Здоровьесберегающая организация образовательного процесса


Комитет образования и науки Курской области
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
«Курский институт непрерывного профессионального образования
(повышения квалификации и профессиональной переподготовки)
специалистов отрасли образования»
Ершова Галина Николаевна
Здоровьесберегающая организация образовательного процесса
(из опыта работы)
2014 год
Печатается по решению
редакционно – издательского
совета КИНПО (ПК и ПП) СОО
Автор – составитель: Ершова Галина Николаевна, учитель областного казённого специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Железногорская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»
Рецензент: Л.А. Евдокимова, доцент, заведующая кафедрой коррекционной педагогики и социальной работы КИНПО (ПК и ПП) СОО.
Предлагаемый материал имеет своей целью раскрыть особенности здоровьесберегающих технологий, позволяющих эффективно решать одну из животрепещущих задач современного образования – формирование у учащихся адекватного восприятия новых, особых условий своей деятельности в рамках комплексной информатизации учебного процесса, формирование личности современного школьника, владеющего не только багажом знаний по предметам, но и знаний, умений и навыков здоровьесбережения в условиях современной школы.
Содержание
Введение…………………………………………………………………..
Актуальность темы в условиях современного образования………………..
Здоровьесберегающие технологии……………………………………..
Функции, типы, классификация здоровьесберегающей технологии…..
Анализ проведения урока с позиции здоровьесбережения…………………..
Коррекционно-развивающая среда……………………………………….
Литература ………………………………………………………….
Приложения……………………………………………………………
Введение
« ЗДОРОВЬЕ – НЕ ВСЁ, НО ВСЁ
ОСТАЛЬНОЕ БЕЗ ЗДОРОВЬЯ - НИЧТО».
/ СОКРАТ/
Жизнь современного человека стала чрезвычайно напряжённой. Нервные стрессы, отрицательные эмоции, физические и умственные перегрузки и, как следствие, депрессии, болезни, даже порой желание расстаться с кажущейся никчёмной жизнью – это заурядные явления повседневности. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Трудовые ресурсы страны, её безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально-нравственный уровень населения непосредственно связаны с состоянием здоровья детей, подростков, молодёжи. Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная во все времена, а в XXI веке она - первостепенна. На протяжении многих лет мы боремся за здоровье, за здоровый образ жизни, но факты говорят о другом. ЮНЕСКО и Всемирная Организация здравоохранения исследовали проблему жизнеспособности различных наций и государств и оценили их по 5-бальной шкале. Жизнеспособность России оценили лишь в 1,4 балла. Средняя продолжительность жизни россиян - 59 лет. Наша страна находится в восьмой десятке в мире по индексу развития человеческого потенциала, являющегося основным показателем качества жизни населения. Россия вымирает со скоростью 1,5 млн. человек в год. Сейчас физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей (в блокадном Ленинграде жизнеспособность новорожденных была выше чем, в настоящее время.
 Не секрет, что нарастающий темп жизни, полный стрессов, неблагоприятная экологическая обстановка, прогрессирующие вредные привычки резко отрицательно сказываются на состоянии здоровья населения России в целом, а особенно на подрастающие поколения. Всё больше и больше детей приходит в школу, уже имея те или иные заболевания, часто хронические.
Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.
  Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.
Под здоровьесберегающими образовательными технологиями (ЗОТ) в расширенном смысле можно понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Если же ЗОТ связывать с решением более узкой здоровьесберегающей задачи, то к здоровьесберегающим будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном условии.
  По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений  здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
Стрессовая педагогическая тактика;
Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
Провалы в существующей системе физического воспитания;
Интенсификация учебного процесса;
Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
  Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.
 Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.
 Следует учесть, что утомительность урока не является следствием какой-либо одной причины (сложности материала или психологической напряженности), а определенным сочетанием, совокупностью различных факторов.
Интенсификация образовательного процесса идет различными путями.
 Первый – увеличение количества учебных часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов и т.п ) Другой вариант интенсификации учебного процесса – реальное уменьшение количества часов при сохранении или увеличении объема материала.. Столь резкое сокращение количества часов неизбежно должно было привести к увеличению домашних заданий и интенсификации учебного процесса.
 Частое следствие интенсификации – возникновение у учащихся состояний усталости, утомления, переутомления. Именно переутомление создает предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических и других заболеваний.
Актуальность темы в условиях современного образования.
Анализ ситуации по части состояния здоровья обучающихся в городе Железногорске Курской области показал следующее:
- 95% детей имеют отклонения физического и психического здоровья;
-85% детей поступают в школу с хроническими заболеваниями;
-за годы обучения в школе в 5 раз возрастает число нарушений зрения и осанки, в 4 раза увеличивается количество нарушений психического здоровья, в 3 раза – детей с заболеваниями органов пищеварения;
-до 80% юношей призывного возраста по медицинским критериям не готовы к службе в Вооружённых силах.
На основании этого анализа «вырисовывается» проблемное поле необходимости создания системы здоровьесберегающего образования:
-высокий уровень хронических заболеваний;
-негативное психоэмоциональное состояние учащихся на уроках ( наличие состояний страха, тревоги, беспокойства, огорчений);
-несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям школьников, несоблюдение элементарных физиолого-гигиенических требований к организации образовательного процесса;
-неумение управлять собой;
-безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
-отсутствие глубоких знаний, умений и навыков по формированию ЗОЖ у участников образовательного процесса.
Поскольку цель современной школы, прежде всего, - подготовка детей к жизни, достижение этой цели может осуществляться с помощью особых технологий, которые рассматриваются как совокупность приёмов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами в состоянии спланировать свою работу с учётом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса. В.А.Сухомлинский отмечал: «Опыт убедил нас в том, что у 85% всех неуспевающих учащихся главная причина отставания в учёбе – плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями педагогов, врачей, родителей».
Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
  Под здоровьесберегающей образовательной технологией (Петров О.В.) понимают систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:
 1.    Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся,проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.
2.     Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной    стратегии,     соответствующей     особенностям     памяти, мышления,    работоспособности,    активности    и   т.д.    учащихся   данной возрастной группы.
3.     Создание благоприятного эмоционально-психологического климата  в процессе реализации технологии.
4. Использование    разнообразных    видов    здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности (Петров О.В.)
