Выступление по теме «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в ГПД».



Конспект выступления по теме:
«Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в ГПД».

Процессы, происходящие в организме ребенка, характеризуются ритмичностью, которая оказывает влияние на его рост, физическое и умственное развитие. Рекомендованные физиологами режимы дня для учащихся учитывают данное обстоятельство. Они предусматривают допустимые нормы для отдельных возрастов, эти нормы регулируют физические, умственные, а так же эмоциональные нагрузки.
Физиологами выявлено, что неправильное чередование и дозировка труда (учебы) и отдыха являются причиной возникновения разного рода расстройств в формировании здоровья и дисгармонии в развитии детей.
Сторонников и противников организации групп продленного дня объединяет то, что все они считают, что режим дня в таких группах должен благоприятствовать укреплению здоровья учащихся, создавать социально активную личность, которая сможет сочетать в себе нравственно-этические качества и творческую индивидуальность, влиять на уровень воспитанности детей.
Учебно-воспитательная работа в группах продленного дня призвана обеспечить передачу школьникам общественно-исторического опыта и культуры умственной, общественно-политической, нравственной, трудовой, физической и эстетической деятельности и способствовать всестороннему и гармоничному развитию их личности.
Режим для групп продленного дня строится в соответствии с гигиеническими и педагогическими требованиями. Он характеризуется особым расположением урочных и внеурочных занятий в течение дня, недели, года. Его суточная структура состоит из трех главных частей:
Уроки
Активный отдых
Самоподготовка.
Последовательность данных частей такова:
Утренние часы отводятся для уроков, так как в это время организм школьников обладает высокой работоспособностью, и физиологами доказано, что именно в эти часы целесообразно сконцентрировать наиболее трудные виды деятельности, к которым относится учебный процесс.
Непосредственно после уроков, когда школьники утомлены, делается примерно трехчасовой перерыв для активного отдыха ( продолжительное (от 1.5 часов) пребывание на свежем воздухе, сочетающее в себе экскурсии, беседы и спортивные игры, прием пищи и кратковременные разнообразные занятия в помещении ), который рассматривается физиологами и педагогами как необходимые гигиенические мероприятия для восстановления работоспособности для детей . Детям 6-7 лет (если позволяют условия школы) полезно устраивать дневной сон.
Самоподготовка, которая завершает пребывание ребенка в школе, время самоподготовки не должно превышать нормы, указанные в Уставе школы.
Подобная организация жизни и деятельности учащихся в группе продленного дня неизменно подтверждает размеренность и разумность выбранного распорядка дня.
При строгой дозировке нагрузок, четком чередовании видов деятельности (занятий) достигается ритмичность всего учебно – воспитательного режима, благодаря которой у учеников успешно формируются жизненно ценные навыки: развитие творческой индивидуальности, создание социально-активной личности, развитие спортивных способностей, формирование нравственно-этических качеств, гражданской позиции и гуманного отношения к окружающему миру.
Существующий учебный план позволят разнообразить только урочную часть деятельности учащихся, как в суточном, так и в недельном режиме, но в нем не предусмотрено удовлетворение в полной мере биологических, социальных и личностных потребностей детей в активной двигательной деятельности, в общении, а также в эмоциональной разрядке.
С переходом на режим продленного дня создаются условия для дополнения учебного плана общеобразовательными занятиями. Содержание деятельности учащихся при этом призвано прежде всего удовлетворить их потребность в движении, общении и эмоциональной разрядке, обогатить опыт общественно-политической жизни.
Общеразвивающие занятия , которые проходят между уроками и самоподготовкой, служат целям активного отдыха детей, вносят разнообразие в содержание их деятельности.
Исследования показали, что переход к игровым и самодеятельным формам занятий, смена поз, физические нагрузки, многообразие связей при общении, свобода проявления эмоций, новизна содержания, как правило, полностью снимают утомление, которое вызывает учеба.
Так как личность определяется отношениями, потребностями и способностями общего характера, а в школе закладываются их элементарные основы, то в группе продленного дня целесообразно избрать форму отдыха, которая способствовала бы общему развитию учащихся.
Богатый практический опыт педагогов и физиологов приводит к тому, что в группах продленного дня рекомендуется применять виды отдыха школьников, в которых доминирует двигательная деятельность (с различного рода физическими нагрузками), требующая динамических поз тела. Во время занятий должны создаваться ситуации, при которых обогащаются и усложняются коллективные межличностные связи и зависимости членов коллектива, меняется качественно характер их общения. Отсюда следует, что лучше, если занятия проводятся в обстановке, которая отличается от классной. Это означает, что для групп продленного дня необходимо иметь игровые комнаты, специальные классы для приготовления домашних заданий, такие помещения были бы нелишними при желании улучшить работоспособность детей в группе. Однако опыт педагогов и воспитателей групп продленного дня показывает, что можно удачно использовать все возможности, имеющиеся в школе, а так же окружение школы.
