Экологический КВН в рамках направления «Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни».


УТВЕРЖДАЮ
Командир 2 роты
Аширов А.П.
«___»_________2016 г.
План проведения воспитательного мероприятия во 2 роте.
Тема: Экологический КВН в рамках направления «Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни».
Цель: выявить уровень экологической эрудиции суворовцев.
Задачи: формировать основы экологического мышления; способствовать осознанию эколого-культурных ценностей России; воспитывать дух соревнования, дружеские отношения в коллективе; привлекать внимание суворовцев к современным экологическим проблемам.
Планируемые результаты: суворовцы должны демонстрировать экологическую грамотность при ответе на задания КВН, проявлять эрудицию и смекалку при ответе на вопросы и решение творческих заданий.
Ресурсная база: Н.В.Казаченок, Н.В.Шмелева «Духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России. Методические рекомендации 5-9 классы», интернет-статьи, презентация, листы бумаги А4, карандаши, медали для победителей.
Ход занятия:
Этап Действия
преподавателя Действия
суворовцев
УУД
Стадия
вызова (7 мин) Добрый день, уважаемые суворовцы!
Всем, всем, всем! Только у нас вы можете стать победителями экологической игры КВН.
Экология. Это слово стало актуально в наше время. Думаю, объяснять никому не надо. Все мы обязаны жизнью нашей планете – прекрасной Земле, стонущей от боли, молящей о помощи и, увы, остающей беззащитной перед нами. Все мы пассажиры одного корабля – «Земля», и пересесть из него просто некуда. Человек сегодня никакой не властелин и не царь природы. Вторгаясь в его разум, мы должны научиться вдвойне, восторгаться гармонией природы. Мы должны знать природу и восхищаться ей.
И сегодня мы собрались на экологический КВН.
Я вижу, команды подготовились.
Правилами КВНа являются: находчивость, ловкость, энергичность и веселый музыкальный ритм.
Перед вами сидит жюри. Оно будет внимательно следить за всеми участниками нашего праздника. Перед нами 4 команды и сейчас они представятся.
Правила проведения КВНа.
1. Наш КВН состоит из различных конкурсов.
2. Члены жюри ознакомлены с оценочной системой. Перед каждым конкурсом я буду говорить о баллах за предстоящий конкурс.
3. Ответ на вопрос дает либо сам капитан, либо тот, кого выбрал капитан.
4. Не лишним будет напомнить о дисциплине во время КВНа. Обсуждаем вместе, не выкрикиваем. За нарушение дисциплины, за выкрики – с команды снимаются очки.
Анализировать ваши ответы, подводить окончательные итоги игры будет компетентное жюри (оглашение состава жюри).

Наш КВН начинается!
Музыкальная заставка:
Мы начинаем КВН, для чего, для чего,
                                       
Пусть не решит он всех проблем, всех проблем,
                                       
Но станет радостнее всем, веселей станет всем,
                                       
Чтоб не осталось в стороне никого, никого!
Пора бы человечеству понять,
Богатства у Природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как - мы, такая же - живая!
Демонстрация видеоролика «Проблемы экологии». Слушают вступительное слово педагога.
Слушают правила игры.
Слушают и подпевают.
Смотрят видеоролик. Регулятивное УУД: формирование навыков целеполагания
Стадия осмысления (30 мин) Конкурсная программа.
1.Приветствие
Каждая команда должна придумать себе название, эмблему и представляет от своей команды экологические знаки – символы о правилах поведения и нормах действий в природной среде (домашнее задание). Оценивается интересный замысел (5 баллов), аккуратность исполнения (2 балла), грамотность и образность изложения (3 балла). За лучшее название команда получает дополнительный балл.
Например:( название, визитная карточка команды) « Чистая планета» Приветствие:
Мы соперников своих на бой вызываем,
И сразиться с вами очень мы желаем!
Но победу уступать нам не подобает,
Ну, а в этом дружба помогает.
Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле - вода!
Приветствие:
Наш отряд сегодня в сборе весь
И защитим свою мы честь.
Сыграть готовы в КВН,
Поднять тяжелый груз проблем
И даже очень не простых экологических проблем.
