Интеграция как принцип организации коррекционно-педагогической деятельности в условиях введения и реализации государственного образовательного стандарта дошкольного образования


Интеграция
как принцип организации коррекционно-педагогической деятельности
в условиях введения и реализации государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Воспитатель-методист МДОУ
«Ясли-сад № 380 г.Донецка»
Пономаренко О.В.
На современном этапе концепция образования, воспитания и обучения детей с различными ограничениями здоровья является одним из направлений в развитии специального коррекционного образования. Это означает равноправное включение личности во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе.
Распространение в нашей стране процесса воспитания и обучения таких детей является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование согласно действующего законодательства в соответствии с Законом об образовании.
Наличие в группе массового дошкольного учреждения ребенка с ограниченными возможностями здоровья требует внимания к нему со стороны воспитателей и других специалистов ДОУ, готовности вместе с родителями разделить ответственность за его воспитание и обучение, подготовку к школе. Наиболее важным аспектом является психологическая готовность воспитателя группы и других специалистов к работе с ребенком, желание помочь ему, сделать пребывание такого ребенка в группе полезным и интересны для него.
К настоящему времени разработаны специальные коррекционно- образовательные программы для дошкольников, имеющих различные отклонения в развитии, которые реализуются в ДОУ компенсирующего и комбинированного видов. Следует сказать, что в настоящее время отсутствуют программно-методические материалы, раскрывающие содержание коррекционно-педагогического процесса с названной категорией и в общеобразовательных учреждениях.
Программы:
Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования.
Галанов А.С. Игры, которые лечат (для детей от 3 до 5 лет). – М.: Педагогическое общество России, 2005.
Галанов А.С. Игры, которые лечат (для детей от 5 до 7 лет). – М.: Педагогическое общество России, 2005.
Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушениях опорно-двигательного аппарата).
Моргунова О.Н. Профилактика плоскостопия и нарушения осанки в ДОУ: Из опыта работы. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – 109 с.
Тимошенко Л.М. Система работы по профилактике и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста. – Запорожье: ТОВ «ЛИПС» ЛТД, 2008. – 308с.
В настоящее время выделяется несколько категорий детей с нарушениями развития. К ним относятся и дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, первичным нарушением у которых являются двигательные расстройства.
Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико- педагогической консультации и диагностике, позволяющей:
своевременно выявить детей с ограниченными возможностями;
выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ;
обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка в ДОУ;
спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;
определить условия воспитания и обучения ребенка;
консультировать родителей ребенка с ВОЗ.
Одним из основных принципов ПМПК является комплексный подход, который означает всесторонность обследования и оценку особенностей развития ребенка с ОВЗ всеми специалистами, охватывает познавательную деятельность и все образовательные области. (Папка - документация инструктора ЛФК)
АФК объединяет все виды физической активности и спорта, которые соответствуют интересам детей с проблемами в развитии и способствуют расширению их возможностей.
Система занятий по физическому воспитанию для дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата разрабатывается индивидуально (совместно с инструктором ЛФК). На первичном приеме ребенка присутствует воспитатель, психолог, учитель-логопед и инструктор по физической культуре. Они анализируют медицинскую документацию совместно с инструктором ЛФК (выписки из истории болезни, рекомендации ортопеда, невролога, врачей из стационаров и др.), беседуют с родителями, наблюдают за ребенком в свободной деятельности. Совместно с инструктором ЛФК определяется двигательный статус в соответствии с ведущим неврологическим синдромом: состояние моторной функции, рук, наличие тонических рефлексов. Затем заполняется первичный протокол обследования ребенка, в котором подробно описывается двигательный статус ребенка. На втором этапе организуется комплексное обследование, результаты которого заносятся в карту. Исходя из этого, разрабатывается индивидуальная программа по формированию двигательных умений и навыков для каждого ребенка.
В программе определяется двигательный и ортопедический режим (использование различных ортопедических приспособлений для ходьбы, коррекции положения рук и пальцев, для удержания головы), дозирование нагрузок, указываются противопоказания к применению тех или иных приемов.
