Статья Активные методы обучения на уроках истории и обществознания, как инструмент повышения познавательной активности у обучающихся 5 – 6 классов (описание педагогического опыта)


Попова Наталья Николаевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа № 8
имени Сибирцева А. Н.
Активные методы обучения
на уроках истории и обществознания,
как инструмент повышения познавательной активности
у обучающихся 5 – 6 классов (описание педагогического опыта)
Позвольте начать мою статью с небольшой притчи «Любопытные и слон»:
В одно отдаленное место привезли слона. Люди толпами шли, чтобы на него посмотреть. Зрелище проходило круглые сутки. Ночью, когда слона завели в темное помещение, любопытным было никак не рассмотреть. Они пытались составить себе представление о нем, ощупывая его. Но при этом каждый мог ощупать лишь часть большого животного. Поэтому их описания так отличались одно от другого. Один из посетителей, который трогал слона за ногу, говорил, что слон похож на большую колонну. Второй, который дотрагивался до бивней слона, описывал животное, как острый предмет. Третий, который брал слона за ухо, описывал его, как веер. Четвертый, который погладил слона по спине, утверждал, что слон прямой и плоский, как кушетка.
Каждый был прав и неправ одновременно, потому что говорил только о части, не представляя все целое.
Мораль: в жизни очень важно стремиться знать как можно больше, чтобы представлять мир в целом…
К сожалению, уровень познавательной активности учащихся в последнее время резко снизился. Интерес к истории, как и к другим предметам, падает: понижается уровень мотивации учащихся к изучению предмета, уровень сформированности познавательных интересов невысокий. Такое положение дел в школе противоречит «Стратегии модернизации общего среднего образования», где четко прописано, что сегодня на выходе из школы ожидается не просто хороший исполнитель, а активная личность с развитым интеллектом, способная успешно решать жизненные и профессиональные проблемы, легко ориентироваться в информационных потоках, выстраивать конструктивные отношения с окружающими людьми, уметь аргументировать свою точку зрения. Из всего выше перечисленного вытекает проблема:
Снижение познавательной активности учащихся в 5-6 классах на уроках истории и обществознания.
Тема, над которой я работаю уже третий год, это:
«Активные методы обучения на уроках истории и обществознания, как инструмент повышения познавательной активности у обучающихся 5 – 6 классов».
Целью моей работы является:
Повышение познавательной активности у обучающихся 5 – 6 классов на уроках истории и обществознания через внедрение в образовательный процесс активных методов обучения.
Для реализации данной цели, мною были поставлены следующие задачи:
Развивать способности учащихся систематизировать и анализировать полученные знания на уроках с помощью приемов критического мышления.
Способствовать мыслительной и творческой активности в решении различных ситуаций через проектную и игровую деятельность.
Совершенствовать навыки коммуникативного общения через групповые формы работы.
В своей педагогической работе я использую сочетание разнообразных методов на различных этапах обучения в зависимости от содержания учебного материала, возрастных особенностей учащихся, уровня развития их мышления. На мой взгляд, на современном уроке ученик должен не просто слушать и запоминать, а под руководством учителя добывать и усваивать новые знания, исследовать факты и исторические источники, сам делать выводы. Эффективность таких уроков достигается, когда мыслительная активность и творческая деятельность ученика сливаются воедино. Только при этом условии познавательная активность у обучающихся повышается, они стремятся принять непосредственное участие в разборе вопросов, когда я ставлю перед ними вопросы-задачи типа: «Докажите…», «Сравните…», «Почему?», «К чему это привело?» и т.д.
На своих уроках использую различные формы и методы работы с учащимися, но хотелось бы подробнее остановиться на некоторых из них.
Я согласна с мнением Г. Селевко, который считает, что критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Особенности концептуальных подходов этой технологии заключаются в следующем:
не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни; не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.
Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств, среди которых Д. Халперн выделяет:
Готовность к планированию. Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения. Упорядоченность мысли – признак уверенности.
Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором собственных идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока ученик не обладает разнообразной информацией.
Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем ее решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьется гораздо лучших результатов в обучении.
Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает выводы, воспользуется ошибкой для продолжения обучения.
Осознание. Это очень важное качество, предполагающее умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.
Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний.
На уроках использую следующие элементы данной технологии:
- игра «Ассоциации» (в основном на стадии «Вызов» при изучении новой темы).
Так, например, на первом же уроке истории в пятом классе прошу назвать ассоциации к слову история: «наука, ученые, археологи, прошлое, древность, раскопки, наскальные рисунки, иероглифы, камень, карта» и т.д. Наша задача – пополнить коллекцию знаний и представлений. Кроме того такое задание поможет выяснить базовые знания учащихся по вопросу. После изучения темы мы возвращаемся к ассоциативному ряду и сравниваем, насколько изменился список ассоциаций.
Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально, парами и группами.
На стадии осмысления, придерживаясь её задачи, стараюсь сохранить интерес к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенной продвижение от знания «старого» к «новому». На этой стадии идет непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Использую метод активного чтения «Инсерт» - маркировка текста по мере его чтения, ведение различных записей типа «Бортовой журнал» - учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли.

