Литературно-музыкальная композиция Мои стихи, спокойно расскажите про жизнь мою…

МБОУ Туголуковская СОШ



Литературно-музыкальная композиция, посвященная 120-летию со дня рождения С.Есенина

«Мои стихи, спокойно расскажите
про жизнь мою»


Подготовила:
учитель русского языка и литературы
Коротаева Н.В.







Туголуково 2015г
 Образовательные цели и задачи:
Формирование  интереса к литературе как учебному предмету.
Овладение умением понимать своеобразие мировоззрения и художественных особенностей творчества поэта;
Обучение сопоставлению жизненных материалов и художественного текста;
Установление взаимосвязей личности и творчества поэтов.
Расширять кругозор в области литературы и искусства через прослушивание музыкальных фрагментов;
Развивающие цели:
Пробуждение эмоциональной отзывчивости, активизации читательских чувств;
Формирование умения творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности;
Развитие  устной речи;
Раскрытие творческих способностей учащихся.
Воспитательные цели:
Развитие духовного мира старшеклассников;
Создание условий для формирования мыслящей личности, имеющей устойчивый интерес к лирике С. Есенина, способной обогащать себя духовно от общения с поэтами и их лирикой;
Содействие развитию духовности, эстетической культуры.
Форма проведения: литературно - музыкальная композиция. Место проведения: актовый зал
Оформление: плакат с названием мероприятия, мультимедийное оборудование, сборник стихов С.Есенина, диск с худ.фильмом “Есенин”; свечи в подсвечниках, диск с песнями на стихи С. Есенина, презентация «Жизнь и творчество С.Есенина».
Звучит музыка. Демонстрируется портрет Есенина.
Учитель: В этом имени слово «есень»,
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нём от русских песен –
Поднебесье, тихие веси,
Синь берёз и синь рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней грусти,
Юности и чистоты
Только скажут – «Сергей Есенин»
Всей России встают черты
 - Дорогие ребята, уважаемые гости, сегодня мы собрались на нашем литературном салоне, посвящённом 120-летию со дня рождения С.А. Есенина. Мы с вами поговорим о великом русском поэте, прочитаем его стихи, послушаем песни
  - На Рязанской земле в с. Константиново в 1895г. 21 сентября (по старому стилю) 3 октября по новому- родился Великий поэт С.Есенин.
Отец Есенина-Александр Никитич Есенин, мать-Татьяна Федоровна-крестьяне. Детство Сергей провел у деда и бабки по матери в другой части села.
И в стихах, и в автобиографии Есенин подчеркивал роль, которую сыграл его дед по матери Федор Андреевич Титов. Стихи писать начал с девяти лет.
Года далекие,
Теперь вы как в тумане.
И помню, дед мне
С грустью говорил:
«Пустое дело
Ну, а если тянет-
Пиши про рожь,
Но больше про кобыл».
Есенин был в детстве сорванцом. На селе слыл первым драчуном. Почти каждый день с ребятами дрался, домой приходил в синяках, а то и с расквашенным носом. Бабка его бранила. А дед заступался. Дед научил его, как надо драться. Как кулак держать. Чтобы угодить противнику в висок.
В 1919г. С. Есенин прочитал свое первое стихотворение в Политехническом институте, куда его пригласил друг. Он туда пришел вместе с Мариенгофом. Это стихотворение о революции. Оно называлось «Товарищ». Был поэт в отлично сшитом сером костюме, который как бы подчеркивал его цвета пшеницы буйные волосы и похожие на огромные незабудки глаза. Он читал просто, спокойно, и голос его был звучен и чист, без единой царапающей нотки.
Жил Мартин, и никто о нем не ведал
Грустно стучали дни, словно дождь по железу.
И только иногда за скудным обедом
Учил его отец распевать Марсельезу.
На площадке группа студентов подхватила Есенина на руки и стала его качать. Он взлетел вверх, но когда его поставили на ноги. Другие студенты хотели повторить с ним то же самое. «Валяйте Мариенгофа»- сказал Есенин.
Когда студенты занялись Мариенгофом, С. Есенин попросил М. Ройзмана, дежурившего в дверях вывести его из зала на улицу.
С. Есенин любил слушать русские народные песни. В долгие зимние вечера бабушка рассказывала ему сказки, пела песни.
Под окнами
Костер метели белой,
Мне девять лет.
Лежанка, бабка, кот
И бабка что-то грустное,
Степное пела,
Порой зевая
И крестя свой рот.
Долгое время Есенин жил в Москве и Петербурге. Стал уже известным поэтом. Много было друзей и недругов. И вот он посетил свои родные места. В семье М. Ройзмана он прочитал стихотворение, после того как он навестил деревню. Он не узнал своего деда, тот очень состарился.
Мать друга, слушая стихотворение, прослез
Но что старик с тобой?
Скажи мне,
Отчего ты так глядишь скорбяще.
Добро, мой внук.
Добро, что не узнал ты деда
 
