Модель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса дистанционного обучения в рамках внедрения ФГОС ООО.


Модель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса дистанционного обучения в рамках внедрения ФГОС ООО.
Основными ориентирами для педагогов-психологов в построении собственной стратегии деятельности по психологическому сопровождению внедрения ФГОС ООО можно считать два нормативно-правовых документа: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 г., и Основная образовательная программа образовательного учреждения (ООП), разработанная на основе Примерной ООП основной школы, подготовленной и рекомендованной институтом стратегических исследований в образовании РАО.
Высокие темпы информатизации образования, развитие телекоммуникационных технологий и, в первую очередь, глобальной сети Интернет открывают детям с особыми потребностями множество новых возможностей в получении образования. И, безусловно, одной из наиболее эффективных форм здесь является дистанционное обучение. Именно такая форма образования, позволяющая обучаться в любое удобное время, не выходя из дома, на любом расстоянии от образовательного учреждения, особенно актуальна в работе с детьми-инвалидами, для которых физические заболевания часто являются непреодолимой преградой в получении образования.
Основной особенностью дистанционного обучения детей с ОВЗ является акцент на самостоятельную работу обучающихся, что вызывает наибольшую трудность у школьников. Целью психологического сопровождения специальной (коррекционной) школы является создание системы психолого-педагоги­ческих условий, способствующих успеш­ной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (школе, в семье, медицинском учреждении и т.п.).
В связи с такой системой обучения форма работы с детьми только индивидуальная, т.к. дети учатся, не выходя из дома.
Для педагога-психолога, осуществляющего психологическое сопровождение в классах обучения детей с ОВЗ по ФГОС ООО, системообразующей целью деятельности является создание психолого-педагогических условий реализации ООП. Психолого-педагогические условия реализации ООП ООО в соответствии с п. 25 ФГОС ООО должны:
1. Обеспечивать преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования с учетом специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый. Программа преемственности подразделяется на последовательные этапы: предварительный, основной, заключительный – каждый из которых предусматривает решение определенных задач: подготовка детей к обучению в школе, адаптация к системному обучению и переходу в среднее звено, последующая социализация и обучение с использованием возрастных принципов развития. Направления работы предусматривают мониторинг психологического, интеллектуального и эмоционального здоровья обучающихся с целью сохранения и повышения достижений учащихся в личностном развитии, а также определения индивидуальной психолого-педагогической помощи детям, испытывающим разного вида трудности.
2. Формировать и развивать психолого-педагогическую компетентность участников образовательного процесса. Деятельность педагога-психолога, направленная на повышение психологической культуры педагога через просветительские мероприятия, должна содействовать развитию толерантности и способов саморегуляции, развитию навыков конструктивного общения и эффективного управления образовательным процессом, умению разрешать проблемные ситуации. На основе психологического анализа профессиональной деятельности педагогов психолог консультирует по вопросам дальнейшего совершенствования дидактики обучения в соответствии с ФГОС.
3. Обеспечивать вариативность направлений и форм, а также диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.
К основным видам деятельности педагога-психолога (консультирование, диагностика, просвещение, профилактика, коррекционная работа, развивающая работа) добавляется экспертная деятельность: экспертиза образовательных программ, уроков, профессиональной деятельности учителя, психологической безопасности образовательной среды и др.
К основным направлениям психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ на основной ступени обучения относятся:
– сохранение и укрепление психологического здоровья;
– формирование ценности здоровья и безопасного образа;
– дифференциация и индивидуализация обучения;
– мониторинг возможностей и способностей обучающихся;
– выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями;
– выявление и поддержка одарённых детей;
– работа по социальной адаптации детей;
– психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения;
– обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности.
Педагог-психолог должен принимать участие в планировании и реализации ООП ООО и ряда её составляющих:
– Программы развития универсальных учебных действий
(УУД);
– Программы воспитания и социализации обучающихся;
– Программы коррекционной работы;
– Программы учебно-исследовательской и проектной деятельности, системы оценки достижения планируемых результатов освоения ООП.
Соответственно с этим меняется форма годового плана педагога-психолога, в котором каждый вид деятельности должен быть включен в соответствующий раздел ООП.
Большая важность при этом уделяется программе коррекционной работы, которая направлена на обеспечение психолого-педагогических условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): коррекционную направленность учебно-воспитательного процесса, учет индивидуальных особенностей ребёнка, соблюдение комфортного психоэмоционального режима. Обеспечение специализированных условий предполагает выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности учащихся с ОВЗ.