 Основные компоненты здоровьесберегающей технологии:
аксиологический, проявляющийся в осознании учащимися высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни, который позволяет наиболее полно осуществить намеченные цели, использовать свои умственные и физические возможности. Осуществление аксиологического компонента происходит на основе формирования мировоззрения, внутренних убеждений человека, определяющих рефлексию и присвоение определенной системы духовных, витальных, медицинских, социальных и философских знаний, соответствующих физиологическим и нейропсихологическим особенностям возраста; познание законов психического развития человека, его взаимоотношений с самим собой, природой, окружающим миром. Таким образом, воспитание как педагогический процесс направляется на формирование ценностно-ориентированных установок на здоровье, здоровьесбережение и здравотворчество, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и мировоззрения. В этом процессе у человека развивается эмоциональное и вместе с тем осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных интересах и потребностях;
гносеологический - связан с приобретением необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя, своих потенциальных способностей и возможностей, интересом к вопросам собственного здоровья, к изучению литературы по данному вопросу, различных методик по оздоровлению и укреплению организма. Это происходит благодаря процессу формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека, овладению умениями сохранять и совершенствовать личное здоровье, оценке формирующих его факторов, усвоению знаний о здоровом образе жизни и умений его построения. Этот процесс направлен на формирование системы научных и практических знаний, умений и навыков поведения в повседневной деятельности обеспечивающих ценностное отношение к личному здоровью  и здоровью окружающих людей. Все это ориентирует школьника на развитие знаний, которые включают факты, сведения, выводы, обобщения об основных направлениях взаимодействия человека с самим собой, с другими людьми и окружающим миром. Они побуждают человека заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни, заранее предусматривать и предотвращать возможные отрицательные последствия для собственного организма и образа жизни;
здоровьесберегающий включает систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма, а также систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой. Особая роль в этом компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха, что способствует предупреждению образования вредных привычек, функциональных нарушений заболеваний, включает в себя психогигиену и психопрофилактику учебно-воспитательного процесса, использование оздоровительных факторов окружающей среды и ряд специфических способов оздоровления ослабленных;
эмоционально-волевой, который включает в себя проявление психологических механизмов — эмоциональных и волевых. Необходимым условием сохранения здоровья являются положительные эмоции; переживания, благодаря которым у человека закрепляется желание вести здоровый образ жизни. Воля — психический процесс сознательного управления деятельностью, проявляющийся в преодолении трудностей и препятствий на пути к поставленной цели. Личность с помощью воли может осуществлять регуляцию и саморегуляцию своего здоровья. Воля является чрезвычайно важным компонентом, особенно в начале оздоровительной деятельности, когда здоровый образ жизни еще не стал внутренней потребностью личности, а качественные и количественные показатели здоровья еще рельефно не выражаются. Он направлен на формирование опыта взаимоотношений личности и общества. В этом аспекте эмоционально-волевой компонент формирует такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, долг, честь, достоинство. Эти качества обеспечивают функционирование личности в обществе, сохраняют здоровье, как отдельного человека, так и всего коллектива;
экологический - учитывает то, что человек как биологический вид существует в природной среде, которая обеспечивает человеческую личность определёнными биологическими, экономическими и производственными ресурсами. Кроме того, она обеспечивает ее физическое здоровье и духовное развитие. Осознание бытия человеческой личности в единстве с биосферой раскрывает зависимость физического и психического здоровья от экологических условий. Рассмотрение природной среды как предпосылки здоровья личности позволяет внести в содержание здравотворческого воспитания формирование умений и навыков адаптации к экологическим факторам. К сожалению, экологическая среда образовательных учреждений не всегда благоприятна для здоровья учащихся. Общение с миром природы способствует выработке гуманистических форм и правил поведения в природной среде, микро-  и макросоциуме. В то же время природная среда, окружающая школу, является мощным оздоровительным фактором;
физкультурно-оздоровительный компонент предполагает владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности,  предупреждение гиподинамии. Кроме того, этот компонент содержания воспитания обеспечивает закаливание организма, высокие адаптивные возможности. Физкультурно-оздоровительный компонент направлен на освоение личностно-важных жизненных качеств, повышающих общую работоспособность, а также навыков личной и общественной гигиены.
Представленные выше компоненты здоровьесберегающей технологии позволяют перейти к рассмотрению ее функциональной составляющей.
Функции здоровьесберегающей технологии:
формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде;
информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;
диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком;
адаптивная:    воспитание    у    учащихся    направленности    на здравотворчество,    здоровый  образ   жизни,    оптимизация   состоя-
ния; собственного   организма   и   повышение   устойчивости   к   различ-
ного   рода;
стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает адаптацию школьников к социально-значимой деятельности;
рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами;
интегративная: объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения.   
Типы технологий
Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)
Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия).
Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла).
Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.).
Классификация здоровьесберегающнх технологий.
 По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные).
  По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют: медицинские (технологии профилактики заболеваний; коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитаоно-гигиенической деятельности); образовательные, содействующие здоровью (информационно-обучающие и воспитательные); социальные (технологии организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и коррекции  девиантного   поведения);    психологические    (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).
 К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии       комплексной       профилактики       заболеваний, коррекции      и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ.
Анализ проведения урока с позиции здоровьесбережения
 Педагогу в организации и проведении  урока необходимо учитывать:
1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;
 2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;
 3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;
 4)число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;
 5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;
 6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);
 7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;
 8) позы учащихся, чередование поз;
 9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;
 10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;
 11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;
 12) психологический климат на уроке;
 13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.; 
В конце урока следует обратить внимание на следующее:
плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;
момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;
темп и особенности окончания урока:
-  быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;
 -   спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;
 -    задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).
 Большое значение имеет режим дня школьника, условия для выполнения домашних заданий, интерес родителей к школьным проблемам, спокойная обстановка дома, соблюдение гигиенических норм. У мальчиков проблемы возникают значительно чаще, т.к. у девочек адаптивные возможности выше.
Биологические факторы: наследственность, состояние здоровья матери во время беременности, нарушение состояния здоровья новорожденного.
Педагогические факторы.
Факторы внешней среды, способные оказать негативное воздействие на состояние здоровья школьников (экологические, социальные, экономические и т.д.);
Факторы школьной среды – качественная оценка школьных зданий, санитарно-технического, спортивного оборудования и оснащения, организация системы питания с учетом требований санитарных правил и норм, количественная и качественная характеристика контингента школы;
Организация учебного процесса (продолжительность урока, учебного дня, перемен, каникул) и режима учебной нагрузки;
Организация и формы физического воспитания и физкультурно-оздоровительной работы;
Формы и методы здоровьесберегающей деятельности учреждения общего образования;
Динамика хронической и общей заболеваемости;
Методы и формы обучения, мотивирующие познавательную активность;
Психологический фон занятий, благоприятный эмоциональный настрой, (доброжелательность, мудрость педагога);
Санитарно – гигиенические условия (проветривание помещения, температурное соответствие, чистота, световое и цветовое оформление и т.д.);
Двигательный режим детей (с учетом их возрастной динамики);
Рациональное питание (меню и режим питания);
Медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры;
Стрессовая педагогическая тактика;
Интенсификация учебного процесса (увеличивается количество ежедневных уроков, у детей остается мало времени для отдыха, прогулок, они не досыпают, переутомляются);
Не соответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
Нерациональная организация учебной деятельности (контрольная работа после выходного дня);
Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья (он не знает своего ребенка, его характера, наклонностей, интересов);
Функциональная неграмотность родителей (не помогают ребенку, хотят от него больше, чем он может, винят во всем только ребенка, а не себя, не прислушиваются к его жалобам);
Отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (в том числе профилактике вредных привычек, полового воспитания и сексуального просвещения, недостаточное использование средств физического воспитания и спорта и т. п.);
Межличностные отношения между сверстниками;
Правильная организация урока (построение урока с учетом динамики работоспособности, рациональное использование ТСО, наглядных средств и т. п.);
Рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями;
Рациональная организация двигательной активности учащихся, включающая предусмотренные программой уроки физкультуры, динамические перемены и активные паузы в режиме дня, а также спортивно-массовую работу;
Организацию рационального питания;
Система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
 Без выполнения этого комплекса мер по охране и укреплению здоровья любые другие мероприятия не окажут должного эффекта здоровьесбережения.
Коррекционно-развивающая среда
Дети с ограниченными возможностями здоровья чаще, чем их сверстники, имеют физическую ослабленность, повышенную склонность к инфекционным заболеваниям. Кроме того, для большинства таких детей характерны проявления двигательной недостаточности: нарушения равновесия и координации движений, мышечного тонуса, осанки. У них нарушена нейродинамика и затруднено формирование межанализаторных связей: зрительно-двигательных и других. Увеличивается количество детей, имеющих сложные дефекты развития.
Создание коррекционно-развивающей среды входит в число приоритетов здоровьесберегающей деятельности. Под коррекционно-развивающей средой понимается атмосфера психологической защищённости, способствующая развитию индивидуальности обучающихся, что обеспечивается прежде всего типом взаимодействия взрослых и детей. Другим непременным компонентом коррекционно-развивающей среды является необычный, эстетически оформленный интерьер класса. Особое значение придаётся дизайну ближайшего окружения ребёнка: его предметно-игровой среде. В классе созданы зоны с визуальной изоляцией, в которых ребёнок может уединиться. Разнообразят среду пребывания обучающихся в школе маленькие островки зелени. Зелёная зона в классе представляет собой уголок психологической разгрузки. В создание коррекционно-развивающей среды заложен огромный потенциал для систематического и ежедневного влияния на развитие психических функций обучающихся, о чём неоднократно писал Л.Выготский.
Соблюдение санитарно-гигиенического режима:
-воздушно-тепло-световой режим (учёными-гигиенистами подсчитано, что при температуре +27 градусов количество ошибок у школьников возрастает в 2 раза, чем при температуре 18-20 градусов; пыль, оседающая на стёклах окон, поглощает до 20% света);
соответствие школьной мебели;
строгое регламентирование учебной нагрузки в зависимости от возраста обучающихся;
создание условий для удовлетворения естественной потребности школьника в движении.
