Тема самообразования: «Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС»


Мой урок сегодня:
1. Это урок, где ученик не просто изучает новый материал, а имеет возможности реализовать себя, проявив свои способности и задействовать свой потенциал.
2. Это урок открытия нового в каждой конкретной изучаемой области или теме.
Новое – это не только новая информация о чём-то. Это новое приращение ученика. Внешне это может быть его новое стихотворение или новый способ решения задачи, а внутренне – освоенные способы стихосложения или решения задач.
Новое открывается не только для ученика, но и для учителя. Каждый мой урок– никогда не похож на другие. Поурочный план урока может быть одним и тем же для разных классов в параллели, но результаты учеников – всегда новые.
В каждом классе каждый ученик имеет возможность проявить себя по разному, изучая программный материал.
3. Это урок создания образовательной продукции
Принцип продуктивности в образовании – основа успеха человека в жизни. Если ученик научился на уроках создавать образовательную продукцию (стихи, модели, планы, поступки и др.), он и в будущем всегда сможет быть полезен людям, всегда будет «при деле».
И наоборот, если во время учёбы ученику не предлагать ничего создавать, а только изучать готовое, то ничему толковому для реальной жизни его не научишь. В самом деле, кому и зачем нужен «вечный студент», который только изучает чужое? Что проку от развития его «учебно-познавательных способностей»? По жизни требуются творцы и деятели, т.е. те, кто создаёт продукцию или осуществляет деятельность по её созданию в общей цепочке. Продукт – всегда главный элемент. Поэтому и учёба на моем уроке сегодня является средством, а не целью.
К тому же дети всегда больше любят сделать что-то сами, чем смотреть или читать про то, как это сделали другие. И я даю им возможность создавать образовательную продукцию на уроке! Это можно сделать на любом уроке, в любой изучаемой теме
4. Это урок развития компетентностей.
Создавай образовательную продукцию ученики приобретают навыки и умения получения актуального результата.
Например, коммуникативные компетенции путешественника предполагают, что ученик, изучая английский язык, понимает и знает, как воспользоваться языковыми средствами иностранного языка, попав за рубеж.
5. Это урок коммуникаций: урок - диалог, полилог, работа в группах, совместные проекты – это то, что требуется нынешнему ученику уже в школе, а не только в его будущей профессии. Очные или сетевые коммуникации окружают сегодня каждого. Если мы хотим помочь ученику быть успешным в современном мире, мы не можем исключить из урока задачу обучения коммуникациям.
6. Это метапредметный урок.
Для решения учебной задачи используется материал различных учебных предметов и различных сфер жизнедеятельности.
7. Это урок социального учёта, т.е. учета внешних требований, настроений, «духа времени».
8. Это урок, где оценивается только успех.
Если за пример взять оценивание создания бизнес – плана собственной фирмы, то критерии будут следующие: умение представить свой проект, умение аргументировано и грамотно доказать целесообразность появления данной фирмы на рынке товаров и услуг, красочность представляемого материала. Умение проявить коммуникативные умения, использовать языковые средства и навыки оперирования ими.
Мой ученик сегодня:
1. Является равноправным участником образовательного процесса.
2. Планирует, осуществляет, оценивает процесс обучения.
3. Разрабатывает собственный образовательный продукт и выстраивает собственную образовательную траекторию.
4. Умеет слушать, вступать в диалог, отстаивать свою позицию, признаёт отличное мнение.
5. Продуктивно взаимодействует и сотрудничает со сверстниками и взрослыми.
6. Оценивает себя, своё поведение, свою роль и вклад в процессе групповой работы, корректирует свою деятельность.
7. Умеет рефлексировать.
Как же изменилась я, как учитель, какие инновационные методы и приёмы применяю на своих уроках сегодня?
1. На уроке я – психолог и организатор, применяющий новые подходы для развития творчества учащихся и формирования современной личности 21 века.
2. Создавая на уроке эвристические ситуации, я оказываюсь на равных позициях с учеником и наравне с учениками решаю реальные, а не учебные задачи. Мои цели и цели учеников совпадают.
3. Планирование урока или серии уроков нацелено на то, чтобы по окончании темы каждый учащийся создал образовательный продукт: суждения, текст, рисунок, опорный конспект, проектную работу, сказку, рекламу и т.д. Создание такого образовательного продукта способствуют тому, что учащиеся самостоятельно конструируют индивидуальный образовательный процесс.
4. Так как формулировка темы урока – отправная точка для ученического целеполагания, всегда в начале урока даю информативную формулировку темы или план, по которому будет строиться урок.
5. Мною или самими учениками обязательно формулируется проблема урока для создания образовательной напряженности, которая ведёт к активизации познавательной деятельности. Источниками проблем являются интересы и потребности учеников; реально существующее противоречие, представляющее познавательный интерес; затруднение решения задачи или выполнения задания.
