НАУЧНАЯ ПУБЛИКАЦИЯ НА ТЕМУ: Методические рекомендации по активизации познавательной активности обучающихся на уроках истории и обществознания посредством музейной педагогики»


«Методические рекомендации по активизации познавательной активности обучающихся на уроках истории и обществознанияпосредством музейной педагогики»
Автор: Мамлеева Эльмира Зякиевна, учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №176 Калининского района Санкт-Петербурга
Пояснительная записка
Страшная эта опасность — безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская — ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, — в сфере мысли.
Сухомлинский В. А.  
 
На сегодняшний день педагогическая практика испытывает некоторые затруднения. В первую очередь это поток необработанной информации, который идет на учеников, и нежелание учиться. Таким образом, активизация познавательной деятельности на уроках истории и обществознания относится к наиболее актуальным проблемам современной педагогики. Необходимо развивать познавательную активность на уроке. Традиционные формы уроков не отвечают требованию современных стандартов. Многие учащиеся не могут или плохо справляются при работе с источником, исторической картой или учебником, с трудом сравнивают, обобщают изученный материал, не умеют устанавливать причинно-следственные связи. Данные факты говорят о том, что надо искать, разрабатывать и внедрять новые формы и средства активизации познавательной деятельности. Результативная познавательная деятельность способствует формированию целеустремленной личности, которая готова работать и воспринимать все новую и новую информацию; способна адекватно и ответственно подходить к решению важных жизненных обстоятельств; и конечно же реализовывать свои возможности.
Настоящие методические рекомендации разработаны для коллег, преподавателей истории и обществознания, слушателей данных курсов.
Разработка данного методического проекта в свете современных требований ФГОС прекрасно освещает тему «Деятельностный подход в обучении и воспитании школьника как условие социализации личности».
Современная школа призвана, учитывая индивидуальные особенности, интересы, запросы учащихся, вооружить гуманистическими знаниями, ценностями, навыками межнациональных, межконфессиональных отношений, формировать духовно-нравственные, общекультурные ориентации, мотивацию к непрерывному личностному росту. Согласитесь, что средой формирования всего этого является демократический режим в школе и его величество УРОК.  
Чтобы нам, учителям, усилить роль школы в социализации личности и активизировать познавательную деятельность обучающихся в условиях глубоких перемен в жизни страны, необходимо быть кудесниками. Из самых малых крох творить  урок. Эти крохи - методические копилки педагогики, адаптированные к реалиям отдельно взятой школы, рожденные в процессе творческих исканий,инструментыисредства формирования гражданских и других  компетентностей, в том числе и средствами музейной педагогики, о чем сегодня пойдет речь.
Все вышеперечисленноеобозначено в концепции гражданского образования, в федеральном образовательном стандарте:
- обеспечение деятельностного компонента учебного процесса - моделирование и анализ на занятиях жизненных ситуаций – экономических, нравственных и иных, требующих применения соответствующих знаний и умений, поиска путей решения проблем, порожденных ситуацией, составления плана практических действий и т. п.
- использование активных и интерактивных методик, способствующих формированию умений и навыков как учебных, так и гражданских, предполагающих полноценное участие личности в решении общественно-значимых проблем, анализ ситуаций исторического выбора, нравственную оценку исторической личности и событий, решение проблем с использованием диалога, спора, дискуссии, коллективной творческой деятельности.        
Использование методических рекомендаций, возможно,  позволит учителям использовать в своей работе различные способы и приемы деятельности, а также практические задания, для эффективной социализации  учащихся.
Использование в профессиональной деятельности следующих форм организации деятельности, предложенных в данных методических рекомендациях, может способствовать повышению мотивации школьников и их активной познавательной деятельности.
При разработке методических рекомендаций обращение к собственному опыту, к рекомендациям, представленным у известных авторов: на научной конференции «Музей как образовательное и воспитательное учреждение», проходившей в Мангейме в 1913г., директор Гамбургской картинной галереи А.Лихтварк выступил с докладом, в котором поставил музей в один ряд с университетами и академиями. По его словам,  университеты возникли в средние века, академии в эпоху абсолютизма,а в 19 в. к этим воспитательно-образовательным учреждениям присоединился музей. Первую половину 20 в. в России просветительской деятельности музеев посвятили себя такие известные советские педагоги и ученые кА А.Луначарский, Ф.Шмидт, П. Флоренский и А.Бакушинский.Они предложили внедрить в школьную практику такие формы как школьные краеведческие музеи и музейные кружки с изучением методик работы с памятниками истории и культуры. Самым крупным исследователем российской музейной педагогики на сегодняшний день является профессор Б.А.Столяров, посвятивший этой отрасли целый ряд научных работ.
