Проект Одежда, обувь, головные уборы.


Разработчик: воспитатель МАДОУ «Радость» - Ангели Елена Дмитриевна.
Тип проекта: краткосрочный (одна неделя).
Вид проекта: информационно – творческий, коллективный.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников, педагог ИЗО, музыкальный руководитель.
Формы реализации проекта:
- НОД,
-дидактические, сюжетно-ролевые, настольно-печатные, словесные игры;
-беседы
-рассматривание иллюстраций,
-использование мультимедийных презентаций, просмотр мультфильмов;
-работа с родителями.
Актуальность проекта. Формирование личности с определенным культурным уровнем начинается с самого раннего детства. В современных условиях проблема формирования целостной картины мира в воспитании дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. На передний план в формировании картины мира выдвигается задача его познания, а современная картина мира очерчивает постоянно расширяющееся поле познания и деятельности человека, рассматривая мир в единстве и целостности. Современная картина мира включает в себя представление о развитии бытия, о взаимосвязи и взаимодействии субъективной реальности. Она показывает, что в результате усложнения структуры и уровней организации материи из неживой природы возникает живая, а из этой последняя — человек с его социальными проблемами. Сформированная целостная картина мира поможет ребенку легче адаптироваться в том мире, в котором ему предстоит жить.
Быстрое развитие производства и связанная с этим проблема совершенствования деловых отношений заставляют все больше внимания обращать не только на прямые, но и на дополнительные факторы, влияющие на успех в деловых контактах, а правильно выбранный стиль одежды помогает создать необходимую деловую атмосферу. Наша одежда — это часть того внутреннего мира, который свидетельствует о нашей личности, статусе, авторитете. Форма одежды — лучшая характеристика человека, которая отражает вкусы и привычки личности. Веками одежда выступала в роли своеобразного показателя достижений в жизни. Ведь от того, какого качества одежда, можно судить о социальном положении человека. Люди никогда не относились к одежде лишь только как к средству укрыться от холода. При помощи одежды человек может выразить своё «Я», продемонстрировать свою индивидуальность.
Одежда в жизни детей играет огромную роль. Она не только согреет и защитит их, но и поможет сформировать их вкус. Дети должны иметь отчетливые представления о предметах ближайшего окружения, о предметах одежды и обуви, с которыми они активно взаимодействуют в повседневной жизни. Дети должны знать о назначении этих предметов, особенностях значения их частей, составлять первые описательные рассказы о них, бережно к ним относиться и использовать их в соответствии с назначением. Необходимо побуждать детей самостоятельно выполнять действия по самообслуживанию с этими предметами. Дети должны получить знания и о правилах безопасного использования предметов одежды и обуви (мокрые варежки надо сушить, пришел с прогулки — переодень сырую маячку, из каких тканей сшита одежда, соответствует ли она сезону года и размеру и т.д.), так как от этого зависит их здоровье. К этой теме необходимо привлечь и родителей, так как от них зависит одежда, которую носит их ребенок. Если ребенок будет одет красиво и опрятно, то он всегда будет в центре внимания. К тому же он станет гораздо увереннее в себе, и чаще будет радовать родителей своими новыми достижениями.
Цель: обогащение словаря и представлений детей об одежде, ее значения для здоровья детей; систематизировать и закрепить знания детей по лексической теме «Одежда, обувь, головные уборы».
Задачи:
дать детям представления об истории одежды;
познакомить детей с разными видами одежды, деталями одежды, обуви и головных уборов;
Учить детей правильно называть предметы одежды, её части, рассказывать о ее назначении, дифференцировать виды одежды по временам года.
Активизировать и уточнить в детской речи понятия по теме «Одежда, обувь, головные уборы».
повышать познавательный интерес детей; активизировать творческое воображение;
закрепить представления о профессиях, связанных с производством одежды, обуви, головных уборов;
закрепить знания о назначении одежды;
провести связь одежды с временами года;
Укреплять здоровье ребенка через формирование у него привычки к здоровому образу жизни.
Воспитывать у детей аккуратность к своему внешнему виду, заботливое отношение к своему здоровью, приобщать к самообслуживанию, способствовать развитию самостоятельности.
Разнообразить формы взаимодействия с родителями с целью повышения уровня знаний по проблеме освоение разговорной речи и укрепления здоровья детей.
Вовлекать родителей в образовательный процесс, пополнить образовательную среду.
Планируемый результат:
- дети будут знать историю создания одежды, обуви и головных уборов, их значение, виды, составные части и способы изготовления.
- будут уметь рассказывать об отдельных видах одежды, обуви и головных уборах, составлять рассказы с опорой на предметные картинки и схемы.
- научатся дифференцировать понятия: одежда, головные уборы, обувь.
- научатся рисовать, конструировать, вырезывать различные детали одежды, обуви и головных уборов.
Оформление среды группы:
•пополнение уголка ряженья одеждой, обувью, головными уборами;
•создание среды для сюжетно-ролевых игр «Магазин одежды» (выделить площадку для магазина, выставить стол, кассу, оборудовать примерочную, вывесить одежду), «Прачечная» (выделить площадку для сушки белья, выставить ванночки, стиральные доски, стиральную машинку) – в зависимости от ресурсов группы;
•изготовление игры «Лото» (одежда с картинками и стихотворениями);
•приобретение лоскутов ткани различной фактуры;
Подбор литературы:
•К. Чуковский «Мойдодыр»;
•рассказ «Как рубашка в поле выросла»;
•Б. Заходер «Портниха»;
•Н. Павлова «Чьи башмачки»;
•Л. Воронкова «Новая кукла»;
•Н. Носов «Заплатка» «Живая шляпа»;
•Е. Благинина «Голышок-малышок»;
•С. Михалков «Про мимозу»;
•Л. Пирогова «Неумеха – умелочка»;
•Ш. Перро «Золушка»;
•Н. Нуждина «Детская энциклопедия «Чудо-всюду» (разделы: нитки, шляпа);
•Н. Кончаловская «Дело в шляпе»;
•Н. Юрьева «Сапоги» из книги «Умные занятия»;
•«Загадки-смекалки» А. Соболева;
•пополнение центра книги журналами мод;
•подбор методической литературы для ООД.
Центр строительно-конструктивных игр: игры «Одень куклу на прогулку», «Маленький дизайнер».
Центр продуктивных видов деятельности: материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда, ткани, пуговицы, нитки, ленточки, тесьма.
Работа с родителями:
- экскурсии с детьми в магазин «Одежда», в магазин «Ткани», в обувной магазин;
- помощь родителей в подготовке к викторине;
- помощь в подготовке дидактического материала;
- задания для закрепления знаний детей по лексической теме.
Итоговое мероприятие: выставка детских работ, конкурс «Ах эти шляпки, шляпки». Обобщающая викторина по теме: «Одежда, обувь, головные уборы».
Полученный результат:
- дети получили новые знания об одежде, головных, уборах, обуви;
- обогащены представления детей о назначении и функциях одежды;
- даны представления об истории одежды от первобытнообщинного строя до современности, а так же дети познакомились с национальной одеждой разных стран;
- получили познавательно-эстетические эмоции от результата своей работы на занятии (решение проблемно-поисковых ситуаций, высказывания, изображение одежды, работа с моделью).

