Выступление по теме «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни»


Я не просто учитель. Я – первая учительница. Я – тот человек, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть, – своих детей. Принимая из трепетных родительских рук их маленькое чудо, я осознаю всю ответственность, которую беру на свои плечи. Ответственность за его настоящее и будущее, за успехи и неудачи, за умение создавать себя как гармоничную личность. Именно в этом я вижу свою основную цель как педагога.
Гаврилова Альфия Анатольевна, учитель первой квалификационной категории. Работаю в лицее 116 учителем начальных классов.
В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников. Ухудшение здоровья детей школьного возраста стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой. Кто же должен взять на себя ответственность за её решение? Прежде всего - семья, родители, затем - школа, учителя. Но, к сожалению, местом формирования здоровья ребёнка сегодня является не семья, где опыт родителей часто недостаточен, не медицинские учреждения, занимающиеся болезнями и больными детьми, а система образования. Министерство здравоохранения считает виновником ухудшения здоровья детей - систему образования, а именно учителей первой ступени, так как считают, что именно на этой ступени происходит главный срыв детского здоровья.
Я задалась вопросом: как сделать так, чтобы ребёнок учился осознавать себя как часть природы и понимать ответственность за сохранение своего здоровья не только на отдельных мероприятиях или специальных уроках, а ежедневно где бы он ни был.
Согласно ФГОС начального общего образования, программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должна представлять собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Всё выше сказанное как нельзя лучше объясняет выбор мною методической темы ««Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни»
Я стремилась и стремлюсь строить свою работу с учётом приоритета, каковым является сохранение и укрепление здоровья учащихся. Здоровье не только физическое, но и духовное, нравственное, социальное.
В 2010 году в городе Казани стартовала городская целевая программа «Тропинки здоровья». Экспериментальная программа разработана преподавателем педагогического колледжа Ольгой Ягновой. Мне предложи участие в этом проекте. Наш лицей стал базовой площадкой Казанского педагогического колледжа.
Из опыта работы, я с уверенностью могу сказать, что программа «Тропинки здоровья» оказывает положительное влияние на формирование как физического, так и психологического здоровья детей. Её использование даёт положительный результат во время прохождения периода адаптации, как в первом классе, так и при переходе учащихся в среднее звено. В первом классе эти занятия способствуют созданию условий для более близкого знакомства детей и более комфортному адаптированнию в школьном коллективе, развитию доброжелательных отношений, наблюдательности, памяти, воображения и внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.
На занятиях по программе мной используются игровые формы работы. Вместе с учениками мы «путешествуем» по тропинкам здоровья. Останавливаясь по «пути», дети получают знания о здоровье, разучивают различные способы его сохранения и укрепления.
Каждое занятие включает в себя комплекс физических упражнений, дыхательную, пальчиковую и зрительную гимнастику, а также психологические игры.
Дыхательная гимнастика направлена на формирование правильного дыхания у детей. Упражнения дыхательной гимнастики являются средством профилактики респираторных заболеваний, быстро восстанавливают работоспособность после умственного или физического утомления, имеют значение для формирования правильной красивой осанки.
Зрительная гимнастика предназначена для снятия напряжения зрения. Даже при небольшой ее продолжительности, но регулярном проведении она является эффективным мероприятием профилактики утомления.
Пальчиковая гимнастика решает следующие задачи: стимуляция развития речи у детей младшего школьного возраста; подготовка руки к письму. Вместе с тем пальчиковые упражнения тренируют внимание, умение переключаться с одного задания на другое. Казалось бы, все это знают, но не придают должного значения этим простым упражнениям. А все почему? Потому что нет привычки. Ведь моя работа направлена на то, чтобы эти упражнения стали для детей именно привычкой, которая и будет способствовать форме здорового образа жизни. Конечно, за одно занятие привычка не выработается, нужно 23 дня, но давайте все - таки попробуем.
ИГРА «Пальчики» (Ребенок сам делает массаж каждого пальчика левой и правой руки, начиная с кончиков пальцев через поглаживающие движения, растирающие движения, круговые движения.)
Говоря о здоровье, мы не можем оставить без внимания такую важную составляющую, как психологическое
Психологические упражнения направлены на формирование у младших школьников уверенности в себе, способности управлять эмоциями, коммуникабельности. Все эти качества необходимы каждому в жизни для ощущения себя здоровым и самодостаточным человеком.
Что мы желаем в первую очередь себе и своим близким. В первую очередь – здоровье. Я хочу поделиться с вами цветком здоровья, который сопровождает моих детей на протяжении всех четырех лет и является постоянным атрибутом наших занятий.
Сейчас с его помощью я предлагаю вам сыграть в игру «Пожелание», которую любят мои ученики.

