ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« РАЗДОЛЬНЕНСКАЯ ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ № 2 ИМ.Л.РЯБИКИ»
РАЗДОЛЬНЕНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ «Раздольненская
школа-гимназия №2 им. Л. Рябики»
_____________ Цисарь Е.Т.
«30» августа 2016 г.

ПРОГРАММА
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО
Составитель –
педагог-психолог
Бобовик И.В.
п. Раздольное
2016г.
Пояснительная записка. 
С сентября 2016 года МБОУ «Раздольненская школа-гимназия №2 им. Л. Рябики» п. Раздольное начала  введение Федерального Государственного Общеобразовательного Стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Приоритетным направлением федерального  образовательного стандарта второго поколения  является реализация развивающего потенциала основного общего  образования, в связи с этим актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, позволило осуществлять в нашей школе процесс обучения, ориентированный на развитие обучающихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье обучающихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.Введение ФГОС НОО существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, посредством организации психологического сопровождения педагогов, обучающихся, родителей на этапе его внедрения, развития психологической культуры всех участников образовательного процесса. Объектом психолого-педагогического сопровождения выступает образовательный процесс на этапе введения ФГОС НОО. Субъектом сопровождения  являются: взрослые (педагоги, родители) и обучающиеся 1-х классов в МБОУ «Раздольненская школа-гимназия №2 им. Л. Рябики»п.Раздольное. Данная модель сопровождения разработана в рамках основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Раздольненская школа-гимназия №2 им. Л. Рябики»п.Раздольное. Общий контроль за реализацией модели психолого-педагогического сопровождения осуществляет директор школы.Текущий контроль возлагается на заместителей директора школы по УВР. Промежуточные результаты работы анализируются на совещаниях при директоре школысогласноплануработы.
В реализации модели психолого-педагогического сопровождения задействованы:- администрация школы,- классные руководители,- медицинский работник школы,- педагог-психолог,
- учитель-логопед,
- социальный педагог,- учителя-предметники. Реализация модели психолого-педагогического сопровождения осуществляется в период 2016 – 2019 г.г.
Принципы модели психолого-педагогического сопровождения:научность – использование научно обоснованных и апробированных в педагогической практике технологий и методик;системность – организация системы работы со всеми участниками образовательногопроцесса;комплексность - совместная деятельность различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: классных руководителей, учителей, педагога-психолога, социального педагога, логопеда,администрацииидр.;превентивность - обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.открытость – последовательное использование ресурсов сетевого взаимодействия и социального партнёрства, открытость мероприятий для педагогических и руководящихработниковОУ, технологичность -  использование современных технологий, интерактивной стратегии в работе;
Цель: Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса на этапе введения ФГОС НОО.
Для достижения цели решаются следующие задачи:1. Организация психолого-педагогического сопровождения педагогов, обучающихся, родителей на этапе внедрения ФГОС НОО;2. Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) обучающихся,родителей,педагогов.3. Обеспечение преемственности в психологическом сопровождении формирования УУД у обучающихся  младшего школьного возраста и обучающихся основной школы.4. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения, подбор методов и средств оценки сформированности универсальных учебных действий.5. Выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии и осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи таким детям.
Основные направления психологического сопровождения обучающихся в рамках введения ФГОС НОО.1.Профилактическоенаправление. Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся,  разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.Психопрофилактическая работа - обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей:· разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач каждоговозрастногоэтапа;· выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;· предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующуювозрастнуюступень.2.Диагностическоенаправление.Выявление особенностей психического развития ребенка, наиболее важных особенностей деятельности, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества. Диагностика может быть индивидуальной и групповой. Этапы индивидуальной диагностики:- изучение обращения к психологу, поступающего от учителей, родителей, учащихся (определение проблемы, выбор метода исследования);- формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности школьника (постановка психологического диагноза);- разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с учащимися, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований.3. Консультативное направление (помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители).Индивидуальное консультирование - оказание помощи и создание условий для развития личности,  способности выбирать и действовать по собственному усмотрению,обучатсяновомуповедению.Групповое консультирование - информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.4.Развивающеенаправление.Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.5.Коррекционноенаправление.Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) – организация работы, прежде всего  с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.Направлено на: уменьшения степени выраженности патологии, ее поведенческие последствия; предупреждение появления вторичных отклонений в развитии; обеспечение максимальной реализации реабилитационного потенциала ребенка.6.Просветительско-образовательноенаправление.Психологическое просвещение и образование - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личностииразвитииинтеллекта.Так же приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологическойкультуре.
Формы работы психолого-педагогического сопровождения в рамках введения ФГОС НОО.
Решение задач психолого-педагогического сопровождения обучающихся не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком. Оно требует организации работы с педагогами и родителями как участниками образовательного процесса.
