Статья РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА КРАЕВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


И. И. Токарева

МБОУ «Волоконовская СОШ №1»
Волоконовского района Белгородской области,
учитель начальных классов
( п. Волоконовка)
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА КРАЕВЕДЕНИЯ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Д. Лихачев
В связи со стремление в 21 веке гуманизации и гуманитаризации образования главной задачей школы стало воспитание гуманной, всесторонне развитой личности. Один из путей ее решения - введение в систему образования, в том числе в уроки словесности, регионального компонента.
Но методические идеи использования в процессе обучения региональных языковых средств еще не нашли полноценной разработки и внедрения в современную практику преподавания русского языка в школе.
Как известно, учебники, реализующие федеральный компонент образования в области русского языка, не обеспечивают региональный компонент в преподавании, в результате чего на уроках практически не используется языковой материал, отражающий специфику того или иного региона России.
Однако наш регион имеет ярко выраженные территориальные, природные, национальные, культурно-исторические и языковые особенности. Потому нужно учитывать эти особенности при изучении русского языка и литературы. Такой подход в преподавании является одним из направлений в формировании у школьников знаний о родном крае и имеет воспитательное значение, так как способствует развитию уважения и любви к родному краю и оказывает влияние на формирование личности учащихся.
Последнее время огромное внимание уделяется вопросам краеведения и экологии на всех ступенях образования. В связи с этим возникает необходимость более близкого знакомства с природой родного края, современным её состоянием и влиянием человека на окружающую среду.
В начальной школе основной целью экологического образования является не просто передача знаний об окружающей среде, биологическом разнообразии растительного и животного мира округа, но и формирование экологического сознания и культуры поведения детей в природной среде. Учитель начальной школы через предмет «Мир вокруг нас», «Белгородоведение» создаёт благоприятные условия для развития у младшего школьника мышления, воображения, связной речи и творчества. Способствовать же развитию познавательной интеллектуальной деятельности, творческой активности можно, а главное нужно и через другие предметы например: математику и русский язык. Учитель начальных классов может спланировать и обогатить урок задачами и заданиями, учитывая особенности природы, жизни родного края, реализуя при этом принцип краеведения.
Первая ступень (1 – 4 классы) – это начальный этап общеобразовательной подготовки, обеспечивающий развитие устойчивых познавательных интересов и творческих способностей учащихся, навыков самостоятельной учебной деятельности. Она направлена на формирование компетентности школьника в различных сферах жизнедеятельности и на устойчивую мотивацию к обучению.
Реализация принципа краеведения на уроках русского языка
Уроки русского языка дают широкие возможности для формирования правильного экологического сознания у учащихся, позволяют реализовать главные образовательные задачи краеведческого направления. Русский язык как учебный предмет отличается многообразием форм и методов преподавания с преимущественным применением наглядности и практических работ. Приведу несколько примеров применения практического материала, связанного с краеведением.
1. Значительное место в изучении русского языка отводится фонетике. Для интересного и доступного восприятия учениками начальных классов этого раздела предлагаю следующий вид работы: каждому учащемуся раздаётся карточка с изображением животного или растения своего края. В данной карточке ученик выполняет фонетический разбор предлагаемого слова – рисунка, работает с дополнительной литературой, учится находить интересные сведения и описывать представителей флоры и фауны своего края. В конце этой работы ученик должен проявить свои творческие способности, раскрасить рисунок. Данные виды заданий способствуют развитию фонетической зоркости ученика, развитию мышления, восприятия, внимания, памяти, развивают креативные способности, кругозор, способствуют развитию связной речи, а также делают процесс обучения доступным и интересным. Задания предлагаются для групповой и самостоятельной работы в школе, дома и в группе продлённого дня. Предлагаю фрагмент разработанного рабочего материала рассчитанного на 34 учебные недели и разбит на разделы: «Звери», «Птицы», «Рыбы», «Цветы», «Грибы».
ЗВЕРИ
ЛИСИЦА РАСКРАСЬ