6. Задания на уроке строятся вокруг фундаментальных образовательных объектов. Образовательные объекты, выбираемые для составляемого задания, отыскиваю в программе, учебниках, сборниках упражнений, справочниках по предмету. Отрабатываются базовые объекты курса, а не дополнительные или развлекательные элементы.
7. Вся деятельность на уроке направлена на решение одной или нескольких обозначенных проблем.
8. Деятельность учащихся строится с целью самостоятельного получения знаний о реальных объектах. Полученные оригинальные продукты сопоставляются с культурно – историческими аналогами.
9. Развиваются личностные качества ученика: познавательные (любознательность, пытливость, проницательность, увлечённость, сообразительность, умение анализировать и синтезировать материал, склонность к эксперименту и др.); креативные (вдохновлённость, воображение, интуиция, неординарность, изобретательность, чувство новизны, независимость, склонность к риску, прогностичность, знакотворчество и др.);  методологические (умение определять собственные цели, устойчивость в достижении целей, нормотворчество, умение планировать, гибкость и вариативность действий, коммуникабельность, смысловое видение, умение рефлексировать, самоанализ, самооценка и др.)
10. Наиболее высокую оценку за образовательный продукт получает не тот ученик, кто более точно и полно воспроизводит заданное содержание, а тот у кого в работе больше научно - и культурно-значимого отличия от известного продукта.
11. Формы и методы, используемые мною на уроке, направлены не только на создание учащимися образовательной продукции на английском языке, но и на подготовительную и сопровождающую творчество работу: его планирование, оценку, контроль, рефлексию, усвоение базового содержания образования.
Какова же моя собственная система оценивания уровня освоения универсальных учебных деятельностей учащихся?
Это оценивание уровня сформированности и развития следующих способностей и «приращений» учащихся:
Организационно – формальных - способность самостоятельно находить и использовать необходимую информацию; - наличие навыков самоконтроля и взаимоконтроля; - умение формулировать проблему; - умение структурировать и моделировать изучаемый материал; - гибкость мышления; - умение перестроить и переключить поисковую активность; - умение мыслить и самостоятельно делать выводы; - находить новые оригинальные подходы; - получать изящные результаты; красивые решения и удовольствие от обучения; - эффективность действий по получению нового знания в учебных, учебно – проектных и социально – проектных ситуациях.
Предметно – содержательных - «приращение» активного и потенциального словарного запаса; - умение преодолеть трудности нехватки языковых средств; - умение использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников; - умение общаться на иностранном языке в устной и письменной речи; - Умение строить своё речевое и неречевое поведение; - качество созданного образовательного продукта; - умение анализировать языковой материал, построенный на сравнении и сопоставлении культурных реалий различных стран.
Духовно – нравственных - умение ориентироваться и адаптироваться в меняющихся жизненных обстоятельствах; - соблюдение этикетных норм в общении; - проявление нравственных качеств личности; - уважение к другим культурам; - умение работать в «команде», распределяя роли; - умение сотрудничать с учителем и одноклассниками; - проявление прилежания и ответственного отношения к учению.
Каковы же примеры заданий, разработанных мною, формирующих универсальные учебные действия?
1. Для формирования личностных УУД я создаю условия, способствующие осознанию учащимися смысла и роли обучения, осознанию значения деятельности для получения результата.
Примеры заданий:
А) Перед просмотром видеофильма, посмотрите на список новых слов, которые вы в нём встретите. Определите по ним тематику сюжета и вспомните уже известные вам слова и выражения, которые могут встретиться в данном тексте.
Б) Перед тобой два варианта песни на русском и английском языке. Соедини русские слова с их английскими эквивалентами и наоборот.
2. Для формирования познавательных УУД мною разрабатываются задания на самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, на поиск и выделение необходимой информации, на применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; на структурирование знаний; наосознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; на выбор наиболее эффективных способов решения задач; на рефлексию способов и условий действия, на контроль и оценку процесса и результатов деятельности; на определение основной и второстепенной информации; на то, чтобы учащиеся свободно ориентировались и воспринимали тексты художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; на понимание и адекватную оценку языка средств массовой информации; на постановку и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; на умение моделировать; на выработку умений сравнивать, классифицировать объекты, анализировать и обосновывать; на умение формулировать проблемы и самостоятельно создавать способы их решения.
Примеры заданий:
А) Восстанови текст, расположив отрывки в логической последовательности.
Б) Соедини слово в левой половине задания с его синонимом в правой.В) Восстанови интервью, используя только вопросы/ только ответы.
Г) Подготовь стенд, составленный на основе предложенного текста по теме.
3. Для формирования регулятивных УУД осуществляется контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; оценка.
Примеры заданий;
А) Прослушайте или прочитайте предложения и запишите пропущенные в каждом из них слово.
