«Эффективность управления качеством образования на основе внедрения образовательного мониторинга учебно-воспитательного процесса»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей»
Качество становится символом тех изменений, которые дают ориентиры к стратегии выживания человечества.
Александр Иванович Субетто(Субетто Александр Иванович, доктор экономических наук, доктор философских наук, кандидат технических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, г.Санкт-Петербург.
Родился 28 января 1937г. в г.Пушкин Ленинградской области)
Педсовет 13.10.2016 год
«Эффективность управления качеством образования на основе внедрения образовательного мониторинга учебно-воспитательного процесса».
Повестка:
1. Вступительное слово директора лицея ****
2. Выступление зам. директора по УВР ***** «Эффективность управления качеством образования на основе внедрения образовательного мониторинга учебно-воспитательного процесса».
3. Работа в группах (5 мини-проектов).
4. Защита мини-проектов.
5. Обобщение предложений председателем педагогического совета, выдвинутых творческими группами учителей во время презентации мини-проектов.
6. Принятие решения педагогического совета.
Цель педсовета выработать меры по изменению качества образования в лицее на основе уже готовой оценки проблем.
Задачи педсовета:
Рассмотреть сущность, особенность, формы образовательного мониторинга учебно-воспитательного процесса в МБОУ «Лицей».
Ориентировать деятельность педагогического коллектива учреждения на совершенствование образовательного процесса;
Выявить:
- основные характеристики нового качества образования и особенности его достижения в условиях лицея,
- уровень готовности всех субъектов образовательного процесса к достижению нового качества образования;
- путь достижения нового качества образования в соответствии с особенностями и традициями учебно – воспитательного процесса в лицее;
В требованиях федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной образовательной программы (ООП) содержится раздел «Оценка достижения учащимися результатов освоения основной образовательной программы». ФГОС требует, чтобы оценочные модули были в составе таких подпрограмм ООП, как «Программа развития и формирования универсальных учебных действий», «Программа социализации и воспитания обучающихся»; рабочих программ педагогов по дисциплинам учебного плана.
Следовательно, любое образовательное учреждение должно определить цели, задачи, принципы и порядок внутренней системы оценки качества образования. В нашем учреждении цели, задачи, принципы и порядок внутренней системы оценки качества образования отражаются в локальном акте: «Положение о внутренней системе оценки качества образования в МБОУ «Лицей», утвержденным приказом №218/2 о/д от 21 ноября 2013 года.
Настоящее положение закрепляет основные направления и цели оценочной деятельности в лицее и призвано способствовать управлению качеством образования в образовательном учреждении.
Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе, степень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы;
Управление качеством образования – системное, скоординированное воздействие, как на образовательный процесс, так и на комплекс других связанных с ним основных, управленческих и поддерживающих процессов с целью достижения наибольшего соответствия параметров функционирования образовательной системы, ее социальных и педагогических результатов установленным и предлагаемым требованиям, нормам, стандартам и ожиданиям.
Внутренняя система оценки качества образования (далее – ВСОКО) – система управления качеством образования на основе проектирования, сбора и анализа информации о содержании образования, результатах освоения основной образовательной программы (по уровням общего образования), условий ее реализации и эффективности составляющих ее подпрограмм / компонентов, а также о содержании, условиях реализации и результатах освоения дополнительных образовательных программ ОО;
Внешняя система оценки качества образования – включение потребителей образовательных услуг, органов государственно – общественного управления / коллегиального управления ОО в оценку деятельности системы образования образовательной организации, содержания образования в соответствии с требованиями федеральных образовательных стандартов общего образования (по соответствующим уровням), целям и задачам государственной политики в сфере образования.
Мониторинг представляет собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации о состоянии образовательной системы или отдельных ее элементов.
Мониторинг - специально организованное, целевое наблюдение, постоянный контроль и диагностика состояния на базе существующих источников информации, а также специально организованных исследований и измерений.
Мониторинг качества образования – систематическое, целенаправленное, специально организованное, отслеживание изменений основных свойств качества образования в целях своевременного принятия адекватных управленческих решений по коррекции образовательного процесса и созданных для него условий на основе анализа собранной информации и педагогического прогноза.
