Рабочая программа по физике для 9 класса на основе компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания


Пояснительная записка
Учебно-тематическое планирование построено на основе рабочей программы по физике,авторской программы по физикеА.В. Перышкин, Н.В. Филонович, Е.М. Гутник «Рабочие программы. Физика 7-9 классы», М.: Дрофа , 2013 г.,компетентностно-контекстной модели образовательной деятельности.
Компетентностно-контекстная модель обучения основана на теории контекстного подхода, более 30 лет разрабатываемого в научной школе А.А. Вербицкого, доктора педагогических наук, член-корреспондента РАО, и является результатом теоретико-экспериментального исследования по проблеме «Проектирование компетентностно-ориентированной образовательной среды», проводимого в течение 14 лет в Самарской области под руководством к.п.н. Н.А.Рыбакиной.
В ГБОУ гимназии «ОЦ «Гармония» г.о. Отрадный организация учебно-воспитательного процесса строится на основе компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания в рамках опытно-экспериментальной работы по проблеме «Проектирование компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания» (научный руководитель Рыбакина Н.А., доцент кафедры современных технологий и качества образования МБОУ ДПО (ПК) ЦРО г.о. Самара, к.п.н.).Особенности организации учебного процесса:
В компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса изучение любой темы разбиваетсяна 4 основных этапа:
1 этап – осознание структуры изучаемого явления, задачей которого является формирование когнитивной схемы – такой формы хранения опыта, которую человек, решающий ту или иную задачу, использует в качестве точки отсчета. На данном этапе когнитивная схема изучаемого явления формируется на основе комплексного использования действенного, образного и знакового способов кодирования информации. Для этого изучаемый материал сжимается и представляет собой не столько содержательную, сколько функциональную сущность изучаемого явления, позволяющую использовать его как инструмент решения большого класса задач. Сформированная когнитивная схема выступает в качестве основы формирования предметных, метапредметных и личностных результатов образования.
2 этап - осознание генезиса способов деятельности, где и формируются познавательные универсальные учебные действия, связанные с содержание учебного материала, такие как моделирование, структурирование, анализ, сравнение, классификация, оценка, и т.д. Для этого учитель представляет учащимся ряд задач, выстроенных по принципу «от простого к сложному» и организует деятельность учащихся «во внешней речи»: объяснение способа решения задачи на основе когнитивной схемы.
3 этап – самореализация. На данном этапе формируются универсальные учебные действия, не связанные с содержание образования: регулятивные, коммуникативные, познавательные (постановка и решение проблем). Для этого учитель организует коллективную деятельность, в процессе которой учащиеся определяют уровень достижений, темп и объем работы и работают по индивидуальным траекториям.
4 этап – рефлексия уровня достижений.На данном этапе осуществляется формирование рефлексивного мышления. Элементы рефлексии (контроля) осуществляются на протяжении всего времени изучения темы в виде небольших тестов, диктантов, самостоятельных работ. В частности обязательными являются проверочные работы в завершении этапа осознания генезиса способов деятельности, в процессе этапа самореализации. Если изучается достаточно объемный теоретический материал, то, как правило, в завершении этапа осознания структуры изучаемого явления проводится устный опрос.
Формирование регулятивных, коммуникативных метапредметных результатов и личностных результатов заложено в самой модели компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса и отрабатываются в процессе изучения каждой темы на третьем и четвертом этапах. Предметные и познавательные метапредметные результаты, которые непосредственно связаны с содержание образования конкретизируются в каждой теме календарно-тематического плана. В котором по каждой теме сформулированы результаты обучения в деятельной форме, то есть определено, что будет уметь делать учащийся с помощью нового знания и конкретизированы познавательные универсальные учебные действия.
На основании заявленных результатов учитель строит сценарий изучения темы в четыре выще указанных этапа, время на прохождение каждого из которых примерно распределяется следующим образом: 1 этап – 20%, 2 этап – 10%, 3 этап – 40%, 4 этап – 30% (указан % времени на каждый этап от общего количества времени, отведенного на изучение темы).
Каждому этапу изучения темы в календарно-тематическом плане соответствует определенная форма организации учебных занятий:
1 этап – проблемное изложение материала (в плане перечислены элементы представляемого содержания, составляющего основу когнитивной схемы);
2 этап – семинар, в процессе которого организована деятельность по объяснению выбора основ решения широкого класса задач (генезис способов деятельности);
3 этап – практикум по решению задач, в процессе которого каждый учащийся в коллективной деятельности строит свою работу по достижению личностно-значимых целей обучения;
4 этап – двухфазная рефлексия, состоящая, как правило, из трех уроков: предитоговая работа, рефлексия уровня достижений (обобщаюший урок), итоговая работа. Особенность этапа заключается в том, что две проверочные работы данного этапа проводятся по одному классификатору. Эти же работы задают уровень сложности освоения материала. В рамках заявленной темы он может быть различным в зависимости от уровня подготовки учащихся, но не может быть ниже уровня: учащийся освоит, заданного примерной образовательной программой основного общего образования.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Физика» в 9 классе
Обучающиеся научатся:
• распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, нагревание проводника с током, взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света;
• описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
• анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
• решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, формулы расчёта электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников); на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.
• распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность, возникновение линейчатого спектра излучения;
• описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, период полураспада; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
• анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом;
• различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра;
• приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, линейчатых спектров.
• различать основные признаки суточного вращения звёздного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звёзд;
• понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
• приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях;
• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца и др.);
• приёмам построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины.
• использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
• соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;
• приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип действия дозиметра;
• понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого термоядерного синтеза.
• указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звёздного неба при наблюдениях звёздного неба;
• различать основные характеристики звёзд (размер, цвет, температура), соотносить цвет звезды с её температурой;
• различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.
2. Содержание учебного предмета