Для выравнивания эмоциональной сферы в классе можно проводить еженедельно Час радости. Цель такой формы взаимодействия с детьми – снятие эмоционального напряжения при переходе от дней отдыха к учебной неделе, раскрепощение, присоединение к эмоциональной сфере другого человека, объединение группы-класса как группы личностного роста школьника, развитие у детей рефлексии, раскрытие потенциальных возможностей детей. Проведению Часа радости сопутствует определённый ритуал. Все дети класса садятся в круг, лицом в центр, и каждый может видеть лицо другого. Круг – это замкнутое пространство, ведущее к пониманию, к единению. У ребят возникает ощущение доверительности, доброжелательности. Им предлагаю вспомнить в каждом обычном дне радостные моменты и в кругу одноклассников рассказать о значимой для себя радости за прошедшую неделю. Сначала говорят дети, обладающие высокой самооценкой. Постепенно остальные дети адаптируются к обстановке и говорят о радостном и приятном. Учитель тоже делится с ребятами своими радостями. Необходимо выслушать каждого, тактично привлекая внимание остальных детей к сопереживанию тех чувств, о которых вспоминал говорящий, плавно разворачивая ребят от материальных ценностей к духовным. И на последующих таких беседах дети сами меньше говорят о подарках, о конфетах, больше о чувствах, пришедших от общения с миром природы, от встреч с интересными людьми.
Известно, что большую часть урока учащиеся, как правило, проводят сидя за столом, в условиях обездвиженности и позо-статического напряжения. В то же время установлено, что даже кратковременное воздействие статических напряжённых состояний является фактором, угнетающим нейродинамику и регуляцию вегетативных функций организма. Следовательно, особую актуальность на уроке приобретает расширение двигательной активности обучающихся с ОВЗ. Одним из возможных путей решения этой проблемы является применяемая мною на уроках методика сенсорно-координаторных тренажей В.Ф.Базарного. Ведущая идея данной методики – «Сенсорная свобода и психомоторное раскрепощение» - раскрывается через следующие содержательные линии:
Обучение в режиме динамических поз. Часть урока ученик стоит за конторкой, другую часть урока сидит за партой, тем самым сохраняется и укрепляется его телесная вертикаль, позвоночник, осанка – основа энергетики человеческого организма. В течение урока поза меняется несколько раз с учётом сезона года, характера предшествующего урока, состояния здоровья ребёнка в настоящий момент.
Проведение уроков в режиме движения наглядного материала, постоянного зрительного поиска и выполнения активизирующих детей заданий. Для этого использую подвижные « сенсорные кресты», карточки с заданиями, которые раскладываются в любой точке класса, специальные «держалки», чтобы формировать у детей произвольный шаговый алгоритм при чтении текста, способствующий развитию их речемоторной функции.
Особенность методики сенсорно-координаторных тренажей с помощью меняющихся зрительно-сигнальных сюжетов заключается в следующем: все упражнения выполняются в позе свободного стояния, каждое базируется на зрительно-поисковых стимулах: дети совершают сочетающиеся движения головой, глазами и туловищем; продолжительность 1,5-2 минуты. Выполняется это так: в 4-х верхних углах классной комнаты фиксируются яркие, привлекающие внимание образно-сюжетные изображения. Каждый сюжетный комплекс должен меняться не реже одного раза в две недели. Обязательным моментом является то, что под каждой картинкой помещается одна из цифр 1-2-3-4 в соответствующей последовательности.
Суть методики зрительно-координаторных тренажей с помощью схемы универсальных символов. Схема-тренажёр находится на потолке. Дети становятся в центре под схемой-тренажёром и, следя глазами за ориентирующими стрелками, выполняют упражнение. Систематические занятия по схеме способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости, агрессии.
Как показывают наблюдения школьных медиков, занятия в режиме вышеперечисленной методики способствуют приросту остроты зрения на 30%, в 1,5 раза повышается скорость восприятия и переработки зрительной информации. Вместе с тем на уроках я применяю гимнастику для глаз, которую предлагает известный специалист по детским глазным болезням профессор Аветисов Э.С. Эти упражнения очень просты, но они способствуют сохранению зрения, а также приостановлению или замедлению ухудшения зрения / см. приложение №1/.
Снятие статического напряжения можно осуществлять посредством включения в урок физкультминуток. Для этого можно использовать «немного лечебную» книгу «Расскажи стихи руками» / см. приложение №2 / Обучающиеся при помощи движения пальцев рук, а иногда и всего тела показывают жестами, позой содержание стихотворения. Такой вид деятельности позволяет решать целый ряд коррекционных задач: развитие свободы движений, чувства пространства, образное мышление, память, внимание, речь. Физкультминутки способствуют повышению умственной работоспособности и эмоционального тонуса.
Наряду с вышеперечисленными приёмами в целях снятия статического напряжения полезно использовать обучение учащихся элементам самомассажа кистей и пальцев рук. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Работоспособность утомлённой мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов. Сначала следует обучить учащихся следующим приёмам самомассажа: поглаживание, растирание, разминание, пощипывание, активные и пассивные движения. При проведении самомассажа необходимо соблюдать определенные правила:
Во время выполнения самомассажа дети самостоятельно или в парах выполняют поглаживание, растирание, похлопывание, пощипывание отдельных частей тела в определенном порядке в образно – игровой игре
Направление массирующих движений должно быть строго в сторону лимфатических узлов: на руках от пальцев к подмышкам, на ногах от стопы к колену и далее к паху, на груди от центра к периферии. Лимфатические узлы массировать нельзя.
Важно добиться у детей оптимального расслабления мышц массируемых областей тела.
Основное правило – никакой боли. Только приятные ощущения позволят в дальнейшем детям всегда с удовольствием выполнять эти задания.
Главной, отличительной чертой самомассажа должна являться эмоциональность. Положительный эмоциональный тонус поддержит интерес к массажу (эти упражнения должны нравиться и доставлять удовольствие), предупредит различные заболевания (органов дыхания, пищеварения, инфекционных заболеваний, болезней глаз, нервной  и сердечно – сосудистой системы и так далее). Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления и знакомства со своим телом / см. приложение №3/.
Для обеспечения необходимого ежедневного объёма двигательной активности каждому ребёнку систематически следует организовывать для детей «Весёлые переменки». Среди всего многообразия игр особо выделяю подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные действия /см. приложение №4/.
Положительный эффект в комплексе с мероприятиями щадящего режима дают упражнения аутогенной тренировки, рекомендованные австрийским врачом Г.Эберлейн, которые способствуют укреплению психического здоровья детей. Например, упражнение на создание чувства теплоты: «Представь,что ты поставил ноги в тёплую воду, а в руки взял тёплый шарик. Тебе тепло, ты расслабился…» Или упражнения на создание чувства успешности: « У тебя всё будет хорошо, все неприятности пройдут. Ты хорошо выполняешь задания». Эти слова ученик должен повторять за учителем во время каждой аутогенной тренировки. Все эти упражнения имеют одну цель: победить страх, дать ребёнку возможность почувствовать себя свободным, раскрепощённым, снять напряжение. Этому способствует представление о чём-то прекрасном, о том, что радует и доставляет удовольствие. Тогда удаётся эффективно использовать приведённые упражнения. Однако не стоит надеяться, что ребёнок поймёт и осознает ценность этих занятий с первого раза, не следует прекращать занятия, даже если не всё получается.
Использование на уроках терапевтических мероприятий стабилизирует здоровье детей, снижает уровень невротизации, создаёт гармонию разума и чувств, повышает выносливость. Нетрадиционные формы работы. Направленные на профилактику и коррекцию речевых и личностных нарушений с опорой на компенсаторные возможности ребёнка. Это – одна из самых доступных, мягких форм адекватной помощи детям с ОВЗ, направленная на перестройку неблагополучно сложившихся форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения, хорошую социальную адаптацию, развитие речевых коммуникативных навыков.
Музыкотерапия. Произведения Л.Бетховена стимулируют интеллектуальную деятельность, поддерживают вдохновение. «Лунная соната», например, благоприятно влияет на сердечно-сосудистую систему. Музыка Баха дарит чувство покоя, возвышает. Японские врачи советуют: если болит голова и вы удручены, послушайте «Весеннюю песню» Мендельсона. В минуты эмоционального напряжения полезно привлекать детей к пению либо слушанию музыки. Именно через музыку, песню в центральной нервной системе происходит управляемое нейро-эмоциональное переключение доминантных установок с оценочно-депрессивных на мажорно-перспективные.