При оценке качества образования основными методами установления фактических значений показателей являются экспертиза и измерение. Экспертиза – всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и результатов образовательной деятельности. Измерение – оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов (традиционных контрольных работ, тестов, анкет и др.), имеющих стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам, это и сопоставление с нормой или другим измерением.
Сформулированные в Положении о внутренней системе оценки качества образования в МБОУ «Лицей» задачи реализуются через мониторинг следующих показателей:
I. Качество образования:
1.1. Процент успеваемости обучающихся;
1.2. Процент качества обученности обучающихся;
1.3. Результаты государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов (обязательные предметы, предметы по выбору);
1.4. Результаты единого государственного экзамена выпускников 11 класса (обязательные предметы, предметы по выбору);
1.5. Участие обучающихся в олимпиадном движении. Всероссийская олимпиада школьников по общеобразовательным предметам;
1.6. Участие школьников в иных олимпиадах (кроме всероссийской олимпиады школьников), в том числе дистанционных;
1.7. Участие школьников в творческих интеллектуальных конкурсах;
1.8. Участие школьников в научно-практических конференциях;
1.9. Профессиональное самоопределение выпускников.
II. Направленность программ, реализуемых в образовательном учреждении:
2.1. Основные образовательные программы;
2.2. Рабочие программы по предметам;
2.3. Программы внеурочной деятельности, элективных курсов;
2.4. Реализация учебных планов и рабочих программ;
2.5. Качество уроков и индивидуальной работы с обучающимися;
2.6. Качество внеурочной деятельности (включая классное руководство).
III. Структура классов. Уровень и направленность реализуемых образовательных программ.
3.1. Количество обучающихся;
3.2. Общее количество классов;
3.3. Наполняемость классов;
3.4. Количество классов с углубленным, расширенным, профильным и т.д. обучением;
3.5. Обеспечение условий для удовлетворенности индивидуальных потребностей обучающихся;
3.6. Временные характеристики образовательного процесса;
IV. Описание кадрового потенциала для реализации образовательной программы учреждения:
4.1. Список педагогических работников, имеющих педагогическое образование (Дата приема на работу, образование, преподаваемая дисциплина, категория, переподготовка или курсы повышения квалификации за последние 5 лет;4.2. Список педагогических работников, не имеющих педагогическое образование (Дата приема на работу, образование, преподаваемая дисциплина, категория, переподготовка или курсы повышения квалификации за последние 5 лет;4.3. Курсовая подготовка педагогических работников за три последних года;
V. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы:
5.1. Материально-техническая база;
5.2. Образовательно-воспитательные ресурсы;
5.3. Информационно-техническое оснащение образовательного процесса;
5.4. Оснащенность компьютерным оборудованием кабинетов 1-4 классов;
5.5. Организация медицинского обслуживания обучающихся;
5.6. Организация питания
5.7. Удовлетворённость учеников и их родителей уроками и условиями в лицее.
Все мониторинговые показатели заполняются в Единую рейтинговую оценку образовательных учреждений «Система электронного мониторинга состояния и развития системы образования Московской области», результатом которого является список лучших школ Подмосковья (ТОП-100). Рейтинговая оценка позволяет:
1. Дифферецировать образовательное учреждение в соответствии с установленными критериями и показателями;
2. Органам управления образованияем более объективно оценивать результаты работы образовательных учреждений;
3. Мотивировать педагогический коллектив на повышение качества учебно-воспитательного процесса;
4. Определять объем финансирования образовательного учреждения сверх установленного норматива.
Необходимо понимать, что качество учебно-воспитательного процесса – это сочетание условий процесса и его результата, что также отображается в кластерной системе мониторинга:
Наполняемость кластеров по сочетанию процесса и результата:
Условия,
процесс Результат
Низкий средний высокий
Низкий 1 кластер 2 кластер 3 кластер
средний 4 кластер 5 кластер 6 кластер
высокий 7 кластер 8 кластер 9 кластер
Мы входим в почетный 6 кластер, что определяет рейтинг наших результатов.
Основная цель педсовета выработать меры по изменению качества образования в лицее на основе уже готовой оценки проблем.
