Анализ опыта работы Патриотическое воспитание в дополнительном образовании

Исследование применение технологий музейной педагогики как средства патриотического воспитания дошкольников

«Детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия» В.А.Сухомлинский

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
О воспитательном потенциале музеев можно судить по научным философским, педагогическим, психологическим, культурологическим исследованиям. Музейная педагогика признана в качестве научной дисциплины учеными всего мира (Й. Аве, А.Г. Бойко, Е.В. Бондаревская, М.Б. Гнедовский, А. Кунтс, К. Пацвалл, Н.Ф. Рева, М.Ю. Юхневич, К. Фризен, В. Хильгерс, Р. Якушек, Мамедов. С., Ыбраева. У., Кубеев. А. и др.). Исследованию роли музейной педагогики в процессе патриотического воспитания дошкольников уделяли внимание такие ученые как М.Ю. Билавов, Е.Н. Корчагин, М.В. Соколова, Куляшев М., Сабыржанов. И. и др. Существенное внимание уделяется музейной коммуникации, которая рассматривается в качестве предмета исследования музейной педагогики (А. Александер, В. Глузинский, М.Б. Гнедоский, Ю. Каграманов, Д.Ф. Камерон, Н.А. Никишин, Д. Портер, Ю. Родемер и А. Ыбраев, О. Сатпаев др.).
Анализ существующих научных исследований по данной проблеме позволяет выделить музейные средства как основу музейно-педагогического процесса, однако его структура, содержание и методическое обеспечение еще не получили должного освещения в теории и практике воспитательной работы.
Несмотря на разностороннее теоретическое освещение в литературе вопросов патриотического воспитания подрастающего поколения и направленный опыт их практического решения, новые тенденции в обществе, науке и образовании еще более актуализировали проблему и потребовали более глубокого переосмысления различных её аспектов с точки зрения категориального и содержательно-процессуального аппарата, а также ориентированности ее на дошкольный возраст. Из анализа теоретических исследований по проблеме формирования патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, можно сделать вывод о наличии ряда противоречий: между необходимостью обновления содержания программно методических указаний по патриотическому воспитанию дошкольников и отсутствием достаточного научного и методического осмысления организационно-педагогических основ этого процесса; между существующими нормативными и законодательными актами, ориентирующими систему образования на подготовку достойных граждан и объективно существующими условиями для их выполнения; между требованиями к культурно-профессиональному опыту педагога и реальным уровнем его педагогической и гражданской культуры.
Актуальность и теоретическая неразработанность названных проблем, указанные противоречия, а также настоятельная потребность практики в обобщении, систематизации накопленного опыта, в программно-методическом обеспечении системы дошкольного образования именно в аспекте патриотического формирования личности дошкольника, обусловили выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия, способствующие процессу формирования патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта.
Решение данной проблемы составило цель исследования: оценить эффективность созданных педагогических условий для формирования патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта. Суть созданных педагогических условий заключается в применении технологий музейной педагогики.
Объект исследования - процесс патриотического воспитания старших дошкольников.
Предмет исследования – музейная педагогика как средство, способствующее процессу формирования патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования заключается в том, что формирование патриотизма у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться наиболее успешно, если в педагогической работе с детьми применять методы музейной педагогики.
Поставленная цель и сформированная гипотеза определили задачи исследования:
1. Выявить возможности формирования патриотизма у детей старшего дошкольного возраста на основе изучения прогрессивных идей и опыта в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе.
2. Определить критерии сформированности патриотизма детей старшего дошкольного возраста, разработать диагностический инструментарий.
3. Разработать и экспериментально проверить педагогические условия, направленные на формирование гражданской принадлежности у детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики.
Теоретико-методологической основой исследования явились: педагогические, философские, психологические концепции гуманистической направленности и целостного развития личности (С.И.Гесен, А.И.Герцен, Б.С.Гершунский, Э.Н.Гусинский, И.Б.Котова, Б.Т.Лихачев, А.В.Петровский, П.Г.Щедровицкий, Н.В.Щуркова, П.Д.Юркевич), основные теоретические положения, раскрывающие социально-педагогические основы формирования патриотизма (А.В. Беляев), теория многослойной структуры внутреннего мира человека (В.А. Шаповалов), идеи демократизации образования и реализации личностно-ориентированного подхода в процессе исследования (А.Г. Асмолов, Е.В. Бондаревская, С.Л. Рубинштейн, В.В. Сериков, В.И. Слободчиков и др.), теории персонализации и развития личности (К.А. Абульханова-Славская. Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, Б.Б. Блум, Дж. Брунер, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский и др.), теории регионализации образования (Е.П.Белозерцев, Г.Н.Волков, А.П.Величук, М.А.Кузмин, В.В.Макаев, Л.Л.Супрунова и др.), концепции дошкольного воспитания (Е.В.Квятковский, Б.М.Неменский, В.А.Петровский, М.П.Сакулина, Р.М.Чумичева).
В исследовании применялись следующие методы:
1. Общетеоретические методы: анализ научной литературы по теме исследования, программно-методической документации; изучение и обобщение педагогического опыта.
2. Эмпирические методы: эксперимент, беседы, анкетирование, изучение результатов деятельности, педагогическое наблюдение, количественный и качественный анализ данных исследования.