Хромотерапия (цветотерапия). Известный «цветовой» метод лечения больных неврозом помогает грамотно использовать хромотерапию для здоровьесбережения во время образовательного процесса. Надо помнить, что яркие, горячие краски воздействуют на человека возбуждающе, а нежные тона – успокаивающе. Красный цвет может активизировать физическую работоспособность; оранжевый и жёлтый – возбуждают аппетит, приводят в ровное оптимистическое настроение; синий – действует расслабляюще, снимает головную боль, понижает аппетит; зелёный – успокаивает нервную систему, даёт ощущение прохлады. Применение «изотерапии» на уроках гармонизирует психику детей и приводит в состояние равновесия.
Игротерапия. Игра – символический язык для самовыражения, и она может открыть то, что пережил ребёнок, как он на это реагирует, какие желания, мечты и потребности возникают у него, особенности его Я-концепции. В игре ребёнок пытается разрешить свои проблемы и конфликты, манипулируя игровыми материалами.
Куклотерапия. Цель этой методики – помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности, а также – повысить иммунитет к стрессам.
Сказкотерапия. Достоинство сказок неоспоримо в коррекционной работе: это психокоррекция, образность языка, его метафоричность, психологическая защищённость. Сказка несёт в себе культуру, мировоззрения своего народа. Я использую сказки для развития воображения, речевого творчества, воспитания добрых чувств, а ведь именно доброта есть корень всех благородных качеств. По словам Амонашвили, «…добрый человек не может не проявить щедрость души, не может не уважать людей, не может не быть порядочным, заботливым, храбрым…»
Смехотерапия. Смех играет огромную психотерапевтическую роль. Он способствует коррекции настроения, продлевает годы жизни, нормализует взаимоотношения; он способен веселить, отвлекать от грустных мыслей, быть целительным бальзамом для людей с больной, израненной душой. Чувство радости заставляет расширяться все мельчайшие кровеносные сосуды, ускоряет кровообращение, повышает жизненную энергию организма. Профессор Е.Сепп придаёт смеху значительное психофизическое значение в жизни человека ввиду того, что смех действует освежающим образом на утомлённый мозг. Влияние радости особенно усиливается по отношению к детям с ОВЗ. Радость для них столь же необходима, как солнечный свет, как свежий воздух, и ей так мало нужно места. Она отлично уживается и под низкой крышей. Здоровое веселье, смех для них – как бы лекарство, которое необходимо им постоянно. С этой целью можно предложить следующее:
осуществлять специальный подбор книг для чтения, устраняя из них те, которые насыщены скептицизмом и пессимизмом. Здоровым чтением может служить лишь та литература, которая в состоянии привить детям бодрость, отвагу, желание побеждать природу. Наряду с этим детям надо предлагать чтение весёлых, комических рассказов.
среди детей любого класса всегда есть весельчаки, балагуры; нужно стараться всячески культивировать эти склонности, в то же время следить, чтобы это было в определённых границах, чтобы шутки не переходили в постоянное поддразнивание одного и того же ребёнка;
организовывать с детьми инсценировки, простенькие спектакли;
полезно применять в системе шутки, прибаутки, загадки, которые также оказывают благотворное влияние на здоровье ребёнка.
Без грамотного, целенаправленного решения проблемы формирования культуры здоровья обучающихся выполнение задач по охране их здоровья стало бы невозможным. Школьник, не заботящийся о своём здоровье, не мотивированный на его сохранение и укрепление, на ведение здорового образа жизни, при всём старании учителя остаться здоровым в современных условиях не смог бы. Необходимый уровень грамотности, то есть обучение здоровью обеспечивается в нашей школе как путём интеграции вопросов здоровья в содержание школьных программ по различным предметам, так и путём ведения курса «Твоё здоровье». Работа в рамках курса помогает:
проведению профилактической работы до начала приобретения негативных привычек;
обучению учащихся ответственному отношению к своему здоровью;
усилению связи между знаниями о своём здоровье, отношением к нему и поведением;
формированию у детей собственной жизненной позиции, позволяющей выбирать круг общения, выстраивать позитивные отношения с людьми, не прибегая к «суррогатам» общения в виде сигареты, рюмки и т.д.
Уроки здоровья я провожу в форме уроков-тренингов, уроков-дискуссий, видео-просмотров с последующим обсуждением, практических занятий, игровых риск-версий и т.д. / см. приложение №5 / Работа по привитию навыков здорового образа жизни предусматривает тесное взаимодействие с родителями: вооружение родителей основами ЗОЖ, изучение жизненного уклада каждой семьи, регулирование взаимоотношений «родитель – ребёнок», систематическая работа лектория «Азбука для родителей».
Результативность работы. За последние три года в школе не было зафиксировано превышения эпидемиологического порога в связи с эпидемией гриппа. Количество пропусков уроков по болезни сократилось на 2% по сравнению с 2011-2012 учебным годом. Удалось сократить количество учащихся с ранними зрительными расстройствами с 19,8% в 2010 году до 17,4% в 2013г., понизить заболеваемость ОРВИ с 20,6% в 2010г. до 10,8% в 2013 г., заболеваемость органов желудочно-кишечного тракта с 25,3% в 2010г. до 22% в 2013г. Психологические исследования показали, что среди моих обучающихся снизился уровень тревожности, агрессивности.
Уверена, что дети, прошедшие через этот опыт, при выходе во взрослую жизнь обладают лучшими адаптационными способностями, нежели их сверстники из других коррекционных школ.
ЛИТЕРАТУРА
Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям» г. Киев, Радяньска шк., 1996 г., с. 3
Кащенко В.П. «Педагогическая коррекция» г. Москва, изд. центр «Академия», 1999 г.
Аветисов Э.С., Ливадо Е.И., Курлан Ю.И. «Занятия по физической культуре при близорукости». М., физкультура и спорт, 1983 г.
Коростелев Н.Б. «Воспитание здорового школьника», г. Москва, «Просвещение», 1986 г.
Детские подвижные игры народов СССР. Состав. Канеман А.В., Москва, «Просвещение», 1989 г.
Волина В.В. «Занимательное азбуковедение», г. Москва, «Просвещение», 1991 г.
Журнал «Начальная школа» № 2, 1992 г. – 5-6, 1992 г.
Журнал «Дефектология» « 3, 1995 г., № 3, 1999 г.
Соковня-Семенова И.И. «Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь». г. Москва, «Академия», 1997 г.
Газета «Начальная школа» № 9, 1999 г.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ ПО АВЕТИСОВУ Э.С.
Первое упражнение для укрепления мышц век, улучшения кровообращения и расслабления мышц самого глаза. Выполняется сидя. Нужно крепко зажмурить глаза на 3-5 сек. (считать медленно до 5-7). Затем открыть глаза на такое же время. Повторить 6-8 раз. Улучшить кровообращение можно, если быстро моргать в течение 1-2 мин.
Упражнение для снижения утомления и облегчения работы на близком расстоянии ( при чтении, письме) особенно следует иметь в виду при длительной зрительной работе. Выполняется стоя. Смотреть перед собой 2-3 сек; потом поместить указательный палец правой руки (на уровне средней линии лица) на расстоянии 25-30 см. от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5 сек, опустить руки. Повторить 10-12 раз.
А теперь упражнения, которые укрепляют мышцы глаз. Выполняются стоя. Чтобы легче его освоить , дадим упражнение по элементам: а) поместить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз; б) смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 сек; в) прикрыть левой ладонью левый глаз на 3-5 сек; г) убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 сек; д) поместить палец левой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз; е) смотреть обоими глазами на конец пальца 3-5 сек; ж) убрать ладонь и смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 сек. Повторить 5-6 раз.
Приложение № 2
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ
ПЯТЬ МАЛЫШЕЙ
Один малыш качается в саду,
два малыша купаются в пруду,
три малыша ползут к дверям в квартире,
а в эту дверь стучат еще четыре.
С пятью другими тоже все в порядке:
им весело, они играют в прятки.
Где притаились – ясно и ежу,
но я глаза зажмурил и вожу:
«один, два, три…
два, три, четыре, пять…
Ну, берегитесь: я иду искать!»
ДВЕ МАРТЫШКИ
Две мартышки, слов не тратя,
раз подрались на кровати.
Друг из друга в этой схватке
вышибли ума остатки.
