Исследовательская деятельность на уроках обществознания и истории как способ активизации познавательных способностей студентов.


Исследовательская деятельность на уроках обществознания и истории как способ активизации познавательных способностей студентов.
ВВЕДЕНИЕ. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ.Современному обществу необходимы творчески мыслящие компетентные специалисты, обладающие элементами научной деятельности и творческого поиска. Это порождает необходимость обучения такими средствами, которые способствуют формированию и развитию у обучающихся собственной учебной деятельности. В новых условиях для эффективной работы недостаточно уметь воспроизводить полученные знания, нужно уметь творчески их применять в практических целях, уметь работать с разнородной информацией и использовать ее. Поэтому важной образовательной задачей становится воспитание и обучение студентов, готовых жить и работать в условиях информационного общества.
Модернизация образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности обучающихся, на становление личностных характеристик выпускника, прописанных в стандарте второго поколения:
-формирование у них умений научно-исследовательской деятельности;
-возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, владеть основами умения учиться, быть способными к организации собственной деятельности;
-быть готовыми действовать самостоятельно;
-уметь слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
-любознательно, активно и заинтересованно познавать мир.
Достичь этих целей можно, вооружив учащихся исследовательскими умениями. Приобщение студентов к исследовательской деятельности является одним из способов формирования активной жизненной позиции молодого человека.
Мной как преподавателем истории и обществознания проблема исследовательской деятельности решается в нескольких направлениях и, с моей точки зрения,-это правильно и наиболее отвечает целям и задачам современного образования.
Именно педагогом задаются формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которым у студента формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним проблеме (как научного, так и житейского плана) с исследовательской, творческой позиции. Научный подход к процессу исследования в педагогической практике требует реализации ряда принципов, в частности:
- принципа естественности (проблема должна быть не надуманной, а реальной, интерес должен быть не искусственным, а настоящим и т.д.);
- принципа осознанности(это касается как проблемы, цели и задач, так и хода исследования и его результатов);
- принципа самодеятельности (студент может овладеть ходом исследования только через проживание его, то есть через собственный опыт);
- принципа наглядности;
- принципа культуросообразности (важно учитывать ту традицию миропонимания, которая существует в данной культуре; ту традицию взаимодействия, которая существует в данной социальной общности.
Применение метода исследовательской деятельности на практике.
Под «исследовательской деятельностью школьников» понимается такая форма организации воспитательно – образовательного процесса, при которой учащиеся ставятся в ситуацию, когда они самостоятельно овладевают понятиями и подходами к решению проблем в процессе познания организованного учителем, решают творческие задачи с неизвестным заранее результатом.
В своей работе исследовательскую деятельность я разделяю на урочную и внеурочную.
Учебная деятельность – это творческие задания, создание проектов по определенной теме, внедрение в учебный процесс различных технологий развивающего обучения.
В своей работе исследовательскую деятельность я организую поэтапно. Можно выделить 3 этапа: учебный, учебно-исследовательский, научно-исследовательский.
На первом этапе привлекается достаточное количество студентов, но тематика при этом довольно простая, а работа представляет поиск информации по первоисточникам. Этот уровень, как правило, реализуется на уроках. Обоснованным здесь считаю использование проблемных ситуаций, исследовательских задач, дискусии, проблемный анализ текста, написание творческих работ, эссе, докладов, сообщений, создание презентаций по выбранной тематике,уроки-деловые игры, практикумы. Мной разрабатываются уроки, формирующие исследовательские навыки учащихся:
-уроки обществознания:
1) урок-деловая игра в форме заседания ученого совета «Глобальные проблемы человечества»;
2) урок-практикум «Потребности человека»;
3) урок-исследование «Семья и брак в современных условиях»;
4) уроу-дискуссия «Может ли человек жить вне общества?».
При подготовке к таким урокам студенты получают задания: провести социологический опрос – «Природа или общество определяют способности человека?», « Какова цель вашей учебной деятельности?», «Удовлетворены ли Вы психологической обстановкой в своей семье?» и т.д.