Приложение
Организация образовательно-воспитательной деятельности по теме «Одежда, обувь, головные уборы. »
Дни недели Утро НОД Задачи, формы. Источники 2-ая половина дня Инд. работа Работа с родителями
Тема: Интеграция: Самостоятельная деятельность Понедельник 28. 11
1. Беседа: «Как я провёл выходные»
- развивать диалогическую речь.
2.Д/И «Кто подберет больше слов?»
- активизировать словарный запас существительных, закреплять формы винительного падежа существительных .
3.Артикул. и дыхат. гимн.
(по заданию учителя-логопеда). 9.00-9.25
Логопедическое занятие
9.35-10.05
Рисование
10.15-10.45
Физическая культура по плану специалиста
по плану специалиста
Прогулка (см. картотеку).
15.00-15.15 Гимн-ка после сна
15.30-15.50 Логочас
(по заданию логопеда)
16.00-16.50 Кружок «Цветные ладошки»
ПДД Беседа «Правила поведения на улицах города—расширить представления о правилах безопасного поведения на дорогах.
Чтение худ.лит: Н Носов «Живая шляпа»
- учить различать жанровые особенности рассказа; формировать оценочное отношение к героям осмысливать содержание прочитанного, связно передавать содержание текста..
Работа по индивидуальным маршрутам сопровождения.
Труд: уход за комнатными растениями Рассматривание книг, журналов мод (обувь)
Рисование обуви по образцу
(совершенств. умение подбирать цвета, развивать мелкую моторику) Речевое развитие: Д/И «Назови признаки».Семён, Артём. Рекомендации в родительский уголок по теме « Одежда, обувь, головные уборы. Материалы из которых они сделаны».
Вторник 29.11
1. Беседа: «Кто нас одевает и обувает?»
- продолжать знакомить детей с материалами, из которых они изготовлены, с профессиями людей, которые их создают; развивать умение группировать и классифицировать предметы по различным признакам;
2.Д/у « Закончи предложение»
- развивать грамматический строй речи (употребление несклоняемых существительных), учить пересказу «по цепочке»..
3.Артикул. и дыхат. гимн.
(по заданию учителя-логопеда).

