Методические рекомендации для учителей начальной школы по Программе Планета Знаний


I. Пояснительная записка
I.1.Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Также на основе нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11. 2015 №3 «О внесении изменений в СанПиН2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»
3. Приказ Министерства Образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010г. № 1241, от 22.09.2011г. № 2357, от 18.12.2012г. № 1060, от 31.12.2015 № 1576)
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О рекомендации к использованию примерной основной образовательной программы начального общего образования» (Письмо департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2010г. №03-48).
6. Приказ Министерства Образования и науки РФ от 21.04.2016г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2016/17 учебный год, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г.  № 253».7. Письмо Министерства образования и науки Ульяновской области от 11.08.2016г. № 73-иогв-01/6203исх «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях Ульяновской области в 2016-2017  учебном году».
8. Образовательная программа ООО НОО МБОУ «СШ №86 И.И.Вереникина».
9. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. Учебно-методический комплект «Планета знаний»: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир:[сборник]. -2-е изд., дораб.-М.: АСТ:Астрель, 2011.
10. Положение о рабочей программе МБОУ «СШ №86 И.И.Вереникина» города Ульяновска. Утверждено на педагогическом совете Пр.№1 от 29.08.2016г.
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена в соответствии с «Программой общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1 – 4 классы. Учебно – методический комплект «Планета знаний»: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир» - М.: Астрель; 2011, изданной под общей редакцией И. А. Петровой.
I.2.Цели и задачи учебного предмета. приобщение школьников к миру изобразительного искусства, развитие их творчества и духовной культуры;
освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно - прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневномокружении ребёнка;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Реализация целей программы рассматривается в связи с системой функций предмета «Изобразительное искусство»:
эмоционально - развивающая функция, состоящая в воздействии искусства на эмоционально - чувственную сферу личности, способствующая обогащению этой сферы, развитию эмоциональной отзывчивости личности на произведения искусства как на отражение человеческих переживаний, эмоций, чувств;
ценностно - ориентационная функция, позволяющая учащимся использовать приобретённые художественные знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации в художественной культуре, в окружающей их социокультурной среде по высшим духовно - нравственным и эстетическим критериям;
арт - терапевтическая, состоящая в коррекции негативных психологических состояний и оздоровлении учащихся в процессе организации их художественной деятельности;
информационная функция, обеспечивающая расширение общего и художественного информационного пространства через освоение учащимися основных источников
и каналов информации об искусстве (в том числе аудиовизуальных, компьютерных, текстовых и др.).
Программа «Изобразительное искусство» позволяет решать следующие задачи:
сформировать первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно - нравственном развитии;
сформировать познавательный интерес и положительное отношение к изобразительному искусству, народному и декоративно - прикладному искусству, архитектуре и дизайну;
ознакомить с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства;
сформировать эстетическое восприятие произведений искусства; эстетическое отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
сформировать представления о видах и жанрах изобразительного искусства, в том числе об архитектуре, дизайне как видах искусства, об основных видах народного и декоративно - прикладного искусства;
сформировать практические умения и навыки в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; обучить пониманию языка графики, живописи, скульптуры,
умению анализировать средства художественной выразительности произведений искусства;
обучить теоретическим и практическим основам рисунка, живописи, композиции, лепки;
обучить основам народного и декоративно - прикладного искусства;
обучить основам дизайна (элементам проектирования, конструирования, макетирования и моделирования; чувству стиля);
развить у школьников способность выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру;
обучить элементарным умениям, навыкам, способам художественной деятельности;
обучить основным средствам художественной выразительности (линия, пятно, цвет, колорит, фактура, тон, композиция, ритм, гармония и др.), необходимым для создания художественного образа;обучить способам изображения растений, животных, пейзажа, портрета и фигуры человека на плоскости или в объёме;
развить творческое воображение, художественное мышление, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности;
развить эмоционально-эстетическую и нравственную сферы личности.
продолжение освоения выразительных возможностей графических материалов, различных способов штриховки графитными и цветными карандашами, фломастерами, пером и тушью, пастельными мелками, углем, сангиной и др.;
продолжение освоения живописных приёмов (по-сырому, лессировка, раздельный мазок, от пятна и др.) и способов применения смешанной техники работы разнообразными художественными материалами (акварель с белилами, акварель и штриховка тушью, гратография и др.);
продолжение освоения правильной передачи пропорциональных соотношений фигуры человека и животных;
продолжение изучения способов передачи пространства на плоскости листа (изучение основ линейной и воздушной перспективы);
изучение основ светотени;
продолжение освоения цветоведения, изучение и составление гармоничных цветовых сочетаний, освоение колористической живописи, изучение особенностей выступающих и отступающих цветов;
формирование умения передавать движение в композиции;
I.3.Описание места учебного предмета в учебном плане
В четвертом классе на изучение изобразительного искусства отводится 34 часа (1 час в неделю,34 учебные недели).