К примеру, на уроке обществознания в 6 классе по теме «Потребности человека», мы с ребятами путешествуем по реке Потребностей, перед началом нашего пути оговариваем и записываем известную нам информацию в первую колонку нашего журнала, а останавливаясь на больших станциях: Биологическая, Социальная, Материальная и др. и узнавая новое – мы заполняем вторую колонку.
Моим шестиклашкам нравится прием «Дерево предсказаний» (по названию темы учащиеся составляют несколько вопросов, затем, читая текст, совершаются остановки и ребята отвечают на вопросы, ответы записываются на доске в виде ответвлений от центра (вопросов) и постепенно получается своеобразное дерево)

Например, по теме «Христианская церковь и королевство франков в VI-VIII в.» (? – где и когда появляется христианская церковь; почему эта религия нашла широкое распространение среди людей; почему Хлодвиг и его окружение приняли христианство; почему церковь помогла королю Хлодвигу)
На стадии рефлексии ребята с большим удовольствием работают с такими приемами как «Кластер», «Синквейн», но больше всего им нравится прием «Фишбон» - рыбный скелет, - мы одеваем рыбку (голова рыбки это проблема или вопрос, который стоит перед нами, верхняя часть скелета - вопросы, предположения (можно термины), нижняя часть – ответы, факты, а хвост – это вывод, решение проблемы или ответ на поставленный вопрос).Используя названные приёмы технологии критического мышления, мы решаем очень важные задачи. Во-первых, делаем процесс обучения интересным. Во-вторых, формируем такие навыки работы с информацией, без которых современному человеку трудно достичь социального успеха. И, в-третьих, воспитываем качества критически мыслящей личности, способной найти правильный путь решения любой проблемы.
Еще одной из распространённых технологий обучения, применяемой мной на уроке является - игра. Во время учебных игр происходит многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах. Кроме того, игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляющая школьника не просто механически припоминать известное, а мобилизовать все свои знания, думать, подбирать подходящее, отбрасывать негодное, сопоставлять, оценивать.
В своей практике я использую игровые технологии основанные на методологических подходах теоретиков и практиков: А.Л.Лифшиц, В.С. Шмаков, Г.П.Щедровицкий.
В основном применяю игры, предназначенные к определенному этапу урока:
- игры для изучения нового материала;
- игры, для закрепления;
- игры для проверки знаний;
- обобщающие игры;
- релаксационные игры-паузы.
Так, например, при изучении в 5 классе темы «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы», я рассаживаю детей, разделив их на 3 группы: богатые, бедные и рабы.
Начинаю урок, указывая на то, что мы все жители Вавилона, озвучиваю название каждой группы, представляю себя советником царя. И обозначаю проблемную ситуацию урока: все группы должны внимательно выслушать мой доклад о царских законах, а затем обсудить их и каждая группа должна высказать свое отношение и внести поправки (при моем выступлении можно делать пометки, записывать вопросы).
Ребята слушают доклад, затем идет обсуждение в группах и ответы на вопросы:
- что понравилось?
- что не понравилось?
- какие поправки в законы внесла бы ваша группа?
На этапе проверки знаний часто применяю «Рассказ с ошибками» - сама рассказываю ребятам материал, в котором допускаю ошибки, а они, выслушав, ставят мне оценку по изложенному мной материалу, аргументируя её.
Так же очень интересно проходят дуэли, где ребята соревнуются в знаниях, изученного дома материала.
Играя, практически в конце каждого урока, у нас с ребятами появляется определенный продукт: буклет, плакат, историческая газета, сценарий телепередачи, макет, что указывает на применение мной метода проектов.
Я работаю с учащимися среднего звена. Поэтому проекты, над которыми мы работаем имеют краткосрочный характер.
Ребятам нравится, играя, на уроках составлять устный диафильм, оживлять картинку или памятник, создавать и демонстрировать телепередачи («Новости», «В центре событий», «Пусть говорят» и др.). Иногда ребята получают опережающие задания (актированные дни, карантин) и тогда, общаясь друг с другом по средствам социальной сети, они приносят на урок видео передачу. Очень часто в наших проектах участвует вся семья ученика.
К примеру, при изучении темы «Семья» на уроках обществознания, проводим игру «Семейный круиз», где ребята, совместно со своими членами семьи, готовят визитку о себе, рассказывают о своих традициях, праздниках, составляют свое генеалогическое древо.

А на уроках истории в 5 классе, при изучении раздела «Жизнь первобытных людей» часто ребята вместе с родителями изготавливают макеты: «Поселение древнего человека», «Стойбище ханты» или изготавливают орудия труда, оружие, посуду и украшения.

Метод проектов стимулирует само- и взаимообучение, развитие коммуникативных навыков, а также личностных качеств: познавательную инициативность, поисковую активность, творческие способности, самостоятельность, деловое лидерство.
Неотъемлемой частью моей работы является использование на уроках групповых технологий, которые оказывают мощное стимулирующее воздействие на развитие ребенка.
Такие авторы, как Ш.А. Амоношвили, Н.П. Гузик, В.В. Фирсов, Г.К. Селевко и другие, в своих трудах рекомендуют групповые методы работы с учащимися, как один из факторов повышения мотивации и успешного овладения универсальными учебными действиями.
Метод групповой работы позволяет решить эту задачу: создание доброжелательной и творческой атмосферы, улучшение психологического климата в классе. В условиях групповой работы возникает благоприятный для учения эмоциональный фон: исчезает страх перед учебной неудачей, возрастает уверенность учащегося в своих силах, снижается утомляемость, удовлетворяется потребность в общении, стимулируется познавательный интерес. Таким образом, рационально организованная деятельность учащихся на уроке не только позволяет решать познавательные задачи, но и способствует становлению личности школьника, сплочению и развитию ученического коллектива.
Заканчиваю статью, так же как и начинала, притчей «Счастье в наших руках»:
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
- Что еще слепить тебе? – спросил Бог.
- Слепи мне счастье, - попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
Все в наших руках, уважаемые коллеги, мы можем «слепить» из своих учеников ту «активную личность», которую ожидает, по выходу из школы, наша общественность.
Дерзайте и у Вас получится!