Цель данного проекта – обобщить практический опыт работы повышения мотивации обучающихся и познавательного интереса к изучению истории и обществознания через потенциалмузейной педагогики.
Задачи, поставленные на уроках истории и обществознания с использованием практики музейной педагогики:
- стимулирование познавательной самостоятельности учащихся в области индивидуальных содержательных интересов;
- развитие умений преобразования информации, самостоятельного поиска   решения, творчества;
- создание условий для реализации умений и компетентностей, связанных с планированием работы, разработкой поэтапной программы действий от замысла до готового продукта;
- развитие навыков оценочных суждений, аргументации собственного мнения, умений применять исторические, обществоведческие термины, понятия и обобщения при  выражении и обосновании своей позиции по высказыванию;
- совершенствование коммуникативных умений публичного выступления на презентации.
Задачи данного проекта:
- продемонстрировать использование возможностей содержательной части музея;
- продемонстрировать формирование надпредметных  действий через творческие работы детей (рефераты, проекты «Семейный очаг» и пр., аннотациик экспонатам школьного музея);
- изучение истории ВОВ с использованием экспонатов школьного музея;
 - проектная деятельность «Редкий музейный экспонат»;
- изучение краеведческого материала через предметы быта – экспонаты  музея;
Глоссарий
Музе́й (от греч. Μουσεῖον — Дом Муз) — учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. Это занятия по приобщению к музейным ценностям.
Музейная педагогика – это новая интегративная область, которая включает в себя научно-методологическую дисциплину и практическую деятельность,а так же методы воздействия на различные категории посетителей.
Глава 1.
Роль школьного музея в воспитании обучающихся.
     Раскрывая тему, в первую очередь, напрашивается обращение к термину «музейная педагогика», в основе которой лежит система знаний, удовлетворяющая следующим потребностям. А вот, каким именно,  зависит от расстановки приоритетов и общей цели школы. Если мы рассматриваем музей только как высокоэффективное воспитательное средство, то можем получить хороший достигаемый результат, но  он будет односторонним.
     На самом деле, музей, как одна из служб школы, имеет гораздо больший спектр возможностей, которые мы не всегда в полной мере используем. Тогда музей и собственно музейная педагогика будут наиболее эффективными средствами воспитания, когда будут сочетаться с формами обучения, ориентированные на изучение различных школьных предметов. Музейные экскурсии, беседы, встречи, конкурсы, лекции имеют непреходящее значение для художественно-эстетического, нравственного и патриотического воспитания обучающихся на культурных традициях народов и призваны достичь следующих целей:
- стимулировать эмоциональную сферу и воспитывать уобучающихся способность глубоко сопереживать историческим событиям в процессе их изучения и восприятия;
- воспитывать у детей элементы исторического сознания, понимания фактов, преемственность событий, предметов и т.д.
Музейную педагогику, собственно,  и отличает от любой другой педагогики наличие музейного предмета, обладающего способностью одновременно воздействовать на эмоциональную, интеллектуальную и нравственную сферы личности.     Понимая это, делаем вывод, что музейная педагогика оказывает неоценимую помощь школе в процессе развития успешной личности и решения вопросов качества образования.
Образовательная функция музейной педагогики считается одной из важных. Она реализуется в ходе музейной работы, путем расширения знаний и эрудиции в различных областях знаний, развивая определенные навыки у детей. Поэтому важно, чтобы музей, его экспозиции и выставки были мобильными, планировались параллельно с общеобразовательным и воспитательным процессом школы.  Мы  создаем условия, простраиваем процесс и рассчитываем ожидаемый результат. А планируемый результат один – модель успешного выпускника, усвоившего образовательный стандарт, обладающего ключевыми компетенциями: общекультурными, коммуникативными, личностного самоопределения и пр.