В ходе работы по физическому воспитанию учитываются рекомендации всех специалистов. Для ребенка с нарушениями ОДА важно соблюдать общий двигательный режим. Он не должен более 20 минут находиться в одной и той же позе. Для каждого ребенка индивидуально подбираются наиболее адекватные позы. В процессе работы с детьми используются физкультминутки, физкультпаузы. В свободное время дети принимают участие в физкультурно-массовых мероприятиях, интеграционных спортивных праздниках, досугах. Все мероприятия, которые будут проводиться с ребенком, обсуждаются со всеми специалистами. Целью физического воспитания детей, страдающих нарушениями ОДА, является создание при помощи коррекционных физических упражнений и специальных двигательных режимов предпосылок для успешной бытовой, учебной и социальной адаптации к реальным условиям жизни, их интеграции в обществе.
Основная задача коррекционно-педагогической работы – создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
Охарактеризуем основные образовательные области:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Основная цель овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с ОВЗ в общественную жизнь.
Работа по освоению первоначальных представлений социального характера и развитию коммуникативных навыков, направленных на включение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в систему социальных отношений, осуществляется по нескольким направлениям:
путем привлечения внимания детей друг к другу, оказания взаимопомощи, участия в коллективных мероприятиях;
в процессе специальных игр и упражнений.
Работа по формированию социально-коммуникативных умений должна быть повседневной и органично включаться во все виды деятельности.
В работе по формированию социальных умений у детей с ОВЗ важно создать условия, необходимые для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка, формирования культурно-гигиенических навыков, потребности вести здоровый образ жизни; развивать представления о своем здоровье и о средствах его укрепления.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Основная цель формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности.
Познавательные процессы окружающей действительности дошкольников с ограниченными возможностями обеспечиваются процессами ощущения, восприятия, мышления, внимания, памяти.
Соответственно выдвигаются следующие задачи познавательного развития:
формирование и совершенствование перцептивных действий;
ознакомление и формирование сенсорных эталонов;
развитие внимания, памяти;
развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Имеющиеся нарушения опорно-двигательного аппарата препятствуют полноценному сенсорному развитию, поэтому при организации работы по сенсорному развитию необходимо учитывать психофизические особенности каждого ребенка с ОВЗ. Это находит отражение в способах предъявления материала (показ, словесно-жестовая форма объяснений, словесное устное объяснение); подборе соответствующих форм инструкций.
При планировании работы и подборе упражнений по сенсорному развитию следует исходить из того, насколько они будут доступны для выполнения, учитывая имеющиеся нарушения у детей, степень их тяжести. В ходе работы необходимо применять различные формы поощрения дошкольников, которым особенно трудно выполнять задания (дети с ДЦП).
Образовательная область «Речевое развитие»
Основная цель обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности, на основе овладения языком своего народа.
Имеющиеся нарушения опорно-двигательного аппарата, определяют разный уровень владения речью. Это является основополагающим в проектировании работы по развитию речи для каждого ребенка с ОВЗ. Особенности звуковой стороны речи отражают просодические единицы: словесное ударение, интонация (мелодика речи, сила голоса, темп речи). Они составляют особый пласт специальной логопедической работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
В этом направлении решаются как общеобразовательные, так и коррекционные задачи, реализация которых стимулирует развитие у детей с ОВЗ сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции; умения выражать в художественных образах свои творческие способности.
Основные направления работы с детьми в данной образовательной области:
Лепка способствует развитию мелкой моторики рук, развивает точность выполняемых движений, в процессе работы дети знакомятся с различными материалами, их свойствами. Аппликация способствует развитию конструктивных возможностей, формированию представлений о форме, цвете. Рисование направлено на развитие манипулятивной деятельности и координации рук, укрепление мышц рук.