1. Описание условий и диагностической базы исследования

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, приобщение к миру его культуры. Ведущим направлением развития ЦДОД является патриотическое воспитание дошкольников в процессе взаимодействия ЦДОД с социальными партнерами (на примере учреждений, входящих в ядерный инновационный кластер). Ядерно-инновационный кластер был создан в 2010 при активном участии ключевых заинтересованных организаций в деятельности кластера: Администрации города Димитровграда и Правительства Ульяновской области, ГК «Росатом», ФМБА Минздравсоцразвития РФ.
Одной из важнейших задач создания Ядерно-инновационного кластера г.Димитровграда является обеспечение эффективного взаимодействия между организациями- участниками кластера, способствующего дальнейшему развитию кооперации и увеличению количества реализуемых совместно проектов [45]. В рамках выполнения второй задачи разработан и реализуется инфраструктурный проект «Образовательный комплекс «Современное образование». Целью проекта является формирование сетевой модели образования и воспитания, включающей общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного образования и учреждения профессионального образования. Базовой школой данного центра предполагается многопрофильный лицей, в котором созданы современные условия обучения. В здании школы №4 планируется открыть Школу старшеклассников, Образовательно-консультационный центр для всех учащихся Западного района и перенести на базу МПЛ Детскую ядерную медицинскую академию [46]. Обмен научно-методическими разработками, а также объединение материально-технической и академической баз нескольких учреждений позволят укрепить принадлежности как каждой из них в отдельности, так и всего комплекса в целом.
Оценка уровня сформированности показателей патриотизма старших дошкольников, осуществляется в процессе наблюдения за поведением ребенка и личной беседы с ним по вопросам, касающимся знаний и реализации основных прав и обязанностей, норм поведения гражданина; выполнения общественных поручений; уровня развития готовности и способности защищать Родину, ответственности за судьбу своей страны; участия в деятельности, имеющей общественно-политическую направленность; способа выбора решений и путей достижения цели; уровня развития интереса к истории и культуре родины, сформированности бережного отношения к национальным богатствам страны, к национальной культуре, в историко-патриотической работе и т.д. Оценка развития каждого компонента осуществляется по четырех балльной шкале (см. Таблицу 1).
Таблица 1. Диагностическая программа оценки уровней сформированности показателей патриотизма у старших дошкольников
Компоненты сформированности патриотизма дошкольников
Уровни и показатели сформированности патриотизма


Высокий
4 балла
Средний
3 балла
Низкий
2 балла
Крайне низкий
1 балл

1. Уважение к законам страны
Знает основные права и обязанности, нормы поведения гражданина. Всегда добросовестен в делах, умеет преодолевать индивидуалистические устремления, регулировать свои потребности и соотносить их с возможностями общества и других людей
Знает основные правила и нормы поведения гражданина. Соблюдает правила поведения, но не всегда может регулировать свои потребности и соотносить их с возможностями других людей
Не всегда придерживается общепринятых норм поведения, принимает участие в любой деятельности только под контролем взрослых и товарищей
Сознательного отношения к делам и своим поступкам не проявляет. Недисциплинирован, пассивен

2. Ответственность по отношению к Родине
Охотно выполняет общественные поручения. Осознанно выполняет свои обязанности, проявляет убеждённую готовность и способность защищать Родину, проявляет чувство долга и ответственности перед родителями. Показывает пример бережного отношения к природе и общенародному достоянию. Хорошо учится, охотно помогает сверстникам и взрослым
Выполняет общественные поручения и свои обязанности. Проявляет готовность защищать Родину, проявляет чувство долга и ответственности перед родителями, в целом бережно относится к природе и общенародному достоянию, только в отдельных случаях допускает небрежность
Неохотно выполняет общественные поручения, только при условии контроля со стороны педагогов и сверстников, иногда проявляет неуважительное отношение к взрослым
Уклоняется от общественных поручений, безответственен, проявляет неуважительное отношение к родителям и сверстникам

3. Гражданская ответственность
осознаёт ответственность за судьбу своей страны. Ответственно относится к поручениям, к занятиям, проявляет во всех делах инициативу и самостоятельность
Выполняет поручения, хорошо ответственно занимается, инициативу в делах коллектива проявляет не всегда
Поручения выполняет только при условии побуждения со стороны взрослых
Нарушает дисциплину, требует постоянного контроля, безответственен.

4. Правовая культура
Осознаёт себя гражданином своей страны, знает права и обязанности и уважительно относится к ним. Рассуждает о том, как реализовывать свои права и обязанности в жизни
Осознаёт себя гражданином своей страны, знает свои права и обязанности, но не всегда знает как реализовывать их в жизни
Знает свои права и обязанности, но реализовать их может только под руководством взрослых
Неуважителен к правам и обязанностям гражданина, не выполняет требований общества

5. Соблюдение законов государства
Примерно ведёт себя, самостоятельно соблюдает правила поведения в ЦДОД, на улице, дома. Побуждает к хорошему поведению других. Знает основные законы и последствия в случае их нарушения, проявляет нетерпимость к злу и аморальности
Примерно ведёт себя, соблюдает правила поведения в ЦДОД, на улице, дома. Знает основные законы и последствия в случае их нарушения, но к хорошему поведению других не побуждает
Соблюдает правила поведения при условии требовательности и контроля со стороны взрослых и сверстников
Нарушает дисциплину, не реагирует на внешние воздействия и требования взрослых