п/п Наименование раздела Содержание Материал учебника Кол-во часов по программе
1 Законы взаимодействия и движения тел
Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение перемещение. Графики зависимостей кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира. Инерциальные системы отсчета. Законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Фронтальные лабораторные работы.
Исследование равноускоренного движения без начальной скорости
Измерение ускорения свободного падения
23
2 Механические колебания и волны. Звук
Колебательное движение. Колебание груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. Гармонические колебания. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс. Интерференция звука.
Фронтальные лабораторные работы.
Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины 12
3 Электромагнитное поле
Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразование энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных волн на живые организмы. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Интерференция света. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Цвета тел. Спектрограф и спектроскоп. Типы оптических спектров. Спектральный анализ. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.
Фронтальные лабораторные работы.
Изучение явления ЭМИ
Наблюдение сплошного и линейчатого спектров испускания
16
4 Строение атома и атомного ядра Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа, бета и гамма излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Экспериментальные методы исследования частиц. Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правило смещения дляальфа, бета распадов при ядерных реакциях. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерные реакции. Источники энергии Солнца и звезд.
Фронтальные лабораторные работы.
Измерение естественного радиационного фона дозиметром
Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков
Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа радона
Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям
11
5 Строение и эволюция Вселенной Состав, строение и происхождение Солнечной системы. Планеты и малые тела Солнечной системы. Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной. 5
6 Резервное время 1
Итого ч
Календарно – тематическое планирование

п/п Кол-во уроков Дата проведения Форма проведения Тема урока
Законы взаимодействия и движения тел – 23 ч
1 1 Диалогическая лекция Материальная точка. Система отсчета. Перемещение.
2 1 Диалогическая лекция с ИКТ Прямолинейное равномерное движение (ПРД). Прямолинейное равноускоренное движение (ПРУД). Графики ПРД и ПРУД движений. Движение по окружности.
3 1 Урок семинар Семинар по теме «ПРД и ПРУД»
4
5
6
7 4 Урок практикум Практикум по теме «ПРД и ПРУД»
8 1 Контроль знаний Исследование равноускоренного движения без начальной скорости
9 1 Диалогическая лекция с ИКТ Относительность движения. Законы Ньютона. Закон Всемирного тяготения.
10 1 Урок семинар Семинар по теме «Динамика"
11
12
13
14 4 Урок практикум Практикум по теме «Динамика»
15 1 Контроль знаний Измерение ускорения свободного падения
16 1 Диалогическая лекция с ИКТ Законы сохранения импульса и энергии
17
18 2 Урок семинар Семинар по теме «Законы сохранения импульса и энергии»
19
20
21 3 Урок практикум Практикум по теме «Законы сохранения импульса и энергии»
22 1 Контроль знаний Контрольная работа
23 1 Урок обобщения Обобщение знаний по теме
Механические колебания и волны. Звук - 12ч
24 1 Диалогическая лекция с ИКТ Колебательное движение. Колебание груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система.
25 1 Диалогическая лекция с ИКТ Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. Гармонические колебания. . Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.
26 1 Диалогическая лекция с ИКТ Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Звуковые волны. Эхо. Звуковой резонанс. Интерференция звука.
27
28 2 Урок семинар Семинар по теме «Механические колебания и волны. Звук»
29
30
31
32
33 5 Урок практикум Практикум по теме «Механические колебания и волны. Звук»
34 1 Контроль знаний Контрольная работа
35 3 Лабораторная работа Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины
Электромагнитное поле – 16 ч
36 1 Диалогическая лекция с ИКТ Магнитное поле. Направление тока и направление магнитных линий. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток.
37 1 Диалогическая лекция с ИКТ Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Трансформатор.
38 1 Лекция Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Влияние электромагнитных волн на живые организмы. Колебательный контур. Принципы радиосвязи и телевидения.
39 1 Диалогическая лекция с ИКТ Электромагнитная природа света. Интерференция и дисперсия света. Цвета тел. Спектрограф и спектроскоп. Типы оптических спектров. Спектральный анализ.
40
41 2 Урок семинар с ИКТ
Семинар по теме «Электромагнитное поле»
42
43
44
45
46
47
48 7 Урок практикум Практикум по теме «Электромагнитное поле»
49 1 Контроль знаний Контрольная работа
50
51 2 Лабораторная работа Изучение явления ЭМИ
Наблюдение сплошного и линейчатого спектров испускания
Строение атома и атомного ядра - 11ч
52 1 Диалогическая лекция с ИКТ Радиоактивность. Альфа, бета и гамма излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Ядерные реакции.
53 1 Диалогическая лекция с ИКТ Экспериментальные методы исследования частиц. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы.
54 1 Диалогическая лекция с ИКТ Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Закон радиоактивного распада. Термоядерные реакции.
55 1 Урок семинар Семинар по теме «Строение атома и атомного ядра»
56
57
58
59 4 Урок практикум Практикум по теме «Строение атома и атомного ядра»
60 1 Контроль знаний Контрольная работа
61
62 2 Лабораторная работа Измерение естественного радиационного фона дозиметром
Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков
Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов
распада газа радона
Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям
Строение и эволюция Вселенной – 5 ч
63 1 Диалогическая лекция с ИКТ Состав, строение и происхождение Солнечной системы.
64 1 Диалогическая лекция с ИКТ Планеты и малые тела Солнечной системы.
65 1 Диалогическая лекция с ИКТ Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд.
66 1 Диалогическая лекция с ИКТ Строение и эволюция Вселенной.
67 1 Контроль знаний Проверочная работа
Резервное время – 1ч
68 1 Урок обобщения Обобщающее повторение