9.00-9.20 Познавательное развитие
ФЭМП
9.35-10.05.
КМД
10.10-10.40
Физ.культура
(на улице)
15.30-15.55
ДРТД
Совершенствовать навыки измерения величины предметов; познакомить с зависимостью результатов измерения от величины условной меры. Закреплять представления о количественном и порядковом значении числа в пределах 10.
«Кепка»
Продолжать учить детей складывать бумагу складкой «долина». Формировать козырёк ножницами. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
Игра- эстафета «Кто быстрее разложит льдинки». Развивать ловкость, быстроту, смекалку. Воспитывать умение действовать сообща.
по плану специалиста
Прогулка (см. картотеку). Речевое развитие:
Развитие дииалогической речи.
Социально-коммуникативное: и /упр-ие «Чудесное правило»
ИКТ порядковый и количественный счёт Помораева с. 64
Т.Б.Сержантова
«Секреты оригами» с. 38 15.00-15.15 Гимн-ка после сна
15.30-15.50 Музыка ( по плану специалиста)
Кружки «От звука к букве» и «СА_ФИ_ДАНСЕ»
16.00-16.20 Спортчас в спортзале п/и ««Два мороза»- развивать двигательную активность, ловкость.
Регион. компонент. Беседа :
«Во что одеты и обуты наши соседи- ненцы?»
- расширить представление о коренных народах севера.
Чтение худ.лит: пересказ рассказа
«ПРО СТЁПКУ-РАСТРЁПКУ»
( Из пособия Успенской Л., Успенского М.)
Труд:учить детей выполнять элементарные поручения в течение дня (распределять обязанности дежурных по сервировке столов, по занятиям). Лепка «Шляпки» развивать мелкую моторику и творческое воображение
Д/и «Сложи обувь из спичек»-вос-ть дружеские отношения в игре.
Познавательное развитие:
(ФЭМП)
Д/И «Какой по счёту»
(поряд-ый счёт) Арина, Ульяна, Ярослав. Взаимодействие с родителями: изготовление книжек-малышек и помощь в подготовке к викторине «Одежда, обувь, головные уборы»
Среда 30 .11
1. Беседа: «Сезонная обувь и одежда»
- расширять знания детей об одежде, обуви, головных уборах;
закрепить понятие «сезонная одежда» .
2.Д.и. «Четвёртый лишний» (обувь, обувь, головные уборы)
- развивать мышление, внимание.
3.Артикул. и дыхат. гимн.
(по заданию учителя-логопеда).
9.00-9.25
Логопедическое занятие
9.35-10.05
ОсСМ/ОсМП
ПИД/СсПО
10.15-10.45
Музыка Расширять представления о предметах рукотворного мира, необходимых для жизнедеятельности человека. Развивать умение группировать и классифицировать предметы по различным признакам. Знакомить с материалами, из которых они изготовлены, с профессиями людей, которые их создают. Воспитывать бережное отношение к предметам рукотворного мира, уважение к людям труда
По плану специалиста
Прогулка (см. картотеку).
Речевое развитие:
Развитие связной речи..
Социально-ком-ое: собери обувь из разрезанных фигур
Физ-ое развитие:
П/И «Дни недели, стройтесь» 15.00-15.15 Гимн-ка после
сна
15.30-15.50 Логочас
(по заданию логопеда)
Кружок «Математические ступеньки»
16.00-16.20
Кружок «Познавай-ка»
Беседа «Почему идет снег» Подвести детей к выводу, как образуется снег
Театр. деят-сть Импровизация «Кот в сапогах»- развивать артистические качества, раскрыть творческий потенциал детей.
Труд:подклеить настольные игры С/р игра: «Магазин-одежды» :
развивать умение договариваться с партнерами , кто кем будет в игре; подчиняется правилам
игры.
ФЭМП.
Ориентировка на листе бумаги Ева, Андрей, Максим
. Рекомендации маме Евы по развитию мелкой моторики рук.
Четверг 01. 12
1. Беседа: «Первый день зимы.»
- закрепить сезонные изменения в природе;.
2.Д/и « Рассмотри и расскажи»
упражнять в умении составлять небольшие описательные рассказы о предметах одежды, обуви, головных уборах -.
3.Артикул. и дыхат. гимн.
(по заданию учителя-логопеда).
9.00-9.25
ФЭМП
9.35-10.05
Физ. культура
10.15-10.40
Логопедическое занятие
Познакомить с монетами достоинством 1, 2, 5, 10 рублей и 1, 5, 10 копеек. Продолжать фор-ть навыки ориентировки на листе бумаги.
По плану специалиста.
По плану специалиста.
Прогулка (см. картотеку). Речевое развитие:
Продолжать учить отвечать на вопросы полным предл-ем.
Социально-коммуникативное: и /упр-ие «Познакомим Буратино с монетами»
ИКТ физминутка Помораева занятие 1, с.67 15.00-15.15 Гимн-ка после сна
15.30-15.50 Логочас
(по заданию логопеда)
16.00-16.20 Кружки «СТАРТ»/ «Театр- творчество и дети»
Чтение худ.лит-ры: Чтение и обсуждение: сказки «Самый красивый наряд на свете», пер. с япон. В. Марковой.
Игра «На швейной фабрике»
-развивать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с
существительными).
Труд: заточка карандашей.
Сюжетно-ролевая игра ««Я – дизайнер модной одежды».
- развивать фантазию детей в подборе украшений для одежды (декорирование); развивать, смелость в дизайнерских решениях и задумках.
Развитие мелкой моторики
Д\И « Обведи по контуру и вырежи»» (обувь, одежда, головные уборы)
Артём, Семён, Ульяна Инд. работа с мамой Артёма и Семёна состав числа из двух меньших.
Пятница 02. 12 1.Беседа « Мир спасет доброта»(ко дню инвалида)
- формировать представления о доброте, добрых поступках, их значении в жизни человека.
2.Д/и: « Подскажи словечко»
- сформировать у детей представление о духовно - нравственных нормах, отношениях с окружающими.
(по заданию учителя-логопеда). 9.00-9.25
Логопедическое занятие
9.35-10.05
Музыка
10.20-10.50
Худож.творч
Лепка/аппликация
Международный день инвалидов.
«Путешествие Дорогою Добра».
Формировать нравственную позицию детей. Учить видеть и анализировать поступки окружающих. Развивать речь, творческие способности и познавательный интерес детей к духовному миру, человеческим качествам личности. Воспитывать духовно – нравственные ценности, умение работать в группе. Закреплять коммуникативные навыки.
По плану специалиста.
Шляпы, короны и кокошники.
Вызвать интерес к оформлению головных уборов, вырезанных из бумаги (картона). Инициировать самостоятельный поиск способов украшения изделий (декоративная роспись и аппликация). Развивать чувство формы, цвета и композиции. Воспитывать у детей художественный вкус при создании элементов костюма и театрально игровых аксессуаров.
Прогулка (см. картотеку). Речевое развитие:
Развивать диалогическую речь
Физ-ое развитие: Физкультминутка с ИКТ
Лыкова, ИЗО в д/с. стр. .96 15.00-15.15 Гимн-ка после сна
16.00-16.20 Кружок «100 оригами»/ Логочас
(по заданию логопеда)
Итоговое мероприятие:
Презентация книжек-малышек.
Обобщающая викторина по теме: «Одежда, обувь, головные уборы»
- систематизировать и закрепить знания детей по лексической теме «Одежда, обувь, головные уборы».
Труд:в игровом уголке: фор-ть у детей осознанное стремление порядку. Д/И «Правильно ли мы одеваемся?»
развивать слуховое внимание, учить составлять сложные предложения. Развитие речи. Составление рассказа описания по схеме Арина, Ульяна, Ева. Анкетирование «Ребёнок и компьютер»
Дидактические игры для дошкольников на тему:
«Одежда, обувь, головной убор».