Врач пришел, уселся в кресле
и сказал мартышкам : «Если
драться будете, мартышки –
выгоню из этой книжки!»
КРЯ! КРЯ! КРЯ!
Пять маленьких, худеньких, глупых утят
за мамою-уткой угнаться хотят.
Угнаться за мамою-уткой?
Серьезное дело! Не шутка!
Но кратка прогулка. Близки берега.
Четыре утенка кричат: «Га, га, га!»
Они ведь не куры – утята.
Они из воды не хотят ведь.
Качает утят на прибрежной волне,
а маленький самый, с пятном на спине,
плывет, говоря: «Кря! Кря! Кря!»,
плывет, говоря: «Кря! Кря! Кря!»
Приложение № 3
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ САМОМАССАЖА.
Основанием кисти делаются вращательные движения в сторону мизинца.
ТЕСТО
Тесто месим, тесто мнем,
Пирогов мы напечем
И с капустой, и с грибами.
- Угостить вас пирогами?
Самомассаж кисти руки со стороны ладони. Кисть и предплечье располагаются на столе или на колене, дети сидят. Поглаживание.
МАМА
По головке мама гладит
Сына-малолеточку.
Так нежна ее ладонь,
Словно вербы веточка.
- Подрастай, сыночек милый,
Добрым, смелым, честным будь,
Набирай ума и силы
И меня не позабудь!
Костяшками сжатых в кулак пальцев двигать вверх – вниз и справа налево по ладони массируемой руки («прямолинейное» движение).
ТЕРКА
Дружно Маме помогаем,
Теркой свеклу натираем,
Вместе с мамой варим щи,
- Ты вкуснее поищи!
Фалангами сжатых в кулак пальцев проводится движение по принципу «буравчика» на ладони массируемой руки.
ДРЕЛЬ
Папа в руки дрель берет,
А она жужжит, поет,
Будто мышка-непоседа
В стенке дырочку грызет!
Самомассаж пальцев рук. Кисть и предплечье массируемой руки располагаются на столе, дети сидят. «Щипцами», образованными согнутыми указательным и средним пальцами, делается хватательное движение на каждое слово стихотворного текста по направлению от ногтевых фаланг к основанию пальцев («прямолинейное» движение).
КЛЕЩИ
Ухватили клещи гвоздь,
Выдернуть пытаются,
Может, что-нибудь и выйдет,
Если постараются!
Движется подушечка большого пальца, положенного на тыльную сторону массируемой фаланги, остальные четыре охватывают и поддерживают палец снизу («спиралевидное» движение).
БАРАШКИ
На лугах пасутся «бяшки»,
Раскудрявые барашки,
Целый день все: «Бе да бе»,
Носят шубы на себе.
Шубы в кудрях, погляди,
«Бяшки» спали в бигуди,
Утром сняли бигуди,
Попробуй гладкую найди.
Все кудрявы до одной,
Бегут кудрявою толпой.
Уж такая у них мода,
У бараньего народа.
Движения, как при растирании замерзших рук.
МОРОЗКО
Заморозил нас Морозко,
Влез под теплый воротник,
Как воришка, осторожно
В наши валенки проник.
У него свои заботы-
Знай морозь, да посильней!
Не балуй, Мороз, ну что ты
Так не жалуешь людей?!
Во второй половине учебного года я предлагаю ребятам игровые упражнения с использованием массажеров и мячей маленького размера.
Массажеры представляют собой полусферы из пластмассы с бугристой поверхностью, с ним работают несколько детей, подгруппа одновременно.
УРОК
Нажимаем на звонок,
Начинается урок:
Дзынь-дзынь.
Вот разгладим мы ладошки,
Поработаем немножко.
И по кругу проведем,
Каждый пальчик разомнем.
А теперь бежит дорога
По ухабам, между пней,
Прогуляемся немного,
Станут пальчики сильней:
Вот так.
Снова гладим мы ладошки,
Поработаем немножко.
И по кругу проведем,
Каждый пальчик разомнем.
Вот опять звенит звонок,
И кончается урок:
Дзынь-дзынь. Дети поочередно нажимают
подушечками пальцев обеих рук на бугорки массажера.
Правой, затем левой ладонью проводят по всей поверхности массажера, делая движения «вперед-назад».
Раскрытой рукой, правой, затем левой, проводят по всей поверхности массажера круговым движением.
Дети поочередно подушечкой каждого пальчика «пробегают по дорожке» массажера по направлению к себе.
Упражнения повторяются.
2. Сжимание и разжимание в ладони маленьких резиновых мячей:
Крепко мячики сжимаем,
Наши мышцы напрягаем,
Чтобы пальцы никогда
Не боялись бы труда!
Перекатывание мяча по столу с удержанием его сначала (на первые две строки) между ладошками, затем между большими пальцами, указательными, средними, безымянными, мизинцами.
ФУТБОЛ
Поиграем мы в футбол
И забьем в ворота гол!
Палец большой
За ворота – горой!
Указательный – смельчак,
Забиваем гол – вот так!
Средний – точно уж герой.
Забиваем головой!
Безымянный вдруг споткнулся
И с досады промахнулся!
Малыш-мизинец – молодец,
Гол забил – игре конец!
Приложение № 4
ЗООЛОГИЧЕСКИЕ ЗАБЕГИ.
Ведущий: Здравствуйте ребята! Вернее зверята! Потому что сегодня у нас будет не простая эстафета, а зоологическая. И принимают участие в ней разные звери, вернее вы побываете в каждой эстафете в «шкуре» какого-либо зверя. Все эстафеты на быстроту и правильность выполнения задания, которые игроки будут выполнять поочередно в каждой команде. Для того чтобы устроить такие соревнования нужно разделиться на две команды (Проводиться жеребьевка).
Эстафета «Черепаха».
Ведущий: Начинаем мы с вами «зоологические забеги» с самых медленных (медлительных), да и спешить им не к чему, так как их тело защищенного от врагов прочным панцирем. Многие виды черепах живут в пустыне, где тепло, они откладывают яйца в песок, из которых появляются маленькие черепашата.
Задание.
Дети встают на четвереньки, на спину им кладется таз. Нужно очень медленно и аккуратно двигаться, чтобы его не уронить. Пройти дистанцию передать эстафету следующему игроку.
Эстафета «Пингвины».
Ведущий: А сейчас из жаркой пустыне – к самой холодной точке земного шара – Антарктиде, там живут птицы, которые приспособились этому суровому климату. Это пингвины. Их тело не покрыто густым, непромокаемым опереньем, а толстым слоем жира, который помогает спасаться от сильных морозов. На суше очень неуклюжи и не умеют летать, зато в воде могут соперничать с дельфинами. Крылья служат им великолепными веслами. С их помощью они могут развивать скорость до 40 км/ч. Сей – час вы станете пингвинами, которые решили по соревноваться на бегу.
Задание.
Дети между коленями зажимают спичечный коробок. Нужно, пройти дистанцию, не уронив его. Чья команда быстрее.
Эстафета «Сороконожка».
Ведущий: Знаете, почему сороконожку так назвали? (40 ног). Правильно, у нее не две пары ног, а множество. Это такая красивая гусеница и она может передвигаться.
Задание.
Для того чтобы превратиться в сороконожку, нужно всей команде присесть на корточки, взять за плечи впереди сидящего и не отцепляться друг от друга, не вставая перейти дистанцию всем вместе. Чья сороконожка быстрее.
Приложение № 5
УРОК ЗДОРОВЬЯ.
Тема: «Здоровье – это жизнь!»
Цели:
Закрепить знания учащихся о правилах здорового образа жизни.
Воспитывать желание выполнять правила здорового образа жизни, уважительное отношение к своему здоровью, любовь к жизни.
Учить детей приемам выполнения точечного массажа, способствующему профилактике простудных заболеваний.
Развивать память (через заучивание стихов, песен, инсценирование); внимание, мышление (через дидактические игры); речь (через чтение стихотворений, ответы на вопросы).
Ход урока:
Учитель: Здравствуйте ребята! Вот таким словом люди приветствуют друг друга. Но это слово означает не только приветствие. Этим словом люди желают друг другу здоровья. Давайте еще раз произнесем это слово, пожелав тем самым себе и всем окружающим здоровья.