После уроков учащимся более необходимо побывать на свежем воздухе, чем самом приспособленном помещении. Занятия на свежем воздухе и в помещении целесообразно организовывать и проводить в форме общеразвивающих занятий, когда они сгруппированы в недельный цикл и проводятся регулярно.
Отдых на свежем воздухе должен включать в себя экскурсионные, прогулочные, спортивные и игровые занятия и физический труд.
Краеведческие, правиловедческие, музыкальные занятия, а так же обучение чтению, искусствознанию, развитие логического мышления, воображения и мелкой моторики рук образуют систему отдыха в помещении. Ежедневно в группе продленного дня должно проводиться одно занятие на свежем воздухе и одно занятие в помещении. Занятие на свежем воздухе должно занимать от 1 до 1.5 часов, второе занятие (в помещении) должно занимать по времени от 15 до 40 минут.
С появлением режима групп продленного дня появилась и новая форма организации учебного процесса – самоподготовка. Самоподготовка представляет собой обязательные ежедневные занятия школьников, направленные на самостоятельное выполнение учебных заданий, которые задаются им учителями. Эти занятия должны проходить в строго отведенное для них время. Особенность этого вида работы заключается в том, что задания должны выполняться именно самостоятельно, что способствует получению новых знаний и закреплению ранее полученного материала. Если же во время самоподготовки ведется объяснение, коллективное выполнение задания, то теряется ее смысл. Характерным критерием для самоподготовки является отказ учеников любых видов помощи. В этом случае формируется важнейшее качество личность – самостоятельность.
Учитель, разъясняя задание на уроке, тем самым программирует успешность его выполнения на самоподготовке. Именно от него зависит, будет ли оно трудновыполнимо, трудоемко, не приведет ли к перезагруженности учеников, не вызовет ли непреодолимых затруднений и перенапряжения. Понимание учеником задания закладывается на уроке. Нельзя воспитателя группы продленного дня превращать во второго учителя, а самоподготовку - в урок.
Если ученик во время самоподготовки в группе продленного дня нуждаются в разъяснении заданий, стремятся прибегнуть к помощи товарищей или воспитателя, то причину следует искать в недостатках преподавания, непонимании материала данным учеником.
Однако эффективность самоподготовки не всегда зависит от предусмотрительности и опыта преподавания учителя. Его усилия могут быть сведены к минимуму, если воспитатель не продолжает начатую учителем работу по подготовке детей к самостоятельному выполнению заданных уроков. Проведение досуговых занятий, мало отличающихся от классных мероприятий, занятия в помещении, требующие усидчивости и постоянное нахождение в кабинете не только не устранит утомление школьников, но и приведет к его увеличению. Не принимая мер к восстановлению работоспособности учащихся, воспитатель группы продленного дня содействует провалу самоподготовки.
Важной обязанностью воспитателя является создание условий для самостоятельной учебной работы школьников. За 10 минут до начала самоподготовки педагог должен попросить всех учеников покинуть помещение и проветрить его, а по возможности провести влажную убору.
В 1 классах самоподготовка в прямом смысле этого слова отсутствует. В этот режимный момент проводятся разнообразные дидактические игры и тренировочные упражнения, готовящие первоклассников к дальнейшей самостоятельной учебной работе. Во 2 и 3 классах на самоподготовку отводится 1,5 академических часа. Причем через 45 минут делается обязательный 10 минутный перерыв на отдых.
Практика показывает, что при организации самоподготовки могут допускаться следующие серьезные методические ошибки :Иногда задания выполняются с использованием классной доски, в результате чего наблюдается массовое списывание;
Воспитатель при проверке заданий учащихся группы, выставляет оценки;
Практикуется многократное переписывание упражнений;
Воспитатель группы продленного дня мирится с тем, что учитель перегружает учеников домашними заданиями;
Не выдерживается время начала и окончания самоподготовки;
Самоподготовка начинается сразу после уроков или же сразу после обеда.
Самоподготовка не должна превращаться в дополнительные занятия. В противном случае режим группы продленного дня не оправдает тех надежд, которые на него возлагает образование.
Воспитатель должен помнить, что он воздействует на учеников методами воспитания. Он не обучает, а приучает школьников выполнять самостоятельно домашнее задания, проявляя при этом свои особенности, прилежание и трудолюбие. Став воспитателем группы продленного дня. Вчерашний учитель часто забывает, что его обязанности стали другими.
Постоянное и организованное выполнение заданий, осуществляемое в одно и то же время, благотворно воздействует на закрепление и укоренение привычки готовить уроки. Воспитатели отмечают, что в младшем школьном возрасте она формируется сравнительно быстро и обладает устойчивостью.
По оценке учителей, чьи классы перешли на режим группы продленного дня, школьники обычно активнее работают на уроках, среди них, как правило, нет неуспевающих по причине невыполнения домашнего задания. Уверенность в том, что все школьники приготовили домашнее задание, позволяет учителям значительно эффективнее организовывать учебный процесс на уроке.