Работа с обучающимися - Профилактическая работа с учащимися с целью формирования у учащихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья, содействие  формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных компетентностей. - Выявление учащихся группы риска (методом мониторинга), сопровождение одаренных учащихся, находящихся под опекой  и организация индивидуальной  или групповой коррекционно-развивающей работы. - Проведение тренингов  с учащимися по развитию коммуникативных и регулятивных компетентностей, формированию мотивации к учебному процессу. -  Консультирование учащихся (помощь в решении проблем).
Работа с педагогами и другими работниками школы.
- Профилактическая работа с учителями. Существенное место в работе с учителями отводится обучению педагогов установлению психологически грамотной, развивающей системы взаимоотношений со школьниками, основанной на взаимопонимании и взаимном восприятии друг друга. Учителя обучаются навыкам формирования адекватной Я-концепции, эмпатии, разрешения проблем, оказания психологической поддержки в процессе их взаимодействия со школьниками и коллегами. - Консультирование учителей по вопросам совершенствования образовательного процесса (сопровождение индивидуальных образовательных траекторий). -Проведение семинаров, практических занятий, лекцийОжидания и достигаемые цели: просветительная работа, информация по вопросам личностного роста. Диагностический материал, создание комфортной психологической атмосферы в педагогическом коллективе. Индивидуальное проведение диагностических мероприятий.  Повышение психологической компетентности и профилактика профессионального выгорания педагогических кадров.
Работа с родителями.
- Консультирование  родителей по созданию условий, обеспечивающих успешную адаптацию  подростков к средней школе, посвященное психологическим особенностям того или иного вида деятельности. Оно может проводиться как в традиционной форме – групповые и индивидуальные консультации, лекции, семинары,- так и в достаточно новых для системы сопровождения формах совместных семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, в которых принимают участие как родители, так и дети. - Профилактическая работа с родителями с целью обеспечения родителей знаниями и навыками, способствующими развитию эффективного, развивающего поведения в семье в процессе взаимодействия с детьми. В результате их проведения становится возможным формирование групп лидеров из родителей, в дальнейшем активно участвующих в профилактической  деятельности. - Проведение бесед,  лекций, возможность давать рекомендации родителям для успешного воспитания детей учитывая возрастные особенности.
Ожидаемые результаты:
Активное включение в образовательный процесс всех категорий обучающихся.
Создание мониторинга психологического статуса обучающегося.
Разработанные рекомендации помогут оказать помощь в построении индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся и педагогов школы, будут способствовать их личностному росту.
Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей обучающихся.
Своевременное выявление затруднений участников образовательного процесса при переходе на ФГОС НОО.
Создание системы психологического сопровождения по организации психологически безопасной образовательной среды.
План
психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС
начального общего образования
1. Основная диагностическая работа
№ Мероприятия Классы Дата проведения Примечания
1. Изучение интеллектуальной и мотивационной готовности к школе 1-е Сентябрь-октябрь групповое
2. Исследование адаптации обучающихся1-е октябрь групповое
3. Исследование эмоционального состояния 1-е апрель групповое
4. Повторная диагностика 1-е апрель групповое
2. Психокоррекционная работа.
1. Занятие «Зачем мне нужно ходить в школу» с с целью адаптации учащихся к школе и развитию универсальных учебных действий. октябрь Занятие в группе
2. Занятие «Мои друзья в классе» с целью развития коммуникативных навыков, сплочения коллектива. ноябрь Занятие в группе
3. Занятие «Эмоции» с целью развития сопереживания, личностных учебных действий, коммуникативных действий. декабрь 4. Занятие «Мои успехи в школе» с целью развития личностных учебных действий. апрель 5. Занятие «Умею ли я дружить?» с целью развития коммуникативных навыков, сплочения коллектива. март III. Консультации
1. Консультации после собеседования будущих первоклассников Родители
Учителя
зам. дир. по УВР Родители сразу после беседы с ребёнком,
педагогич. коллектив индивидуально
2. Выступление на родительском собрании:
родители учащихся 1-х классов по плану школы групповая консультация
3. Консультации по запросам в течение года IV. Психологическое просвещение и профилактика
1. Выступление «Как подготовить ребёнка к школе?» родители будущих первоклассников по плану школы 2. Выступление «Как помочь первокласснику адаптироваться к школе?» родители 1 – х классов по плану школы 3. Совещание при директоре «Интеллектуальные, эмоциональные особенности учащихся» учителя 1-х классов по плану школы 4. «Динамика состояния адаптации учащихся 1-х классов» учителя 1-х классов по плану школы 5. Выступления на родительских собраниях по различной тематике. родители в течение года по запросу классных руководителей
6. Выступления на ШПМПк: результаты диагностики декабрь 7. Размещение информации на стенде:
- Первый раз в первый класс;
- Азбука для родителей в течение года 8. Размещение информации на школьном сайте в течение года Педагог-психолог ______________ И.В. Бобовик