В зависимости от степени сохранности двигательной сферы ребенка и его интеллектуальных и речевых возможностей, следует подбирать разноплановый инструментарий, максимально удобный для использования (величина, форма, объемность, цвет, контрастность), продумывать способы предъявления материала (показ, словесно-жестовая форма объяснений, словесное устное объяснение); подбирать соответствующие формы инструкций.
Во время работы с детьми с нарушениями ОДА необходимо соблюдать ряд условий, направленных на уменьшение влияния моторной недостаточности:
посадить ребенка в удобную позу, способствующую нормализации мышечного тонуса, снижению напряжения;
определить ведущую руку у каждого ребенка, имеющего нарушения ОДА;
для снижения гиперкинезов необходимо воспользоваться такими приемами, как крепкое сжатие кисти руки ребенка (в отдельных случаях требуется на руку ребенка надеть браслеты утяжелители);
на всех этапах работы широко используется активно-пассивный метод (взрослый своей рукой помогает действию руки ребенка).
«Музыкальная деятельность». Основная цель слушание детьми музыки, пение, выполнение музыкально-ритмических движений, танцы. Контингент детей с ОВЗ неоднороден по степени выраженности дефектов и по уровню сохранности тех или иных функций, следовательно, необходимо уделять внимание способам предъявления танцевальных движений, музыкальных инструментов для игры на них.
Образовательная область «Физическое развитие»
Основная цель совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации. Физическое развитие лежит в основе организации всей жизни детей и в семье, и в дошкольном учреждении. Это касается предметной и социальной среды, всех видов детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. В режиме должны быть предусмотрены занятия ЛФК, физкультурой, игры и развлечения на воздухе, все виды гимнастик, при проведении которых учитываются региональные и климатические условия.
Работа по физическому воспитанию строится таким образом, чтобы решались и общие, и коррекционные задачи. Основная задача стимулировать позитивные сдвиги в организме, формируя необходимые двигательные умения и навыки, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.
На занятиях по физической культуре, наряду с образовательными и оздоровительными, решаются специальные коррекционные задачи:
формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений;
изучение в процессе предметной деятельности различных свойств материалов, а также назначения предметов;
развитие речи посредством движения;
формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности;
управление эмоциональной сферой ребенка, развитие морально-во- левых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных занятий, игр, эстафет.
В работу включаются физические упражнения: построение в шеренгу (вдоль линии), в колонну друг за другом, в круг; ходьба; бег, прыжки; лазанье; ползание; метание; общеразвивающие упражнения на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног, на координацию движений, на формирование правильной осанки, на развитие равновесия. Рекомендуется проведение подвижных игр, направленных на совершенствование двигательных умений, формирование положительных форм взаимодействия между детьми.
В настоящее время в систему занятий по физическому развитию для детей с ОВЗ включается адаптивная лечебная физическая культура (ЛФК) комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни. Адаптивная физкультура обеспечивает лечебный, общеукрепляющий, реабилитационный, профилактический и другие эффекты.
В совокупности обозначенные образовательные области обеспечивают решение общеразвивающих задач. Вместе с тем каждый из видов деятельности имеет свои коррекционные задачи и соответствующие методы их решения. Это связано с тем, что дети с ОВЗ имеют как общие, так и специфические особенности, обусловленные непосредственно имеющимися нарушениями.
Содержание базовых направлений работы в программах воспитания и обучения сочетается со специальными коррекционными областями. Например, при двигательных нарушениях в содержание программы включаются такие коррекционные разделы, как: «Развитие и коррекция общих движений, совершенствование фиизиологических возможностей мышц кистей и пальцев рук» (для детей с недостатками двигательной сферы) и др.

Литература:
Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. – 3-е изд., исп. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368с.
Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушениях опорно-двигательного аппарата)
Моргунова О.Н. Профилактика плоскостопия и нарушения осанки в ДОУ: Из опыта работы. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – 109 с.
Никанорова Т.С., Сергиенко Е.М. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007. – 96с.
Тимошенко Л.М. Система работы по профилактике и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста. – Запорожье: ТОВ «ЛИПС» ЛТД, 2008. – 308с.
15