Метапредметный подход при формировании универсальных учебных действий школьников.

Подготовила
заместитель директора по УВР
МБОУ СОШ №14
г. Мончегорска
М.Ю. Арашкевич
Метапредметный подход при формировании
универсальных учебных действий школьников.
Сегодня очень часто наши дети, изучая один и тот же материал на отдельных учебных предметах, не могут сформировать единое представление о понятии, сопоставить алгоритм решения задач. Увидеть мир в целостности поможет ученику метапредметный подход в обучении.
Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов.
Программа формирования универсальных учебных действий направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего образования, развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию. Всё это достигается путём как освоения обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, так и сознательного, активного присвоения ими нового социального опыта.
Таким образом, универсальные учебные действия определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.[1, с.37]
Понятие «универсальные учебные действия»
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Относительно образовательного процесса достижение умения учиться предполагает освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться является существенным фактором как освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, а также личностного развития и саморазвития школьников.
Функции универсальных учебных действий:
-обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
-создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность личностного и познавательного развития школьника; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.
Виды универсальных учебных действий
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.
Я не буду останавливаться на характеристиках видов УУД, отмечу только, что развитие системы УУД осуществляется в рамках возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и логикой возрастного развития. Например:
-из общения и сорегуляции развивается способность ребёнка регулировать свою деятельность;
-из оценок окружающих и в первую очередь оценок близких людей формируется представление о себе и своих возможностях, появляется самооценка;
-из познавательного общения формируются познавательные действия ребёнка.
Таким образом, содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе.
Познавательные действия в свою очередь оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так же на становление личностных действий учащегося.
По мере становления личностных действий ребёнка функционирование и развитие коммуникативных, познавательных и регулятивных действий претерпевает значительные изменения. Регуляция общения, кооперации и сотрудничества проектирует определённые достижения и результаты ребёнка, что вторично приводит к изменению характера его общения и Я-концепции.
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе
1) определяет его содержание, организацию и эффективность (в том числе социальной и личностной компетентности);
2) происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.
При подготовке к уроку удобно использовать различные технологические карты, в которых планируются и отслеживаются результаты сформированности УУД. Причем эти карты могут составляться как на урок, так и на изучение какого-либо раздела (несколько уроков).
Мы в коллективе проанализировали несколько карт и вывели для себя наиболее удобный и менее трудоемкий вариант. Сколько бы разделов в разных картах не предлагалось, и как бы они не классифицировались по типу урока, учителю необходимо планировать свою деятельность на уроке и деятельность учащихся. Исходя из этого, в коллективе используются 2 вида технологических карт, практически идентичных.
Тема
Этапы урока/цели
Задание/деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
Результат









Основные этапы организации учебной деятельности
Содержание педагогического взаимодействия


Деятельность учителя
Деятельность обучающихся



Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная


Таким образом, подводя промежуточные итоги работы по данной теме, были сделаны следующие выводы:
- МБОУ СОШ №14 созданы необходимые условия реализации метапредметного подхода при формировании УУД в1-5 классах;
- ведется работа по созданию диагностического инструментария мониторинга формирования УУД;
- выбранная технологическая карта урока метапредметного подхода при формировании УУД.
Формирование и развитие системы универсальных учебных действий является необходимым механизмом, который обеспечит целостность общекультурного, личностного и познавательного развития школьника, а также преемственность всех ступеней образовательного процесса.

Литература:
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. 151 с.
Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС: Методическое пособие/Под ред. Н.Н.Деменевой. – М.: АРКТИ, 2013.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос.Федерации.-М.:Просвещение,2010.-31с.-(Стандарты второго поколения).