ОПИШИ, НАПИШИ ИНТЕРЕСНЫЕ СВЕДЕНИЯ 2. Одна из самых сложных тем – «Безударная гласная в корне слова». Урок можно дополнить информацией – названия улиц и других объектов своего города.
Задание. (2- 4 кл.) Вставь пропущенные буквы. Улицы: Пи..нерская, К..р..лёва, Перв..гв..рдейская, Кур..ч..кина, Р..к..ссовского; детские сады «Р..днич..к», « Ска..ка».
3. Работу над темой «Имена собственные» (2 кл.) можно провести, используя фотографии своего посёлка.
- Подпиши названия объектов:

__________________ _____________

_________________ _______________

4. Для развития связной речи можно использовать задание «Закончи предложение».(1- 2 класс).
Например. Меня зовут … . Я живу в посёлке ... . Он расположен на берегу … … . Вокруг посёлка ……. . В нашем посёлке много ..., ... и ... . Он очень ... . Мы все любим свой ... .
5. При изучении темы «Род имён существительных» (2 - 3 кл.) можно выполнить следующее задание. Из перечисленных животных своего края записать в первый столбик животных женского рода, а во второй – мужского: ёж, лисица, лось, олень, заяц, волк, барсук. Выделить орфограмму, затем рассказать, какую пользу приносят эти животные.
6. Предлагаю фрагмент заданий «Моя Волоконовка».
Составь новые слова из слов:
Волоконовцы Пятничане1.__________________________1.________________________
2.__________________________2.________________________
3.__________________________3.________________________
7. При изучении многих тем мы используем отрывки из стихов и рассказов писателей Волоконовского края, а также воспоминания известных людей о Волоконовке.
Пример. Тема: Род и число имён существительных.
Автор: Алексей Бузовик.
Мой красавец Оскол, как и прежде прекрасен.
Мягко к берегу льнёт голубая волна.
И во всём белом свете нет берега краше,
Нет милей стороны, чем моя сторона.
Задания:
1. Прочитайте стихотворение. О чём оно?
2. Определи род и число имён существительных.
3. Спиши, подчеркни существительные, укажи род и число.
Большое внимание уделяется воспитанию творчества на уроках НРК. Мы с ребятами составляем ребусы, сочиняем сказки, рисуем иллюстрации, превращая их в диафильмы. Творческие работы обязательно обсуждаются, проводятся выставки. Вот некоторые темы: «Край, в котором я живу», «Мой двор», «Любимый уголок родного посёлка». Ребята пробуют сочинять стихи:
Хоть наш посёлок небольшой,
Где найдешь еще такой?
Река Оскол тут протекает,
Кто у нас ее не знает?!
Летом мы купаться будем,
А зимой кататься любим.
Можем рыбки наловить
И ушицу вам сварить. (Дима Шеховцов.)
Можно по-разному относиться к месту, в котором живёшь. Например, смотреть на него глазами стороннего наблюдателя, считающего, что все здесь происходящее тебя не касается. Однако если относиться к этому месту как к своей малой Родине, где рассчитываешь жить, тогда важно знать его историю, культуру, что мы и делаем в учебном процессе, приобщая к этому детей.
Курс «Белгородоведение» способствует решению задач социальной адаптации обучающихся, формированию у них готовности жить и трудиться в своём районе, городе, области, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных задач социокультурного образования младших школьников.
Список использованной литературы:
Ерёменко О. И. Использование региональной лексики на уроках родного языка. Сб. научн. тр. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2009.
Яковлева Т. В. К проекту создания программы «Региональный компонент в преподавании русского языка в начальных классах» - СПб; 2012.
Хижняк А. А. Природные ресурсы земли Белгородской. – Воронеж. 2011.
4. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя/ Н. Е.Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова и др.; Под ред. Т. А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 2013.
5. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей образовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2011.