6. Личная свобода
Свободен в выборе решений и путей достижения цели, но чувствует ответственность за этот выбор. Имеет свои убеждения, правильно отображающие его интересы и общественные интересы, поступает в соответствии с этими убеждениями
Имеет свои убеждения и старается поступать в соответствии с ними. Как правило, ответственно относится к своим поступкам, но в некоторых случаях его решения не соответствуют решениям общества
Проявляет неуверенность в собственных силах, убеждения неустойчивы, при достижении поставленной цели нуждается в поддержке друзей и взрослых
При выборе решения проблем не уверен в себе, податлив дурному влиянию

7. Гражданское достоинство
Развито чувство собственного достоинства, проявляет требовательность к себе и другим, считает для себя честью выполнение самого трудного дела или поручения. Не позволяет унижать себя, встаёт на защиту слабых
Развито чувство собственного достоинства, проявляет требовательность к себе и другим, стремится выполнять трудные дела и поручения , не позволяет унижать себя, на защиту других встаёт не всегда
Развито чувство собственного достоинства, но при выполнении трудных поручений не всегда достигает цели, так как не проявляет требовательности к себе, с несправедливостью борется только тогда, когда она коснулась его самого
Требований к себе не предъявляет. Нет силы воли, труслив

8. Гражданская активность
Проявляет активное участие в процессе выполнения любой деятельности. Любит участвовать в трудовых делах, проявляет инициативу, вносит новизну, творчество в работу, предприимчивость, умеет организовать ребят, повести их за собой
Принимает участие во всех видах деятельности, следуя за другими ребятами, но в отдельных случаях может не выполнить поручение и не довести начатое дело до конца
Проявляет активность только в тех случаях, если дело интересует, требует контроля со стороны взрослых
Уклоняется от участия в трудовых делах, трудится неохотно, недобросовестно

9. Политическая культура
Проявляет активное участие в деятельности, имеющей общественно-политическую направленность, с интересом обсуждает события, происходящие в стране и за рубежом, правильно оценивает их. активно пропагандирует политические знания среди товарищей, участвует в доступных общественно-политических акциях. Умеет организовать ребят, повести их за собой
Принимает участие в деятельности, имеющей общественно-политическую направленность, следует за другими ребятами. Участвует в обсуждении общественно-политических событий, в основном правильно их оценивает, но испытывает затруднения в аргументации своей точки зрения
Малоактивен в общественно-политических делах, предпочитает позицию зрителя, иногда увлекается подобной работой, но быстро охладевает к ней. при оценке общественно-политических событий не умеет правильно аргументировать свою точку зрения
Безразличен к общественно-политическим делам школы, страны, пассивен в работе, неверно оценивает события, происходящие в стране и за рубежом

10. Патриотизм и интернациональность
Интересуется историей и культурой родины, гордится ею, проявляет бережное отношение к национальным богатствам страны, к национальной культуре, участвует в историко-патриотической работе. Выступает организатором акций интернациональной дружбы. Пресекает неуважительное отношение к национальным традициям и культуре, людям другой национальности
Интересуется историей и культурой Родины, гордится ею, участвует в историко-патриотиче-ской работе. Проявляет интерес и уважение к людям другой национальности, их культуре и традициям, принимает участие в акциях интернациональной дружбы
Мало интересуется историей родины, историко-патриотическую работу выполняет при побуждении и под контролем. Не проявляет интереса к культуре и традициям другой национальности
Пренебрежительно относится к культуре и истории своей страны, проявляет неуважение к людям другой национальности и не дружит с детьми другой национальности


2. Оценка результатов уровня сформированности показателей патриотизма на этапе входной диагностики

В реализации мероприятий приняли участие 12 детей старшего дошкольного возраста, воспитанники ЦДОД «Юность» г.Димитровграда. По данным диагностики уровня сформированности показателей патриотизма у старших дошкольников были получены следующие результаты (см. Таблицу 2). Наиболее низкие результаты получены по следующим диагностируемым показателям патриотизма: «Отношение к соблюдению законов страны» (только 25% старших дошкольников исследуемой группы показали средний уровень развития данного показателя, 66,6% старших дошкольников показали низкий уровень и 8,4% - крайне низкий уровень); «Патриотизм и интернационализм» (только 25% детей исследуемой группы показали средний уровень развития данного показателя, 58,4% старших дошкольников показали низкий уровень и 16,6% - крайне низкий уровень); «Правовая культура» и «Гражданское достоинство» (33,3% детей исследуемой группы показали средний уровень развития данного показателя, 50% старших дошкольников показали низкий уровень и 16,7% - крайне низкий уровень). Данный результат, скорее всего связан со спецификой среды, в которой воспитываются дети из исследуемой группы – для участия в программе по развитию патриотизма были выбраны 12 детей из неполных, неблагополучных, малообеспеченных семей, так как, по нашему мнению, именно в данной среде наиболее низок уровень сформированности показателей патриотизма. В таких семьях просто некому привить ребенку чувство патриотизма. И здесь образовательные учреждения – единственные, кто может помочь такому ребенку социализироваться.
Таблица 2. Результаты диагностики уровня сформированности показателей патриотизма у старших дошкольников

Исследуемые показатели патриотизма


Уважение к законам страны
Ответственность по отношению к Родине
Гражданская ответственность
Правовая культура
Соблюдение законов государства
Личная свобода
Гражданское достоинство
Гражданская активность
Политическая культура
Патриотизм и интернациональность
Общий уровень гражданской принадлежности