Ах, дедушка, ужели это ты!
И полилась печальная беседа
Слезами теплыми на пыльные цветы.
(Стихотворение « Возвращение на Родину»).
В 20-х годах в советских учреждениях должности специалистов занимали бывшие царские чиновники, у которых. Как тогда острили, отец был бюрократом, а мать- волокитой.Они в основном сидели в финансовых отделах и бухгалтериях.
В 1924году в платежный день, Есенин пришел в Госиздат получить выписанный гонорар. Ему сказали, что в кассе денег нет. Он стал объяснять бухгалтеру, что у его родителей сгорела изба, и ему пришлось построить новую. Бухгалтер слушал поэта, уписывая за обе щеки пирожки с мясом и только пожимал плечами. Есенин снял шубу, шапку и начал и начал читать стихи. В бухгалтерию набежало много народа. И тогда бухгалтер велел выдать ему деньги.
Женился Есенин на артистке З.Райх. Мариенгоф-друг Сергея ненавидел, Зинаиду,а она его. Он был между ними, как между двух огней. В одном из скандалов Есенин что-то сказал в пользу Мариенгофа и Зинаида Николаевна ушла от Есенина. Он очень скучал по детям о трехлетней Тане и полуторогодовалом Косте. Однажды он сказал6 «Я женюсь на такой артистке, что все рот разинут!» (Это было сказано за несколько месяцев до встречи с Айседорй Дункан). М.Ройзман спросил его «Почему обязательно на артистке?» Есенин ответил «Хочу, чтобы мой сын был знаменитей меня».
Сергей очень любил разыгрывать людей. Однажды в столовой он испугал буфетчицу, притворился пьяным.растрепал волосы, увидя буфетчицу он рванулся к ней и хриплым голосом крикнул, что сейчас перебьет бутылки. Буфетчица охнула и нырнула за стойку. Друзья засмеялись. Сергей подошел к зеркалу, расчесал волосы, надел шапку, застегнул шубу и сказал буфетчице по английски: Гуд бай! Поэтому рождались мифы о том, что он день и ночь бывает нетрезвым. Или вот такое: Есенин натуральным голосом захмелевшего человека требовал, чтоб ему подали уху из стерлядей. Официантка Нина подыгрывала ему, Ответила, что стерлядь кончилась! – Наловите, я подожду!- сказал Сергей. В это время к нему подошел М.Ройзман и сказал что нужно идти вниз и подписать отчет. Продолжая игру, Сергей встал и, покачиваясь пошел следом за ним, крикнув »Продолжение в следующем номере».
Есенин писал об этом в своих стихах.
Оттого, что без этих чудачеств
Я прожить на земле не могу.
Да как он, по своей натуре веселый и общительный, мог без них прожить? Есенин встречался с бывшей женой из-за детей. Она была уже замужем за директором театра Мейерхольдом. При встречах Зинаида Николаевна говорила, чтобы Сергей не забывал своих детей, заботился о них. У Мейерхольда своих трое детей от первой жены и он их содержит.
Есенин очень любил свою первую жену. После разрыва с ней он затосковал. Стихотворение »Письмо к женщине» посвящено З.Н.Райх.
Любимая!
Я мучил Вас
У вас была тоска
В глазах усталых:
Что я пред вами напоказ
Себя растрачивал в скандалах.
 