Содержательная база музея используется   не только в проведение музейных уроков, посвященных событиям Великой Отечественной войны.Или творчеству какого-либо писателя, но и в организации мероприятий в рамкахвнеурочной деятельности по истории, обществознанию, литературе, географии, изобразительному искусству, физической культуре. (Приложение 1.)
Глава 2.
Под  деятельностным подходом понимается планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьников. Деятельность школьника при этом не ограничивается категорией «учебная деятельность», а рассматривается в более широком контексте миропознания и самопознания, личностного становления и развития ребенка, подростка.
1 этап. Изучение литературы по выбранной теме. Введение ученика в ту или иную область знаний на основе его собственной деятельности. Активизация учебной деятельности посредством самостоятельного поиска решения, творчества.Отталкиваясь от темы урока, расширяя область познания, рекомендуется список литературы или предоставляется возможность подобрать самостоятельно. А вот предметы, наглядность –экспонаты школьного музея.
2 этап.Принципиально важной характеристикой деятельностного подхода является системность. При планировании учебной работы необходимо:
 а) определить соотносящиеся с характером исторического, обществоведческого материала формы занятий, виды деятельности, которыми предстоит заняться учащимся;
б) подобрать задания для активной учебной работы;
в) заложить темы проектов для учащихся в рабочей программе по предмету.
Выбор оптимального варианта планирования учебного процесса – проблема для педагога, т. К. в современном преподавании разнообразные формы занятий получили широкое распространение. Но результат, на который нацелена вся наша деятельность,  и определяет выбор форм занятий и  видов деятельности учащихся:
а) знания, усвоение которых требуют государственный стандарт, сдача государственных экзаменов;
б) комплекс умений, навыков, развитие которых необходимо обеспечить, исходя из особенностей учащихся. На уроке в 10 классе «Роль искусства в познании мира» (обществознание) – ролевая ситуация (интервью с директором музея)– мотив  включения учащихся в деятельность по составлению вопросов интервью и соответственно – развития коммуникативных навыков,  умений применять обществоведческие термины, понятия и обобщения при  выражении и обосновании своей позиции по высказыванию.
В) набором ценностей, мировоззренческих убеждений, формирование которых позволяет конкретное историческое  содержание урока («Суд над нацизмом» - уважение  личности и прав человека, уважения исторического прошлого своего народа)
3 этап.Использование технологии деятельностного обучения и воспитания на уроках и во внеурочной деятельности.
Моделирование и анализ на занятиях жизненных ситуаций – экономических, нравственных и иных требует применения соответствующих знаний и умений, поиска путей решения проблем, порожденных ситуацией, составления плана практических действий и т. П.
Формирование целостных представлений об историческом прошлом должно осуществляться не за счет трансляции упорядоченной информации, а прежде всего в ходе активной и творческой познавательной деятельности учащихся. Особое значение придается развитию способности личностного осмысления исторических фактов и явлений.
Историческое, обществоведческое образование в школе ориентировано прежде всего на развитие личности школьника, использование потенциала и науки, и музейной педагогики для социализации подростков, дальнейшего формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.
Потенциал каждой активной формы обучения специфичен и уникален. Ученики в деловых играх и иных формах являются  журналистами, политическими деятелями, ораторами, наблюдателями, интервьюерами, судьями, прокурорами, адвокатами, пытающимися сквозь призму своей роли поставить актуальные проблемы современности, проанализировать их, критически оценить, решить.Лучше всего в данной ситуации использовать групповую форму работы. В классе формируются группы до 4-7 человек, выбирается ведущий, который следит за выполнением задания, подсказывает направления поиска идей; секретарь, который фиксирует возникающие идеи.  Главная цель – наработать как можно больше информаций из архивов музея. На втором этапе весь наработанный материал группа рассматривает критически. На третьем этапе группа отбирает самые интересные решения и назначает спикера, который рассказывает о них классу и учителю.
Цель данных видов групповой работы – самостоятельный анализ и оценка фактов, процессов, позиций.