1
3
3
2
2
2

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Относительно высокие результаты получены по показателям сформированности таких показателей патриотизма как «Личная свобода» (8,4% старших дошкольников показали высокий результат, 41,6% детей исследуемой группы показали средний уровень развития данного показателя, 50% старших дошкольников показали низкий уровень, крайне низкого уровня не выявлено ни у одного испытуемого), «Уважение к законам страны» (58,3% старших дошкольников исследуемой группы показали средний уровень развития данного показателя, 41,7% детей показали низкий уровень, крайне низкого уровня не выявлено ни у одного испытуемого) и «Ответственность по отношению к Родине» (50% детей исследуемой группы показали средний уровень развития данного показателя, 50% старших дошкольников показали низкий уровень, крайне низкого уровня не выявлено ни у одного испытуемого) (см. Рисунок 1).
Таблица 3. Результат частотного анализа данных входной диагностики уровня сформированности показателей патриотизма
Уровень
Составляющие патриотизма


Уважение к законам страны
Ответственность по отношению к Родине
Гражданская ответственность
Правовая культура
Соблюдение законов государства
Личная свобода
Гражданское достоинство
Гражданская активность
Политическая культура
Патриотизм и интернациональность
Общий уровень гражданской принадлежности

Высокий
0
0
0
0
0
8,4
0
0
0
0
0

Средний
58,3
50
33,3
33,3
25
41,6
33,3
41,6
41,6
25
25

Низкий
41,7
50
58,3
50
66,6
50
50,1
50
41,8
58,4
75

Крайне низкий
0
0
8,4
16,7
8,4
0
16,6
8,4
16,6
16,6
0


Рисунок 2. Результаты частотного анализа уровня сформированности показателей патриотизма на этапе входной диагностики
Таким образом, по итогам исследования уровня развития показателей патриотизма на этапе входного исследования, выявлено, что дети исследуемой группы обладают достаточно высоким уровнем личной свободы при несформированных понятиях о патриотизме, правовой культуре и гражданского достоинства. Это очень опасное сочетание, так как на этой почве в будущем могут сформироваться такие качества как нациоонализм, этническая и расовая нетерпимость.
Осуществление анализа средних значений данных входной диагностики показало, что именно показатели, имеющие непосредственное отношение к патриотизму у исследуемой группы старших дошкольников наименее развиты (см. Таблицу 3 и Рисунок 2).
Таблица 3. Результат анализа средних значений данных входной диагностики
Компоненты сформированности показателей патриотизма

Уважение к законам страны
Ответственность по отношению к Родине
Гражданская ответственность
Правовая культура
Соблюдение законов государства
Личная свобода
Гражданское достоинство
Гражданская активность
Политическая культура
Патриотизм и интернациональность

2,6
2,5
2,3
2,2
2,2
2,6
2,2
2,3
2,3
2,1


Рисунок 3. Результат анализа средних значений входной диагностики уровня сформированности показателей патриотизма
Положительная динамика исследуемых показателей по окончании формирующей части проекта будет свидетельствовать о положительном влиянии образовательно-воспитательной деятельности на сформированность показателей патриотизма у дошкольников.

3. Содержание формирующего этапа исследования

В рамках формирующего этапа исследования осуществлялось взаимодействие ЦДОД с такими организациями-партнерами как НКЦ им. Е.П.Славского, Дворец книги, Центральная детская библиотека, средние общеобразовательные школы № 2, 19, 26, многопрофильный лицей, Димитровградский краеведческий музей, Драматический театр, ДИТИ НИЯУ МИФИ. Совместно с данными организациями разработан перспективный план образовательных мероприятий для дошкольников. Особое место в разделе формирования исторических представлений и знаний отводится организации экскурсий. Прежде всего, это экскурсии в городской краеведческий музей и поездки по городу. Ко времени окончания курса мероприятий дети уже хорошо ориентируются в определении достопримечательных мест Димитровграда. Большой интерес дошкольники проявляют к экспонатам краеведческого музея, посвященным быту горожан, а также военной эпохе.
В рамках формирующего этапа исследования проведены экскурсии в городской краеведческий музей и выставочный зал научно-культурного центра имени Славского, посещение спектаклей, тематических часов, патриотических акций, проведены мероприятия непосредственной образовательной деятельности совместно со школьниками города и студентами НИЯУ МИФИ. Очень запомнилось дошкольникам посещение выставки «Мастер кластер». Выставка рассказывает об одном из градообразующих предприятий Димитровграда ОАО «ГНЦ НИИАР», о строящемся Федеральном высокотехнологичном центре медицинской радиологии и об учебных заведениях Ульяновской области, которые готовят специалистов для предприятий атомной отрасли. «Мастер – кластер» имеет интерактивные пространства, в которых каждый посетитель может поучаствовать. Так доброволец из зала прошел со специалистом НИИАР через пропускной пункт из «чистой зоны» в «грязную» (его макет), «поработал» в перчаточном радиозащитном боксе для радиохимических исследований (см. Рисунок 3).