И под конец Есенин перекликается с темой Онегина- Татьяны любимого им Пушкина:
Простите мне
Я знаю: Вы не та-
Живете вы
С серьезным умным мужем
Что не нужна Вам наша маета
И сам я вам
Ни капельки не нужен.
Это стихотворение Есенин напечатал спустя шесть лет после расставания с Зинаидой Николаевной. Он все еще помнит о ней но в одном он ошибается: Она тоже не забыла о нем.
В том же году на месяц позже в той же газете он напечатал «Письмо от матери». Когда впервые прочитал это стихотворение, опустил голову (чего не делал никогда, читай свои стихи) и произнес их с таким надрывом, как будто у него сердце оборвалось:
Но ты детей
По свету растерял,
Свою жену
Легко отдал другому,
И без семьи, без дружбы,
Без причал
Ты с головой ушел в кабацкий омут.
В стихотворении «Собаке Качалова» он пишет о своей незабываемой утрате - о любви к Зинаиде Николаевне. Меиерхольд с Зинаидой Николаевной часто бывали в гостях у Качалова. Мариенгоф в своих воспоминаниях правильно объясняет, что последние две строки относятся к З.Н.
Ту за меня лизни ей нежно руку
За все, в чем был и не был виноват.
В конце 1921 г. в Россию приехала Айседора Дункан и с первого взглада влюбилась в поэта, да и Есенин не остался к ней равнодушен. Она организовала школу танцев для детей.
Есенин привел ее в «Стойло Пегаса» поздно вечером. Это была величественная женщина со светло бронзовыми волосами. Она напоминала только что сошедшую со сцены королеву. Сергей говорил друзьям о заботе Айседоры о нем. Она была намного старше Есенина, но выглядела намного моложе.
Вскоре Есенин и Дункан уехали а Париж. Там он второй раз регистрировался с Дункан. Вернулся в Москву изнуренным и больным. Его замучила тоска по Родине. Лучше России он не может представить. Но Америка произвела на Сергея богатое впечатление. Россия нищая. С головой Есенин влюбился в коммунистическое строительство.
Гастроли Дункан не давали Есенину писать. Она не отпускала его ни на шаг от себя. Он пытался даже удрать от нее. Когда приехал к нему друг Кусиков. Они скрылись в одном из частных пансионов.
Айседора четыре дня объезжала все пансионы и поздно ночью ворвалась с хлыстом в руках туда, где был Есенин. Она перебила хлыстом всю посуду в буфете, все люстры и увела Есенина. На следующий день предъявили знаменитой танцовщице «страшный счет». Естественно для свободолюбивого Есенина это была невыносимая жизнь и он убедился, что его жена в семейной жизни настоящая собственница. Еще за границей Есенин решил уйти от Дункан. В Москве он несколько раз уходил от нее, но снова возвращался. И в эти трудные дни его подруга Галя Бениславская стала ему опорой. Он любил ее как друга, а не как женщину, Есенин доверял ей во всем.
С.Есенин с Кавказа писал ей письма. Она видела положительные сдвиги к советской действительности. В поэзии Есенина и убедительно и настойчиво поддерживала его.
Критик Вронский писал, что стихи Есенина слабы и посредственны.
У нас поэта С.Есенина разглядывали через 30 лет после его смерти. А простая девушка Галя Бениславская осознала величие и силу его стихов тотчас же после их написания. Если Вам удастся прочитать письма (где-то в библиотеках они есть) Бениславской к Есенину и его к ней, перед вами встанет образ девушки, полный самоотречения, самопожертвования и трагической любви.
Спустя немного после смерти Есенина, М.Ройзман увидел Галю за столиком в здании телеграфа. Перед ней лежал чистый бланк для телеграммы, она сидела задумавшись, с ручкой в руке. Она очень похудела даже постарела. Ройзман спросил, не больна ли она?
- Нет я здорова,- тихо ответила Галя. - Но я каждую минуту думаю, что Сергея Александровича уже нет!
В начале декабря 1926 г. Г. Бениславская покончила с собой на могиле Есенина, выстрелив в себя из старого револьвера, который дал несколько осечек. Она похоронена рядом с могилой Есенина.
Весной 1925 г. А.Дункан сделала представителям желтой печати Германии и Франции «сенсационное» сообщение о своем бывшем муже: «Есенин работает над поэмой о бандитах России и для ознакомления с их бытом и жизнью стал на Кавказе атаманом шайки разбойников». Чего здесь больше: незнания светской жизни или наоборот, знания американского образа жизни, связанного с бандами гангстеров.
Есенин узнал об этом из журнала и в письме к Г.Бениславской отозвался с большим юмором.
Осенью 1927 г. А.Дункан трагически погибла, обмотав шею длинным пурпурным шарфом, Айседора села в свой небольшой гоночный автомобиль и поехала. Закинутый за спину шарф сперва, трепеща летел за ней, потом, при торможении порхнул вниз, потом в колесо, намотался на него и с силой выдернул Айседору Дункан из мчавшейся машины на мостовую, потащив ее, задушенную за собой. Когда Есенин написал стихотворение «Москва Кабацкая» Луначарский одобрил это стихотворение и предложил ему официально порвать с имажинистами Есенин согласился и не только поэтому. Дела в «Стойле Пегаса» (это их литературное кафе) пошли плохо, пока Есенин был за границей доход от кафе его сестре Кате выдавался нерегулярно. Вообще «Стойло» потеряло свое литературное лицо.
«Москва Кабацкая», которое Есенин прочитал в Политехническом музее превратилось в триумф.
При жизни Есенина было нелегко со стихами (было у него много завистников и врагов), а что началось после его смерти.
Против его стихов выступили Ходасевич, Иванов, поэт Горбачев (подделал послание к Д.Бедному, якобы Есенин).
Но всех подлей выступили супруги Мережковский и З.Гиппиус.
Вдруг Есенину улыбнулось счастье. Летом 1923 г. Есенин и его друзья отпраздновали помолвку с артисткой камерного театра Августиной Маклашевской. Это была красивая фигуристая женщина.
Голубые глаза Есенина, как сапфиры светились голубизной нежности и любви. Друзья обрадовались за него.
И действительно Есенин снова начал творить. Он много произведений посвятил Маклашевской. Но брак не удался.
После этого Есенин познакомился с внучкой Льва Толстого Софьей. Надумал жениться на ней. Она была намного моложе его. Но женитьба была скороспелой. Есенин хорошо не узнал ее Софья Андреевна заведовала библиотекой Союза писателей. Она была сверх меры горда, требовала соблюдения этикета и беспрекословного согласия с ее мнением. Эти качества были прямо противоположны простоте, великодушию, благородству, веселости, озорству Есенина. Они расстались.
М.Ройзман встретил Есенина, не видя его целое лето. Это был неузнаваемый человек. Раньше его глаза при разговоре расцветали: то голубели, то синели, теперь же были тусклые. Он стал немного сутулиться. И только когда начал читать в доме печати Анну Снегину, посвященную Лидии Кашиной, персидские мотивы, Балладу о 26ти, глаза его сверкали голубым огнем, слегка порозовели щеки, разлетелись пшеничного цвета волосы.
В декабре 1925 г. Есенин лег лечиться в психиатрический санаторий. М.Ройзман решил навестить его, но врач сказал, что у него сегодня было много посетителей и он устал.
Приходите дня через три. Через два дня Ройзман зашел в «Мышиную нору» (это литературное объединение в кафе) и глазам своим не поверил: за столиком сидел Сергей, ел сосиски с тушеной капустой и запивал пивом.
Ройзман поинтересовался, как попал он сюда. Сбежал. Разве это жизнь? Все время в глазах мельтешат сумасшедшие. Того и гляди сам рехнешься.
Потом к Ройзману пришел санаторный врач и он спросил у него диагноз Есенина. Тот ответил, Есенин страдает ярко выраженной меланхолией. Меланхолия или депрессия это психическое расстройство, которому сопутствует постоянное тоскливое настроение. Но самое опасное, меланхоликов типа Есенина мучает навязчивая мысль о самоубийстве. Естественно все это усиливается во время одиночества. Но многие мемуаристы пишут, что Есенин пытался сделать это несколько раз. Если бы так было об этом бы знали сестры Катя и Шура, Галя Бениславская.
Покушение на самоубийство в Ленинграде в гостинице «Анлетер», подстегнутое одиночеством, было единственным и трагическим.
Ночью Сергей стучался в дверь номера своих хороших друзей Устиновых, но они крепко спали, а Вольф Эрлих, которому Есенин передал стихотворение «До свиданья, друг мой до свиданья» прочитал его только на другой день после смерти Есенина.
Будь Есенин в Москве, никогда бы его не оставили в одиночестве да еще на весь вечер и на всю ночь!
 Учитель:
более всего
Любовь к родному краю
Меня томила,
Мучила и жгла.
С. Есенин
 