Автор: Ангели Елена Дмитриевна.Место работы: МАДОУ «Радость», г.Губкинский.Описание работы: Предлагаю вашему вниманию дидактические игры для дошкольников на тему: «Одежда, обувь, головной убор». Данный материал поможет воспитателям, детям и их родителям закрепить знания детей об одежде, обуви и головных уборах в игровой форме.
Дидактическая игра: лото «Одежда».

Цель: Закрепление знаний детей о разнообразии одежды, умение различать и находить нужную одежду.Дидактический материал: Игровое поле (4 шт.), разделённое на 6 квадратов с изображениями различной одежды, соответствующими изображениям на маленьких карточках (24 шт.).





Ход игры: Игра для детей от 3 лет. В игру могут играть 3-5 человек. Игрокам раздают игровые карточки. Ведущий вытаскивает из специального непрозрачного мешочка маленькую карточку, игрок или ведущий называет одежду, изображённую на карточке. Кто нашел на своем поле соответствующее изображение, забирает картинку себе. Так продолжается до тех пор, пока кто-либо из участников не закроет картинками все игровое поле. Дидактическая игра: лото «Обувь и головные уборы».

Цель: Закрепление знаний детей о разнообразии обуви и головных уборах, умение различать и находить нужную обувь и головной убор.Дидактический материал: Игровое поле (4 шт.), разделённое на 6 квадратов с изображениями различной обуви и головных уборах, соответствующими изображениям на маленьких карточках (24 шт.).





