Формирование вычислительных навыков табличного умножения и деления Таблица умножения


Таблица умножения

Формирование прочных вычислительных навыков табличного умножения и деления – одна из основных и сложных задач начального курса математики.
Каждый учитель знает, с каким трудом усваивают дети таблицу умножения.
Как ускорить и облегчить процесс запоминания?
Ведь перед нами стоит большая задача – формирование вычислительных навыков при изучении темы «Табличное умножение и деление». Без них ребёнок не сможет в дальнейшем овладеть устным и письменным умножением и делением многозначных чисел.
Поэтому я считаю, что ребёнок должен не только выучить и запомнить результаты табличного умножения, но и уметь при необходимости вычислить результаты самым кратчайшим способом.
Вот некоторые вычислительные приёмы, которыми я пользуюсь в своей работе, для лучшего запоминания таблицы умножения.
При работе по составлению таблицы умножения с числом 5 раскрываю небольшие секреты.
5*2=10 5*3=15
5*4=20 5*5=25
5*6=30 5*7=35
5*8=40 5*9=45
Я ставлю перед детьми проблемный вопрос. Какую можно уловить здесь закономерность?
1.Дети замечают, что при умножении пяти на конце получается или 0, или 5.
2.Ещё делают вывод, что если умножить на чётное число, то получается число с нулём на конце, а если на нечётное, то на конце 5.
3. умножаем на 2 – получаем 1 десяток;
умножаем на 4 – получаем 2 десятка;
умножаем на 6 – получаем 3 десятка;
умножаем на 8 – получаем 4 десятка.
И потом таблица умножения на 5 не вызывает трудностей в запоминании её у детей.
При составлении таблицы умножения на 9, можно познакомить детей с некоторыми секретами, которые дают возможность легче запомнить таблицу умножения.
Например, 9*2 означает, что число 9 надо взять слагаемым два раза, но вместо двух раз по 9 можно взять два раза по 10 (показываю на пучках палочек). Тогда в каждом из них окажется по одной лишней палочке, это означает, что 9*2 есть 2 десятка без двух единиц (18) и т.д.
9*2=18 (2 десятка без 2);
9*3=27 (3 десятка без 3);
9*4=36 (4 десятка без 4);
9*5=45 (5десятков без 5);
9*6=54 (6 десятков без 6);
9*7=63 (7 десятков без 7);
9*8=72 (8 десятков без 8);
9*9=81 (9 десятков без 9).
Полезно заметить, что эта таблица знакома учащимся за исключением случая 9*9. Так как в ходе изучения темы табличного умножения дети знакомятся с переместительным свойством умножения.
Затем можно сообщить следующий секрет, который поможет детям проверить, правильно ли они выполнили умножение на 9.
Секрет этот заключается в том, что если сложить цифры произведения – в результате должно всегда получиться 9.
9*2=18 (1+8=9)
9*3=27 (2+7=9)
9*4=36 (3+6=9)
9*5=45 (4+5=9) и т.д.
Затем я предлагаю детям поискать и другие секреты. И дети их находят, например: десятки в ответах возрастают от 1 до 8, а единицы убывают от 8 до 1. Ещё дети отмечают, что у таблицы на 9 интересные ответы. Если переставить цифры в ответе второго примера, получится ответ последнего.
9*1=9
9*2=18
9*3=27
9*4=36
9*5=45
9*6=54
9*7=63
9*8=72
9*9=81
Вот ещё один приём. Если таблица умножения на 2, то следующий ответ получится если к предыдущему прибавить 2, если таблица умножения на 3, то прибавлять 3, и т.д.
И ещё я детям рассказываю, что наши предки были весьма изобретательны и с толком применяли свои руки задолго до появления калькуляторов и компьютеров. И показываю старинный способ умножения на 9, который можно объяснить «на пальцах» - в буквальном смысле.
Для этого нужно положить руки на стол ладонями вниз, растопырить пальцы и мысленно пронумеровать их слева направо так, чтобы левый мизинец имел номер 1, а правый мизинец – номер10. Если теперь вам нужно умножить 9 на 7, приподнимите от стола седьмой палец – это будет указательный на правой руке. Теперь осталось подсчитать число пальцев, лежащих на столе слева и справа от приподнятого пальца. Шесть пальцев слева – это десятки, три пальца справа – это единицы. Это и есть результат произведения: 9*7=63 и т.д.
Вот такие приёмы я использую при изучении таблицы умножения. Они вызывают интерес и способствуют прочному усвоению учебного материала.


15