«ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ И ПРАВА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ»

«ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ И ПРАВА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ»
М. В. Киселева
ГАПОУ «Нижнекамский индустриальный техникум»

В настоящее время в рамках курса обществознание возможен вариант выделения раздела «Право», так же и в самостоятельный учебный предмет.
Правовая подготовка студентов позволяет решить ряд образовательных и воспитательных задач, ориентированных на формирование правовой культуры студентов, что является насущной потребностью современной России, учитывая процесс формирования гражданского общества и укрепления государственности.
Согласно концептуальным принципам правового обучения главными задачами современного образования должно стать формирование компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции в различных сферах жизнедеятельности. Правовое образование рассматривается как условие, получения знаний и навыков социального функционирования.
Новое содержание обществоведческого образования, ориентированное на новые цели, предполагает изменение форм обучения, внедрение в практику приемов и методов, максимально соответствующих возрастным и личностным особенностям студентов, позволяющих осуществлять разнообразную социально одобряемую деятельность в современном российском обществе.
Использование в педагогическом процессе активного обучения (тренинг, дискуссии, деловые, ролевые, ситуативные игры, включение учащихся в реализацию социальных проектов в школе, микрорайоне и т.д.) существенно меняет позицию участников процесса обучения, характер их учебной коммуникации. Роль преподавателя на уроке трансформируется от посредника между учебником и учащимся - к организатору полноценной и разнообразной учебно-познавательной деятельности.
В зависимости от профиля образовательного учреждения, группы, индивидуального учебного плана, обучающегося право может быть представлено различными курсами: самостоятельный курс "Основы права", набор специализированных (модульных) курсов "Правовое обеспечение рекламной деятельности", "Правовое обеспечение профессиональной деятельности" и т.п., часть интегрированного курса "Обществознание", а также их комбинациями. Независимо от выбора курса не менее 40% учебного времени должно отводиться на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности.
Как уже отмечалось, курс обществознания (и курс права как его составная часть) направлен на формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Одним из средств, используемых на уроках, для активизации познавательной активности обучающихся, является регулярная практическая работа – процесс, направленный на усвоение знаний, приобретение умений и формирование навыков, через комплекс методов, осуществляемых приемами, связанными с применением орудий исследовательского и производительного труда
Уроки-практикумы, помимо решения своей специальной задачи – усиления практической направленности обучения, должны быть тесным образом связаны с изученным материалом, а также способствовать прочному, неформальному его усвоению. Основной формой их проведения являются практические и лабораторные работы, на которых учащиеся самостоятельно упражняются в практическом применении усвоенных теоретических знаний и умений.
Учебное занятие по праву - это комплексная система организационной, учебно-воспитательной деятельности учителя в единстве с учебно-познавательной деятельностью учеников. Она направлена на достижение целей усвоения главных дидактических единиц правового модуля государственного стандарта знаний, формирование умений пользоваться полученными.
Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений. В системе учебных занятий по повышению качества обученности существенная часть отводится на практическую работу с документами.
В методике права существуют различные подходы к вопросу об использовании в правовом обучении документов. Подбор источников ведется таким образом, чтобы они отражали различные взгляды на проблему. Работа с документом приближает учеников к изучаемому событию, создает особый эмоциональный фон восприятия. Это позволяет учащимся выработать свое собственное отношение к рассматриваемой проблеме. Учебный процесс приобретает исследовательский характер. Изменяется и функциональная деятельность учителя: он выступает преимущественно как организатор и координатор самостоятельной работы учащихся.
Использование документов делают урок более интересным, насыщенным, познавательным. Практика показывает, что самостоятельная работа учащихся с источниками знаний будет более успешной, если в ее основе лежит конкретная программа действий ученика, выстроенная в соответствии с определенной дидактической задачей и содержанием учебного материала, с учетом подготовленности ученика к работе с текстами.