2.Первый раунд – разминка «Шуточная биологическая викторина»:
В качестве разминки ведущий предлагает командам задать друг другу по два вопроса о животных или растениях. Капитаны тянут жребий, какой команде какие вопросы задавать и какой команде начинать (за правильный ответ 1 балл).
◘ У кого больше ног: у пяти осьминогов или у четырёх кальмаров?  
(Одинаково: 5х8 = 4х10 =40)
◘ У этого животного две правые ноги и две левые ноги, две ноги спереди и столько же сзади. Сколько ног у этого животного?
(Четыре)
◘ Какие ягоды с буквой «М» - сладкие, а с буквой «К» - горькие?  
(Малина - калина)
◘ Какое животное ходит только буквой «Г»?
(Конь, если это шахматная фигура.)
◘ Чьи глазки не боятся, а любят смотреть на солнышко?
(Анютины глазки - цветы.)
◘ На каком базаре самый большой шум?
   (На птичьем базаре.)
◘ Талия какого животного является эталонным образцом тонкой талии для всех женщин?  
(Осы - осиная талия.)
◘ Какая дикая кошка попала в сообщество автомобилей?
(«Ягуар»)
Второй раунд: «Хитрые вопросы».
Хитрые вопросы для всех членов команд:
(за правильный ответ 1 балл).
Первый раунд.
1.Бывает ли на свете птичье молоко? (Да. У антарктических пингвинов.)2. Как называют «мужа вороны»? (Самец вороны, но не ворон. Ворон - другой вид животного.)3. Самое большое наземное животное? (Слон.)4.Самое большое животное на нашей планете? (Синий кит)5. Умеет ли белка летать? (Белка-летяга умеет парить.)6.Какой волк ходит с сумкой? (Сумчатый волк. Живет в Австралии.)7.Кто выходит сухим из воды? (Водоплавающие птицы, бобры, выдры, ондатры.)
8.Какая змея плюется? (кобра)
9.Самая высокая трава? (бамбук)
10.Где ухо у кузнечика? (на ноге)
11.У какого животного жир зеленого цвета? (У крокодила). 12.У какой птицы самый длинный язык? (У дятла). 
Второй раунд - Правда ли, что…:
Команды по очереди должны быстро ответить на вопросы «Да» или «Нет». За каждый верный ответ – 1 балл.
…крокодилы могут взбираться на деревья? (Да)
…змеи могут совершать прыжки до метра в высоту? (Да)
…стрижи даже спят на лету? (Да)
…голубые розы растут только в Китае? (Нет)
…зеленый картофель настолько ядовит, что может убить ребенка? (Да)
…на зебрах водятся полосатые блохи? (Нет)
…сазан может забраться в океан? (Нет)
…медведь может зимой потолстеть? (Нет)
Музыкальная пауза. Жюри подводит итоги конкурсов.
3.Конкурс «Музыкальный» (Суворовцы поют частушки).
1.Лес зеленый охраняй, никого не обижай.
Не губи деревья ты, сохрани в лесу цветы.
2.По лесочку мы пойдем мусор вместе уберем.
Пусть щебечут соловьи от зари и до зари.
3.Сохраним моря и воздух, недра, лес и тишину.
Чтобы были труд и отдых, как бывало в ста-рину.
4.Я прекрасный видел сон, не забудется мне он.
Вот он глобус - шар земной, такой чистый и родной.
5.Чтобы ели - не болели, пили воду, не боясь.
Нужно, чтоб нигде не смели портить воду от-родясь.
6.Лес рубить я прекращаю, деревьев новых насажу.
Пусть цветут и плодоносят, на радость всем людям на Земле.
7. Изучает всю природу
Наука «Экология».
Учат нас беречь природу
Умные экологи.
8. Портит мусор вид везде –
Вот это не понятно мне:
Кто ж бросает этот мусор?
Не инопланетяне же !!!
9.За собой убрать свой мусор
Неужели трудно?!
Так и хочется сказать:
«Не забудьте хрюкнуть!»
10.С детства учим мы детей
Не засорять природу,
Чтобы воздух чистым был
И пили чистую воду!
11.О доброй матушке-природе
Друзья, не забывайте!
Чтобы жить счастливо нам,
Природу охраняйте!
12.Мы частушки вам пропели,
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали!
