Опыт создания и реализации ООП НОО в части формирования культуры здорового и безопасного образа жизни


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №23
имени С.В. Добрина города Липецка
Слайд № 1Опыт создания и реализации ООП НОО в части формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Выступление Зыковой Г.В.,
заместителя директора по учебно-воспитательной работе МБОУ СОШ № 23 г. Липецка
на семинаре-практикуме городской инновационной площадки 31.01.2013
Добрый день уважаемые коллеги!
ФГОС НОО – сочетание букв, уже ставшее для нас с вами привычным. Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования постепенно вошли в школьную жизнь. Апробация в рамках школьного эксперимента организационно-управленческих механизмов введения ФГОС НОО с 1 сентября 2010 года, когда 75% первоклассников приступили к освоению ФГОС НОО, массовое введение во всех 1-ых классах федеральных государственных стандартов начального общего образования стали важными событиями в жизни школы. «Не только учить, но и воспитывать – патриота, гражданина, свободную и ответственную личность, «не только давать знания, но и способствовать формированию умения учиться, раскрыть индивидуальные способности каждого, учить быть успешным и счастливым». По таким новым стандартам учатся в текущем году 42% обучающихся начальной школы.
Ключевые особенности ФГОС и их реализация всё в большей мере определяют уклад школьной жизни. Образовательные стандарты второго поколения – это система требований – к результатам, программам, условиям образовательного процесса.
Они сформулированы так, чтобы учесть интересы трех сторон: семьи, общества, государства. Поэтому ФГОС часто рассматривают как общественный договор. На уровне школы конкретным выражением такого договора становится основная образовательная программа, которая была разработана и реализуется педагогами совместно с родителями, с учетом индивидуальных способностей и познавательных интересов детей.
В 2012-2013 учебном году педагогический коллектив школы работает над реализацией основной цели: «Создание условий для формирования образовательного пространства школы, способного в полной мере удовлетворить образовательные запросы личности и социума, обеспечивать доступность качественного образования».
В течение 4-х последних лет в качестве одного из приоритетных направлений деятельности школы предусмотрена системная работа по созданию комфортной среды в образовательном процессе.
О своем опыте работы по данному направлению расскажет учитель начальных классов, победитель городского конкурса «Школа – территория здоровья» в 2011 году в номинации «Формула здоровья», Голотвина Т.В.
Выступление Голотвиной Т.В.
ФГОС невозможно реализовать, не создав для этого условия. Реальная практика такова, что реализация стандартов осуществляется одновременно с совершенствованием системы условий.
Наиболее разработана в настоящее время нормативная основа ФГОС: каждое ОУ имеет основную образовательную программу начального общего образования.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки России от 22 сентября 2011 года № 2357 в структуру основной ООП НОО была включена программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Данное решение было принято во исполнение поручения Президента Российской Федерации по итогам президиума Государственного совета 27 мая 2010 г.
Действительно, за последние десятилетия произошли существенные изменения в фундаментальных научных знаниях в области экологии и смежных наук, отечественной и зарубежной педагогической науке и практике, нашедшие отражение в обновлении содержания экологического образования, а также используемых методиках и технологий.
Усиление социальных и гуманитарных аспектов экологического образования, его ориентация на идеи образования для устойчивого развития общества укрепили тенденции к его интеграции с образованием в области здоровья и безопасности человека и окружающей его среды, поскольку здоровье, социальное и экологическое благополучие населения находятся в неразрывном единстве.
Линия на интеграцию вопросов экологии, здоровья и безопасности жизни является основным приоритетом программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, включенной в ФГОС начального общего образования.
Опыт формирования экологической культуры обучающихся вашему вниманию представит учитель начальной школы, лауреат специального приза Ассамблеи родительской общественности городского конкурса «Школа – территория здоровья» в 2011 году в номинации «Формула здоровья», Спирякова Н.Н.
Выступление Спиряковой Н.Н.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. В соответствии с Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обеспечивает:
пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью);
формирование установки на использование здорового питания;
использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей,развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
применение рекомендуемого врачами режима дня;
формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение,употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.
Об использовании здоровьесберегающих технологий в рамках формирования культуры здорового образа жизни нам расскажет учитель начальной школы Болдырева Н.Н.
Выступление Болдыревой Н.Н.
В заключение своего выступления хотелось бы перефразировать слова Б.Шоу, что оглядываясь в прошлое надо с почтением склонить головы, а глядя в будущее – засучить рукава и пожелать всем нам плодотворной работы в совершенствовании условий для реализации ФГОС НОО и подготовки к введению ФГОС ООО.
Спасибо за внимание!
А сейчас мы вас приглашаем на работу наших творческих групп.