Ход игры: Игра для детей от 3 лет. В игру могут играть 3-5 человек. Игрокам раздают игровые карточки. Ведущий вытаскивает из специального непрозрачного мешочка маленькую карточку, игрок или ведущий называет головной убор или обувь, изображённую на карточке. Кто нашел на своем поле соответствующее изображение, забирает картинку себе. Так продолжается до тех пор, пока кто-либо из участников не закроет картинками все игровое поле. Дидактическая игра «Одень Таню и Ваню по сезону». Цель: Формирование представлений детей об одежде, головных уборах и обуви, их связи с сезоном и погодой.Дидактический материал: Карточки с изображением одежды, обуви и головных уборов 30 штук и четыре игровых поля с изображением Вани, Тани и времени года.





Ход игры: Разложить карточки с изображением одежды, обуви и головных уборов в соответствии с временем года и гендерным признаком (для девочки Тани справа от игрового поля, а для мальчика Вани слева).
Дидактическая игра «Отгадайте одежду, обувь или головной убор»Цель: Развитие умения описывать одежду, головной убор или обувь и узнавать её по описанию.Дидактический материал: Карточки с изображением одежды, обуви и головных уборов.Ход игры: Воспитатель раздаёт детям карточки с изображением одежды, обуви и головных уборов. Дети никому не показывают свои карточки. Воспитатель предлагает одному ребенку описать, что изображено на его картинке, или загадать загадку. Другие дети должны отгадать, что нарисовано на картинке.Например: Это головной убор, который носят девочки летом. Он, изготовлен из соломы. (Соломенная шляпа).Это обувь, которую носят мальчики и девочки весной или осенью после дождя. Она высокая , сделана из резины. (Резиновые сапоги).Дидактическая игра «Собери картинку»Цель: Развитие логического мышление, кругозора, познавательного интереса и речевой активности.Дидактический материал: Карточки с изображением одежды, обуви и головных уборов, разрезанные на несколько частей.Ход игры: Игра для детей от 3 лет. Детям раздают игровые карточки, разрезанные на 2, 3, 4 части (в соответствии с возрастом и способностями ребёнка). Собрав картинку, ребёнок рассказывает, что он собрал.Например: Платье зелёного цвета – это одежда.Сапоги желтого цвета, резиновые – это обувь.Шапка-ушанка серого цвета – это головной убор.Дидактическая игра «Пятый лишний»Цель: Развитие умений классифицировать одежду, обувь и головные уборы по существенным признакам.Дидактический материал: Карточки с изображением 5 видов одежды, обуви и головных уборов, 4 из них относятся к одной тематической группе, а пятая к другой группе.Ход игры: Детям дается задание: «Рассмотрите картинки, назовите, что на них изображено и определите, какое изображение лишнее. Оставшиеся, изображения назовите одним словом». Каждый участник исключает лишнее изображение по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильно выполненное задание дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.Например: На карточке изображены сандалии, плащ, кроссовки, сланцы и ботинки. Лишний плащ потому, что это одежда, а остальное – обувь.




Существительные:
пальто, плащ, куртка, сапоги, ботинки, туфли, кроссовки, шарф,   шапка,   брюки,   кофта,   свитер,   джемпер,   юбка,
джинсы,  берет,  кепка,  перчатки,  воротник,  рукава,  карман, молния, пуговицы, шнурки.
Глаголы:
надевать, одевать, переодевать, снимать, носить, шить, вязать,  штопать,   стирать,   полоскать,   чистить,   чинить,
сушить, вытирать, обувать, ухаживать.
Прилагательные:
кожаная,  меховая,   ситцевая,   шёлковая,   шерстяная, фланелевая,   мокрый,   сухой,   тёплый,   лёгкий,   короткий,
длинный, чистый, грязный.
 
Пальчиковая гимнастика
СТО ОДЁЖЕК
 
Лиф на байке,
Три фуфайки,
На подкладке платьице,
Шарф на шее,
Шаль большая,
Что за шарик катится?
Сто одёжек,
сто застёжек,
Слово вымолвить не
может.
Мама так закутала,
Что не знаю, Тут ли я!
 
А. Барто   (Поочерёдно загибают
пальцы на обеих руках
одновременно на каждое
название одежды.)
 
(Пожимают плечами.)
 
(Ритмично сжимают-  разжимают пальцы обеих  рук.)
(Похлопывают себя по  плечам.)
(Пожимают плечами.)
 
 (Руки  от груди, через середину
сбрасывают вниз .)
 
 
 
 
Скороговорки
Цели: развивать общие речевые навыки, работать над
четкостью дикции и произношением.
 
Стеша спешила,
Рубашку шила,
Да  поспешила —
Рукав не дошила.
 
Шапка да шубка —
Вот  и весь Мишутка.
 