Просмотр видеоролика «Проблемы экологии».
4. Конкурс «Ситуации».
Команды должны разрешить экологическую ситуацию. У каждой команд набор карточек с цифрами «1», «2», «3». По сигналу ведущего поднимается карточка, указывающая правильный ответ. За каждый правильный ответ – 3 балла.
Ситуация 1
Проблема:
Комиссия городского планирования подготовила проект строительства автомагистрали, которая пройдет через центр города и пригород с плодородными угодьями и лесопарками.
Последствия:
Жилищные условия станут критическими (перемена места жительства людей в связи с тем, что магистраль пройдет через жилые дома, многие люди не в состоянии приобрести новое жилье, сменить место работы, школы ).
Магистраль разрушит ландшафт, будут снесены некоторые памятники природы и культуры.
Уничтожится значительная часть плодородных полей, потеряются пастбища, сократится численность скота.
Шум от автомагистрали, загрязнение воздуха, повышенная опасность для пешеходов очень усложнят жизнь людям.
Предлагаемое решение:
Построить дорогу в обход города, что сохранит качество окружающей среды и значительно снизит вред от автомагистрали.
Ситуация 2
Проблема:
Загрязнение малых рек поверхностными водами с частных огородов. Многие участки расположены чуть ли не вплотную к урезу воды. Перенос огородов на другое место просто невозможен.
Последствия:
В реку смываются удобрения и химические средства защиты растений, что значительно усиливает эвтрофикацию водоема и приводит к гибели планктона.
Для почвы огородов это тоже не выгодно, т. к. способствует развитию водной эрозии, снижает плодородие почвы.
Предлагаемое решение:
Устройство охранной буферной зоны. Чтобы поставить барьер на пути загрязненных стоков и затруднить доступ к реке местных жителей можно засадить берега колючим кустарником.
Ситуация 3
Проблема:
Вблизи микрорайона с жилыми домами спланирована автостоянка, которая будет вплотную граничить с подъездами к домам, с тротуарами и детскими площадками для игр и прогулок.
Последствия:
Автомашины загрязняют воздух угарным газом, оксидами серы и азота, альдегидами, углеводородами, аэрозолями свинца, соединениями мышьяка.
Повышается транспортная нагрузка на дороги – подъезды к жилым домам, что повышает во много раз угрозу травматизма жителей.
Дети на прогулках получат не оздоровление организма, а наоборот снижение устойчивости иммунной системы и возможность развития других серьезных заболеваний.
Усиливается шумовое загрязнение, особенно в утренние и вечерние часы.
Предлагаемое решение:
Усилить зеленый щит из деревьев и кустарников, которые насыщают воздух кислородом и поглощают вредные газы, задерживают пыль, сажу, а также снижают шум. Использовать для обустройства автостоянки пустыри или территории, которые не вплотную примыкают к нежилым зданиям. Детские площадки изолировать от проезжей части живыми изгородями или другими способами и располагать их в глубине дворов.
Конкурс для болельщиков.
Назовите принципы закаливания – три П. (Постоянно, последовательно, постепенно)
Назовите насекомых – индикатор отсутствия у человека навыков гигиены (Блохи, вши)
Чем болеют толстяки? (Ожирение, гипертония, плоскостопие, болезни суставов, сахарный диабет, панкреатит, холецистит)
Какая поговорка учит нас правильному режиму питания? («Завтрак съешь сам: обед раздели с другом, а ужин отдай врагу»).
Кто такие «совы», «жаворонки»? (это люди с разными биологическими ритмами).
Почему детям до 15 нельзя заниматься легкой атлетикой? (До этого возраста идет активное формирование скелета).
С какого возраста можно курить и употреблять спиртные напитки? (Желательно вообще не курить и не употреблять спиртные напитки. Особый вред организму и быстрое привыкание к никотину и алкоголю бывает в детском и подростковом возрасте).Сколько часов в сутки должен спать человек? (взрослый – 8 часов, подросток 9-10 часов, ребенок 10-12 часов).
Зачем для профилактики ангины и насморка делают холодные ножные ванны? (нервные окончания стопы и носоглотки связаны)
Конкурс – «Лишнее» .На суше, в воде, в воздухе, в лесу, везде, где только можно, произрастают и обитают эти растения и животные. Все они нам знакомы. Ваша задача исключить из четырех понятий одно, не объединенное с остальными общими признаками.
