Конспект занятия по физической культуре Формирование навыков здорового образа жизни средствами физической культуры


Составитель: инструктор по физической культуре
МБОУ «Прогимназии № 61» г. Мурманска
Алексеева Светлана Леонидовна

Занятие двигательной деятельности
Тема: Формирование навыка здорового образа жизни у детей старшего
дошкольного возраста средствами физической культуры
Задачи: 1. Формирование навыков правильной осанки.
2. Профилактика плоскостопия.
3. Коррекция мелкой моторики рук.
4. Активизация внимания и памяти.
5. Воспитание взаимопонимания и дружелюбия.
Место проведения: спортивный зал.
Дата проведения: -- / -- / --Оборудование: гимнастические скамейки, коврики для занятия на полу, мешочки с
наполнителем (крупа и т.д.), альбомные листы, фломастеры, мячи
диаметром 8 – 10 см.
Содержание материала Дозировка ОМУ
ПО
Д
Г
О
Т
О
В
И
Т
Е
Л
Ь
Н
А
Я
Ч
А
С
Т
Ь
1. Дети сидят в зале на скамейке. В спортивный зал заходит сгорбленная старушка и обращается к сидящим:
Здравствуйте, ребятушки!
Что не ждали бабушки?
Долго добиралась к вам.
Трудно стареньким ногам.
Я ведь не занимаюсь
И еле передвигаюсь.
А вот скажите, кто из вас ребятки
Бегает так, что видны только пятки?
А все ли метают мячи в цели метко?
У бабки сноровка такая уж редкость.
А все ли вы спинку держите прямо?
А я крючковатая старая дама.
И что же поможет такой вот фигуре?
Для этого есть урок физкультуры!
Ну как, поможете вы мне
Старенькой бабуле и ее спине?
Прошу в шеренгу становиться.
В страну здоровья путь держать!
Все обещают не лениться
И упражнения уважать?
2. Прошу вашего внимания –
Следите за дыханием!
Пятки вместе, носки врозь,
Спину прямо, а не вкось!
Равняйсь! Смирно и направо,
Смело мы шагаем прямо!
Раз, два, три, раз, два, три!
Поднимитесь на носки!
Руки вверх подняли дружно
И шагают все как нужно!
А теперь простой ходьбой
Весело шагает строй!
Раз, два, три, раз, два, три!
На меня дружок смотри –
Сейчас мы идем как мишка мохнатый.
Для нас не секрет, что он косолапый.
Будьте внимательны юные атлеты,
На бег переходит бабушка Света!
Бег прямо, бег змейкой, здесь просто бегом.
Вдох делаем носом, а выдох все ртом.
Бег левым, бег правым и вновь просто бег.
Здоровым будет любой человек!
Шагом марш! Восстанавливаем дыхание.
1 мин.
15 с.
10 с.
1 мин.
1 мин. Активизировать внимание детей. Добиться того, чтобы дети отвечали. Вызвать интерес к предстоящей деятельности.
Построение по уровню физической подготовленности.
Стоя в шеренгу, принять основную стойку. Следить за осанкой.
Соблюдать равнение в строю и дистанцию.
Потянуться вверх, руки прямые.
Ходьба на внешней стороне стопы.
Следить за дыханием.
о
с
но
в
на
я
ч
а
с
т
ь3. Перестроение в полукруг.
Выполнение ОРУ:
Упражнение «Кукла»
И.п. – о.с.
1 – 2 – правую ногу вперед, руки в стороны ладонями вперед, наклон головы вправо;
3 – 4 – и.п.;
5 – 6 – то же, с левой ноги;
7 – 8 – и.п.
Упражнение «Здравствуй»
И.п. – стойка, ноги врозь, руки на пояс.
1 – поворот туловища вправо, левую руку вверх;
2 – 3 – два движения левой кистью вправо-влево (приветствие);
4 – и.п;,
5 – 8 – то же, влево.
Упражнение «Цапля»
И.п. – о.с., руки на пояс.
1 – правую ногу согнуть вперед;
2 – наклон вперед;
3 – выпрямиться;
4 и.п.;
5 – 8 – то же, левой ногой.
Упражнение «Качели»
И.п. – широкая стойка, руки на пояс.
1 – выпад вправо, руки вправо вверх;
2 – и.п.;
3 – 4 – то же, влево.
Упражнение «Присядка»
И.п. – узкая стойка, руки в стороны.
1 – 4 – четыре прыжка на левой ноге с поворотом направо на 360, правую ногу вперед вниз;
5 – приставляя правую, присед, руки на пояс;
6 – полповорота налево, стойка на правой, левую вперед на пятку, руки в стороны ладони вверх;7 – 8 – то же, что и на счет 5 -6, но в другую сторону;
9 – 16 – то же, что и на счет 1 – 8, но начиная на правой ноге.
4. Формирование навыка правильной осанки.
Упражнения:
И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища.
1 – поднять голову, касаясь подбородком груди, пальцы рук сжать в кулак, носки ног на себя, пятками тянуться вниз – выдох;
2 – и.п. – вдох.
И.п. – стойка ноги вместе, руки поднять над головой ладонями внутрь, взгляд вверх, глаза закрыть.