Программа должна обеспечивать:
1) выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной программы и их дальнейшее сопровождение обучения в образовательном учреждении;
2) реализацию комплексного индивидуально ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса с учётом состояния здоровья и особенностей психофизического развития (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
3) создание специальных условий воспитания, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности; использование специальных образовательных программ, разрабатываемых образовательным учреждением совместно с другими участниками образовательного процесса, специальных учебных и дидактических пособий; соблюдение допустимого уровня нагрузки, определяемого с привлечением медицинских работников; проведение индивидуальных коррекционных занятий; предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь.Педагог-психолог отвечает за обеспечение здоровьесберегающих условий обучения и участие всех детей с ОВЗ в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий. Участие педагога-психолога в развитии способностей обучающихся к исследовательской и проектной деятельности заключается в организации социально-психологических проектов обучающихся, тематических социально-психологических исследований, проведения социологических опросов, психологических акций, конкурсов, больших психологических игр в рамках недели психологии в школе.
Модель психолого-педагогического сопровождения ФГОС ООО.
I этап (V класс) Переход учащегося на новую ступень образования.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся V классов направлено на создание условий для успешного обучения учащихся в среднем звене школы. Особое значение придается созданию условий для успешной социально-психологической адаптации к новой социальной ситуации. По своим задачам этот этап обеспечивается психологическими программами и формами работы с детьми. Главное – создание в рамках образовательной среды психологических условий успешной адаптации. Проводится фронтальная и индивидуальная диагностика. Ее результаты заносятся в «Индивидуальные карты учащихся» и «Итоговые бланки аналитических отчетов». Таким образом, создается банк данных об интеллектуальном и личностном развитии, о формировании УУД учащихся. Диагностика проводится по запросу педагогов или родителей учащихся. Комплекс методик обследования адаптационного периода включает в себя наиболее показательные для адаптации процессы: мотивация учения, самочувствие, тревожность. В рамках данного этапа (с сентября по май) предполагается:
1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на изучение уровня психологической адаптации учащихся к учебному процессу.
2. Проведение консультационной и просветительской работы с родителями пятиклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями адаптационного периода детей с ОВЗ.
3. Проведение индивидуальных консультаций с педагогами по выявлению возможных сложностей в формировании УУД и реализации ФГОС. Данное направление позволяет направить работу педагогов на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников с ОВЗ.
4. Коррекционно-развивающая работа проводятся в индивидуальной форме. Задача – настроить обучающихся на предъявляемую основной школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение, сформировать у учащихся коммуникативные навыки, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказать помощь учащимся в усвоении школьных правил.
5. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ по ФГОС ООО, планирование работы на следующий год.
II этап. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся VI–VIII классов.
1. Работа по сопровождению VI–VIII классов определяется запросом со стороны родителей учащихся и администрации образовательного учреждения.
2. Реализация решений итогового консилиума, проведенного в конце года в 5 классе.
3. Углубленная диагностика УУД совместно с педагогами.
4. Коррекционно-развивающая работа по формированию УУД.
III этап. Психолого-педагогическая экспертиза уровня сформированности УУД учащихся IX классов.
В рамках этого этапа предполагается:
1. Проведение психолого-педагогических элективных курсов, направленных на самоопределение подростков и выбор ими дальнейшего образовательного маршрута (индивидуально).
2. Проведение профильных элективных курсов.
3. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение у учащихся уровня сформированности универсальных учебных действий; готовности к выбору индивидуального образовательного маршрута при завершении обучения в IX классе.
4. Проведение индивидуальных и групповых консультаций родителей.
5. Организация и проведение МО по готовности к выбору учащимися индивидуального образовательного маршрута.
Становится очевидным, что для реализации требований стандартов необходима активная содержательная работа социально-психологических служб образовательных учреждений. Основой системы психологического сопровождения является единство требований, предъявляемых ребенку в школе, семье, обществе, а эффективность всей деятельности педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения развития учащихся в процессе образования будет зависеть от совпадения целей и задач, решаемых психологической и методической службами школы, взаимодействия с административным звеном. Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с помощью Интернет-технологий помогает формировать новое образовательное окружение, в котором дети смогут реализовать свой потенциал и получить качественное образование. Новая среда обучения открывает им возможности практиковать свои навыки работы с Интернет и компьютерными технологиями, что оказывает влияние на их развитие и дальнейшую профессиональную ориентацию.