- береза, тополь, рябина, калина (калина - кустарник, остальные деревья)
- земляника, черника, брусника, вороний глаз (вороний глаз - ягоды ядовитые, у остальных съедобные)
- ель, сосна, кедр, лиственница (лиственница сбрасывает на зиму иголки)
- мошка, комар, овод, шмель (шмель - жалящее насекомое, остальные кровососущие)
6. Конкурс – Что? Где? Когда?
Путешествуя по планете и открывая ее для самих себя, мы можем столкнуться с разными вопросами. Попробуем на них ответить.
1.Чем опасен в лесу неубранный туристами мусор: горящая сигарета, бумага, бутылки, банки? (от сигареты может возникнуть пожар, а мусор загрязняет лес: бумага разлагается 2 года, консервная банка - 70 лет, полиэтиленовый пакет - 100 лет)
2.Вы увидели гнездо птицы. Как себя правильно вести? (Не вытаптывать траву у гнезда. Не трогать яйца. Не брать птенцов в руки).3.Почему (особенно весной или в начале лета) нельзя шуметь в лесу, включать магнитофон, разжигать костер? (шум, запах дыма пугают лесных жителей и они покидают свои норы и гнезда, весной появляются детеныши)
4.Чем полезны муравьи? (они уничтожают вредных насекомых)
5.Почему нельзя рвать луговые и лесные цветы? ( рвать не следует – жизнь сорванных недолговечна. Кроме того, в букеты могут попасть редкие и охраняемые растения).6.Какое растение можно использовать в турпо-ходе, если натрешь ногу или поцарапаешь па-лец? (подорожник)
7. Листья каких растений можно использовать в лесу для заварки чая? (листья земляники, ма-лины, черники, клюквы)
8. Почему растения в лесу не мешают друг другу расти? (они растут ярусами)
9.Как называется начало и конец реки? (исток и устье)
10.В каком озере содержится 80% всей пресной воды нашей страны и пятая часть пресной воды планеты? (озеро Байкал)
11.Почему нельзя вырывать грибы, а также сбивать даже несъедобные? ( не следует: разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, нарушается сообщество «грибница – деревья».)
12. Почему не следует что-либо проталкивать в муравейник? (нарушаются взаимоотношения в сложном обществе.)
7. Конкурс «Пантомима»
Командам раздаются карточки с заданием изобразить животное.
Даётся время на обсуждение и подготовку. Затем пантомима показывается, а команда-соперница угадывает животное.
Задание для 1-й команды : Изобразить дрессированного медведя в цирке.
Задание для 2-й команды: Изобразить утку, которая обучает своих гусят хождению «гуськом».
Задание для 3-й команды: Изобразить двух бычков, которые встретились друг с другом.
Задание для 4-й команды: Изобразить воробьев кормящих своих птенцов.
8. Конкурс капитанов.
Напишите названия различных птиц чтобы буква «С» была общей.
Существуют четыре закона экологии.
Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер. Природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. На классном часе мы с ними познакомились.
Задача капитанов команд сформулировать эти законы и раскрыть их суть.
Итак, первый закон экологии: В природе все взаимосвязано.
В природе нет никаких отходов: растения производят кислород, которым дышат животные; опавшие листья и останки животных становятся добычей почвенных микроорганизмов, которые возвращают почве неорганические соединения, поддерживая ее плодородие и делая возможным развитие растений. Получается своеобразный круговорот. Природа состоит из тысяч круговоротов, зависящих друг от друга.
Закон второй - ничто не исчезает бесследно.
Третий закон экологии – природа знает лучше.
Суть этого закона в том, что все созданное природой – совершенно. Если человек не знает, что делать с каким-либо явлением или веществом, как его можно использовать, это не значит, что данное явление или вещество бесполезно. Человек еще не «дорос» до полного понимания всех природных процессов. А это может произойти только в том случае, если человек поймет, что он и природа – единое целое.
Третий закон говорит о том, что, пока нет абсолютно достоверной информации о механизмах и функциях природы, мы, подобно человеку, незнакомому с устройством часов, но желающему их починить, легко вредим природным системам, пытаясь их улучшить.