Кукушка кукушонку купила капюшон,
Как в  капюшоне он смешон!
 
Диалог
Цели:  развивать   общие   речевые   навыки,   интонационную
выразительность речи.
ШАПКА
— Шапка, шапка, где была?
— Я была в кино.
— Что ж ты, шапка, видела?
— Было так темно...
Задремала я нечаянно
На коленях у хозяина.
— Шапка, шапка, где была?
— В цирке шапито.
— Что ж ты в цирке видела?
— Шапки да пальто,
Номерки,  зонты и палки —
Все, что было   в раздевалке.
В. Берестов
 
Игра «Правильно ли мы одеваемся?»
Цели: развивать слуховое внимание, учить составлять сложные предложения.
Ход   игры.  Воспитатель   называет   действия,   которые   мы совершаем   при   одевании,   в   измененной  последовательности.
Дети находят ошибку в высказывании.
Например:
Воспитатель: Мы наденем пальто, а затем кофту.
Ребёнок: Нет. Мы наденем кофту, а затем пальто.
 
Игра  «Запомни и назови »
Цели: развивать слуховое внимание, слуховую память.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям запомнить ряд слов  (3-5),  обозначающих предметы одежды,  затем повторить его и
выложить соответствующие предметные картинки.
Например:
Воспитатель: Кофта, платье, пальто.
Ребёнок:  Кофта,  платье,  пальто  (выкладывает  картинки в
названном порядке).
 Игра «Скажи наоборот»
Цели:  обогащать   словарный   запас   прилагательных,   учить подбирать антонимы к данным словам.
Ход   игры.  Воспитатель   называет   детям   прилагательные, характеризующие одежду и её части. Дети подбирают антонимы
к прилагательным.
Например:
чистый — грязный длинный — короткий
мокрый — сухой толстый — тонкий
большой — маленький новый — старый
тёплая — лёгкая
 Игра «Раскрась-ка»
Цели:  активизировать,   расширять   и   уточнять   словарный  запас по теме «Одежда, детали одежды».
Ход игры.  Воспитатель предлагает детям назвать,  из каких деталей состоит одежда. В книжках-раскрасках дети по заданию
воспитателя раскрашивают детали одежды определенным цветом.
Например: воротничок — жёлтым, поясок — синим и т. д.
 
Игра «Кто подберет больше слов?»
Цели:  активизировать   словарный   запас   существительных, закреплять формы винительного падежа существительных.
Ход игры.  Воспитатель предлагает детям назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы. При этом можно использовать
предметы или картинки.
— Что   можно   сшить?  (платье,   пальто,   сарафан,   рубашку, шубу, сапоги, панаму, юбку, блузку и т. д. )
— Что   можно   связать?  (шапочку,   варежки,  шарф,   кофту, жилетку, платье, свитер и т. д.)
— Что можно завязывать? (завязки у шапки, шарф, шнурки у ботинок, платок, косынку и т. д.)
— Что можно надеть? (пальто, платье, кофту, шубу, плащ,  юбку, колготки и т. д.)
— Что можно обуть? (тапки, туфли, ботинки, сапоги, валенки  и т . д.)
— Что    можно    «надвинуть »   на    голову ?  (шапку,   фуражку, панаму, кепку и т. д.)
 
Игра «Кто что делает?»
Цели: активизировать словарный запас глаголов.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям продолжить предложение.
Бабушка спицами шарф (что делает?) ...
Маша на полотенце узор ... Мама пуговицу
к пальто ... Даша новую юбку ...
 
Игра «Закончи предложение»
Цели:   развивать   грамматический   строй   речи   (употребление несклоняемых существительных), учить пересказу «по цепочке».
Ход   игры.  Воспитатель   читает   сказку,   пропуская   слово пальто. Дети должны закончить предложения в сказке.
После того, как дети выполнят задания, воспитатель задаёт вопросы  по   тексту,   читает   текст   второй   раз   с   установкой  на
запоминание. Дети пересказывают текст «по цепочке».
 
ЗАЙЧИШКИНО ПАЛЬТО
Жил-был   зайчик.  Хотел   он   сам  одеться   и   порадовать  маму-зайчиху. Стал он надевать брюки — засунул обе лапы в
одну брючину.  Хотел шагнуть и упал.  Заплакал зайка.  Тут пришёл   старший   братец.   Он   объяснил,   как   правильно
надевать   брюки.   Стал   братец   надевать   на   малыша... (пальто).  Смотрит,   оторвана   пуговица   у...  (пальто).
Старший   брат   пришил   пуговицу   к...  (пальто).  Малыш  надел... (пальто). Он теперь доволен своим... (пальто). Но
что забыл сказать зайчонок? (Спасибо).
Из пособия Е. Тимонен, Е. Туюлайнен
Игра «Один — много»
Цели:  развивать грамматический строй речи  (употребление родительного падежа существительных во множественном числе).
Ход   игры.  Воспитатель   бросает   мяч,   называя существительное   единственного   числа.   Дети,   поймав   мяч,
называют   родительный   падеж   существительного   во множественном числе.
Например:
У меня одна шапка. — У меня много шапок.
 