Возможность закрепить и углубить знания ученики получают в архиве музея.  Музейные уроки проводятся в завершение темы при обобщении материала или, напротив, в начале новой темы, чтобы вызвать еще больший интерес. В процессе ученики становятся историческими деятелями, правителями, представителями различных групп, очевидцами и участниками событий прошлого.  Погружаясь в определенную историческую эпоху, дети получают возможность почувствовать дух того времени, эмоционально– ценностно примерить на себя исторические одежды, оценить историческое явление. На таких уроках  ученики становясь бедными и богатыми, родителями и детьми, врачами и пациентами, друзьями и врагами, соседями, разрешают жизненно важные проблемы взрослых.  А взрослыми они будут скоро! В завершение проводится анализ, оценка и самооценка. Особо рассматривается вопрос о соответствии моделируемой ситуации исторической либо современной реальности.
Активные формы обучения – это возможность показать и развить свою «особость» - ораторский дар, артистизм, лидерские качества, исследовательский талант, критическое мышление, острый ум.
Таким образом, активные формы обучения являются  искусственной средой социализации ребёнка, формирования гражданской компетентности личности.
Однако не следует отказываться от традиционных форм урока. Только оптимальное сочетание всего многообразия форм урока может способствовать успешной социализации личности школьников. Работая таким образом, они научились оформлять рефераты, выделять главные мысли, правильно и грамотно формулировать и обобщать свои мысли, искать информацию в Интернете, работать в текстовом редакторе, делать презентации, научились писать проекты, особенно писать введение и заключение, научились правильно использовать ту или иную литературу, собирать и преобразовывать информацию.
Музей был и остается центром гражданско-патриотического и нравственного воспитания. Приобщение к ценностям  музейной  среды основано на способности участников музейно-педагогического процесса «выбрать в музейной среде такие  доминанты, которые развертываются в духовное пространство личности». Сам же переход от внешнего к внутреннемусовершается в том случае, если 
человек переживает его как свое собственное событие.
Музейные уроки готовится и проводится в 4-е этапа:
1-й этап проводится учителем, предполагается освоение теоретическим материалом и терминологией.
2-й этап проводится непосредственно в школьном музее.
3-й этап предполагает самостоятельную творческую работу по предложенным темам.
Именно через музей прошла тема «Семья» (обществознание) в форме проектов «Семейный очаг» (фотоальбомы, коллажи, презентации, видеоролики, устная презентация).Экскурсия «По местам боевой славы вместе с прадедом».
Проектная работа «Редкий музейный экспонат».
Парламентские уроки «Парламентарии на службе обществу».
Но подробнее остановиться хочется на следующих вопросах:  изучение истории Великой отечественной войны с использованием экспонатов школьного музея; и  изучение краеведческого материала через предметы быта – экспонаты  музея. Фонды музея со сменными экспозициями позволяют готовить многочисленные выставки и использовать их как дополнительный материал к уроку. Календарные даты: 9 декабря – День героев Отечества, 12 декабря – День конституции, 27 января – День снятия блокады Ленинграда, 2 февраля – День победы в сталинградской битве, 23 февраля  - День защитников Отечества, 9 мая – День Победы и т.д. Используя возможности музея, возможно,  подготовить новый  дополнительный материал о тех или иных событиях в форме  презентации, видеоуроков, экскурсии, анализа документов и пр. А антураж музея придает уроку особый колорит, связанный с и эстетическим, и с эмоциональным восприятием. Так был подготовлен общий проект книги «Моя семья причастна к той Победе». Чтобы любой материал, любая информация оказывала воспитательное действие, необходимо сопереживать, пропустить данную информацию через себя.
Конкурс экскурсоводов – одна из форм активного освоения и музейного пространства и его содержания. Тема экспозиций самая разнообразная – от «Истории школы» до «Культуры народов края». Чтобы почувствовать, понять колорит, менталитет, традиции своего народа, необходимо ближе познакомиться с предметами старины. С большим интересом проходит конкурс-выставка «Редкий музейный экспонат», коим могут быть: рушник, корытце, толкушка, кудельня, маслобойки, керосиновая лампа и пр. Чтобы рассказать об истории возникновения и использовании того или иного предмета быта, необходимо найти, изучить и обобщить материал из нескольких источников, подготовить фото, возможно, самому найти практическое применение  предмету сегодня.