Это русское слово, удивительное слово, надо говорить папе и маме, друзьям и знакомым, родственникам и соседям и всем, кого вы знаете. Это слово поднимает настроение, дает заряд бодрости. Говорите чаще это слово – оно обладает оздоровительной силой. А что такое здоровье, ребята?
Дети отвечают на вопрос учителя.
Учитель: правильно. Это когда мы не болеем, когда трудимся и учимся без особых усилий, когда не ругаемся и не ссоримся с родными и друзьями.
Вот сегодня мы будем говорить о здоровье. Но прежде я покажу вам один секрет. И скажу по секрету, что это для вас самое дорогое.
Дети поочередно подходят к учителю и смотрят в коробочку, в которой лежит зеркало.
Учитель: Посмотрите, но пока никому не говорите.
Что же вы увидели в коробке?
Дети: Зеркало.
Учитель: А в зеркале?
Дети: Себя.
Учитель: Для вас вы и есть самое дорогое. А самое дорогое нужно беречь и охранять.
Но это не значит, что вы должны любить только себя. Иначе на нашей многолюдной планете вы останетесь одни. С вами не будут дружить, не будут общаться, от вас отвернутся друзья. А этого допустить нельзя. Ведь все вы добрые, хорошие, искренние, дружные дети. И я вас всех за это люблю. Но каждый из вас чем-то отличается от других: Игорь – своей артистичностью, Денис – трудолюбием, Ира – весельем и озорством, Надя и Лена – добротой, Женя – дружелюбием, Слава – искренностью. Вместе вам интересно и весело. А для этого каждый из вас должен заботиться о своем здоровье лично. Так как вы дороги сами себе, так должно быть дорого вам ваше здоровье.
Все месте: Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу.
Учитель: Посмотрите все друг на друга. Какие сходства вы видите во всех людях?
Дети: У всех есть голова, туловище, ноги, руки, уши, глаза, нос.
Учитель: А зачем они нам нужны?
Музыкальная физминутка (выполнение упражнений в сопровождении текста)
Ах, зачем мне ручки.
Чтоб все трогал Почемучка.
Ах, зачем мне эти ножки?
Чтобы бегать по дорожке.
Ах, зачем мне эта спинка,
Чтоб ложиться на простынку.
Ах, зачем мне этот пузик?
Чтобы кушал карапузик.
Ах, зачем мне эти глазки?
Для того чтоб видеть сказки.
Ах, зачем мне этот носик?
Чтобы нюхать абрикосик.
Ах, зачем мне этот ротик?
Для того чтоб пить компотик.
Ну, а зубы, чтобы кушать.
Ушки, чтобы маму слушать.
Учитель: Видите, ребята, все части нашего тела нам нужны, потому мы должны стараться, чтобы они были здоровы. А что же для этого нужно? Для этого, дети, нужно выполнять правила здорового образа жизни.
Правило № 1.
Ученик: Заниматься спортом, физкультурой.
(Учитель прикрепляет карточку на доске)
Правило № 2.
Ученик: Правильно питайся.
(Среди учащихся шум, спор)
Учитель: Что за спор возник у вас? Ну-ка давайте спорить вслух. А я аплодисментами поддержу правильные советы.
1 ученик: В мире лучшая награда -
Это плитка шоколада.
2 ученик: В мире лучшая награда –
Это ветка винограда.
Пусть запомнит, стар и млад
Зубы портит шоколад.
3 ученик: Знайте, дамы, господа,
«Сникерс» - лучшая еда!
4 ученик: Я собою очень горд –
Я купил сегодня торт.
2 ученик: Фрукты, овощи полезней,
Защищают от болезней.
5 ученик: Стать здоровым мне помог
С красным кетчупом хот-дог.
2 ученик: Будешь часто есть хот-доги
Через год протянешь ноги!
6 ученик: В благодарность «Пепси-коле»
Лучше всех учусь я в школе.
2 ученик: Обопьешься «пепси-колы»
Не дойдешь, дружок, до школы.
Учитель: Наши дети немного насмешили, ведь смех и шутки, если они добрые, тоже укрепляют здоровье. На самом деле, они хорошо знают «полезные» и «вредные» продукты.
Игра «Полезные и вредные продукты»
Детям выдают картинки с изображением полезных (овощи, фрукты, кефир, сметана, сыр, «Геркулес») и вредных (чипсы, «Фанта», «Пепси-кола», мороженое, сало, жирная колбаса, торт, шоколад) продуктов. Учащимся необходимо разделить предложенные продукты на 2 группы.
Учитель: Назовите полезные и вредные продукты (показывает отобранные картинки, дети называют продукты).
Правило № 3.
Ученик: Закаляться!
Учитель: А как же это делать?
Ученики: Нужно гулять в любую погоду. Одеваться по погоде. Купаться в открытых водоемах (но в присутствии взрослых).
Учитель: Ребята, в школе вы принимаете много процедур, которые закаляют ваш организм. Назовите их.
Ученики: Делаем зарядку, посещаем сауну, бассейн, ежедневно ходим на прогулку, посещаем спортивные секции.
Учитель: Если вы всегда будете заниматься этими процедурами, то вы никогда не будете похожими на героя стихотворения С. Михалкова «Мимоза».
(Ученики читают стихотворение)
Правило № 4.
Ученик: Доброжелательно относиться к людям.
Учитель: Ребята, сегодня у нас в гостях Мальвина и Буратино. Постарайтесь встретить их доброжелательно.
Сценка:
Мальвина (приветливо): Здравствуйте, дети!
Буратино (бормочет под нос): Здравствуйте!
Мальвина: Что ты такой невеселый, Буратино?
Буратино: Невеселый и все. А тебе что от меня надо?
Мальвина (обидчиво) : Почему ты мне так отвечаешь? Может тебе помочь?
Буратино: А что я тебе такого сказал?
Мальвина: Буратино! Что у тебя за тон?!
Буратино: Подумаешь, тон! Может, я иногда говорю громко и грубо, зато я хороший товарищ, веселый, всех веселю. Только некоторые не понимают шуток. Вот, например, вчера иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как шлепнется на землю! Я, конечно, засмеялся и спросил: «Ну и как посадка прошла?» А он обиделся и ушел. А что плохого я ему сказал?
(Дети высказывают свое мнение о поведении Буратино)
Учитель: Ребята, а какие вежливые слова вы знаете?
1 ученик: Здравствуйте!
- Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
- Здравствуй! – улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в больницу,
И здоровым будет много лет.
2 ученик: Пожалуйста.
Отменить, что ли, слово «пожалуйста»?
Повторяем его поминутно
Нет, пожалуй, ведь без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
3 ученик: Простите.
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду.
И взрослых перебивать,
И что обещал – забывать.
А если я все забуду, -
Простите, я больше не буду.
Учитель: Ребята, почаще употребляйте эти слова, и у вас будет всегда хорошее настроение.
Правило № 5.
Ученик: Соблюдать режим дня!
Игра «Разложи по порядку»
Каждому ребенку раздаются карточки с режимными моментами. Дети должны разложить их по порядку.
Учитель: Молодцы! Вы так усердно работали, напрягали глазки. А ведь и им нужно расслабиться.
Гимнастика для глаз
Правило № 6:
Ученик: Соблюдать правила личной гигиены.
Чтоб от микробов защититься,
Водою с мылом надо мыться.
И каждый раз перед едой
Мыть фрукты, овощи водой.
Все вместе: От простой воды и мыла
Тают у микробов силы.
Учитель: Сегодня, ребята, у нас в гостях наш доктор Айболит (школьная медсестра). Она научит вас, как уберечься от простудных заболеваний.
Доктор Айболит: Дети, вы сейчас назвали одно из правил здорового образа жизни – «соблюдай правила личной гигиены». Это правило напрямую связано с профилактикой заразных заболеваний. Одно из таких заболеваний – грипп. Он возникает, когда к нам в организм проникают микробы от больного человека к здоровому: при кашле, чихании, разговоре. Поэтому при себе надо всегда иметь носовой платок.
Грипп легче не допустить, чем его лечить. А чтобы бороться с ним, надо соблюдать правила профилактики. Давайте попробуем сформулировать эти правила с помощью игры «Кросс вопрос» (на доске плакат с «закрытыми» правилами).
Выходим на старт:
Вопрос 1: Можно ли ходить во время эпидемии гриппа в общественные места: кино, музеи, театры?
Ученики: Нельзя.