На уроках со студентами целесообразно использовать задания, ориентированные на творческо-поисковый уровень познавательной деятельности, на развитие у учащихся умений анализировать, сопоставлять тексты документов, высказывать и обосновывать собственные оценки и суждения по рассматриваемой проблеме. Опыт показывает, что проведение уроков-практикумов позволяет расширить, углубить и систематизировать знания учащихся, наиболее эффективно применить их на практике. При работе с юридическими документами у учеников закрепляются правовые знания теоретического характера, формируется интерес к праву, значимость которого они ощущают предметно.
На учебных занятиях по праву целесообразно обратить внимание на следующие виды юридических документов:
источники права, нормативно-правовые акты (закон, указ Президента, постановление правительства, локальные правовые акты);
правоприменительные акты (приговор суда по конкретному делу, обвинительное заключение и проч.);
индивидуальные договоры (брачный контракт, договор подряда и проч.);
заявления (исковые, о приеме на работу и проч.).
Изучение права не может осуществляться исключительно на основе первоисточников (например, законов), т.к. юридические документы не адаптированы и могут быть непонятны учащимся, в них встречается сложная юридическая речь и т. д. Поэтому обучение работе с документами осуществляется поэтапно. Если школьники еще ни разу не сталкивались с ними, учитель должен подробно объяснить, как можно организовать работу, на что обращают внимание в первую очередь, затем студенты под руководством педагога работают с документом самостоятельно, и, наконец, они приучаются к самостоятельной творческой работе с документами, выполняя задания. Такой подход хорошо известен в методике обучения истории (М.М. Стасюлевич, М.Н. Коваленская, А.Ф. Гартвич, НА. Рожков и др.). Методисты выделяют такие этапы работы с документом:
1. Учитель дает образец разбора документа.
2. Ученики анализируют документ под руководством учителя.
3. Работают под руководством учителя и самостоятельно.
4. Самостоятельно изучают документ в классе и дома.
Учащиеся могут самостоятельно сформулировать вопросы к документу, найти его составляющие части и т. д. Документ, который используется на уроке, должен быть доступен обучаемым по содержанию и объему. Он должен быть интересным с позиции познания права, информативным, а также типичным, распространенным в практике.
На уроках юридический документ может использоваться и учителем права, и обучаемыми. Предположим, рассматривая тему о способах и правилах защиты своих прав, учитель может показать, как составляется исковое заявление в суд, зачитать отдельные реквизиты этого документа. В другом случае ученикам раздаются отдельные исковые заявления, работая с которыми они должны выделить: реквизиты такого документа, показать, что необходимо указывать в нем, и проч.
При работе с документами никогда не следует заставлять школьников заучивать нормы действующего законодательства и статьи, в которых они выражены. Это же правило относится и к системе работы с литературой (книгами, статьями и проч.), где представлены различные школы права и позиции юристов по отдельным правовым проблемам.
Использование документов может осуществляться в процессе изучения темы для подтверждения мысли, показа того, как действует юридическая норма.
У студентов активизируется интерес к теме, если они учатся читать документ, оценивать его значение. Преподаватель может цитировать документ. Работа с источниками права должна постепенно усложняться.
На уроках права необходимо отработать навыки конспектирования так называют письменное краткое изложение основного содержания правового текста. В методике обучения выработан алгоритм деятельности студента по конспектированию:
1. Выпиши название источника, место и год создания.
2. Прочитай текст полностью, выбери основные мысли.
3. Разработай условные знаки сокращения слов.
4. Выпиши главные положения текста.
5. Проанализируй их содержание.
Право – это система формально- определенных норм. Это означает, что нормы права всегда имеют письменную форму. Учащиеся должны представлять себе типовые формы правовых документов, наиболее распространенных в нашей повседневной жизни.