А выставка кукол в национальных костюмах позволит лучше понять внутреннее содержание и дух того или иного народа в его орнаменте и замысловатых узорах. Работа может быть выполнена как индивидуально, так и коллективно. Естественно, при участии родителей. Лучше всего данные формы работы осуществляются в среде 5-9-х классах. А это самый активный и благодатный возраст для восприятия и переваривания информации, насыщенной патриотизмом, самоотверженностью и толерантностью.
Таким образом, хочется отметить, что в силу ограниченности учебного времени, школьный музей и его фонды позволяют дополнить, эмоционально насытить учебный материал и сыграть большую воспитательную роль в становлении личности ребенка.
Глава 3
 Изучение истории советской эпохи в процессе организации музейной и поисковой работы.
Прошло более двадцати лет с момента распада СССР, уже выросло поколение людей, которые никогда не жили в Советском Союзе. В 1990-е годы на уровне массового сознания ещѐ не сложилось определенного отношения к советскому прошлому: люди, находясь в культурном шоке от стремительного распада, казалось бы, настроенной на вечное существование страны, были дезориентированы активной антисоветской пропагандой в СМИ. Однако в 2000-е годы ситуация изменилась. Очевидно, прошел период адаптации к новым условиям, и наступило время для переосмысления наследия недавнего прошлого. В постсоветской России пришло время для ностальгии по советскому периоду.
Данное направление работы предполагает непосредственное участие учащихся и учителей в поисково-исследовательской работе по возрождению истории данной эпохи. Для этого необходимо ознакомить их с методикой сбора и фиксации материалов, научить работать в фондах музеев, архивах и библиотеках, используя основные пути сбора материала:
• планомерный систематический сбор документов, памятников материальной и духовной культуры;
• экспедиционный сбор;
• прием даров и случайных поступлений.
Такая работа позволит:
• принимать участие в экспериментальном проекте «Использование материала советского периода на уроках» с целью издания в дальнейшем сборника методических материалов;
• проводить на базе музея совместную работу учителя и учеников по исследованию проблемных вопросов истории советского периода;
• обобщать изученный материал в рефератах, творческих исследованиях учащихся;
• создавать фонд мультимедийных презентаций.
Учет и хранение фондов
Основные задачи данного направления работы музея:
• создать необходимые условия для обеспечения сохранности фондов и сведений о них;
• правильно оформлять основную музейную документацию (книги поступлений основного фонда и книгу учета научно-вспомогательного материала, а также акты приема материалов и предметов);
• правильно оформлять учетные обозначения на музейный предмет;
• точно записывать сведения о происхождении предмета, его связях с определенными историческими фактами и людьми;
• организовать прием и выдачу музейных предметов;
• обязательно фиксировать выдачу материалов на уроки и мероприятия.
Результатом поисково-исследовательской работы учащихся становится создание музейной экспозиции. Главная задача данного направления — способствовать повышению научного и эстетического уровня экспозиций. Для этого необходимо:
• освоить и практиковать порядок создания экспозиции: изучение и отбор материалов, составление плана, разработка проекта художественного оформления, изготовление оборудования, текстов, элементов оформления, монтаж;
• учитывать основные эстетические требования: ритмичность в расположении экспозиционных комплексов, равномерность насыщения их частей, пропорциональную загрузку экспозиционных площадей;
• использовать в работе выставки-передвижки;
• предусмотреть в экспозиции школьного музея разделы, в которых можно легко заменять материал, что даст возможность проводить в музее разнообразные игры и викторины с различными категориями школьников. Созданная экспозиция школьного музея должна стать центром просветительской работы в школе.
Просветительская работа.
Главная задача данного направления — вовлечение в работу музея значительного числа школьников, их родителей, учителей. Для этого необходимо:
• продолжить обучение учащихся методам поисково-исследовательской работы;
• проводить в музее совместные мероприятия: встречи, вечера, конференции, беседы, литературно-исторические композиции, экскурсии и др.;
• использовать материалы музея на уроках истории, краеведения, русской литературы, изобразительного искусства, технологии, на уроках в начальных классах;
• организовать проведение на базе музея районных семинаров учителей истории, краеведения, заместителей директоров по учебно-воспитательной работе.
