Доклад на тему «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни».


               «Здоровье – не всё, но без здоровья все – ничто.» Сократ
Доклад
«Формирование культуры
здорового и безопасного
образа жизни».
               
20.12.2011г.
«Забота о здоровье –
это важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности,
бодрости детей
зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний,
вера в свои силы…»
                 В.А.СухомлинскийВсё чаще вспоминаются слова Ж. Ж. Руссо: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным сделайте его крепким и здоровым».
Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся.
Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.
 Детско-подростковый возраст – это тот уникальный период, в течение которого наиболее легко и естественно происходит обучение методам самоконтроля и самореализации, основным стратегиям конструктивного поведения, приводящим впоследствии к эффективной самореализации, наиболее полному проявлению интеллектуального и творческого потенциала личности.
        Оздоровление общества в широком понимании немыслимо без признания человеком с самого раннего возраста стандартов здоровья как жизненно необходимых ценностей.
Здоровый образ жизни – залог счастливой и благополучной жизни ребёнка в гармонии с миром сегодня и в будущем. 
         Здоровье является признаком культуры. Оно даёт здоровому человеку значительно больше возможностей для  реализации себя во всех сферах жизни.
   Изучение состояния здоровья подрастающего поколения является важнейшей медико-социальной задачей.
От любого компонента здоровья, будь то физическое, психическое или социальное зависит успешность (или неуспех) ребенка в школе,  в свою очередь, организация образовательно-воспитательного процесса влияет на состояние здоровья школьников.
ОВП включает в себя урочную, внеурочную и внеклассную деятельность. Я как классный руководитель расскажу о внеклассной деятельности.
 Традиционно считается, что основная задача школы дать необходимое образование, но не менее важно сохранить в процессе обучения здоровье детей.
Принцип «Не навреди!» должен стать основополагающим в работе педагогов. Цель моей педагогической деятельности -  внедрение  здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс. Именно учитель может сделать для сохранения здоровья обучающихся гораздо больше, чем врач. Знания о здоровье человека, социальной среде, умения и навыки по их сохранению помогают развитию личностных качеств ребёнка, то есть формируют  культуру здоровья, имидж   здорового образа жизни.    
Для достижения поставленной цели я определила задачи:
Изучить состояние здоровья детей в адаптационный период
Создать условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся    в образовательно-воспитательном процессе
Формировать мотивацию  к здоровому образу жизни
Основные направления воспитательной работы по решению задач.
1.Использование на уроках таких элементов, которые бы постепенно убеждали школьников к ведению здорового образа жизни ( факты, аргументы, примеры, задачи).
2.Демонстрация своего отношения к здоровому образу жизни, к вредным привычкам, подчеркивание  своего мнения, но не в формальных оценках и фразах, а в искренних  высказываниях, в которых бы читалось личное убеждение.
3.Работа с родителями учащихся: инструктирование о методах родительской педагогики; привлечение к совместной подготовке, проведению и участию во внеклассных мероприятиях.
Работа с младшими школьниками по воспитанию здорового образа жизни имеет свою специфику, определяемую с одной стороны, организацией обучения в начальной школе (один учитель, возможность осуществлять воспитание в тесной связи с обучением), а с другой – психологическими особенностями школьников младших классов.
Факторы, определяющие особенности
профилактической работы с младшими школьниками.
Учитель является для младших школьников авторитетом, поэтому не только отдельные его высказывания, но и стиль поведения оказывают учебное и воспитательное воздействие. Негативное мнение учителя о вредных привычках должно многократно повторяться, иллюстрироваться житейскими примерами, наблюдениями, обосновываться ссылкой на другие авторитетные для ребенка мнения.
Младшие школьники чаще, чем взрослые, воспринимают мир в полярных категориях: « хорошо - плохо», «правильно - неправильно», «плохой – хороший человек» и т.п. Поэтому всё, связанное с вредными привычками, должно одеваться в «одежды темного цвета», противопоставляться всему доброму, приятному, полезному.
Образность мышления ребенка позволяет ему видеть то, что говорит учитель, более ярко, образно, сказочно. Стимуляция представлений ребенка – важный элемент его воспитания и развития.
Тяга и склонность ребенка к игре обуславливает необходимость максимально активного использования игровых форм и методов учебно-воспитательной работы.
Большая, чем у старших классов, связь младших школьников со своими родителями определяет большие возможности этого пути для формирования здорового образа жизни и негативного отношения к вредным привычкам.
При проведении воспитательной работы по пропаганде ЗОЖ, профилактике зависимостей (курение, алкоголизм, наркомания), пропаганде физкультуры и спорта, а также выработке теоретических знаний и убеждений о здоровом образе жизни, мною используются следующие формы работы:
беседы (учителя, медработника, родителей);
работа с книгой (чтение и обсуждение);
утренники, праздники здоровья
устные журналы  («Что такое здоровье?», «Путь к здоровью», «Советы доктора Айболита»);
конкурсы: рисунков, плакатов( «Что полезно для здоровья?», «Красный, жёлтый,  зеленый»); стихотворений, сочинений «Береги здоровье   смолоду»; загадок «Угадай-ка!»; пословиц и поговорок «Мудрое слово о здоровье»;
практические занятия по уходу за волосами, ногтями, зубами, по уходу за одеждой и обувью;
обсуждение ситуаций « А если не мыть руки?», «Одеваюсь по погоде»;
занятия по ОБЖ и ПДД;
уроки здоровья («Глаза – окна в мир», «Красивые зубы – красивая улыбка»)
 игры, соревнования, с использованием знаний правил уличного движения, личной гигиены («В гостях у  Мойдодыра», «Светофор»);
     Воспитательную работу  планирую с учетом основных сфер жизнедеятельности ребенка.
