Особенности физической реабилитации часто болеющих детей

«Особенности физической реабилитации часто болеющих детей»
Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических явлениях является актуальнейшей проблемой.
Детей, подверженных частым респираторным инфекциям, принято называть часто болеющими (ЧБД).
ЧБД – это не диагноз, а группа диспансерного наблюдения, включающая детей с частыми респираторными инфекциями, возникающими из-за отклонений в защитных системах организма, и не имеющих стойких органических нарушений в них.
Кого считают “часто болеющим”: · малышей с частыми острыми респираторными заболеваниями на протяжении года · в возрасте до 1 года ребенка при частоте ОРЗ 4 и более раз в году. · от 1 до 3 лет – 6 и более ОРЗ в год · в возрасте от 3 до 5 лет – 5 и более · старше 5 лет – 4 и более острых респираторных заболеваний на протяжении года.
25 – 30 % детей дошкольного и младшего школьного возраста относятся к часто болеющим детям по ОРЗ, ОРВИ. Бронхиты составляют 35% в структуре заболеваемости по дыхательной системе. Частота острой пневмониий низка, чаще болеют дети, в возрасте от 1 до 3 лет. Постоянно растет процент аллергических заболеваний, которые проявляются либо дыхательной недостаточностью, либо кожными проблемами.
Основным механизмом формирования детского здоровья является двигательная активность.
Двигательная активность, занятия спортом даже в условиях повышенной загрязненности атмосферного воздуха оказывает защитное действие, выступая в качестве иммунологического протектора по отношению к большой группе заболеваний.
По анатомическому строению дыхательная система ребенка достигает завершенности к 8 – 12 годам, функциональное развитие продолжается до 14 – 16 лет. Приспособительные механизмы дыхательной системы нестойки, развиты слабы. У ребенка ограничены возможности вентиляции, легко образуются спайки, имеются благоприятные условия для развития отеков и нарушения бронхиальной проходимости. Легко распространяются инфекции.
Это приводит к развитию дыхательной недостаточности и к развитию патологии сердечно-сосудистой системы.
Выявлено, что дети с заболеваниями дыхательной системы относятся к основной и подготовительной группе по физической культуре, но имеют ряд ограничений по виду спортивной деятельности, по климатическим условиям занятий.
Комплекс медицинской реабилитации часто болеющих детей включает рациональный режим дня
Здесь необходимо выполнять следующие правила:
- обеспечение чистоты помещения, воздуха;
- регулярное проведение гигиенических процедур
- регулярное пользование свежим воздухом

Правильное питание – важный фактор не только для нормального развития ребенка, но и для предупреждения заболеваний, в том числе и острых респираторных. Чем младше ребенок, тем значительнее влияние правильного питания.
Для детей любого возраста в пище должно быть правильное соотношение основных питательных веществ – белков, жиров, углеводов. Известно, что пища, чрезмерно богатая белковыми продуктами (творог, мясо, молоко и др.), приводит к аллергизации, появлению диатеза, однако недостаток белка в организме ведет к снижению иммунитета, так как нарушается производство собственных защитных белков – глобулинов.
закаливание
При охлаждении различных участков кожи изменяется их крово – и лимфообращение, а также образование слизи в верхних дыхательных путях. Застой крови и лимфы, повышенная секреция слизистых способствует активации микробов, которые постоянно находятся в организме и до поры времени не вызывают острого заболевания. Если не вырабатывать устойчивость к холоду, к колебаниям температуры, эти «простудные» заболевания учащаются. Охлаждение – это тот фон, на котором расцветают респираторные вирусные инфекции.
Основными средствами закаливания являются естественные факторы: воздух, вода и солнечные лучи.
В качестве водных процедур проводят обтирание, обливание ног, общее обливание или душ, ножные ванны, полоскание рта, горла, умывание до пояса и другие.
общеукрепляющая и лечебная физкультура.
Систематические физические упражнения проводят с детьми всех возрастов, начиная с грудного .Регулярные физкультурные занятия и занятия спортом укрепляют общую и дыхательную мускулатуру, увеличивают полезный дыхательный объем легких, способствуют развитию нормального носового дыхания, повышая тем самым сопротивляемость детского организма к острым респираторным заболеваниям.