- Лирика Есенина проникнута радостным ощущением роди ны. Тема Родины – одна из главных в творчестве Есенина.
Несказанное, синее, нежное
Тих мой край после битв, после гроз,
И душа моя – поле безбрежное –
Дышит запахом мёда и роз
Уже в ранних стихах Есенина звучат признания в любви к России. С самого начала Русь предстаёт как нечто святое – сравнение крестьянских хат с иконами, образами в ризах. Мир деревни – это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы.
Ученик:
Низкий дом с голубыми ставнями,
не забыть мне тебя никогда, -
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.
До сегодня ещё мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.
Восхищаться уж я не умею
И пропасть не хотел бы в глуши,
Но, наверно, навеки имею
Нежность грустную русской души
Для Есенина природа – это вечная красота и вечная гармония мира. Нежно и заботливо, без какого-либо внешнего нажима природа врачует людские души, снимая напряжение неминуемых, земных перегрузок.
Поэт как бы говорит всем нам: остановитесь хотя бы на мгновенье, оторвитесь от нашей повседневной «суеты сует», посмотрите вокруг себя, на окружающий нас мир земной красоты, послушайте шелест луговых трав, песнь ветра, голос речной волны, посмотрите на утреннюю зарю, возвещающую рождение нового дня, на звёздное небо
Ученик: «Разбуди меня завтра рано»
Ученик: «Задремали звёзды золотые!
Сила Есенина в том, что интимнейший уголок своего внутреннего мира он смог выразить в словах обыденных, неброских, но пронизанных истинным трепетом души и потому безраздельно покоряющих читательское сердце.
Послушаем «Письмо матери», ласковое и умиротворённое полное горького сознания вины перед матерью и надежды на щедрость материнского сердца.
Ученик: «Письмо матери»
 