Игра «Будь внимателен»
Цели:   развивать   грамматический   строй   речи,   учить согласовывать    существительные    с    притяжательнымиместоимениями .
Ход   игры.  Воспитатель   предлагает   детям   сгруппировать предметы   в   зависимости   от   их   родовой   принадлежности  и
разложить по двум коробкам.
1-я коробка — мой (шарф, ремень и т. д.).
2-я коробка — моя (шапка, кофта и т. д.).
 
Игра «Назови ласково»
Цели:  развивать   грамматический   строй   речи   (умение образовывать   существительные   с   помощью   уменьшительно-
ласкательных суффиксов).
Ход игры.  Воспитатель называет слово и передаёт ребёнку мяч.  Ребёнок   называет   это   слово   ласково   и   возвращает мяч
воспитателю.
Например:
юбка — юбочка
 
Игра «На швейной фабрике»
Цели:  развивать   грамматический   строй   речи   (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с
существительными).
Ход игры. Воспитатель выкладывает перед детьми картинки с изображением одежды (кукольной) и говорит, что они очутились
на   швейной   фабрике.   Воспитатель   предлагает   детям рассмотреть одежду и сказать, из каких материалов она сшита,
какая она.
из меха — меховая из шерсти — шерстяная
из шелка — шелковая из ситца — ситцевая
из кожи — кожаная из джинсы —джинсовая
из фланели — фланелевая      из драпа — драповая
 
Игра «Нарисуй-ка»
Цели: совершенствовать навык слогового анализа слов.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям нарисовать только  ту одежду и обувь, в названии которой два слога.  Выигрывает
тот, кто нарисовал больше.
 Игра «Назови первый звук»
Цели:  развивать   фонематический   слух,   учить   определять первый звук в слове.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать первый звук  в словах. За каждый правильный ответ выдаётся фишка. В конце
игры подводится итог.
Слова: шапка, ботинки, шарф, брюки, пальто, сапоги, свитер,  кофта, носки .
 Игра  «Сколько звуков ?»
Цели:   развивать  фонематический   слух,   совершенствовать навыки   звукового   анализа   и   синтеза,   учить   определять
количество и последовательность звуков в слове.
Ход   игры.  Воспитатель   предлагает   детям   сосчитать количество звуков в слове. Затем задаёт вопросы:
• назвать первый, второй, третий и т. д. звуки;
• назвать звук перед или после заданного;
• назвать звук между заданными.
Слова:  шапка, шарф, пальто, кофта, носки.
 
Ребус «Шарф»
Цели:  развивать   фонематические   процессы,   зрительное внимание,   логическое   мышление,   совершенствовать   навык
чтения, профилактика дисграфии.
 
Стихи для чтения и заучивания наизусть
КАЛОША
Для резиновой калоши
Настоящая беда, Если день —
сухой, хороший, Если высохла
вода. Ей всего на свете хуже В
чистой комнате стоять: То ли
дело шлёпать в луже, Через
улицу шагать !
О . Мандельштам
 