Рисунок 3. Посещение выставки «Мастер кластер»

Таблица 4. Календарно-тематический план мероприятий по патриотическому воспитанию средствами музейной педагогики

Название мероприятия
Партнеры

1
Фотовыставка Аллы Коротковой «Мой город»
НКЦ им. Славского

2
Выставка «Мастер кластер»
Димитровградский краеведческий музей

3
Выставка «Из прошлого посада Мелекесс»
Димитровградский краеведческий музей

4
Занятие по художественному творчеству с применением ИКТ «Путешествие в музей искусств» (Приложение 3)
Галерей живописного рельефа Ольги Юдинских

5
Презентация дайджеста «Памятники Димитровграда» в рамках клуба «Патриоты России»
Центральная городская библиотека

6
Организация мини-музей «Русская изба» (Приложение 2)
МБОУ ДОД Дом детского творчества г.Димитровграда

7
Экскурсия в мини-музей подготовительной группы «Быт и обычаи татарского народа» (Приложение 4)
Подготовительная группа МБЦДОД №46

7
Открытие выставки «Димитровград спортивный»
Димитровградский краеведческий музей

8
Выставка «Купеческая лавка»
Димитровградский краеведческий музей

9
Час познания «Герб и флаг Ульяновской области – официальные символы края»
Центральная городская библиотека

10
Выставка самоцветов
НКЦ им.Славского

11
Выставка «Застывшая музыка» (рассказ об архитекторе Ф.О.Ливчаке, архитектуре Мелекесса-Димитровграда)
Димитровградский краеведческий музей

12
«Звездный сын Земли» - тематическая программа, посвященная Всемирному Дню авиации и космонавтики
Дворец Книги

13
Выставка «Свет погасшей звезды», посвященная Международному Дню памяти жертв радиационных аварий и катастроф
Димитровградский краеведческий музей

14
Патриотическая акция «Помним, гордимся, наследуем»
Многопрофильный лицей

15
Тематическая программа «Один день в истории: 26 апреля»
Центральная городская библиотека

16
НОД «Маленькие горожане» (Приложение 1)
МБОУ НОШ №26 г.Димитровграда

17
Выставка «Земля живая»
Димитровградский краеведческий музей

К оздоровительному направлению относилось посещение открытия выставки «Димитровград спортивный», посвященной зимней Олимпиаде в Сочи, спортивной славе города. Экспонаты, переданные на время работы выставки прославленными спортсменами и тренерами, заняли три зала. Все спортивные организации показали свои достижения и рассказали о перспективах развития. Дошкольники узнали о том, что при городской ДЮСШ работают секции и объединения по греко-римской борьбе, дзюдо, каратэ киокусинкай, самбо, художественной гимнастике, в ДЮСШ «Нейтрон» развиваются акробатика, спортивный батут, биатлон, баскетбол, легкая атлетика, лыжные гонки, плавание, тяжелая атлетика, в специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва им. А. Гришина – бокс и кикбоксинг, в ДЮСШ «Спартак» – футбол, шахматы, хоккей с мячом. В городе были образованы и продолжают развиваться спортивные федерации по бадминтону, настольному и большому теннису, парусному спорту, айкидо, куреш, спортивному и боевому ушу, конькобежному спорту, спортивной гимнастике, экстремальным видам спорта. На витринах «Музея спортивной славы» ребята познакомились с достижениями димитровградских спортсменов, ведущих тренеров - почетных граждан города, заслуженных тренеров России, мастеров спорта международного класса. Педагоги и родители, присутствующие на выставке уверены, что после просмотра экспозиции гордость за наш город, наших тренеров и чемпионов переполнит детские сердца.
Содержание работы по формированию у детей дошкольного возраста патриотизма, таким образом, осуществляется по следующим основным блокам:
- блок «Здоровье»: формирование у детей представлений о здоровье, развитие у них осознанного отношения к собственному здоровью, способах его укрепления, о праве каждого человека на сохранение своего здоровья;
- блок «Труд»: формирование у детей сведений о профессиях людей, работающих в учреждениях ядерного кластера, их разнообразии и значении для общества, развитие у них интереса и положительного отношения к труду взрослых. Формирование у дошкольников представлений о праве каждого человека на труд.
- блок «Безопасность»: знакомство детей с понятиями: «информация», «радиация», «генетика», «безопасность», формирование у детей представлений о праве на информационную, генетическую, ядерную; космическую безопасность.
- блок «Посад Мелекесс»: формирование у детей представлений об истории и культуре города Димитровграда, его природных и историко-культурных ценностях.



Рисунок 4. Посещение НКЦ им.Славского (фотовыставка «Мой город»), Димитровградского краеведческого музея («Купеческая лавка» и «Из прошлого посада Мелекесс»), открытия галереи спортивной славы Димитровграда
Таким образом, патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите и выполнению конституционных обязанностей. В формирующей деятельности вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения мы пытались решать комплексно и системно, руководствуясь Конституцией РФ, ФЗ «Об образовании», Конвенцией ООН о правах ребёнка.