Главный критерий повседневной работы музея — это проведение экскурсий и других форм массовой работы. При этом должен поддерживаться высокий теоретический и методический уровень этих мероприятий, комплексный подход, актуальность и занимательность, учет возраста, интересов и знаний участников, опора на экспозицию, материалы и актив музея.
Участники поисковой работы
Данная работа рассчитана на учащихся школы разных возрастов, интересующихся историей родного края, ведущих поисковую и исследовательскую работу, участвующих в районных конкурсах юных экскурсоводов, а также учителей и родителей.
Для создания, развития и функционирования музея в школе сформирован актив музея. Музей организует свою работу на основе самоуправления. Работу музея направляет Совет музея.
Актив музея и учащиеся школы:
- Пополняют фонды музея путем организации исследований, переписки и личных контактов с различными организациями и лицами, устанавливают связи с другими музеями;
- Проводят сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников по соответствующей тематике;
- Изучают собранный материал и обеспечивают его учет и хранение;
- Оформляют экспозиции и выставки;
- Проводят экскурсии для учащихся, родителей, педагогов, гостей школы;
- Оказывают содействие учителям в использовании музейных экспонатов в учебном процессе;
- Принимают активное участие в выполнении соответствующих профилю музея запросов от организаций и частных лиц.
- Пополняют фонд музея, работая над социальными проектами.
Основные этапы реализации поисковой работы.
Первый этап — информационно-познавательный.
На этом этапе осуществлен сбор материала, оформлена музейная комната, проведена паспортизация музея. На заседаниях актива музея учащиеся овладели основными краеведческими знаниями.
Второй этап — операционно-деятельностныйНа этом этапе активисты музея овладевают навыками и умениями работать с источником, описывать объекты.
Третий этап — практико-ориентационный
Результатом работы на данном этапе должно стать овладение учащимися спецификой работы в школьном музее и основами научно-исследовательской деятельности.
Предполагаемые результаты реализации поисковой работы
1. Данная работа открывает широкие возможности для разностороннего развития учащихся, так как в ней в единстве решаются разнообразные образовательные и воспитательные задачи. Реализация программы оказывает большое влияние на развитие личности школьника, на процесс обучения и воспитания детей, на формирование их социальной активности, привитие бережного отношения к природе, воспитание чувства любви к Родине.
2. Повышается образовательный уровень всех участников программы, у них формируются новые навыки получения знаний, возрастает интерес к изучению родного края. Работа по данному направлению может сформировать у учащихся устойчивый интерес к истории своего народа, материальной и духовной культуре.
3. Фонды музея пополняются новыми материалами, создаются летописи школы, города, отдельных семей.
Заключение.
Будущее любого государства зависит от того, как оно относится к своему прошлому. Хранителем истории нашего государства является школьный музей, который проводит поисково-исследовательскую, организационно-просветительскую, экскурсионную и  краеведческую работу.
Современное общеобразовательное учреждение - это важнейший общественный институт воспитания подрастающего поколения. Вопросы гражданско-патриотического воспитания молодежи и роль школы в данном процессе находятся в центре внимания общественности и государства. Это связано с приоритетным значением патриотического воспитания для развития страны, духовного возрождения нации. Современное российское общество все больше приходит к пониманию того, что научить подрастающее поколение уважать людей, живущих рядом, их традиции, историю, любить родной край, город, народ, который в нем живет - значит, укрепить основы государственности. И нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - гражданина и патриота.
Таким образом, можно отметить, что музейный урок представляет большие возможности для того, чтобы сделать процесс обучения и воспитания школьника активным, содержательным, насыщенным познавательной деятельностью и тем самым превращает его в существенный фактор развития личности. Музейный урок является одним из средств для развития нравственных, патриотических качеств, привитие любви к Родине, сохранение культурного наследия. Внедрение музейных уроков в урочное и во внеурочное время, является одним из основных компонентов ФГОС [3].
В настоящее время  перед школой ставится задача повышения привлекательности музейных уроков не только для учащихся, но и родителей и педагогов. Особую актуальность и приоритетность внедрения музейных уроков имеет не только соприкасание с историей, но и воспитание патриотизма, и привитие таких ценностей у подрастающего поколения, как чувства любви и гордости за свою Родину.