Оздоровительная, рекреационная и лечебная физическая культура имеет большое значение в реабилитации детей с функциональными нарушениями по дыхательной системе. В профилактике заболеваний имеют большое значение все виды спорта, большое значение имеют общеразвивающие упражнения. В реабилитационном плане большое значение имеют дыхательные упражнения.
Нами проанализировано физическое развитие среднепопуляционной группы детей и часто болеющих детей с повторными заболеваниями по дыхательной системе. Часто болеющие дети имеют существенное отставание по физическому развитию – по характеристике двигательных качеств и по морфологическому портрету. Как правило, это дети астенического типа телосложения, имеют грудной кифоз, поясничный, лордоз, крыловидные лопатки, опущенный плечевой пояс, т.е, имеют существенные нарушения осанки и подвижности грудной клетки.
Особенностью оздоровительной физической культуры для детей с функциональными нарушениями дыхательной системы является дополнительное использование средств и методов реабилитационной, рекреационной и лечебной физической культурой. Их задачи – увеличение вентиляции, улучшение кровообращения и лимфообращения, уменьшение застойных зон и количества спаек, улучшение проходимости воздуха, формирование типа дыхания, механики и механизма управления дыхания.
Экспериментальная часть проводилась не только в нашей школе, но и в детском саду № 150 в старшей и подготовительной группе на протяжении полугода.
Для эксперимента были взяты 2 группы детей третьего класса. Было проведено анонимное анкетирование родителей с целью подробного исследования данной проблемы. Было опрошено 25 семей.
Как часто болеет ваш ребенок гриппом, ОРВИ?
72%- 1-2- раза в год
Есть ли аллергия у Вашего ребенка?
20% - да; 80 % - нет.
Занимается ли Ваш ребенок в спортивной секции ?
32% - да; 68 % - нет.
Как часто Ваш ребенок бывает на свежем воздухе?
36% - регулярно; 28% - систематически ( 3-4 раза в неделю); 36% - только на выходных.
Какие питательные вещества преобладают в рационе Вашего ребенка?
8% - белки; 12% - углеводы (преобладание кондитерских изделий);80% - равное соотношение белков, жиров и углеводов.
Какие средства закаливания использует Ваш ребенок?
4% - обливание; 4% - контрастный душ; 92% - не использует
Выполняет ли ребенок дыхательные упражнения?
16% - да; 84% - нет.
В экспериментальной группе были дополнительно введены дыхательные упражнения (около 10 упражнений за занятие) и увеличен комплекс движений. В контрольной группе занятия шли без изменений.
В экспериментальной группы :
-уменьшились головные боли;
- улучшилась вентиляция легких ;
- значительно уменьшилась заложенность носа;
-Дети начали концентрировать внимание на дыхании, с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.
В общем, укрепились мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей. Увеличилась окружность грудной клетки Также мы увидели позитивную тенденцию в развитии мышц плечевого пояса, улучшилась осанка. В экспериментальной группе было выявлено улучшение двигательных качеств по тестам на гибкость, на выносливость, ловкось в игровой форме. По окончанию эксперимента ожидается уменьшение количества заболеваний ОРЗ.
В контрольной группе было незначительное улучшение двигательных качеств.
Физическая реабилитация часто болеющих детей.
Одними из главных групп упражнений являются:
- общеразвивающие упражнения и упражнения для коррекции и формирования правильной осанки;
- дренажные упражнения. В системе оздоровительной физической культуры большое значение имеет исходное положение тела, которое резко улучшает дренажную функцию;
- релаксационные упражнения с элементами психотренинга.
Особое место занимают дыхательные упражнения – статические, динамические, специальные. Их цель – формирование носового дыхания, формирование полного дыхания, диафрагмального, грудного – верхне-, средне- и нижнегрудного.
Необходимы дыхательные упражнения, обобщенных по анатомическому признаку по частям тела. Например, вдоху способствуют упражнения с выпрямлением туловища, поднятием и разведением рук; выдоху – сгибание туловища, наклоны с фиксацией и подниманием противоположной руки.
Упражнения на экономизацию дыхания снижают отрицательное действие дыхательной недостаточности в период подострых и острых заболеваний. Упражнения на управление дыханием являются главными при приступах бронхиальной астмы.
Правильное дыхание формируется, прежде всего, за счет физических упражнений прикладного характера: ходьба, дозированные восхождения, гребля, плавание, лыжи, игры.
15