4. Оценка эффективности педагогической деятельности

По данным заключительной диагностики уровня сформированности показателей патриотизма у дошкольников были получены следующие результаты (см. Таблицу 5). Наиболее низкие результаты получены по следующим диагностируемым компонентам патриотизма: «Правовая культура» (66,7% детей исследуемой группы показали средний уровень развития данного показателя, 33,3% старших дошкольников показали низкий уровень); «Гражданская ответственность» (8,4% детей показали высокий уровень развития данного показателя, 58,3% старших дошкольников исследуемой группы показали средний уровень развития данного показателя, 33,3% старших дошкольников показали низкий уровень); «Соблюдение законов государства» (8,4% старших дошкольников показали высокий уровень развития показателя, 66,6% старших дошкольников исследуемой группы показали средний уровень развития данного показателя, 25% старших дошкольников показали низкий уровень).
Таблица 5. Результаты заключительной диагностики уровня сформированности показателей патриотизма у старших дошкольников

Компоненты сформированности патриотизма


Уважение к законам страны
Ответственность по отношению к Родине
Гражданская ответственность
Правовая культура
Соблюдение законов государства
Личная свобода
Гражданское достоинство
Гражданская активность
Политическая культура
Патриотизм и интернациональность
Общий уровень гражданской принадлежности

1
4
3
3
2
3
4
3
3
2
3
3

2
4
3
2
3
3
3
4
3
2
4
3,1

3
3
3
3
2
2
4
3
2
3
3
2,8

4
3
2
2
3
2
4
3
3
3
3
2,8

5
4
4
3
2
3
3
2
3
3
3
3

6
3
3
3
3
4
4
4
4
4
4
3,6

7
3
4
2
3
3
3
2
4
3
3
3

8
3
3
3
2
2
2
3
3
3
3
2,7

9
3
3
4
3
3
3
3
3
3
4
3,2

10
2
2
3
3
3
2
2
2
2
3
2,4

11
3
3
3
3
3
3
3
3
3
4
3,1

12
4
3
2
3
3
3
2
4
4
4
3,2

Ни по одному исследуемому компоненту сформированности показателей патриотизма на этапе заключительной диагностики ни у одного ребенка не выявлен крйне низкий уровень развития. Высокие результаты получены по показателям сформированности таких компонентов сформированности патриотизма как «Личная свобода» (33,4% старших дошкольников показали высокий результат, 50% старших дошкольников исследуемой группы показали средний уровень развития данного показателя, 16,6% старших дошкольников показали низкий уровень), «Патриотизм, интернациональность» (41,6% старших дошкольников исследуемой группы показали высокий уровень развития данного показателя, 58,4% старших дошкольников показали средний уровень) и «Гражданское самосознание» (33,3% старших дошкольников исследуемой группы показали высокий уровень развития данного показателя, 58,3% старших дошкольников показали средний уровень) (см. Рисунок 5).
Таблица 6. Результат частотного анализа данных заключительной диагностики уровня сформированности показателей патриотизма
Уровень
Компоненты сформированности патриотизма


Уважение к законам страны
Ответственность по отношению к Родине
Гражданская ответственность
Правовая культура
Соблюдение законов государства
Личная свобода
Гражданское достоинство
Гражданская активность
Политическая культура
Патриотизм и интернациональность
Общий уровень гражданской принадлежности

Высокий
33,3
16,6
8,4
0
8,4
33,4
16,6
25
16,6
41,6
33,3

Средний
58,3
75
58,3
66,7
66,6
50
50
58,4
58,4
58,4
58,3

Низкий
8,4
8,4
33,3
33,3
25
16,6
33,4
16,6
25
0
8,4

Крайне низкий
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0

Таким образом, по итогам исследования уровня развития патриотизма на этапе заключительного исследования, выявлено, что дети исследуемой группы обладают достаточно высоким уровнем личной свободы при успешно формирующихся понятиях о патриотизме, правовой культуре и гражданском достоинстве. Это позитивная тенденция.

Рисунок 5. Результаты частотного анализа уровня сформированности показателей патриотизма на этапе заключительной диагностики
Проведение сравнительного анализа данных диагностики сформированности патриотизма показал, что все исследуемые показатели значительно улучшились (см. Таблицу 7).
Таблица 7. Результат анализа средних значений и сравнительного анализа данных заключительной диагностики

Компоненты сформированности патриотизма


Уважение к законам страны
Ответственность по отношению к Родине
Гражданская ответственность
Правовая культура
Соблюдение законов государства
Личная свобода
Гражданское достоинство
Гражданская активность
Политическая культура
Патриотизм и интернациональность

Входная диагностика
2,6
2,5
2,3
2,2
2,2
2,6
2,2
2,3
2,3
2,1

Заключительная диагн.
3,25
3
2,75
2,67
2,83
3,17
2,83
3,08
2,92
3,42

Изменения, %
25,0
20,0
19,6
21,4
28,6
21,9
28,6
33,9
27,0
62,9


Рисунок 6. Результат сравнительного анализа данных диагностики

Следовательно, по итогам работы можно говорить о высокой эффективности разработанных мероприятий для патриотического воспитания и о необходимости продолжать работу в данном направлении.
Заключение