С. Есенин трепетно относился к своим сёстрам
 
Ученик: «В этом мире я только прохожий»
 Мир человека и мир природы в поэзии Есенина един и неделим. Отсюда половодье чувств и мудрость мысли, естественная их слитность, сопричастность в образной плоти стиха.
Ученик: «Не бродить»
 А животный мир у Есенина – часть природы, живой, разумной. У «братьев наших меньших» свои думы и заботы, свои горести и радости. Лошади пугаются собственной тени и задумчиво слушают пастуший рожок, корова теребит «грусть соломенную», «тихо воет покинутый пёс», старая кошка сидит у окошка и ловит лапой луну, «стрекуньи-сороки» накликали дождь
Есенин относится к животным не просто нежно, но уважительно и обращается не ко всем сразу, а к каждому в отдельности – к каждой корове, лошади, собаке И не о покровительстве идёт речь, а о взаимном обращении, важном и необходимом для обоих «собеседников»:
В переулке каждая собака
Знает мою лёгкую походку
или
Каждому здесь кобелю на шею
Я готов отдать мой лучший галстук
или
Каждая задрипанная лошадь
Головой кивает мне навстречу
или
Я хожу в цилиндре не для женщин
В нём удобней, грусть свою уменьшив,
Золото овса давать кобыле
и так далее
Так Сергей Есенин открыл новую поэтическую «область», включив в границы поэзии всё многообразие животного мира
Ученик: «Собаке Качалова»
 
