Метод проектов как средство гуманизации и экологизации школьного образования.


Рассохина Е.В
учитель географии-биологии 1
квалификационной категории,
МБОУ «СОШ №134»
Метод проектов как средство гуманизации и экологизации
школьного образования.
Реализация идей гуманизации и экологизации образования требует изменения подходов к содержанию образования.
Под гуманизацией и экологизацией образования можно понимать создание благоприятных условий для развития личности ребёнка, более успешной его социализации, путем приобретения новых интеллектуальных качеств (способность учиться на собственном опыте и опыте других) и овладения проектировочных умений.
Содержание образования в предмете «география» должно быть ориентировано на «погружение» ребенка в реальное социоприродное окружение, в жизненный мир и жизненные проблемы, что обеспечивает становление мировоззренческого отношения индивида, в активный личностный поиск способов жизнедеятельности в мире, отвечающих достижению гармонии с окружающим миром.
Поэтому важен переход от технологий репродуктивного характера к технологиям творческого характера, связанных с изменением социального опыта. Решению данной задачи, наиболее полно отвечает метод проектов или технология проектного обучения. Проект - это предварительный, предположительный текст какого-либо акта, документа. Метод - это целенаправленная учебная деятельность с определенной целью, по определённой программе для решения учебных, поисковых, исследовательских, практических задач на предметной основе. Учебный проект - это творческая, в значительной мере самостоятельная деятельность учащихся, подразумевающая:
поиск информации необходимой для реализации идей проекта или вспомогательных задач, анализ и обобщение собранного материала;
выработку гипотез собственных исследований, экспериментальную проверку или сбор экспериментальных данных, теоретическое обоснование выдвигаемых идей;
социально значимую практическую деятельность по результатам проведенных исследований, отражающих личностно-индивидуальную позицию.
Главные идеи проектной деятельности заключаются в следующем:
с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана свободно;
деятельность строится не в русле учебного предмета, а на метапредметных связях;
она основана на сиюминутных увлечениях детей;
- истинное обучение никогда не бывает односторонним и др.
Метод проектов имеет преимущества перед традиционными методами обучения и многими современными педагогическими технологиями:
Он дает возможность организовать учебную деятельность учащихся, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой, между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Реализуется идея профессиональной ориентации на всех уровнях обучения.
Создание системы проектов в средней школе инициируется желанием найти такие формы организации учебного процесса, которые позволяли бы погрузить учащихся в процесс обучения и повысить эффективность учебного процесса, создавая возможности реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.
Моделировать обстановку реальной и профессиональной деятельности.
Решить поставленные задачи в заданный срок.
Учащиеся с интересом работают над проектами, ответственно относятся к их защите и с энтузиазмом соревнуются в конкурсе на лучшие проекты.
Процесс реализации проектного метода способствует взаимодействию с методическими структурами, специалистами в различных образовательных областях.
Результатом итогов внедрения проектной методики является повышение уровня активности школьников и качества знаний учащихся в предметных областях.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. Чаще всего темы проектов относятся к какому-либо практическому вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем требующему привлечения знаний учащихся не только по одному предмету, но и по другим естественнонаучным и гуманитарным дисциплинам. Например, «Исследование состояния сосен микрорайона» (химия, биология, экология). Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.
Проектно-ориентировочная деятельность делится на 3 вида:
Интеллектуально - эвристические проекты направлены на поиск, анализ и личностную оценку знаний, накопленных человечеством. Ученики могут проявить свою волю в решении проблем, убедиться в том, что они являются членами общества.
Практические проекты связаны с удовлетворением специфических свойств личности, направленных на материальное, словесно - образное или образное выражение своих мыслей. Ученики получают возможность реализовать свои творческие потребности путем создания моделей предметов, пьес, картин.
Комплексные проекты отличаются повышенной сложностью, требуют солидной подготовки, имеют существенную дидактическую ценность.
Интегрированные естественно - научные проекты чаще всего бывают:
Исследовательские, имеют четко обозначенную исследовательскую проблему. Например, проект «Экологические проблемы города»;
Практико - ориентированные, требующие привлечения научных методов и обязательной интегрированности знаний. Например, проекты «Состояние воздушного бассейна в микрорайоне школы», «Исследование состояния почв микрорайона»;
Информационные, направленные на сбор-информации о каком - то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и отображение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Например, проект «История строительства моста через р.Обь г.Новосибирске».
Очень часто все виды проектов можно объединить, работая над одной проблемой. Именно так возникают комплексные проекты, которых принимают участие учащиеся 5-11 классов.
Организация образовательного процесса на основе проектирования.
Во-первых, позволяет создать более благоприятные условия для развития личности школьника через разнообразные виды деятельности. Во-вторых, взаимодействие со сверстниками, жителями микрорайона, учителями во время работы над проектом способствует социализации ребенка. В-третьих, метод проектов позволяет организовать единую систему воспитательной работы.
В результате работы над проектами школьники овладевают системой проектировочных умений и приобретают новое интеллектуальное качество - способность учиться на собственном опыте и опыте других.
Все это в целом способствует гуманизации и экологизации образования.
В практике своей работы одним из ведущих методов, которые позволяют мне достичь высоких результатов, являются метод проектов.