Суть гражданско-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Особую сложность представляет формирование чувства гражданской принадлежности, которое в более старшем возрасте должно перерасти в патриотическое чувство. Патриотизм – явление естественное и необходимое для полноценного существования, как Отечества, так и каждого соотечественника. Патриотизм – как национальная государственная идея формируется на всем протяжении истории Отечества, в то же время, опираясь на прошлое, он, как развивающая идея, всегда устремлен в будущее.
Нынешние дети растут в эпоху, разительно отличающуюся от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Изменилось отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали «сами пели хвалебные гимны своей стране», то сейчас о ней говорят негативно. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры в обществе, особенно среди молодежи, явилось резкое падение роли и значения патриотизма, как одной из ценностей нашего народа и его героической истории. Становится все более очевидным, что именно высокая патриотическая идея и есть тот каркас, то основание, на котором только и может выстраиваться духовность нашего общества, его будущее в лице подрастающего поколения.
Стержнем всего воспитания должен быть патриотизм, который призван способствовать формированию у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни, проявлению чувства гордости за свою Родину, за достижение страны, в которой живет, готовность к любым подвигам во имя Отечества, желание стать его защитником и созидателем.
Задумываясь об истоках гражданских чувств, всегда обращаются к впечатлениям детства: это и дерево под окном, это и улица, по которой ходил, и родные напевы, и поразившие когда-то факты и события – это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.
Главная цель патриотического воспитания может быть сформулирована следующим образом: возрождение в воспитании дошкольников патриотизма, как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, посредством воспитания любви к родному краю.
Уже к концу дошкольного возраста к началу обучения в школе у ребенка складывается генетически ранняя форма самосознания и самооценки, первичная форма мировоззрения. Самооценка, как система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и системе отношений с другими людьми ( основа самосознания личности, ее идентичности.
Именно сейчас, в век стремительного научно-технического прогресса, народная педагогика, традиционная культура воспитания и традиционная культура народов России должны стать для подрастающего поколения тем стержнем, который может спасти не только наших детей, но и будущее России от многих бед. Наше дошкольное учреждение посещают дети с разной национальной культурой, поэтому в практической деятельности стремлюсь к тому, чтобы мои воспитанники не были «Иванами», не помнящими родства, не утратили духовную связь с родным краем, и его культурой, судьбой, а могли найти свое место и осознать себя личностью в системе всего мировоззрения.
Нами были определены: цели и задачи; исходные положения, в которых фиксируются принципы патриотического воспитания; структура и этапы планирования деятельности педагогов и воспитанников; основные направления педагогической деятельности (военно-патриотическое, познавательное, спортивно-массовое и другие); направления подбора и расстановки кадров; инфраструктура, обеспечивающая взаимосвязь материальных и социальных условий воспитательной работы; система контроля хода выполнения программы; количество и контингент включаемых в основной эксперимент дошкольников; временные рамки преобразующего этапа опытно-поисковой работы - с сентября 2014 года по май 2015 года. В рамках подготовки формирующего эксперимента субъекты патриотического воспитания были включены в определение цели и постановку задач педагогической деятельности, направленной на воспитание гражданской позиции ребенка-дошкольника; разработку комплекса мероприятий, составляющих основу осуществления программы педагогического эксперимента; внесение методических рекомендаций по организации процесса патриотического воспитания ребенка с учетом его возрастных особенностей.
Основными принципами реализации программы патриотического воспитания детей были: научность; гуманизм; демократизм; приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций; принцип открытости; системность, преемственность и непрерывность в развитии подрастающего поколения, с учетом особенностей его различных категорий; принцип иерархического построения; принцип многообразия форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности патриотического воспитания; принцип поэтапной реализации.