I.4.Описание УМК.Сокольникова Н. М., Ломов С.П. «Изобразительное искусство 4 класс» - учебник - Москва: АСТ. Астрель, 2014 г.,
2. Сокольникова Н. М., Ломов С.П. Рабочая тетрадь к учебнику «Изобразительное искусство». 4 класс Москва: АСТ. Астрель, 2014 г.,
3. Обучение в 4 классе по учебнику «Изобразительное искусство 4 класс»: программа, методические рекомендации для учителя поурочные разработки. Москва: АСТ. Астрель, 2014 г
II. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения изобразительного искусства
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
· осознание изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека;
· представления о роли искусства в жизни человека;
· восприятие изобразительного искусства как части национальной культуры;
· положительная мотивация и познавательный интерес к изучению классического и современного искусства; к знакомству с выдающимися произведениями отечественной художественной культуры;
· понимание богатства и разнообразия художественных средств для выражения эмоционально-ценностного отношения к миру;
· основы эмоционально-ценностного, эстетического отношения к миру, явлениям жизни и искусства, понимание красоты как ценности.
Учащиеся получат возможность для формирования:
· устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры;
· понимания ценности искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром;
· понимания героизма и нравственной красоты подвига защитников Отечества, запечатлённого в произведениях отечественной художественной культуры;
· потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
· эстетических чувств при восприятии произведений искусства и в процессе выполнения творческих работ (графических, живописных, декоративных и дизайнерских);
· восприятия и оценки произведений изобразительного, декоративного и народного искусства, дизайна и архитектуры;
· художественного вкуса, развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;
· способности выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру;
· понимания причин успеха в творческой деятельности; способности к самооценке.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
· различать основные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический, батальный, бытовой, анималистический) произведений изобразительного искусства и его виды: графика (книжная графика, каллиграфия, компьютерная графика), живопись, скульптура;· называть ведущие художественные музеи России и мира;
· различать и называть цвета цветового круга (12 цветов),основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета; применять эти цвета в творческой работе;
· применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах; иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
· правильно и выразительно использовать в работе разнообразные графические материалы (различные способы штриховки графитными и цветными карандашами, фломастерами, пером и тушью, пастельными мелками, углем, сангиной и др.) и живописные приёмы (по-сырому, лессировка, раздельный мазок, от пятна и др.), а также способы применения смешанной техники работы разнообразными художественными материалами (акварель с белилами, акварель и штриховка тушью, гратография и др.);· выполнять наброски, эскизы, учебные и творческие работы с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках;
· изображать с натуры и по памяти отдельные предметы, группы предметов, человека, фрагменты природы, интерьера, архитектурных сооружений;
· передавать объёмное изображение формы предмета с помощью светотени;
· использовать пропорциональные соотношения при изображении лица и фигуры человека;
· изображать глубину пространства на плоскости с помощью элементов линейной и воздушной перспективы;
· передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами, выстраивать последовательность событий, выделять композиционный центр;
· определять (узнавать), группировать произведения традиционных народных художественных промыслов(Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, Полхов-Майдан, Мезень, Каргополь, Жостово, Богородское,Скопин, Вологда, Палех, Федоскино, Павловский Посади др.);
· изготавливать изделия в традициях художественных промыслов;
· выполнять несложные модели дизайнерских объектов и доступные архитектурные макеты;
· выражать в творческой деятельности своё отношение к изображаемому через создание художественного образа.
Учащиеся получат возможность научиться:
· сравнивать различные виды изобразительного искусства(графики, живописи, декоративно-прикладного искусства) с целью выявления средств художественной выразительности произведений;
· узнавать и называть отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников;
· использовать выразительные возможности выступающих и отступающих цветов; подбирать гармоничные цветовые сочетания из 2, 3 и 4 цветов по цветовому кругу, выразительно использовать их в творческой работе;
· использовать язык графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности;
· передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции;
· моделировать образы животных, человека и предметов на плоскости и в объёме;
· выполнять ассоциативные рисунки и лепку;
· различать и называть центры традиционных народных художественных промыслов России, художественные особенности создания формы в зависимости от традиционной технологии народного промысла, взаимосвязь народного орнамента и формы изделия, выразительные возможности цветового решения в разных школах народного мастерства, зависимость колористического решения художественной вещи от традиционной технологии её изготовления;
· использовать стилизацию форм для создания орнамента;
· создавать средствами компьютерной графики выразительные образы природы, человека, животного (в программе Paint);
· оценивать произведения искусства (выражать собственное мнение) при рассмотрении репродукций, слайдов, посещении декоративных и дизайнерских выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
· самостоятельно выполнять художественно-творческую работу;
· планировать свои действия при создании художественно-творческой работы;
· следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия;
· руководствоваться определёнными техниками и приёмами при создании художественно-творческой работы;
· определять критерии оценки работы, анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы по выбранным критериям.
Учащиеся получат возможность научиться:
· ставить собственные цели и задачи при создании творческой работы;
· осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении художественно-творческих задач;
· осуществлять самостоятельную художественно-творческую деятельность;
· осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам самостоятельной художественно-творческой деятельности;
· вносить необходимые коррективы в ходе выполнения художественно-творческих работ;
· анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы с учётом разных критериев.
