Дидактические игры и упражнения на лексическую тему: Одежда. Обувь. Головные уборы.


Дидактические игры и упражнения для детского сада
Автор: Желевская Оксана Николаевна
Описание работы: Предлагаю вашему вниманию дидактические игры и упражнения по лексическим темам «Одежда», «Обувь», «Головные уборы». Игры предназначены для детей старшего дошкольного возраста. В ходе игр дети в занимательной форме упражняются в словообразовании и словоизменении. Игры могут быть использованы для индивидуальной и подгрупповой работы. Данный материал будет полезен учителям-логопедам дошкольных учреждений, воспитателям, а также родителям при проведении игры в домашних условиях.
Цель: закрепление полученных знаний на занятиях в занимательной игровой форме.
Задачи: - проверить знания, умения и навыки детей по теме; - учить применять их в практической деятельности – игре;- воспитывать интерес к речевым играм.
Игра «Чья одежда – мамина или Танина?»
Цель: упражнять в образовании притяжательных прилагательных.Игровой материал.- картинки с предметами взрослой и детской одежды и обуви 


- картинки двух шкафов: Шкаф для маминой одежды и шкаф для Таниной одежды. 

Ход игры: Взрослый выставляет на доску картинки с изображением шкафов, картинки предметов одежды и обуви. Дети подходят к доске выбирают картинку, рассказывают, чей это предмет одежды и раскладывают по шкафам.

- Это длинное платье мамино.- Это синее платье Танино.- Эта розовая блузка Танина.- Эта белая блузка мамина.- Эти чёрные брюки мамины.- Эти сиреневые брюки Танины.- Эта пышная юбка Танина.- Эта узкая юбка мамина и т.д.
Игра «Подбери признак»
Цель: упражнять в подборе прилагательных к существительным.Ход игры: Ребёнок называет предмет одежды, а затем подбирает признаки к данному предмету одежды, например, платье – красивое, длинное, вечернее, нарядное. Ребенку необходимо подобрать не менее 3 признаков.
Игра «Назови ласково»
Цель: упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –чик-, -ечк-,- очк-, -еньк-, -оньк-.Ход игры: Взрослый называет предмет маминой одежды или обуви, а ребенок - Таниной, причём называет его ласково, например, - У мамы платье, а у Тани … платьице.- У мамы туфли, а у Тани … туфельки.- У мамы брюки, а у Тани … брючки.- У мамы куртка, а у Тани … курточка.
Игра «Что из чего?»
Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.Ход игры: Взрослый сообщает:- У мамы и у Тани много одежды. Она сшита из разных тканей. Давайте расскажем, из чего и какие бывают предметы одежды.- Платье из шёлка (какое?) – шёлковое.- Кофта из шерсти (какая?) – шерстяная.- Сапоги из кожи (какие?) – кожаные.- Сапоги из резины (какие?) – резиновые.- Пальто из драпа (какое?) – драповое.- Брюки из вельвета (какие?) – вельветовые.
Игра «Один - много»
Цель: формирование навыка образования форм существительного в родительном падеже множественного числа.Ход игры: Ребенку предлагается назвать предмет одежды со словом много, например, - У мамы одно платье, а у Тани много платьев.- У мамы одна юбка, а у Тани много юбок...
Игра «Два – две»»
Цель: упражнять в умении согласовывать числительные два, две с существительными.Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку ответить на вопросы:- О чём можно сказать два? - Два платья, два пальто, два плаща…- О чём можно сказать две?- Две футболки, две шубы, две куртки, две юбки, две кофты…
Игра «Считай и называй»
Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными.Ход игры: Взрослый показывает карту с изображением предметов одежды, обуви, головных уборов и предлагает ребёнку помочь Тане сосчитать вещи. 

Например,Одна шапка, две шапки, три шапки, четыре шапки, пять шапок.Одна куртка, две куртки … пять курток.Одна пара сапог, две пары сапог, три пары сапог … шесть пар сапог.
Игра «Скажи наоборот»
Цель: упражнять детей в подборе слов, противоположных по значению (антонимов).Ход игры. Взрослый предлагает ребёнку ответить наоборот:Чистые ботинки – … грязные ботинки;Новые сапоги – … старые сапоги;Широкая юбка – … узкая юбка;Длинное пальто – … короткое пальто;Белый пиджак – … черный пиджак.Игра «Разложи по полочкам»
Цель: упражнять в классификации предметов одежды, обуви и головных уборов.Ход игры. Взрослый показывает картинку шкафа с полками и сообщает:- Посмотрите – это шкаф. Каждый предмет в нём имеет своё место: головные уборы хранятся на верхней полочке, обувь – на нижней, а одежда – на средней. Давайте разложим картинки с изображением различных предметов одежды, обуви и головных уборов по своим местам.

Дети раскладывают картинки и объясняют:- шапку я положу на верхнюю полку, потому что это – головной убор;- кофту положу на среднюю полку, потому что это – одежда;- тапки положу на нижнюю полку, потому что это – обувь ….
Игра «Мой, моя, моё»
Цель: упражнять в согласовании существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мои, моё.Ход игры: Взрослый раскладывает на столе предметы одежды и обуви. Предлагает ребёнку внимательно посмотреть на них и сказать, к какому предмету подходит слово «мой», «моя», «мои», «моё».Мой (что?) – свитер, сарафан, шарф, костюм…Моя (что?) – куртка, кофта, шуба, юбка …Мои (что?) – сапоги, туфли, шорты, брюки…Моё (что?) – платье, пальто…Игра «Четвёртый лишний»
Цель: активизировать словарь детей по теме, развивать мыслительную деятельность, внимание.Ход игры. Взрослый показывает ребёнку картинки, просит назвать их, указать в каждом ряду лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя.

Желаю успеха!