1.Сфера познания – учеба, чтение, восприятие информации;
2. Сфера отношений – познание себя, людей, взаимодействие с ними;
3. Сфера практической деятельности – труд, умения, навыки;
4.Сфера физического воспитания – реализация физических возможностей;
5.Сфера игры – реализация потребности общения, развитие фантазии, развлечения.
Основным в  воспитательной программе  является раздел «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу»  разработанный для детей 7-11летнего возраста с учетом психологических, физических, индивидуальных особенностей.
Цель: воспитание в детях потребности в здоровом образе жизни.
Задачи: - познакомить с формами  активного отдыха и их влиянием на здоровье человека;
учить соблюдать  гигиенические нормы и культуру  быта;
осуществлять воспитание с целью профилактики вредных привычек.
формировать умения рационально организовывать жизнь и деятельность в соответствии с особенностями своего организма;
1 класс «В гостях у Мойдодыра»
Беседа «Надо, надо умываться».
Беседа « Режимные моменты моей жизни».
Урок здоровья « Моя красивая осанка».
Игры на школьной площадке.
Встреча со школьным врачом: привычки грызть ногти, сосать палец и т.д.
Занятие по ОБЖ «Огонь – друг или враг?».
Урок здоровья « Здоровые зубы – здоровью любы».
Конкурс рисунков «Что полезно для здоровья?».
Урок здоровья «Моя семья».
Веселые старты.
Урок здоровья « Глаза – окна в мир»
Утренник «К нам приехал Мойдодыр!»
Конкурс загадок о здоровье «Угадай-ка!
Беседа «Минутка – не шутка»
Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья!
Урок здоровья «Табак и пассивное курение»
Родительское собрание «Режим дня школьника»
Родительское собрание «Учите детей беречь здоровье»
Занятие по ПДД «Зеленый огонек»
Дни здоровья( осенью, зимой, весной)
Родительское собрание «Школа пешеходных паук»
2 класс «Румяные щечки»
Беседа «Что такое здоровье?»
Занятие по ОБЖ «Безопасность в доме»
Урок здоровья «О вреде пассивного курения»
Конкурс рисунков «Полезные привычки – наши друзья»
Конкурс «А ну-ка, мальчики!»
Урок здоровья «Полезная пища»
Беседа «Минута час бережет»
Родительское собрание «О детских шалостях и родительской ответственности»
Беседы: «Одеваюсь по погоде», « Нужна ли сменная обувь?»
Родительское собрание «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»
Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»
Беседа «Мой режим дня»
Занятие по ПДД «Мой друг светофор»
Игра по правилам дорожного движения «Красный, желтый, зеленый»
Встреча со школьным врачом: «Как уберечься от простуды»
Конкурс стихов «Здоровому - все здорово»
Клуб «Почемучка»  (Почему нельзя пить сырую воду? Почему нельзя ходить в дождь без зонта?)Дни здоровья.
3 класс «Неболейка»
 Конкурс плакатов «Еще раз о здоровье»
Урок здоровья «За» и «Против» курения.
Выступления агитбригады « Дорожная сказка»
Веселые старты.
Занятия по ОБЖ «Солнце и опасность»,  «Термические ожоги»
Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»
Клуб «Почемучка»
Урок здоровья «Красивые зубы – красивая улыбка»
Беседа «Посеешь привычку – пожнешь характер»
Родительское собрание «Эмоции положительные и отрицательные»
Беседа «Делу время – потехе час»
Советы доктора Айболита.
Практикум. Как поступить в данной ситуации «Тебе предложили сигарету»
Родительское собрание «Не допустите беды»(профилактика наркозависимости)
Беседа «Зачем человеку сон?»
Урок здоровья « В лес за здоровьем»
Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»
Дни здоровья.
4 класс «Если хочешь быть здоров»
Конкурс полезных советов «Здоровье – главное богатство»
Конкурс плакатов  «Безопасное колесо»
Конкурс рисунков «Что нужно для здоровья?»
Веселые старты.
Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья.
Практикум. Первая помощь при несчастных случаях.
Урок-конференция « О вреде курения»
Выступления  агитбригады по ПДД.
Диспут «Правда и ложь об алкоголизме»
Игра «В путь дорогу собирайся, за здоровьем отправляйся»
Беседа «Что нужно знать о лекарствах»
Конкурс сочинений «В здоровом теле – здоровый дух!»
Практикум. Как поступить в данной ситуации «Ты оказался в дурной компании»
Беседа «Я – мальчик. Я – девочка»
Проводится родительский всеобуч по темам:
-         Курение и статистика;
-         Алкоголь - яд и обман;
-         Наркомания - дело не личное;
-         Проблема здоровья детей.
-         Как сохранить здоровье ребенка?
-         Режим дня и его значение.
-         Путь к здоровью, силе, бодрости.
-         Физкультура и спорт в жизни школьника.
Составленная программа помогает:
проводить учебно-воспитательную работу до начала приобретения негативных привычек, проявления хронических заболеваний;
уменьшить количество случаев заболевания в школьном коллективе;
научить детей ответственному отношению к своему здоровью;
обучать и закреплять полученный опыт на практике;
Главное – сделать ребенка активным участником учебно-воспитательного процесса.