Доктор Айболит: Правильно! Значит, первое правило – ограничить посещение общественных мест.
(На доске открывается 1 правило).
Вопрос 2: Нужно ли проветривать помещения?
Ученики: Да, нужно обязательно!
Доктор Айболит: Правильно! Нужно, потому что вирус гриппа в закрытом помещении сохраняется в течении суток. Если мы будем проветривать, то вирус будет погибать. Итак, второе правило – чаще проветривать помещения.
(На доске открывается 2 правило).
Вопрос 3: А если вы промочили ноги, гуляя на улице. Можно ли продолжать прогулку?
Ученики: Нет, нужно вернуться домой или в школу.
Доктор Айболит: Молодцы! Правильно! Получаем третье правило – избегать переохлаждения, потому что это ослабляет наш организм.
(На доске открывается 3 правило)
Вопрос: Нужно ли чаще, чем обычно, мыть руки и принимать душ?
Ученики: Да.
Доктор Айболит: Значит, имеем четвертое правило – соблюдать правила личной гигиены.
(На доске открывается 4 правило).
Вопрос 5: Надо ли больше есть фруктов и овощей?
Ученики: Обязательно!
Доктор Айболит: Верно, потому что в них содержаться витамины, которые помогают бороться с вирусами. Значит, пятое правило – больше употреблять в пищу фруктов и овощей.
(На доске открывается 5 правило)
Вопрос 6: А теперь вопрос посложнее. Можно ли пользоваться лекарственными средствами, если ты еще не болеешь гриппом?
Дети: Можно, только надо знать какие.
Доктор Айболит: Правильно, дети! Есть такие лекарства, которые способствуют профилактике простудных заболеваний. Их необходимо использовать под контролем медицинских работников и родителей. Нужно мазать носики оксолиновой мазью, как делаем мы с вами. Она не дает микробам проникать в наш организм. Еще нужно каждый год делать прививки против гриппа.
Дети, я вижу у вас на шеях чеснок в коробочках. Зачем он вам?
Дети: Мы защищаемся от гриппа.
Доктор Айболит: В чесноке и луке содержатся полезные вещества, которые убивают вирус гриппа. Значит, шестое правило – используй лекарственную профилактику.
(На доске открывается 6 правило)
И седьмое правило – занимайся физкультурой и спортом.
(На доске открывается 7 правило)
Ребята, я хочу научить вас приемам выполнения точечного самомассажа биологически активных зон кожной поверхности с целью профилактики простудных заболеваний.
(Знакомство детей с техникой выполнения массажа. См. приложение)
Какой же вывод мы можем с вами сделать?
Ученики: Если хочешь быть здоров, соблюдай правила профилактики.
Учитель:
Правило № 7.
Ученик: Береги окружающую среду!
Учитель: Ребята, когда грязный воздух, грязная вода в водоемах, и мы не слышим пение птиц, - это значит, что болеет природа. А если болеет природа, то болеет и человек. Вы еще маленькие, но уже можете помочь природе не болеть. А как?
Дети дают ответы на вопрос.
Учитель: Даже такие небольшие дела значат для природы очень много, а из небольшого вреда природе складывается большое зло. Я предлагаю вам поиграть в игру «Экологические знаки», то есть природные знаки. Есть знаки дорожного движения, а есть и такие – экологические.
Детям раздаются знаки, они должны объяснить, что каждый обозначает.
Учитель: Молодцы, ребята! Вы очень хорошо работали на занятии. Зная правила здорового образа жизни, можно много пользы принести своему здоровью. Давайте еще раз повторим их.
Дети хором читают с доски правила.
Учитель раздает каждому ученику памятку с правилами здорового образа жизни и вручают медали за работу на уроке
Учитель: А закончим мы наше занятие словами, которые стали бы нашим девизом: Даже тот, кто в детстве слаб.
Неуклюж и косолап,
Станет стройным,
Станет ловким,
Станет сильным, как медведь!
Только надо очень, очень, очень сильно захотеть!
Очень сильно захотеть!
И немножко попотеть!
Приложение № 5
УРОК ЗДОРОВЬЯ.
ОТКУДА БЕРУТСЯ ГРЯЗНУЛИ?
Игра – путешествие
На доске красочно оформленная карта маршрута игры-путешествия в город Чистоты и Порядка.
1-й ведущий.
Сегодня мы, друзья, оправляемся в игру-путешествие. Приглашаем всех принять в ней участие: поиграть, пошутить, посмеяться. И, конечно же, мы приглашаем всех наших друзей хорошенько подумать обо всем, что увидите и услышите. Итак, начинаем наше путешествие!
2-й ведущий.
Наш автобус оправляется. Ребята! Садитесь поскорее, занимайте места все те, кто любит порядок и чистоту. (Ведущий передвигает автобус по карте путешествия.) Наша первая остановка на станции Грязнулька.
1-й ведущий.
Здесь живут люди, которые перестали заботиться о чистоте и порядке. Они перестали умываться, чистить зубы, следить за чистотой в своих квартирах. Мальчики и девочки по утрам не спешат к крану с водой, чтобы умыться. Ногти их «Черным бархатом обшиты». Дети перестали чистить свою обувь, следить за одеждой, разучились пользоваться чистым носовым платком. Самым странным человеком на станции Грязнулька считался мальчик, о котором рассказал поэт Л. Яхнин в стихотворении «Очень правдивая история».
Несколько ребят читают стихотворение.
Жил на свете мальчик странный –
Просыпался поутру
И бежал скорее в ванну
Умываться. Я не вру.
Хотите – верьте, хотите – нет.
Руки мыл зачем-то с мылом, А лицо мочалкой тер…
На руках все пальцы смыл он,
Щеки в дырах до сих пор.
Хотите – верьте, хотите – нет.
Сыну мама запретила
Умываться по утрам,
Убрала подальше мыло,
Перекрыла в ванной кран.
Хотите – верьте, хотите – нет.
Мальчик этот был упрямый,
Маму слушать не хотел.
Умывался по утрам он
И, конечно, заболел.
Хотите – верьте, хотите – нет.
Тут к нему позвали разных
Самых лучших докторов,
И диагноз был таков:
«Если мальчик будет грязным –
Будет он всегда здоров».
Вы мне верите?!
2-й ведущий.
Как вы думаете, ребята, можно заболеть от чистоты? Правильный ли диагноз поставили врачи?
1-й ведущий.
Школьники на станции Грязнулька перестали следить за своими волосами, перестали их подстригать.
2-й ведущий.
Ученые определили, что волосы живут в среднем от двух до четырех лет. За год они успевают отрасти на 12 – 15 сантиметров. Чтобы волосы были здоровыми, густыми, за ними нужно ухаживать, и прежде всего ежедневно расчесывать. При расчесывании волосы очищаются от пыли и грязи. Раз в неделю голову следует мыть горячей водой с мылом. А чтобы никому не пришлось пережить историю, какая произошла с одним мальчиком, волосы необходимо регулярно подстригать.
Двое учеников читают стихотворение Э. Успенского «Страшная история».
Мальчик стричься не желает,
Мальчик с кресла уползает,
Кричит и заливается,
Ногами упирается.
Он в мужском и женском зале
Весь паркет слезами залил.
Парикмахерша устала
И мальчишку стричь не стала.
А волосы растут.
Год прошел,
Другой проходит…
Мальчик стричься не приходит,
А волосы растут,
А волосы растут,
Отрастают, отрастают,
Их в косички заплетают…
- Ну и сын, - сказала мать, -
Надо платье покупать.
Мальчик в платьице гулял,
Мальчик девочкою стал.
И теперь он с мамой ходит
Завиваться в женский зал.
1-й ведущий.
Школьники на станции Грязнулька очень плохо относятся к своим вещам. Их портфели, книги и тетради находятся в ужасном состоянии. Да и сами дети неряшливы: одежда измятая, грязная, лицо и руки всегда в чернилах.
Ученик читает стихотворение В. Лившина «Неряха».
Тротуар ему не нужен,
Расстегнувши воротник,
По канавам и по лужам
Он шагает напрямик.
Он портфель нести не хочет,
По земле его волочит.
Сполз ремень на левый бок,
Из штанины вырван клок.
Мне, признаться, неприятно.
Что он делал? Где он был?
Как на лбу возникли пятна
Фиолетовых чернил?
Почему на брюках глина?