В конце каждого занятия дети оценивают свое самочувствие с помощью рефлексии.
Один из видов рефлексии вы увидели на уроке математике.
Моя работа в рамках площадки была высоко оценена участниками семинара «Экспериментальный проект по формированию здорового образа жизни младших школьников» для учителей начальной школы организованный ГАОУ СПО «Казанский педагогический коллеж» на базе ГАОУ СПО «Казанский педагогический коллеж»
Я принимала участие в семинара «Педагогические приемы и средства формирования контрольно-оценочной деятельности в начальной школе» для слушателей стажировочной площадки К(П)ФУ для учителей начальных классов.
Выступаю на педсоветах МО.
На этом слайде можно увидеть прохождение процесса адаптации
1 этап 15 сентября
Вывод в среднем по1В классу прохождение процесса адаптации:
Успешная (полная) адаптация (более 86 %) __27___человек (__87,1__ %)
Частичная адаптация (70 % - 85 %) _2__ человек (__6,5____ %)
Серьезные отклонения в процессе (группа риска) (60 % - 69 %) __1_человек (_3,2%)
Ахметшин Эмиль
Тяжёлая степень (консультация психоневролога) (ниже 60 %) __1__ человек ( _3,2 % )
Гершиков Савва
2 этап 22-25 декабря
Ухудшение показателей здоровья детей и увеличение случаев обострения заболеваний за период адаптации не отмечалось.
Успешная (полная) адаптация (более 86 %) __28___человек (__90__ %)
Частичная адаптация (70 % - 85 %) _3__ человек (__10____ %)
Серьезные отклонения в процессе (группа риска) (60 % - 69 %) _-__человек (0%)
Тяжёлая степень (консультация психоневролога) (ниже 60 %) __-__ человек ( 0_% )
Пояснение: Гершиков Савва после совместной работы психолога, классного руководителя и родителей перешёл в группу детей с частичной адаптацией. Ахметшин Эмиль из группы риска в группу детей с успешной адаптацией.

Еще одним направлением работы по формированию навыков здороьесбережения является участие в проекте «Разговор о правильном питании».
Результатом стали детские работы, направленные на конкурс «Плакаты о правильном питании». Хуснутдинова Алия стала призером районного этапа и приняла участие в республиканском конкурсе.
Трое учащихся Кулиев Амир, Кузнецова Эмилия, Буреева Дина стали призерами районного тура конкурса детских презентаций «Веселый урок о том, что вкусно и полезно».
Сабитова Сабина стала победителем Конкурса семейной фотографии «Накрываем стол для любимого литературного героя».
Успешным считаю и свое участие в Конкурсе методических разработок «Развитие единого социокультурного пространства при реализации программы «Разговор о правильном питании». В 2013 году я стала призером районного и победителем республиканского этапов.
Реализация данной программы продолжается и в этом году.Мы активно участвуем в региональном этапе Всероссийского конкурса детских проектов «Пишем кулинарную книгу», в региональном этапе Всероссийского конкурса семейной фотографии «Вкусная картина» по программе «Разговор о правильном питании». Надеемся на хорошие результаты.
Уже два года на базе моего класса интересно и увлекательно идет реализация литературного проекта «Я-читатель» в рамках Года культуры !!!
Учебный год для первоклассников лицея № 116 был очень насыщенным благодаря нашему сотрудничеству с отделом литературы в Национальной библиотеки РТ. Помимо школьной программы дети получают великолепную возможность участвовать в проекте «Я – читатель» в форме «библиотечного урока» (как его называют сами дети).
Результат работы с детьми по проекту «Я – читатель» очевиден. Наблюдается развитие речи и внимания детей. Дети не только читают книги, делятся своими впечатлениями, но и ищут новые произведения, которые было бы интересно разобрать. Несмотря на юный возраст, некоторые из них предлагают литературу, предназначенную для старшего возраста. Особенно приятно, что дети с нетерпением ждут нового "библиотечного урока" и жажда знаний с каждым разом увеличивается!
По итогам реализации данного проекта «Я – читатель». Есть положительные результаты. Победителями открытой городской олимпиады для младших школьников «Техника чтения» стали Мангушева Карина и Веревкин Михаил.
Также принимаем активное участие в республиканском проекте «Культурный дневник ». По итогам прошлого года ученик моего класса Кириллов Даниил в номинации «Лучший дневник первоклассника» стал победителем муниципального этапа. Веревкин Михаил стал победителем конкурса «Письмо Зилантику». Дети моего класса все зарегистрированные на сайте «Культурный дневник». Периодически принимают участие в различных конкурсах сайта. Активное участие принимали в конкурсе «Кремленок»
В этом учебном году в лицее проходил конкурс «Лучший культурный дневник школы». Победителем в параллелях вторых классов стал Веревкин Михаил.
Я как учитель, реализуя данные проекты, стремлюсь к основной задаче—формированию мотивации, обеспечивающей активное и сознательное привлечение каждого ученика к процессу сохранения и укрепления здоровья физического, психического и духовного.
Если вы хотите познакомиться с моими работами более подробно можно выйти на сайт инфоурок на мою страничку, где я делюсь опытом своей работы с коллегами. Желаю вами вашим родным и близким здоровья.