В нашем учреждении – высокие результаты, которые необходимо не только удержать, но дать нашим ученикам новые возможности через изменение качества образования:
2013-2014
уч. год 2014-2015
уч. год 2015-2016
уч. год
Количество учащихся 403 418 443
Число классов 17 17 18
Средняя наполняемость классов 23,7 24,6 24,6
Абсолютная успеваемость (%)100% 100% 100%
Качественная успеваемость (%)57% 65% 67%
5 направлений -5 команд - 5 мини-проектов
Работа над мини-проектами:
Сформулировать по направлениям:
- основные характеристики нового качества образования и особенности его достижения в условиях лицея,
- уровень готовности всех субъектов образовательного процесса к достижению нового качества образования;
- путь достижения нового качества образования в соответствии с особенностями и традициями учебно – воспитательного процесса в лицее;
Возможные тезисы (как результат работы над мини-проектом):
Активное использование деятельностных технологий обучения, способствующих формированию универсальных учебных действий обучающихся.
Учет индивидуальной парадигмы развития каждого школьника, личностно-ориетированное обучение, дифференциация.
Создание интегративных программ обучения, способствующих целостному восприятию мира.
Повышение профессионального уровня учителя, способного работать в современных условиях (курсовая подготовка, самообразование, семинары).
Проведение психологической диагностики по изучению мотивации учащихся к учебной деятельности.
Использование активных форм организации просветительской работы с родителями (консультирование, семейные проекты и т.д.).
Изучение индивидуальных потребностей досуговой деятельности обучающихся и предоставление дополнительных образовательных услуг.
Обучение учителей ИКТ-компетентности.
Включение в календарно-тематическое планирование задач по формированию ИКТ-компетентности обучающихся по предметам учебного плана ОУ.
Пополнение учебно-методической базы ОУ учебными компьютерными программами.
Рассмотреть возможные варианты сотрудничества как внутри образовательного учреждения, так и внешнего партнерства и т.п.
МИНИ-ПРОЕКТ №1
I. Качество образования:
1.1. Процент успеваемости обучающихся;
1.2. Процент качества обученности обучающихся;
1.3. Результаты государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов (обязательные предметы, предметы по выбору);
1.4. Результаты единого государственного экзамена выпускников 11 класса (обязательные предметы, предметы по выбору);
1.5. Участие обучающихся в олимпиадном движении. Всероссийская олимпиада школьников по общеобразовательным предметам;
1.6. Участие школьников в иных олимпиадах (кроме всероссийской олимпиады школьников), в том числе дистанционных;
1.7. Участие школьников в творческих интеллектуальных конкурсах;
1.8. Участие школьников в научно-практических конференциях;
1.9. Профессиональное самоопределение выпускников.
МИНИ-ПРОЕКТ №2
II. Направленность программ, реализуемых в образовательном учреждении:
2.1. Основные образовательные программы;
2.2. Рабочие программы по предметам;
2.3. Программы внеурочной деятельности, элективных курсов;
2.4. Реализация учебных планов и рабочих программ;
2.5. Качество уроков и индивидуальной работы с обучающимися;
2.6. Качество внеурочной деятельности (включая классное руководство).
МИНИ-ПРОЕКТ №3
III. Структура классов. Уровень и направленность реализуемых образовательных программ.
3.1. Количество обучающихся;
3.2. Общее количество классов;
3.3. Наполняемость классов;
3.4. Количество классов с углубленным, расширенным, профильным и т.д. обучением;
3.5. Обеспечение условий для удовлетворенности индивидуальных потребностей обучающихся;
3.6. Временные характеристики образовательного процесса;
МИНИ-ПРОЕКТ №4
IV. Описание кадрового потенциала для реализации образовательной программы учреждения:
4.1. Список педагогических работников, имеющих педагогическое образование (Дата приема на работу, образование, преподаваемая дисциплина, категория, переподготовка или курсы повышения квалификации за последние 5 лет;4.2. Список педагогических работников, не имеющих педагогическое образование (Дата приема на работу, образование, преподаваемая дисциплина, категория, переподготовка или курсы повышения квалификации за последние 5 лет;4.3. Курсовая подготовка педагогических работников за три последних года;
МИНИ-ПРОЕКТ №5
V. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы:
5.1. Материально-техническая база;
5.2. Образовательно-воспитательные ресурсы;
5.3. Информационно-техническое оснащение образовательного процесса;
5.4. Оснащенность компьютерным оборудованием кабинетов 1-4 классов;
5.5. Организация медицинского обслуживания обучающихся;
5.6. Организация питания
5.7. Удовлетворённость учеников и их родителей уроками и условиями в лицее.
