к традиционным формам приобщения к культуре: чтению, овладению правилами и нормами родного языка; проявляется пренебрежение к культурному и историческому наследию; происходит переоценка ценностей, отход от духовно-нравственных к материально-прагматическим ориентирам в жизни.
Отсюда следует необходимость приобщения подрастающего поколения к основам русской культуры, частью которой является родной язык и родная литература, позволяющая молодым людям осознавать себя как носителя национальной культуры, выразителя национального менталитета.
«Чтение – вот лучшее учение», - утверждал А. С. Пушкин. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, развить потребность в чтении, в книге.
Федеральный государственный образовательный стандарт уделяет большое внимание проблеме чтения, подчёркивая, что необходимо «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах».
Так же нельзя не заметить, что ФГОСы делают упор на самостоятельность обучения, в основе которой, конечно же, лежит активная познавательная деятельность учащихся, которую в современных детях воспитать достаточно сложно.
Одним из методов, который коренным образом меняет функцию учащегося в образовательном процессе, является метод проектирования. Этот метод делает ученика не объектом, а субъектом процесса обучения, поскольку для решения поставленной задачи действия по образцу недостаточно, необходимо проявить инициативу в поиске, освоении и применении новых знаний.
В своей деятельности по проектированию недавно стала использовать проектный модуль. Модуль – отделяемая, относительно самостоятельная часть какой-нибудь системы, организации (общее понимание). Разработчики и толкователи ФГОСов понимают под модулем совокупность частей учебной дисциплины (курса) или учебных дисциплин (курсов), имеющих определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения.
В модульном обучении перед каждым учебным элементом ставится определенная дидактическая цель, а содержание обучения представляется в объеме, обеспечивающем ее достижение. Суть модульного обучения в том, что обучаемый более самостоятельно или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему проблемой.
Наиболее удачно проектные модули реализуются при изучении литературы. Работая с программой В.Я. Коровиной, заметила, что некоторые темы, которые изучаются отдельно удачно могли бы быть объединены при изучении в модуль, и именно в проектный модуль. При этом, нужно заметить, что в программе уроки могут стоять достаточно далеко друг от друга, но проектный модуль, который вы планируете уже в своё тематическое планирование, позволяет объединить эти уроки, не увеличивая при этом количество часов, но давая возможность реализовать проект.
Проектный модуль по литературе дает большие возможности для развития метапредметных знаний, что в современной школе стало очень актуально. Покажу это на примере. Так в 5 классе мной был разработан проектный модуль по литературе «Русские поэты XIX века о родной природе», который включал в себя 3 урока. На первом уроке учащимся предлагается прослушать музыкальную композицию П.И. Чайковского «Времена года» и соотнести это с литературой. Прочитываются стихотворения различных поэтов о родной природе и анализируется то, как то или иное время годы вдохновляло поэтов. Перед учащимися возникает проблема того, как природа вдохновляла представителей других видов искусств и каким образов это может быть связано с литературой. Класс делится на 4 группы, каждая отвечает за свое время года. Дома они продумывают шаги по реализации поставленной цели, подбирают материал разных видов искусств.
На втором уроке группы создают выступление (что-то вроде литературно-музыкальной гостиной), включая в него фотографии, репродукции картин, видеоряд, музыкальный произведения и, конечно, чтение стихотворений.
Третий урок является уроком-конференцией «Родная природа», на котором группы представляют продукт своей деятельности. При рефлексии учащиеся понимают ценность проделанной работы, так как это продолжение разговора о вечном, о природе и гармонии человека в ней.
Результатами применения проектных модулей на уроках литературы являются:
повышение познавательного интереса школьников;
повышение качества знаний;
интеграция между предметами различных образовательных областей.
Анализируя опыт организации проектной деятельности, можно привести в систему накопившиеся факты, которые отчетливо указывают на следующие результаты: работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к предмету. Это подтверждается следующими фактами, полученными в результате наблюдения:
уроки стали проходить более оживленно, учащиеся с нетерпением ожидают как момент начала работы над проектами, так и заключительный этап – презентацию;
повысилась успешность обучения;
у ребят появился стимул не только получить хорошую оценку, но и получить хорошие результаты проделанной работы;
учащиеся, работающие над проектом, имеют возможность освещать изучаемую тему на уроках, что дает возможность другим ученикам получить дополнительную и познавательную информацию;
огромный интерес учащиеся проявляют при создании компьютерных презентаций;
у обучающихся, выполняющих проекты, формируются проектные умения.
Таким образом, проектный модуль способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной работы, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования, а учителю дает возможность преподнести материал в новой форме, не затрачивая для этого дополнительные часы. Учитель при этом не просто следует программе определенного автора, а имеет возможность проявить свои профессиональные и творческие способности.