Для организации самостоятельной деятельности учащихся применяются решения практических задач, работа с юридическими документами и проч.; проведение специального исследования по определенной теме под руководством учителя права. Важным методом закрепления знаний, выработки умений, навыков являются упражнения
Одна из наиболее распространенных активных форм работы должна быть работа в малых группах. Что дает работа в малой группе? Она позволяет каждому, высказать свое мнение в достаточно комфортных условиях. Высказаться перед классом в 25-30 человек всегда труднее. Работа в малой группе помогает и учит договариваться, согласовывать разные мнения. Кроме того, эта форма работы позволяет каждому участнику почувствовать себя в роли лидера или, по крайней мере, в роли ответственного представителя группы.
Работа в парах, работа в группах, диалоги и дебаты являются неотъемлемой часть при изучении предмета. Также используется прием «Изучение казусов».
Изучение казусов есть способ обучения праву, ориентированный на исследование. Он разработан для того, чтобы помочь учащимся применять теорию права к реальным жизненным ситуациям. Поскольку учащимся не дается ясного юридического правила или нормы, которые нужно применить для решения той или иной проблемы, им приходится вырабатывать свои собственные идеи и заключения. Этот процесс помогает пробудить интерес и развить у учащихся логику, навыки независимого анализа, критического мышления и принятия решения.
Результативна в практике работы и методика «Проективных техник». Эти техники позволяют учащимся сформулировать свою позицию и отношение к определенным явлениям.
Учащихся можно попросить придумать подпись к неозаглавленной фотографии или карикатуре, написать или сыграть окончание незавершенной ситуации.
Еще одним вариантом проективных техник может быть задание: нарисовать рисунок на заданную тему. Например, один из преподавателей попросил ребят нарисовать власть. Эти рисунки послужили материалом для продуктивной дискуссии.
Результаты использования проективных техник могут быть обсуждены и проанализированы с помощью других методов.
Кейс–метод – метод анализа ситуаций, суть которого в том, что учащимся предлагается осмыслить реальную правовую ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую–либо практическую проблему, но и активизирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при решении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Опыт работы по данной методике показывает, что применение кейсов эффективно при преподавании в школе права, обществознания, экономики.
Учащийся должен разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других учащихся и учителя) на свои действия. Преподаватель должен помочь учащимся рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение. Роль преподавателя состоит в направлении работы и, педагог, в случае затруднений учащихся, может обобщать, пояснять, напоминать теоретические аспекты или делать ссылки на соответствующую учебную литературу.
Кейсы по объему могут быть от нескольких строк до нескольких страниц, в зависимости от возраста и подготовленности учащихся.
Также эффективны:
Технология РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо) и ее приемы (корзина идей, составление кластеров, таблицы, маркировка текста, синквейн и др.)
Написание эссе как в рамках технологии РКМЧП, так и как самостоятельный вид работы.
При организации практических работ необходимо руководствоваться следующими правилами:
-важно показать обучающимся значимость правовой информации для современного гражданина страны, активизировать их познавательную деятельность по осмыслению отдельных проблем жизни;
-необходимо опираться на их социальный опыт при рассмотрении правовых ситуаций и моделей правомерного поведения личности;
-целесообразна вариативность и альтернативность технологий образовательной деятельности в рамках учебного времени.
Различные виды индивидуальной, парной, групповой работы, проведение деловых, имитационных, сюжетных, ролевых и других игр по праву, работа с источниками, творческие проекты, мозговые штурмы и прочее позволят обеспечить серьезную мотивацию на дальнейшее правовое обучение и сформировать, поддержать устойчивый интерес к праву.
В заключении хотелось бы сказать, что проблема преподавания права в школе одна из наиболее актуальных на сегодняшний день, она вызывает интерес у учителей и методистов. Эта актуальность связана, с одной стороны, с переменами в нашем государстве и обществе курс взят на построение правового государства и гражданского общества. Этим объясняется и «государственный заказ» - на подготовку молодёжи, активной, с развитой гражданской позицией и высокой правовой культурой. С другой стороны, знание основ права, возможность ориентироваться в правовом пространстве, знание и умение защищать свои права необходимо каждому человеку в XXI в.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615








Рисунок 35