Доклад «Роль музыки в формировании разносторонней личности учащихся с особыми образовательными потребностями»


ГБС (К) ОУ «Нижнекамская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа №18 VIII вида»
Доклад на тему:
«Роль музыки
в формировании разносторонней личности учащихся с особыми образовательными потребностями»
Подготовила учитель музыки
Ганицева К.М.
г. Нижнекамск 2014г.
Роль музыки в формировании разносторонней личности учащихся с особыми образовательными потребностями.
Основной задачей эстетического воспитания является оказание оптимальной помощи воспитаннику средствами искусства, природы, эмоционально - личностного общения. Она выражается в нахождении социально значимого увлечения, способствующего формированию стиля и форм поведения, предотвращающего уединение и обособление от общества. Использование средств искусства приводит к созданию условий, способствующих формированию разносторонне развитой личности ребенка согласно его конституциональным особенностям, возможностям и интересам.
Опираясь на изучение личности ребенка, реальных условий его жизни, способов взаимоотношений с окружающим миром, необходимо помочь ему осмыслить свои жизненные задачи, собственную ценность, имеющиеся потенциальные способности.
Музыка, книги, телевидение играют приоритетную роль в сфере интересов детей. Особое место в иерархии художественных ценностей занимает музыка.
Искусство вообще обладает специфическими средствами воздействия на человека.
Характерной особенностью музыки является сильное, тонкое и глубокое воздействие на внутренний мир слушателя, оказываемое как на эмоциональную, так и на интеллектуальную стороны его личности. Музыка сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Более того, доказано, что слушание музыкальных произведений в дородовый период чрезвычайно важно для последующего развития человека. Многократное восприятие лучших образцов музыкального творчества учит ребенка мыслить, чувствовать, переживать настроения, выраженные в художественных образах. Музыка имеет познавательное значение. Благодаря ей, речь детей обогащается словами и фразами, характеризующими настроение, чувства, образы. С ее помощью осуществляется нравственное, эстетическое воспитание, понимание ребенком прекрасного и становление его духовности. Эмоциональная отзывчивость на музыку — одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмпатии как постижением эмоционального состояния другого человека в повседневной жизни, с воспитанием таких положительных качеств личности, как доброта, умение сопереживать другому человеку, желание прийти на помощь.
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ. От первоначального непосредственно восприятия ребенок постепенно переходит к более сложным формам усвоения музыкального произведения. Дети должны самостоятельно определять жанр, форму и характер произведения. Они должны уметь самостоятельно различать и называть произведения, отличать средства музыкальной выразительности – смену темпа, динамику, развитие формы.
В результате обучения на занятиях и вне их вырабатываем у детей умение самостоятельно ориентироваться в музыке. Стараемся привить любовь к ней, умение эмоционально откликаться на нее. Дети охотно делятся впечатлениями о музыке. Иногда их ответы удивляют умением очень тонко уловить характер произведения. Мы поощряем интерес к музыке, развиваем у них желание самостоятельно слушать ее. Для этого помимо занятий организуем детскую самостоятельную деятельность вне занятий.
«ПЕНИЕ». На занятиях мы приучаем детей самостоятельно контролировать качество своего пения и пение своих товарищей, исправлять ошибки. Так во время пения, учим детей внимательно слушать друг друга и если сосед низко интонирует – помогать товарищу, пропевая на ухо. Большое значение надо придать самостоятельному пению без музыкальных сопровождений. Это сложный вид пения, но повседневная и систематическая работа с детьми позволяет преодолеть эти трудности. В повседневной жизни дети начинают самостоятельно подбирать мелодии известных песен или придумывать свои.
«МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ».
В овладении движениями так же наблюдается переход от простейшего исполнения детьми элементов танца и игр к более сложным элементам, к созданию игровых и танцевальных композиций.
Ведь на основе усвоения танцевальных элементов дети смогут самостоятельно дать импровизации
Основным содержанием музыкального произведения являются чувства, эмоции, настроения. В отличие от других видов искусства, таких, как скульптура, архитектура, живопись, музыка обладает возможностью передавать смену настроений, переживаний - динамику эмоций, а также изображать какие-либо конкретные явления действительности — шум волн, завывание ветра, плеск ручья, раскаты грома, пение птиц — путем звукоподражания.В ходе специального музыкального воспитания происходит развитие эмоциональной сферы учащихся. Формирование эстетических чувств служит стимулом для совершенствования положительных качеств личности, в числе которых доброта, отзывчивость, умение сопереживать, сочувствовать другому человеку. Таким образом, происходит переориентация ценностных устремлений умственно отсталых детей от влечений патологической направленности к социально значимым. В процессе музыкального обучения и воспитания наблюдается положительная динамика интеллектуального развития воспитанников. Это выражается в обогащении активного словаря и улучшении мышления.
Музыкальное мышление — это способность проследить за сменой настроений музыки, осмыслить взаимосвязь интонаций, тем, образов, частей, замысел произведения в целом, выразительность музыкальной речи, различить музыкальные средства, передающие содержание. Для этого необходимо иметь определенный музыкальный опыт, знания о музыке; развивать активный музыкальный словарь, с помощью которого можно охарактеризовать произведение, оценить услышанную мелодию, определить форму произведения (количество частей).
Эстетические переживания и эмоции являются основой художественного восприятия. Воспринимая музыку, ребенок интуитивно или сознательно ее оценивает. Оценка музыки — это возникающие в процессе художественного восприятия обобщения, сравнения и ассоциации, происходящие с участием произвольного внимания
Когда музыкальное произведение осознается слушателем, его восприятие углубляется. Эстетическое чувство, которое возникает при восприятии или исполнении музыки, есть признак формирования музыкального вкуса. О его развитости говорит то, какую музыку и как глубоко воспринимает человек. В музыкальном вкусе проявляется единство интеллектуальной и эмоциональной сфер.
Таким образом, можно заключить, что в процессе участия воспитанников коррекционной школы в различных видах музыкальной деятельности при музыкальном восприятии происходят следующие процессы:
Образуются музыкальные представления, включающие запас сведений музыкального содержания (музыкальная интонация, особенности звукообразования и др.); получают дальнейшее развитие мыслительная способность, внимание, сосредоточенность, концентрация памяти.
Развивается эмоциональная сфера, формируются эстетические чувства, отзывчивость на музыку; воспитываются такие качества личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.
Улучшается положительная мотивация поведения, динамика развития сознательной саморегуляции.