Список использованных источников

Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка к детской субкультуре. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: издательство НПО «МОДСК», 2012. – 416 с.
Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию. М.: ВЛАДОС, 2010. - 180 с.
Белинской Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация ребенка. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2010. - 208 с.
Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированный подход в деятельности современных образовательных систем. Р-на-Д.: Феникс, 2012. - 62 с.
Возрождение и сохранение традиций духовно-нравственного воспитания [Текст]: методическое пособие / авт.-сост. Л.Д. Соломенко, С.В. Данилов, И.В. Цветкова, В.Е. Морозов. – Ульяновск: УИПКПРО, 2013. – 120 с.
Войди в мир игры: формирование у детей дошкольного возраста социальных навыков [Текст]: учебно-методическое пособие / Г.А. Гора, Н.Ю. Майданкина, Л.В. Мартышкина [и др.]; под ред. Н.Ю. Майданкиной. – Ульяновск: УИПКПРО, 2013. – 136 с.
Волкова, П.И. Симбирско-Ульяновское краеведение в вопросах и ответах [Текст]: учебно-методическое пособие. – 2 изд. / П.И. Волкова, А.Ю. Тихонова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2013. – 232 с. – ISBN 978-5-7432-0735-0.
Володина, Т.В. Личностные ресурсы педагогов по преодолению трудных жизненных ситуаций: диагностика и развитие [Текст]: учебно-методическое пособие / Т.В. Володина, Н.В. Калинина. – Ульяновск : УИПКПРО, 2013. – 144 с. – ISBN 978-5-7432-0737-4
Воспитание ребёнка в приёмной семье [Текст]: учебно-методическое пособие / под ред. Л.П. Шустовой. – Ульяновск: УИПКПРО, 2013. – 100 с.
Голев А.Г. Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений у старшеклассников. Пятигорск : ПГЛУ, 2006. - 56 с.
Горелик Ф.Б. Воспитывая гражданина, формируя мировоззрение.- М., 2011.
Дошкольник. Образование. Личность [Текст]: сборник статей по организации и содержанию образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях Ульяновской области в 2013-2014 учебном году. В 2 частях. Ч. 1/ отв. ред. И.А. Анохина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2013. – 96 с.
Дошкольник. Образование. Личность [Текст]: сборник статей по организации и содержанию образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях Ульяновской области в 2013-2014 учебном году. В 2 частях. Ч. 2 / отв. ред. И.А. Анохина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2013. – 40 с.
Духовно-нравственное, патриотическое и гражданское воспитание. Материалы научно-практической конференции / Под ред. Родионовой Л.Е., Морозовой В.В., Николаевой А.И. – Издательский центр НМЦ ЮВОУО Департамента образования г. Москвы.- 2013 г.
Зарецкая И.Н. Цель воспитания – личность, готовая к взаимодействию со средой // Директор школы. – 2013. - №2. – С. 7-9.
Капустина З.Я. Воспитание гражданственности в условиях обновляющейся России // Педагогика. № 9. - 2013 г.
Качкина Т.Б. Школьный музей: от теории к практике [Текст]: учебно-методическое пособие / Т.Б. Качкина, А.А. Качкина. –Ульяновск: УИПКПРО, 2013. – 168 с.
Качкина, Т.Б. История культуры России ХХ века: схемы, таблицы, тесты [Текст] : учебное пособие для подготовки к ЕГЭ / Т.Б. Качкина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2013. – 148 с.
Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М., 2012.
Котлякова, Т.А. Современные технологии развития эстетического восприятия дошкольников [Текст]: учебное пособие / Т.А. Котлякова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2013. – 64 с.
Кривцова, Н.С. Старшеклассник и выбор профессии [Текст]: методические рекомендации / Н.С. Кривцова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2013. – 36 с.
Линц X., Степан А. «Государственность», национализм и демократизация // Полис. 2007. - № 5. - С. 61-74.
Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы//Педагогика. - 2009. -№4.-С. 3-10.
Методическое обеспечение учебного курса «Основы светской этики» в школе [Текст]: учебно-методическое пособие / авт.-сост. Л.А. Кулагина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2013. – 96 с.
Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. - 2007. - №4.- С. 32-34.
Мудрик А.В. Социальная педагогика, Учебник для студентов педагогических вузов / Под ред. В.А. Сластенова. – 3-е изд. испр. и доп. – М.: Изд. центр «Академия», 2012. – 200 с.
Никандров Н.Д. Ценности как основа социализации и воспитания // Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М.: 2010. -С. 15-33.
Овчинникова Ю.В. Единство разных / Материалы по формированию толерантного сознания // Школьная библиотека. 2013. № 2. - С. 25-30.
Организация внеурочной деятельности в школе [Текст]: методические рекомендации / авт.-сост. Е.Л. Петренко. – Ульяновск: УИПКПРО, 2013. – 40 с.
Педагогический вестник «Разговор о главном». Выпуск № 3. Воспитательный компонент Федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования [Текст]: педагогический вестник / под ред. М.А. Фахретдиновой. Ульяновск: УИПКПРО, 2013. 92 с.
Педагогический вестник «Разговор о главном». Выпуск № 4. Модульно-компетентностный подход к организации образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС [Текст]: педагогический вестник. – Ульяновск: УИПКПРО, 2013. – 80 с.
Петренко, Е.Л. Воспитательная деятельность классного руководителя [Текст]: учебное пособие / Е.Л. Петренко. – Ульяновск: УИПКПРО, 2013. – 100 с.
Петренко, Е.Л. Диагностика состояния воспитательной системы школы на основе интеграции учебной и внеурочной деятельности [Текст]: методические рекомендации / Е.Л. Петренко, М.В. Антонова, Т.А. Коннова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2013. – 40 с.
Петрова О.В. Дидактические игры к программе по граждановедению «Здравствуй, мир!»/Методическое пособие. М.: 2004. – 86с.
Поляков, С.Д. Молодёжные субкультурные деятельности и социальное воспитание [Текст]: методическое пособие / С.Д. Поляков, Л.В. Фирулина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2013. – 36 с.
Проблемы военно-патриотического и гражданского воспитания в образовательных учреждениях Москвы. Выпуск 3 / Под ред. Курнешовой Л.Е. – М.: Центр «Школьная книга»., 2012.
Прохорова, С.Ю. Продвижение региональных инновационных практик: опыт организации выставки-ярмарки инновационных образовательных проектов [Текст] : методическое пособие / С.Ю. Прохорова. – Ульяновск : УИПКПРО, 2013. – 104 с. – ISBN 978-5-7432-0739-8.
Пряникова В.Г. Интернациональное воспитание школьников. – М., 2006.
Сафронова И.И. Формирование гражданской принадлежности дошкольников./ Методическое пособие по организации цикла занятий по программе «Кто Я?». М.: 2013.- 56 с.
Сластенин В.А . Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
Современные технологии художественно-эстетического развития дошкольников [Текст]: сборник статей из опыта инновационной деятельности дошкольных учреждений Ульяновской области / отв. ред. Т.А. Котлякова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2013. – 92 с.
Формирование информационной и читательской культуры учащихся на основе социального партнерства как условие развития информационно-образовательных потребностей [Текст]: методические рекомендации / авт.-сост. Н.А. Барсукова, М.А. Сорокина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2013. – 132 с.
Щуркова Н.Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. – М., 2008.
Эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования / Сост. Н.Н. Гара, С.В.Иванова; Под ред. А.В.Баранникова. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2012.
Удаленные источники:
http://www.slideshare.net/CSR_North-West/130625-25406190
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://www.maam.ru/maps/news/29403.html








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115



Диаграмма 2Рисунок 2Рисунок 3–ђ Заголовок 1ђ Заголовок 2ўђ Заголовок 315