1 – 10 – плавно подняться на носки и удерживать равновесие. Опуститься на полную стопу.
И.п. – сидя на скамейке с мешочком на голове.
1 – руки вперед;
2 – встать со скамейки;
3 – руки к плечам;
4 – и.п.
5. Научить детей делать друг другу массаж.
Дождик бегает по крышам –
Бом! Бом! Бом!
По веселой звонкой крыше –
Бом! Бом! Бом!
Дома, дома посидите
Бом! Бом! Бом!
Никуда не выходите –
Бом! Бом! Бом!
Почитайте, поиграйте –
Бом! Бом! Бом!
А уйду, тогда гуляйте –
Бом! Бом! Бом!
Дождик бегает по крышам –
Бом! Бом! Бом!
По веселой звонкой крыше –
Бом! Бом! Бом!
6. Профилактика плоскостопия.
Дети садятся на коврики и снимают обувь.
Упражнение «Гусеница»
И.п. – сед на полу, ноги согнуты в коленях.
Сгибая пальцы ног, подтягиваем пятку вперед, затем пальцы распрямляются и пятка вновь продвигается вперед.
Упражнение «Художник»
И.п.- сед на полу, ноги согнуты в коленях.
Пальцами одной ноги удерживаем фломастер и рисуем на листе бумаги различные фигуры. То же, другой ногой.
Игра «Кактус»
Ходьба с перекатом с пятки на носок, с высоким подниманием колен, на внешней стороне стопы.
Кактус вырос на песке.
Колется пребольно.
Я его не обижал.
Чем он не доволен?
7. Коррекция мелкой моторики.
Упражнения с мячами:
- перебрасывание мяча из одной руки в другую;
- подбрасывание мяча правой (левой) перед собой и ловля двумя руками;- подбрасывание мяча правой , ловля левой и наоборот.
Игра «Попугай»
Говорит попугай попугаю:
- Я тебя попугай попугаю!
Попугаю в ответ попугай:
- Попугай! Попугай! Попугай!
8. Подвижная игра «Зоопарк»
Все играющие свободно располагаются на площадке. Педагог называет зверя или насекомое, изображает его повадки, характерные движения, издаваемые звуки. Дети подражают. Аист – стойка на одной ноге, другая согнута в колене, руки на пояс. Слон – встать на четвереньки, шею и губы вытянуть вперед – «хобот». Пить воду – с шумом втягивать «хоботом» воздух. Побрызгать на себя водой – поднять голову и с шумом выдохнуть через зубы справа и слева от себя. Медведь – ходьба на внешней стороне стопы, собирая шишки. Лошадка – ходьба или бег, высоко поднимая колени. Собака – передвижение на четвереньках с поворотами таза влево и вправо. Воробей – в упоре присев, поднимание и опускание согнутых в локтях рук (крыльев), с прыжками на месте и приговариванием «чик-чирик».
10 с.
4 раза
4 раза
4 раза
4 раза
4 раза
4 раза
4 раза
4 раза
2 мин.
30 с.
1 мин.
2 круга
4 раза
4 раза
4 раза
30 с.
3 мин.
Разомкнуться на вытянутые руки от направляющего.
Стараться сохранять равновесие.
Руки прямые.
Сохранять равновесие.
Следить за дыханием
Стараться сохранять равновесие, при этом сохранять правильную осанку.
Следить за сохранением правильной осанки.
Дети встают в круг друг за другом и похлопывают друг друга по спине впереди стоящего.
Постукивание пальчиками.
Покалачивание кулачками.
Поглаживание ладошками.
Передвижение пятки вперед за счет сгибания и разгибания ног продолжается до тех пор, пока пальцы могут касаться пола. Упражнение выполняется обеими ногами одновременно.
Фигуры должны быть простые (линия, круг и т.д.).
Следить за выполнением правильной осанки.
При выполнении упражнений стараться не уронить мяч.
Согнуть руки в локтях, пальцы сомкнуть в «клювик». «Клювик» - кисть правой руки вращать в разных направлениях.
Затем то же, левой кистью. Кисти машут друг другу.
Кисти вращаются одновременно в разные стороны.
Профилактика плоскостопия, формирование осанки, активизировать внимание, память, развивать координацию элементарных движений, развить воображение и быстроту переключения с одного объекта на другой.
ЗА
К
Л
ЮЧ
И
Т
Е
Л
Ь
Н
А
Я
Ч
А
С
Т
Ь
9. Упражнение на дыхание:
- лежа на спине, руки вдоль туловища – глубокий вдох через нос (вдохнули запах цветка), медленный выдох через нос.
10. Упражнение на расслаблении:
Сладко под крышей воробышки спят.
Клювик под крылья сложили.
Синие звезды в окошко глядят –
Все ли глазенки закрыли?
11/ Подведение итогов. 2 раза
2 мин.
1 мин. Следить за правильным выполнением дыхания.
Следить за полным расслаблением всех групп мышц.
Пока дети лежат с закрытыми глазами, бабушка выздоравливает (принимает правильную осанку).
Спросить у детей причину выздоровления бабушки. Какие упражнения они запомнили и с какой целью их выполняли.