В 1922 г. появилась в печати стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу». Оно было написано под влиянием одного из лирических отступлений в «Мёртвых душах» Гоголя «О, моя юность! О, моя свежесть!» - сожаления по поводу «невозвратно мелькнувшего» детства и молодости послужили толчком для создания есенинского шедевра. Но поэта волновала не столько утрата юношеской восприимчивости и любознательности, как Гоголя, сколько угасание всех чувств, охлаждение сердца А от грустных воспоминаний о юности обращается Есенин к философским раздумьям о жизни и смерти, о тленности всего сущего. То же, что и у Пушкина:
Что наши лучшие желанья,
Что наши свежие мечтанья.
Истлели быстрой чередой,
Как листья осенью гнилой.
Послушаем стихотворение Есенина
Ученик: «Не жалею, не зову, не плачу»
Стихотворение переложено на музыку, послушаем его в исполнении наших ребят:
Исполнение песни учениками: «Не жалею»
 Восток – родина замечательных лириков: Хайями, Саади, Низами, страна роз и тюльпанов, звездочётов. Для страдающей души, утратившего опору, прикосновение к этому – целительно.
Сергей Есенин мечтает побывать в Персии, но туда его не пускают. Остановившись в Батуми зимой 1924-25 годов, Есенин, занавешивал восточными шалями окно и электрическую лампочку в своей комнате, третья шаль оказывалось чалмой - и мир наполнялся приятными и сладкими ароматами, а симпатичная учительница Шаганэ Нерсесовна Тальян, с которой познакомился Есенин, превращается в его стихах в персиянку, зовущую в очаровательную даль.
Одно за другим было написано 15 стихотворений, которые и составили цикл «Персидские мотивы». Послушаем некоторые из них
Ученик: «Шаганэ»
Ученик: «Ты сказала, что Саади»
Только человек, душа которого светла и чиста, как родник, а сердце полно неисчерпаемой любви и милосердии ко всему живому в мире, мог так чувствовать, так выразить себе своё чувство родины в русском слове.
Многие стихотворения Есенина переложены на музыку. Послушаем в исполнении нашего ученика песню на стихи Есенина:
Ученик: «Отговорила роща золотая.»
 Стихи Есенина кровно близки нам, нашему времени. Они затрагивают самые насущные, самые коренные, глобальные проблемы нашего времени.
Его стихи, прежде всего, обращены к современникам, к их сердцам и душам, к их разуму, но ещё больше они обращены к нам, в завтрашний день человечества.
Современник С. Есенина, поэт Николай Тихонов предсказал «Человек будущего так же будет читать Есенина, как его читают люди сегодня Его стихи не могут состариться. В их жилах течёт вечно молодая кровь вечно живой поэзии»
Гой ты, Русь моя родная,
Хаты – в ризах образа
Не видать конца и края –
Только синь сосёт глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
и гудит за корогодом
На лугах весёлый пляс.
Побегу по мятой стёжке
На приволь зелёных лех,
Мне навстречу, как серёжки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
 В ночь с 4 на 5 октября Есенин диктует жене подряд семь небольших стихотворений
Вот это одно из них.
 
Снежная равнина, белая луна,
Саваном покрыта наша сторона.
И берёзы в белом плачут по лесам.
Кто погиб здесь? Умер?
Уж не я ли сам?
 Утром 28 декабря поэта обнаружили повесившимся в гостиничном номере. Последнее стихотворение С. Есенина, которое он накануне передал Эрлиху, было записано кровью.
 
До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, -
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
 «Он ушёл молодым, золотым, с плывущими по воздуху нитями волос», - писал о Есенине Юрий Олеша.
А современник С. Есенина, поэт Николай Тихонов предсказал
«Человек будущего так же будет читать Есенина, как его читают люди сегодня Его стихи не могут состариться. В их жилах течёт вечно молодая кровь вечно живой поэзии».




Список используемой литературы
1.Сергей Есенин. Собрание сочинений в двух томах. Сочинения, поэмы. Москва ,«Современник»,1990.
2. Егорова Н.В., Золотарёва И.В. Методические разработки по русской литературе хх век. Москва, «ВАКО», 2003.
3.Газета «Семья» ,№17 1994 .
4. Есенина А.«Родное и близкое». Москва, «Советская Россия» ,1979.
5. «Сергей Есенин». Воспоминания родных. Московский рабочий, 1985.
6. «Есенин и современность». Москва, «Современник»,1975.

15