Познавательные
Учащиеся научатся:
· находить нужную информацию, используя словари учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера;
· наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние;
· использовать знаково-символические средства цветовой гаммы в творческих работах;
· устанавливать и объяснять причину разного изображения природы (время года, время суток, при различной погоде);
· различать многообразие форм предметного мира;
· сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям, классифицировать их по видам и жанрам;
· группировать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному состоянию;
· выполнять несложные модели дизайнерских объектов;
· выстраивать в композиции сюжет, смысловую связь между объектами, последовательность событий;
· конструировать по свободному замыслу.
Учащиеся получат возможность научиться:
· осуществлять поиск необходимой информации по разным видам искусства, используя справочно-энциклопедическую литературу, учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;
· анализировать приёмы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа;
· моделировать образы животных, человека и предметов на плоскости и в объёме при выполнении дизайнерских объектов, архитектурных макетов;
· сопоставлять формы природных объектов с формами окружающих предметов;
· использовать знаково-символические средства цветовой гаммы, языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности;
· понимать роль художника в театре, понимать символический язык театральной декорации, созданной художником;
· узнавать и различать характерные черты некоторых культур мира (Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
· высказывать собственное мнение о художественно-творческой работе;
· задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно-выразительным средствам;
· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при создании художественно-творческой работы в группе;
· договариваться и приходить к общему решению;
· владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о художественных промыслах народов России;
· владеть диалогической формой речи, уметь дополнять или отрицать суждение, приводить примеры.
Учащиеся получат возможность научиться:
· оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
· задавать вопросы на понимание использования основных средств художественной выразительности, технических приёмов, способов; вопросы, необходимые для организации работы в группе;
· аргументировать собственную позицию и координировать её с позиций партнеров при выработке решений творческих задач.
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ Название раздела
Количество часов
1 Мир изобразительного искусства 15ч
2 Мир декоративного искусства 8 ч
3 Мир народного искусства 7 ч
4 Мир архитектуры и дизайна 4 ч
Всего 34 ч
IV. Тематическое планирование изучения учебного материала

п\п Название темы Дата
Проведения
планируемая Дата
Проведения
фактическая Кол-во
часов
1 Виды и жанры изобразительного искусства – 15 часов.
Необычные музеи. 1
2 Анамалистический жанр.Школа лепки.Школа графики. 1
3 Школа живописи. «Храбрый лев». 1
4 Исторический жанр. 1
5 Батальный жанр.Тульский государственный музей оружия.Школа живописи и графики. «Богатырские сражения». 1
6 Бытовой жанр. 1
7 Портрет.Пейзаж.Натюрморт.Школа графики.Учимся рисовать человека. 1
8 Портрет.Эмоции на лице.Школа графики.Рисуем автопортрет. 1
9 Натюрморт.Перспектива (фронтальная и угловая). «Натюрморт с двумя книгами». 1
10 Пейзаж.Линия горизонта.Школа живописи.Рассвет.Лунная ночь. 1
11 Книжная графика как вид изобразительного искусства.Иллюстрирование басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей». 1
12 Искусство каллиграфии.Музей каллиграфии.Чудо-звери. 1
13 Компьютерная графика. 1
14 Школа компьютерной графики. «Игрушечный мишка». 1
15 Проверочный урок.Твои творческие достижения. 1
16 Декоративное искусство – 8 часов.
Художественная керамика и фарфор.Школа декора. «Девочка с птицей». 1
17 Художественное стекло.Хрусталь.Музей хрусталя. 1
18 Декоративные звери и птицы.Школа декора. 1
19 Художественный металл.Каслинское литье.Кузнечное ремесло.Музей «Огни Москвы».Чугунное кружево.Волшебный фонарь. 1
20 Художественный текстиль.Ручная роспись ткани.Мастерство изготовления валенок.Музей валенок. 1
21 Школа декора.Украшаем валенки.Учимся валять валенки. 1
22 Орнамент.Сетчатый орнамент.Орнамент народов мира. 1
23 Проверочный урок.Твои творческие достижения. 1
24 Народное искусство – 7 часов.
Лаковая миниатюра (Федоскино, Палех, Мстёра, Холуй) .Школа народного искусства.Палехские деревья. 1
25 Русское кружево.Вологодские узоры. 1
26 Резьба по кости.Холмогорские узоры. 1
27 Народный костюм.Ансамбль женского костюма.Головные уборы. 1
28 Мужской костюм.Обувь.Одежда народов Севера,Кавказа.Народный костюм.Музей утюга. 1
29 Тульские самовары.Русский самовар.Пряничные доски. 1
30 Проверочный урок.Твои творческие достижения. 1
31 Мир дизайна и архитектуры – 4 часа.
Бионическая архитектура.Природные формы.Мой первый автомобиль.Мебель для детской комнаты. «Скамейка – слон». 1
32 Человек в дизайне.Школа дизайна.Дизайн костюма. 1
33 Школа дизайна.Фитодизайн.Игрушки из природных материалов.Музей упаковки.Упаковка тульского пряника. «Пряничный дом». 1
34 Проверочный урок.Твои творческие достижения. 1