Как мы обогреваем своё тело и жилище в холодное время года?Чтобы изготовить тёплую одежду и обогреть дом нам необходима энергия.Где мы её берём? Сжигаем уголь, нефть, газ, дрова – это невозобновимые источники энергии. К чему это приводит? Рост числа катастроф на нашей планете: цунами, землетрясения, ураганы, пожары, засуха.
При сгорании топлива образуется углекислый газ, который накапливается в атмосфере. К чему это приводит? Глобальное потепление климата – есть главная плата за человеческую хозяйственную деятельность.
Мы отбираем жизнь у планеты. По данным Международного Фонда дикой Природы ежедневно исчезает около сотни видов растений и животных. К чему это приводит? – «бесплатных обедов нет». За все надо платить.
Четвертый закон экологии - «За всё надо платить» или «Ничто не дается даром».
Глобальная экологическая система, представляет собой единое целое, в ней нельзя что-либо взять, не отдав взамен. Все, что извлечено из природы, должно быть возмещено. Таких платежей невозможно избежать, они могут быть только отсрочены.
9. Конкурс «Экологический».
Командам необходимо в течение 7 минут придумать экологический знак, а затем представить ее. Дополнительные баллы могут присуждаться за оригинальность и артистичность.
Творческая работа.
Представление творческих работ.
Демонстрация видеоролика « Планета наш общий дом». Слушают условия выполнения задания и представляют команды.
Выполняют задание.
Капитаны отвечают на вопросы.
Суворовцы исполняют экологические частушки.
Смотрят видеоролик.
Разбирают экологические ситуации и пути решения проблемы. Личностное УУД: экологическое сознание.
Коммуникативное УУД: умение работать в группе – интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Рефлексия (8 мин) Пока жюри подводит итоги конкурса, суворовцы читают стихи о природе на фоне звуков природы.
Заправлены в планшетыВопросы и ответы,
И капитаны строят
Свои команды в ряд,
Чтоб весело смеяться,
Умом чтоб потягаться
Сегодня в КАВЭЭНЕ
Экологи стоят!
Мы рубим лес, устраиваем свалки.
Но кто же под защиту все возьмет?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки,
Подумайте, а что нас дальше ждет?
Мы любители природы
И хотели бы сказать
Может быть автомобили
Нам в музей пора отдать?

Ах, эта среда обитания!
Все связаны между собой
Обменом, цепями питания,
Составом, структурой, судьбой.
Земля не спит, и каждый день
Глядит в глаза своих детей,
Тебе и мне глядит в глаза,
И нам с тобой молчать нельзя.
Мы речь свою ведем о том,
Что всем нам дорог этот дом,
Наш добрый дом, просторный дом,
Мы все с рожденья в нём живём.
Ещё о том ведем мы речь,
Что мы наш дом должны сберечь,
Давай докажем, что не зря
На нас надеется земля.
Крошка сын к отцу пришел.
И спросила кроха:
«Что такое хорошо?»
Если делаешь зарядку,
Если кушаешь салат,
Если любишь шоколадку –
Ты найдешь здоровья клад.
Если мыть не хочешь уши,
И в бассейн ты не пойдешь,
С сигаретою ты дружишь –
То здоровья не найдешь.
Нужно, нужно по утрам и вечерам
Умываться, закаляться,
Спортом смело заниматься,
Быть здоровым постарайся.
Это нужно только нам!
Для жизни чистый воздух нужен,
Так будь всегда с природой дружен.
То здоровья не найдешь.
Нужно, нужно по утрам и вечерам
Умываться, закаляться,
Спортом смело заниматься,
Быть здоровым постарайся.
Это нужно только нам!
Понравилось ли вам сегодняшнее занятие? Было ли оно полезным, интересным для вас? С какими мыслями вы покидаете класс? Какие меры можете предпринять вы, суворовцы, для сохранения экологического равновесия?
Жюри озвучивает итоги, награждает победителей медалями, а участников игр – сладкими призами.
Читают стихи.
Отвечают на вопросы.
Регулятивное УУД: осуществление адекватной полученному результату оценки и самооценки деятельности.
Педагог-организатор 2 роты Романова А.И.
22.11.2016г.