Интеграция естественнонаучного и гуманитарного знания в учебном процессе на примере интегрированного урока английского языка и географии по теме «Разные ландшафты – разные страны».


Сценарий интегрированного урока английского языка и географии по теме
«Разные ландшафты – разные страны».

Предметная тема: «Разные ландшафты – разные страны».
Предметное содержание (предметные компетентности):
Английский язык: пополнение активного словарного запаса, развитие умений правильно строить высказывание от предложения до текста, учитывая особенности языка и его выразительные возможности; приобретение навыков общения в устной и письменной форме на основе своих речевых возможностей и потребностей; расширение лингвистического кругозора; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах общения, выбирать и результативно использовать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных, информационных, в том числе учебных задач.
География: развитие навыков выявления и анализа наблюдаемых признаков объектов природной и социальной действительности, установления причинно-следственных связей в окружающем мире, сравнения объектов по выраженности признака, оценки выраженности свойства, описания объектов и явлений по физическим признакам
Надпредметное содержание (ключевые компетентности):
развитие способностей к пониманию устных, письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения целей и развития знаний; развитие навыков правильного выполнения действий в соответствии с заданной инструкцией, нахождения в словарях, поисковых компьютерных системах ответ на интересующий вопрос, осуществление продуктивного взаимодействия с другими участниками, овладение способами группового и межгруппового взаимодействия при решении учебно-практических задач

Содержательно-целевой компонент урока.
Учитель географии демонстрирует учащимся слайдовый ролик с разнообразными ландшафтами стран мира. Учитель английского языка просит назвать как можно больше слов, связанных с природой и описать ландшафты на предложенных слайдах. В процессе этой работы происходит актуализация опорных знаний (по географии определение ландшафта) и реализуется целеполагание (совместное определение темы и целей занятия через содержание, через деятельность учащихся).

Поисково-практический компонент урока:
- коммуникативные формы организации урока: диалог в группе; публичное отстаивание своего мнения;
- педагогический инструментарий: чередуются фронтальная, парная, индивидуальная формы работы;
- виды заданий, предлагаемые на уроках: ассоциативные, лингвистические, ситуативные, проблемные – направлены на обращение к личному опыту учащихся, самореализацию, кооперацию учащихся, обеспечивают эмоциональную включённость, запускают творческую деятельность.

Учебный материал.

Аудирование с опорой на текст с целью вычленения главной идеи.
(Учебник English 10-11, авторы В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа , упр.2(1), с.4-5).
Прослушайте и бегло просмотрите тексты А, В, С, скажите, какие страны описаны, объясните свое мнение, используя фразы под текстом (учащиеся не должны раздумывать над незнакомой лексикой на этом этапе).
What countries are described? How can you tell?
А. It is the world’s largest island and its smallest continent. Th
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
В. It is an island state. It covers a territory of two large islands and several smaller ones. Its coast is over 6,000 miles long. It may be a small island by Russian standards, but geographically it is varied. The south and the east of the island consist
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
С. It is the fourth largest nation in the world. It covers 4,500 kilometers from one ocean on the east to another one on the west. Three-quarters (3/4) of the country are washed by ocean. People live within four time zones. It’s a land of physical contrast
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·ive past hundreds of lakes, woods and forests. It has most of what every country would like to have – a variety of natural resources, all sorts of products and industries of every kind.

Возможные ответы:
- I think text A is about Australia because it is the largest island and the smallest continent at the same time. Besides you can find the Great deserts only in Australia. (- Я думаю, текст А про Австралию, потому что это самый маленький континент. Кроме того, большие пустыни можно найти только в Австралии).
- I know the Great Britain consists of two large islands and several smaller ones. You can find steady rainfall throughout most of the year only in England. So, text B is about the UK.(- Я знаю, что Великобритания занимает два больших острова и несколько маленьких. Постоянные дожди идут почти круглый год только в Англии. Значит, текст В о Великобритании).
- I think text C is about the USA because there are heavy forests and extensive deserts, high mountains and deep canyons there. Besides you can find the four time zones only in the USA.(- Мне кажется, текст С о США, потому что там есть густые леса и обширные пустыни, высокие горы и глубокие каньоны. Кроме того, четыре временных пояса можно найти только в США).

Говорение.
Узнать, был ли кто-нибудь из учащихся в Великобритании, США или Австралии, есть ли у них родственники или друзья в этих странах. Затем стимулировать их рассказ о природе этих стран.
Парная работа:
Посмотрите на рисунки на с.3 и с.7. Фотографии сделаны в разных англоязычных странах. Опишите ландшафт на этих фотографиях. Обсудите, какие слова из рамки могут быть использованы для описания этих ландшафтов.
Возможные ответы:
- неплодородная пустыня (a useless desert);
- беспредельные прерии (an endless prairie);
- широколиственные леса (heavy forests) ;
- живописные саванны (picturesque savannas) и т.д.

Работа с картами атласа (физической, климатической, природных зон) и определение англоязычных стран с соответствующими ландшафтами. Выяснение причин разнообразия и непохожести ландшафтов и зависимости их природных компонентов от особенностей географического положения, рельефа, климата.

Грамматика
(рабочая тетрадь к учебнику В.П. Кузовлева, Н.М. Лапы English 10-11)
Подпишите на контурных картах Австралии, Великобритании и США элементы географического положения этих стран: в какой части каких материков и между какими широтами и долготами находятся, какими морями и океанами омываются. Обратите внимание, какие географические названия употребляются с артиклем и без артикля.
Заполните таблицу.

Oceans, rivers, seas, lakes, straits
Groups of islands
Regions
Mountain ranges
Deserts











Оценочно-рефлексивный компонент урока:
Какой тип ландшафта вам нравится? Где бы вы хотели провести выходные? Объясните ваш выбор.
Демонстрируются фотографии с разными ландшафтами. Учащиеся выбирают понравившееся им место и объясняют свой выбор.
Что нового узнали на уроке? Какое открытие сделали?
Учащиеся сами оценивают свою работу на уроке, оценивается не знание, а сам процесс работы; учитель имеет право высказать собственное мнение о ходе урока; учащиеся определяют направление для дальнейших устремлений.

Домашнее задание: Можно ли найти какой-либо из рассмотренных сегодня ландшафтов в России? Какой (какие) ? В каких частях страны?
Прочтите текст с целью вычленения специфической информации (Книга для чтения. Раздел 1, упр.1(1)) и ответьте на вопросы на стр.5.