Почему фуражка блином
И расстегнут воротник?
Кто он – этот человек?
2-й ведущий.
Нам странно и неприятно видеть таких школьников. Но среди вас, ребята, таких мальчиков и девочек нет. Потому что все мы хорошо знаем следующие правила.
1-й ученик.
Чистота – залог здоровья.
2-й ученик.
Грязь и неряшливость в одежде – это пренебрежение к своему здоровью.
3-й ученик.
Нечистоплотность – это неуважение не только к самому себе, но и к окружающим людям.
1-й ведущий.
Внимание! Вы слышите сигнал оправления? Наше путешествие продолжается. На нашем пути встречается город Лентяйск. (Передвигает автобус по карте путешествия.)
2-й ведущий.
Станция Грязнулька и город Лентяйск находятся близко друг от друга. Люди, проживающие в них, - дружные соседи, потому что между ними много общего. Как вы думаете, ребята, чем же они похожи?
1-й ведущий.
Грязнулями бывают, как правило, ленивые люди. Ленивые школьники скучают на уроках и, конечно же, плохо учатся. Такие ученики не хотят выполнять поручения своих звездочек. Лентяи не любят чисто писать в своих тетрадях, читать книжки. Они не воспитывают в себе привычку трудиться, помогать своим родителям в домашних делах. Ленивые дети хотят жить так, как мечтал об этом один ученик.
Школьник читает стихотворение В. Заходера «Петя мечтает»
Если б мыло приходило
По утрам ко мне в кровать
И само меня бы мыло –
Хорошо бы это было!
Если б книжки и тетрадки
Научились быть в порядке,
Знали все свои места –
Вот была бы красота!
Вот бы жизнь тогда настала!
Знай гуляй да отдыхай!
Тут и мама б перестала
Говорить, что я лентяй…
2-й ведущий.
Некоторые девочки и мальчики забывают хорошее и очень важное правило: у каждой вещи должно быть свое место. К этому следует приучить себя на всю жизнь. Такая привычка помогает хорошо учиться, успевать за день сделать массу различных дел. Порядок необходимо соблюдать во всем: портфель не должен валяться на полу, мокрые кроссовки нельзя ставить в ящик с обувью, не просушив их; кожуре от апельсина, оберткам от конфет не место на полу. В уголке школьника тетради и книги должны лежать в определенном порядке. Тогда не надо будет ничего искать – все всегда под рукам, и в нужный момент вещи легко взять.
Ученик читает стихотворение И. Демьянова «Почему короткий день?».
- Почему короткий день?
- Ты искал с утра ремень.
А потом рубашку, а потом ботинки!
Убирай все с вечера –
Искать будет нечего!
От себя прогонишь лень –
И длиннее станет день!
Ребята поют «Песенку про лень» (музыка В. Тугаринова, слова И. Михайловой).
Если лень к тебе привяжется случайно,
Прогони ее подальше в тот же час,
Потому что это стыдно и печально,
Если лодыри растут в звене у нас.
Припев: Гони ее, гони ее, пожалуйста,
В окошко или в дверь!
Гони ее, гони ее без жалости
И хитростям не веры!
Если долго ты в постели провалялся,
Если выучить уроки не успел,
Если маме помогать ты отказался,
Значит, ленью ты серьезно заболел.
Припев:
Ленью можно друг от друга заразиться,
Лень прилипчива, как клей или смола,
И одно лекарство только есть – трудиться,
Чтобы лень к тебе дорогу не нашла.
1-й ведущий.
Теперь наш путь к полустанку « Угадай-ка».
(Передвигает автобус по карте до полустанка « Угадай-ка».) На полустанке « Угадай-ка» живут очень любознательные люди. Здесь взрослые и дети любят читать книги. Они с удовольствием участвуют в различных конкурсах, викторинах. Школьники здешней школы предлагают путешественникам пословицы, поговорки и загадки. Прочитайте их внимательно, ребята, и объясните, как вы понимает следующие пословицы и поговорки:
Кто аккуратен, тот людям приятен.
Чистота – лучшая красота.
Чисто жить – здоровым быть.
Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.
Чистая вода – для хворобы беда.
2-й ведущий.
А сейчас, друзья, отгадайте загадки.
Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец – глупца, баран – барана.
Овцу в нем видела овца,
А обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя увидел неряху лохматого.
(Зеркало)
Целых 25 зубков
Для кудрей и хохолков.
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком.
(Расческа)
Ношу их много лет,
А счету не знаю.
Не сеют, не сажают –
Сами вырастают.
( Волосы)
Вроде ежика на вид,
Но не просит пищи.
По одежде пробежит –
Она станет чище.
(Платяная щетка)
Гладко, душисто, моет чисто,
Нужно, чтоб у каждого было
Что, ребята?
(Мыло)
Волосистою головкой
В рот она влезает ловко
И считает зубы нам
По утрам.
(Зубная щетка)
Лег в карман и караулю
Реву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слез
Не забуду и про нос.
(Носовой платок)
Вот какой забавный случай!
Поселилась в ванной туча.
Дождик льется с потолка
Мне на спину и бока.
До чего ж приятно это!
Дождик теплый, подогретый,
На полу не видно луж.
Все ребята любят…
(Душ)
В полотняной стране
По реке Простыне
Плывет пароход
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать.
(Утюг)
Во мне два «К» писать не забывайте,
Таким, как я, всегда бывайте.
Аккуратный человек)
За правильные ответы ребята получают жетоны. Набравшие большее количество жетонов награждаются призами.
1-й ведущий.
Наш автобус мчится все быстрее. Скоро мы подъедем к городу Чистоты и Порядка. А пока остановка. Это станция Бережливых. Здесь живут ребята, у которых с детства воспитана привычка бережного отношения ко всему. Ученики станции Бережливых всегда помнят, что нужно беречь школьное имущество.
1-й ученик.
Новая парта, черные крышки.
В новеньких ящиках новые книжки.
Краскою пахнет, смолою сосновой,
Парте приятно быть чистой и новой.
2-й ведущий.
На этой замечательной станции нигде не увидишь школьника, который поддает ногой свою шапку вместо круглого мяча или бьет по столбам своим портфелем. Вы скажете: «Причем же здесь бережливость? Ведь это мои личные вещи». Верно. Но нельзя забывать, что в них вложен труд многих людей. Эти вещи купили тебе родители на деньги, которые они заработали. И поэтому их нужно беречь. Школьники здесь никогда не будет поступать так, как об этом написано в стихотворении И. Пивоваровой «Портфель».
2-й ученик.
Я ужасно гордый!
Новый я твердый.
Я пузатый, я блестящий,
Я из кожи настоящей.
Я… Я… Я…
Ой, где ручка моя?
И зачем я полетел?
Я портфель – не птица.
Мне по воздуху лететь
Вовсе не годится!
Почему это на мне
Кто-то едет с горки?
Я не санки, я портфель,
Новый я и гордый!
Ну, а вы давно прошли
Правила сложения,
А не знаете еще
Правил уважения.
1-й ведущий.
Внимание! Внимание! Мы въезжаем в город Чистоты и Порядка. Посмотрите вокруг: какие чистые и нарядные улицы, по которым мы проезжаем. По тротуарам идут аккуратные и веселые дети. Одежда у них в полном порядке, воротнички и манжеты рубашек белоснежные. Обратите внимание, как красиво выглядит школьное задание, как много вокруг него зелени! Все газоны аккуратно выстрижены, дорожки посыпаны песком, и везде чистота и порядок. Хорошо и уютно жить в таком городе, где нет лентяев и грязнуль.
Трое детей читают стихотворение В. Коркина «Откуда берутся лентяи?».
Откуда берутся лентяи?
Может, лентяи с Луны прилетают?
Откуда берутся грязнули?
Может, грязнуль с Сатурна столкнули?
Время листает календари,
Пишет новые словари.
Слов там таких не найдешь:
«Трусость» и «ложь».
Исчезнут слова, как дым:
«Ябеда» и «подхалим».
Но может история выйти такая:
Старый словарь где-нибудь откопают.
В споре сойдутся ученые мира:
Что означает «лентяй» и «задира»?
Что означает «неряха», «завистник», «болтун»?
Ведущий: на этом наше увлекательное путешествие завершается. Надеюсь, что вы будете всегда подражать жителям города Чистоты и Порядка.