Защита мини-проектов.
Обобщение предложений председателем педагогического совета, выдвинутых творческими группами учителей во время презентации мини-проектов.
Принятие решения педагогического совета.
Проект решения педагогического совета «Эффективность управления качеством образования на основе внедрения образовательного мониторинга учебно-воспитательного процесса»:
1. В лицее созданы условия для перехода учреждения на новый уровень качества образования:
1.1. В МБОУ «Лицей» разработана и функционирует система мониторинга итоговых и промежуточных результатов освоения обучающимися образовательной программы. Учет результатов проводится на основании Положения о внутренней системе оценки качества образования в МБОУ «Лицей» (утверждено приказом директора от 21.11.2013 г. №218/2 о/д), Положения о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «Лицей» (утверждено приказом директора от 29.08.2013г. №132/2 о/д), Положения об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся в МБОУ «Лицей» (утверждено приказом директора от 29.08.2013г. №132/2 о/д).
1.2. Государственная итоговая аттестация проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации и Московской области, а также на основании Положения о порядке и формах проведения итоговой аттестации в МБОУ «Лицей» (утверждено приказом директора от 29.08.2014г. №154/1 о/д).
1.3. В образовательной организации реализуются мероприятия в соответствии с «Планом работы по выявлению и развитию одаренных детей МБОУ «Лицей» на 2016-2017 год».
1.4. На основании Порядка регламентации и оформления отношений МБОУ «Лицей» и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей инвалидов, в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях» (утвержден приказом директора от 11.04.2014г. №59/1 о/д) для каждого обучающегося данной категории организовано индивидуальное обучение на дому, составлен индивидуальный учебный план, индивидуальное расписание уроков.
1.5. В образовательном процессе используется дневная форма обучения. Разработано Положение о формах получения образования при освоении общеобразовательных программ в МБОУ «Лицей» (утверждено приказом от 29.08.2013г. №132/2 о/д)
Требования к условиям, обеспечивающим выполнение государственных образовательных стандартов в части организации питания и медицинского обслуживания обучающихся соблюдаются в полном объеме: оборудованы современная столовая на 180 посадочных мест, процедурный кабинет и кабинет врача.
1.6. 96% учебных кабинетов оборудованы автоматизированными рабочими местами учителя, мультимедийным оборудованием. Все компьютеры подключены к сети Интернет, объединены локальной сетью. Имеются спортивный и актовый залы, спортивные площадки для занятий волейболом, баскетболом, полоса препятствий, корт. Функционирует политехнический музей.
1.7. Образовательный процесс обеспечен необходимой учебно-методической документацией, учебно-методической литературой. Всем участникам образовательного процесса доступны библиотечно-информационные ресурсы.
1.8. Укомплектованность педагогическими кадрами, образовательный ценз которых обеспечивает осуществление образовательной деятельности по реализуемым программам МБОУ «Лицей» – 100%.
2. Для более эффективного внедрения образовательного мониторинга учебно-воспитательного процесса, в целях достижения нового качества образования в соответствии с особенностями и традициями учебно – воспитательного процесса в лицее в необходимо:
2.1. администрации лицея совершенствовать внутреннюю систему мониторинга качества образовательного процесса;
2.2. усилить работу администрации, научно-методических кафедр, педагогов лицея на создание оптимальных условий реализации прогрессивных образовательных технологий в целях развития ключевых компетенций субъектов образовательного процесса;
2.3. активнее применять современные подходы к организации образовательного процесса в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования»;
2.4. усилить работу по достижению ооптимального уровня базового и дополнительного образования на основе современного информационно-методического и технологического обеспечения образовательного процесса;
2.5. разработать формы контроля по направлениям через работу научно-методических кафедр, регулирующих участие обучающихся в различных конкурсах, олимпиадах, конференциях;
2.6. поднять уровень готовности всех субъектов образовательного процесса к достижению нового качества образования через:
- применение современных технологий и методик;
- организацию мастер-классов, открытых уроков педагогов-новаторов;
- развитие зоны культурно-эстетического развития обучающихся;
2.6. продолжить работу по привлечению молодых специалистов.
Заместитель директора по УВР ****13 октября 2016 года