Б) Прослушай слова и запиши уточняющие слова для каждого из понятий. Восстанови исходный набор слов устно или письменно.
В) Заполните таблицу.
4. Для формирования коммуникативных УУД организуется продуктивное общение, взаимодействие и сотрудничество учащихся со сверстниками и взрослыми, в котором они задают друг другу вопросы, выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, управляют поведением партнёра, осуществляют контроль, коррекцию, оценку его действий. Примеры заданий:
А) Составь резюме.
Б) Проведите диспут на тему…
В) Подготовьте текст рекламы для…
Г) Представь бизнес-план собственной фирмы.
Каковы же преимущества деятельностного урока в условиях реализации ФГОС по сравнению с традиционным уроком?
1. Возрастает образовательная продуктивность учащихся, т.к. они участвуют в определении целей обучения, выборе его технологических элементов, в создании личностного компонента содержания образования.
2. Выстраивается личностная система знаний у учащихся, адекватная изучаемому материалу и образовательным стандартам.
3. Повышается учебная мотивация и продуктивность образования школьников.
4. Динамика творческих достижений учеников выше, чем динамика повышения уровня их базовых образовательных нормативов.
5. Творческая активность учеников в большей мере влияет на развитие их личностных качеств, чем на уровень усвоения ими образовательных стандартов: развиваются креативные, когнитивные и оргдеятельностные личностные качества.
6. В учебный процесс включается метапредметное содержания, которое выводит ученика за пределы учебного предмета и приводит к установлению им личностно значимых связей с другими образовательными областями, определяющими целостность содержания его образования.
7. Увеличивается доля открытых заданий, не имеющих однозначно предопределённых решений, увеличивается интенсивность и эффективность развития креативных качеств творчески ориентированных учащихся.

Приложение №1.
Учебные задания для формирования УУД.
Класс: 8
Тема: «Охрана окружающей среды»
Объект задания: Окружающая среда.
Виды деятельности ученика: Чтение с извлечением главных фактов, говорение.
Ожидаемый продукт: Стенд, составленный на основе предложенного текста по теме.
Формулировка задания:
1). Прочти текст по теме «Охрана окружающей среды».
2). Выдели в тексте основные проблемы.
3). Используя изученный ранее языковой материал по теме и проблемы, обозначенные в предложенном тексте, подготовь стенд, отображающий Программу деятельности воображаемой общественной организации по защите окружающей среды.
4).Представь проект Программы, воображаемой вами общественной организации, пользуясь составленным стендом.
Класс: 6
Тема: «Внешность»
Объект задания: Мода
Виды деятельности ученика: Чтение с извлечением основной информации. Заполнение таблицы. Подготовка презентации.
Ожидаемый продукт: Заполненная таблица «Тенденции в российской и европейской моде 50х, 60х, 70х, 80х годов 20-го века». Презентация о модных тенденциях определённого десятилетия 20-го века.
Формулировка задания:
1).Прочитав текст, заполни таблицу по следующему алгоритму: Женская мода десятилетия (причёски, одежда, обувь, аксессуары). Мужская мода десятилетия (причёски, одежда, обувь, аксессуары).
2). Подбери видео ряд к ключевой лексике таблицы.
3). Подготовь презентацию об определённом десятилетии 20-го века и представь её.
3. Класс: 10
Тема: «Загрязнение воздуха»
Объект задания: Воздух в регионе
Виды деятельности ученика: Аудирование видеоролика. Написание тезисов выступления на митинге в защиту окружающей среды. Участие в ролевой игре «Митинг «Защитим воздух в городе»
Ожидаемый продукт: Тексты выступлений на митинге от имени: – городского чиновника, - представителя химической компании, - архитектора химического комбината, - безработного, - эколога, - члена партии «Зелёных».
Формулировка задания:
1).Просматривая видеоролик 1-й раз, выпиши ключевые фразы по теме.
2).Просматривая видеоролик 2-й раз, заполни таблицу недостающей информацией.
3). Используя информацию таблицы, составь тезисы выступления на митинге, выбрав одну из предложенных ролей.

Приложение 2.
Сценарий урока.
Тема урока: «Моя будущая профессия: Создание своего собственного бизнеса».
Класс: 10 Тип урока: Урок моделирования.
Цели урока: Для учителя:
1) ввести учащихся в процесс прогнозирования и планирования деятельности своей собственной фирмы;
2) создать условия для разработки бизнес-плана своей фирмы;
3) пробудить интерес к самостоятельному решению задач.
Для ученика:
1) написать бизнес-план собственной фирмы;
2) подготовить презентацию деятельности и развития своей фирмы.
Оборудование и материалы к уроку: мультимедийная доска, интернет, дидактический материал со структурой бизнес-плана.
Фундаментальные образовательные объекты, в направлении которых планируется деятельность учеников: бизнес-план собственной фирмы.