Текст для пересказа
ПРО СТЁПКУ-РАСТРЁПКУ
Мы   были   в   кукольном   театре.   Смотрели   спектакль   про Стёпку-растрёпку. Снял Стёпка носки, бросил под стол. А утром
искал-искал, и всё напрасно. Привела его сестра в детский сад  без носков.
А потом Стёпка в грязь упал. Где он только её отыскал? Весь вымазался. Его хотят умыть, а он руками голову закрывает.
Из пособия Успенской Л., Успенского М.
Вопросы:
Где были дети?
Какой спектакль они смотрели?
Почему Стёпка не смог найти носки?
Куда упал Стёпка?
Как Стёпка умывался?
Обобщающая викторина по теме: «Одежда, обувь, головные уборы»
Цель:
- систематизировать и закрепить знания детей по лексической теме «Одежда».
Задачи:
- закрепить знания о назначении одежды;
- провести связь одежды с временами года;
- активизировать творческое воображение;
- развивать мелкую моторику рук детей, память, мышление и речь;
- повышать познавательный интерес детей;
- воспитывать бережное, аккуратное отношение к своей одежде и одежде других.
Оформление: вешалка с верхней одеждой, различные предметы одежды, куклы, швейная машинка, гладильная доска, утюг.
Оборудование: компьютер - проектор – экран, аудиозаписи музыки, слайды, электронная презентация вопросов.
- магнитные доски, магниты предметов одежды, надписи названий команды;
- игра «Что лишнее?» с предметами одежды;
- предметные картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов;
- мяч;
- картинки (плащ, юбка, паук, ласточка, акула, щетка, юла, барабан, кукла, арбуз), буквы на магнитах для игрового упражнения «Отгадай предмет одежды по букве».
Ход викторины:
Звучит музыка, дети становятся в круг, появляется Почемучка:
- Здравствуйте, ребята, посмотрите какой я красивый, какой у меня красивый и нарядный костюм! Я побывал у своего друга -модельера, я так много узнал об одежде!
- А вы знаете что такое одежда?(правило)
-Какая она бывает, из чего ее шьют, когда ее одевают тоже знаете
- Сейчас посмотрим...
Я подготовил для вас вопросы.
Дети разбиваются на команды "Нитки" и "Иголки"
1. "Разминка для капитанов".
- Что можно одеть на праздник? (платье, костюм, …)
- Что можно носить дома? (халат, …)
- Что можно одеть для занятий спортом? (спортивный костюм, …)
- Что можно одеть на пляж? (купальник, …)
- Ребята, а что одевают летом (осенью, зимой, весной?)
- Что могут носить женщины? Мужчины? Дети?
Конкурс №1.
Прикрепляем изображения мужчины, женщины и ребёнка. На подносах лежат картинки с изображением одежды.
- Ребята, подберите одежду женщине, мужчине и ребенку.
- Как назовем одежду которую носят женщины? (женская одежда)
- Как называется одежда которую носят мужчины? (мужская одежда)
- Одежда для детей какая? (детская одежда)
- Молодцы, одежду можно разделить на мужскую, детскую, женскую. А по каким ещё признакам можно разобрать одежду? (ответы детей)
- Правильно, еще у нас есть одежда – сезонная.
Конкурс №2.
(Прикрепляем картинки с изображением зимы, лета, осени и весны.)
Задание: подбери одежду к сезонам.
Дети выполняют задание.
Почемучка: Молодцы ребята, с этим заданием вы справились. А теперь я проверю смекалку капитанов.
"Разминка для капитанов. Блиц-опрос."
- Как называется одежда, которую носят зимой? Какая она? (зимняя одежда)
- Как называется одежда, которую носят летом? (летняя одежда)
- Как называется одежда, которую носят весной? (весенняя одежда)
- Как называется одежда, которую носят осенью? (осенняя одежда)
- Как называется одежда, которую носят весной и осенью? (демисезонная)
Конкурс№3
игра с мячом «Что из чего сшито?» Физминутка.
Команды становятся в две колонны. Мяч кидать поочередно первому ребенку из каждой колонны. Ребенок отвечает на вопрос и становится позади колонны. Игра проводится в быстром темпе.
Перчатки из кожи какие? – кожаные перчатки.
Шуба из меха какая? – меховая шуба.
Платье из шелка какое? – шелковое платье
Пальто из драпа какое? …
Блузка из шёлка какая? -…
Футболка из трикотажа какая? -…
Костюм из шерсти какой? -…
Куртка из вельвета какая? -…
и т.д. (Шорты из джинсы, сарафан из ситца, жилетка из меха, юбка из велюра, костюм из трикотажа, блузка из ситца…).
Разминка.
Игра «Четвертый лишний»
Предлагается 2-м детям из команд изображения четырех предметов, он должен найти что здесь лишнее и объяснить почему.
Платье, кофта, сапоги, футболка.
Шуба, пальто, куртка, сарафан.
Сарафан, купальник, шорты, туфли.
Туфли, сапоги, босоножки, юбка.
Детская футболка, детское платье, детский комбинезон, мужская рубашка.
конкурс №4
Игра «Собери картинку»
Детям предлагается сложить одежду разрезанную на 6-8 частей.
Каждый ребёнок рассказывает какая одежда у него получилась.
Конкурс №5 с презентацией.
1. Тулуп для современного человека. (Дублёнка)2. Пиджак, которому оторвали руки. (Жилет)3. Обувь из дерева. (Сабо)4. Сначала свяжут, потом носят. (Свитер)5. Сюда можно и за словом полезть. (Карман)9. «Занавеска» на дамской  шляпке. (Вуаль)10. На корт надевают именно такую рубашку.(Тенниска)11. Штаны по-культурному.(Брюки)12. В наполеоновской армии этот предмет одежды под штанами был черного цвета. (Гетры)13. Счастливчики на свет появляются сразу в ней. (В рубашке) 14. Дядя Степа носил их 45 размера? (Сапоги)
Молодцы, ребята справились с заданиями!