Учащиеся составляют схемы («Стратификация современного российского общества»), опорные конспекты, работают со статистическими данными ( например, при изученнии темы «Демографическая ситуация в современной России», студенты через отдел статистики Суражского района выяснили соотношение численности различных возрастных групп в нашем районе, при изучении темы «Семья и брак в современных условиях» ребята получили задание в районном отделении ЗАГСа выяснить количество заключенных браков и количество разводов за 2014 год);
-уроки права:
1)урок-юридический практикум, при проведении которого я использую групповую форму работы с документами, что позволяет расширить, углубить и систематизировать знания учащихся, наиболее эффективно применять их на практике. Работа с документами приблежает к изучаемому событию, создает особый эмоциональный фон восприятия. Сам учебный процесс приобретает исследовательский характер. Изменяется и функциональная деятельность учителя: он выступает как организатор и руководитель самостоятельной работы учащихся;
уроки истории:
-урок-семинар («Холодная война», «Страны Западной Европы после Второй мировой войны», «Славяне в 5-7 веках»), который создает, по моему мнению, благоприятные возможности для реализации каждого ученика как исследователя, формирует поисковые и исследовательские навыки, навыки владения диалогической и монологической речью.
Второй этап предполагает помимо умения работать с первоисточниками также умения накапливать данные для построения таблиц, графиков, графиков, диаграмм, навыков работать с респондентами, проводить опрос по значимым вопросам. Студенты учатся составлять план исследования, собирать и обобщать материал, писать тезисы, выступать с докладом, оппонировать. На уроках я использую таблицы, технические средства обучения, организационно-педагогические средства: диаграммы, схемы, карточки-задания, тестовые работы, учебные пособия.
Творчество студента не может ограничиваться рамками одного урока- оно выходит на этап внеурочной деятельности. Данный уровень предполагает не только значимость выбранной темы, но и новизну ее разработки, т.е. построение своих логических умозаключений, собственных предложений, трактовку их результатов. Такая исследовательская деятельность, как правило, долгосрочна и занимает достаточно большое количество времени. Большой простор для подобных исследований дает краеведческая работа по различным направлениям. Например, мы с группой учащихся, написали работу, посвященную архитектурному комплексу графа Завадовского в селе Ляличи «Старины седой жемчужина».
       Индивидуальную исследовательскую деятельность учащихся можно выстраивать по следующей более детализированной последовательности:
1.  Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).
2.  «Инкубационный период». Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти).
3.  Выбор темы исследования (попытаться, как можно более строго обозначить границы исследования).
4.  Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные - провокационные идеи).
5.  Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).
6. Разработка методики проведения исследования.
7.  Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).
8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приёмы).
9.  Подготовка отчёта (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования и др.).
10.  Доклад (защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).
11. Обсуждение итогов завершённой работы. Рефлексия.
В таких индивидуальных работах учащийся выступает в роли исследователя, начинающего писателя. Наши ученики по натуре любознательные исследователи, а моя задача как педагога направить этот неиссякаемый источник в нужное русло, снабдив его необходимыми умениями и навыками.
Считаю, что именно изучение краеведческого материала (в силу его доступности, непосредственной близости к учащимся) содержит большие возможности для групповых и индивидуальных исследований, конференций, диспутов.
2.Результаты деятельности.
Таким образом, внедряя метод исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания мне как педагогу удается:
повысить творческую активность учащихся на уроке;
развивать их логическое и критическое мышление;
повысить уровень их конкурентоспособности;
расширить кругозор школьников.
Главный результат- достаточный уровень развития ключевых компетенций учащихся в области истории и обществознания, конкретные умения и навыки, которые получили учащиеся в ходе конкретной исследовательской деятельности:
опыт работы с большим объемом информации;
опыт проведения презентации;
умение оценивать ситуацию и принимать решения;
умение работать в коллективе;
умение структуировать информацию;
умение индивидуально планировать работу;
умение работать в команде.
В ходе исследовательской работы у студентов появилась
возможность по-новому рассмотреть процессы исторического развития нашей страны, вопросы общественно-политической и социальной жизни. Данная деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, ведет к формированию собственных оценок, развитию критического мышления учащихся, помогает преодолеть догматизм, который препятствует совершенствованию учебной деятельноссти.
Остюда позитивная динамика учебных достижений обучающихся.
Исследовательская работа увлекает меня и моих учеников, несмотря на все трудности, с которыми мы сталкиваемся в повседневной практике.
Я пришла к выводу, что главное- пробудить интерес к творческой деятельности, быть самому творческой личностью, тогда соваместная работа с детьми на уроке и во внеклассной работе принесет огромное моральное удовлетворение результатами своего трудаю