Главная проблема урока:
1) вовлечение учащихся в общество взрослых;
2) несформированность личной позиции старшеклассника;
3) эмоциональная и личностная открытость друг к другу.
Этапы и виды деятельности учеников с примерной разбивкой времени по минутам:
N п/п Этап урока УУД Формулировка заданий ученикам Деятельность на уроке Время
1 Организационный момент Формирование мотивации к моделированию собственного образовательного продукта Сформулируй домашнее задание по задачам урока. Приветствие. Задачи урока 2 мин.
2 Речевая зарядка Формирование коммуникативной компетенции, готовность отстаивать свою позицию, развитие аналитических способностей. Вырази свою точку зрения и обоснуй ее. Выслушай мнения одноклассников, кратко выскажись без предварительной подготовки на заданную тему. Беседа о видах бизнеса (оказание различных услуг, общественное питание, торговля потребительскими и продовольственными товарами, строительство жилья, туризм, продажа недвижимости, образование, медицина) 10 мин
3 Введение в тему: структура бизнес-плана. Развитие навыков работы с информацией: выделение нужной информации, обобщения и фиксация информации Прослушайте мою лекцию, запишите схему бизнес-план в тетрадь, подчеркнув ключевую лексику Лекция учителя о структуре бизнес-плана с предоставлением ключевой лексики : а) миссия фирма и ее основная стратегическая ориентация; б) виды товаров и услуг фирмы; 3)рынки сбыта продукции и услуг; 4)отличие фирмы от твоих конкурентов; 5) реклама продукции, услуг фирмы. 6) план производства (откуда и как будет создаваться, производиться товар, услуга и как будет доставляться и в каком объеме до потребителя). 7)риски фирмы (социальная нестабильность, конкуренция, инфляция, колебания цен, война, риск транспортировки и тд..) 8)финансы (источник и сумма затраченного финансирования, период окупаемости проекта, будущие доходы). 8 мин.
4 Самостоятельная групповая работа Развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими и умение подготовить устное высказывание с ограничением во времени; создание возможностей самореализации средствами иностранного языка, стремление к самосовершенствованию собственной речевой культуры в целом. Используя подчеркнутую ключевую лексику и структуру бизнес-плана, выберите отрасль деятельности вашей фирмы, аргументируйте свой выбор, составьте собственный бизнес-план, распределите роли в фирме и подготовьте выступление с презентацией собственной фирмы с позиции выбранной вами роли. 1. Выбор отрасли деятельности фирмы. 2.Составление бизнес-плана с использованием представленной учителем ключевой лексики. 13 мин.
5 Презентация собственного образовательного продукта Развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими и умение подготовить устное высказывание с ограничением во времени; создание возможностей самореализации средствами иностранного языка, стремление к самосовершенствованию собственной речевой культуры в целом. Представьте устное выступление перед одноклассниками, учитывая, что у вас 3 минуты для выступления вашей группы. 1. Представление обоснованности и актуальности выбора вида деятельности фирмы. 2. Презентация фирмы по структуре бизнес-плана. 3. Представление своих ролей в фирме 10 мин.
6 Подведение итогов урока. Развитие универсальных способов деятельности с использованием информационных технологий. Подготовьте презентацию своей фирмы в Power Point, рекламные буклеты и способ рекламы. Домашнее задание: Подготовить презентацию своей фирмы в Power Point, рекламные буклеты и способ рекламы 2 мин.
Предполагаемые результаты выполнения заданий учениками: Рекламные буклеты, рекламные слоганы, презентации бизнес-планов в Power Point.
Культурно-исторические аналоги по рассматриваемой проблеме. Ученики находят сходства и отличия своего бизнес-плана с бизнес-планами одноклассников, корректируют, дополняют свой бизнес-план.
Задание ученикам по рефлексии их деятельности. Подготовка рекламных буклетов своей фирмы и презентации.
Формы контроля и оценки результатов урока. Презентация на мультимедийной доске своих образовательных продуктов.
Оценивается: умение представить свой проект, умение аргументировано и грамотно доказать целесообразность появления данной фирмы на тынке товаров и услуг, красочность представляемого материала, умение проявить коммуникативные навыки.
Литература:
Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 5 мая. http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru
Материалы научно-практической конференции "Использование результатов международных сравнительных исследований PISA и TIMSS для повышения качества общего образования ". - Режим доступа: http://www.centeroko.ru/
Степашко Л.А. Философия и история образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений – 2-е изд., дополненное и переработанное. – М.: Флинта, 2003.
Тришина С.В., Хуторской А.В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования // Интернет-журнал "Эйдос". - 2004. - 22 июня. – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2004/0622-09.htm.
Тришина С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 10 сентября. – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-11.htmШунейко А.А., Савелова Е.В. Семиотика: Учебно-методическое пособие для вузов. – Хабаровск, 2003.